Обсуждается проблема соотношения профессионально важных качеств и разноуровневых свойств интегральной индивидуальности. Рассмотрены вопросы соотношения профессионально важных качеств, способностей, задатков и опыта, а также взаимодействия разноуровневых свойств интегральной индивидуальности в структуре профпригодности.
PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES IN WAY INTEGRAL STUDIES OF INDIVIDUALITY.pdf Проблема профессионально важных качеств представляет интерес как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку имеет отношение к проблемам интегральной индивидуальности, способностей и задатков и вместе с тем к проблемам профессиональной пригодности, профессионального отбора и профессиональной подготовки. Профессионально важные качества (ПВК) традиционно рассматриваются в психологической литературе как качества, необходимые человеку для успешного решения профессиональных задач, при этом спектр этих качеств достаточно широк - от природных задатков до профессиональных знаний, получаемых в процессе обучения. Так, А.К. Маркова считает, что функцию ПВК выполняют психические процессы (мыслительные, речевые, сенсорные, мнемические), психические состояния, мотивы и отношения, профессиональные способности, профессиональное сознание. Более широкую трактовку понятия ПВК, выходящую за пределы психологических характеристик, мы находим у В.Д. Шадрикова и В. А. Бодрова. В. Д. Шадриков считает, что в функции ПВК могут выступать общесоматические (конституциональные) и нейродинамиче-ские свойства человеческого организма, свойства психических процессов, направленности личности, ее потребности, интересы, мировоззрение и убеждения, моральные качества [8. C. 119-120]. В. А. Бодров рассматривает ПВК как «совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые определяют успешность обучения и реальной деятельности... конкретный перечень этих качеств для каждой деятельности специфичен (по их составу, по необходимой степени выраженности, по характеру взаимосвязи между ними) и определяется по результатам психологического анализа деятельности и составления ее профессиограммы и психограммы» [1. С. 223]. 110 Проблема профессионально важных качеств Из сказанного видно, что в состав ПВК входят разноуровневые свойства индивидуальности, нашедшие отражение в учении об интегральной индивидуальности: особенности личности, особенности психических процессов человека, психодинамические и нейродинамиче-ские свойства. Одним из важных моментов в проблеме соотношения ПВК и разноуровневых свойств интегральной индивидуальности является проблема соотношения способностей и ПВК, в которой выделяются разные аспекты. Е.П. Ильин считает, что в процессе овладения профессиональным мастерством каждая способность, реализуясь в конкретных действиях, превращается в профессионально важное качество [3. C. 42]. Более детализированно процесс формирования ПВК рассматривает В.Д. Шадриков [8. C. 97-98]. Он отмечает, что переход от психического свойства к профессионально важному качеству, осуществляемый в процессе становления психологической системы деятельности, происходит путем перестройки операционных механизмов психических свойств в оперативные. Существенным аспектом соотношения ПВК и способностей является их связь с успешностью деятельности. В исследованиях Б.М. Теплова, В.С. Мерлина, В.Н. Дружинина, В.А. Бодрова, А.К. Марковой и др. в качестве главного отличительного критерия способностей выделены успешность деятельности, скорость и легкость овладения ею. Однако ясно, что такая успешность зависит не только от способностей, но и от других качеств, имеющих как наследственный, так и приобретенный характер. В связи с этим встает вопрос о рассмотрении задатков в контексте проблемы ПВК. Так, исследования, проведенные в лабораториях В.С. Мерлина, Е.А. Климова, К.М. Гуревича, показали, что свойства нервной системы отчетливо проявляются в стиле деятельности. Эти свойства, имеющие наследственную природу, выступают как задатки способностей, характеризующих различные динамические аспекты деятельности и поведения: способностей к быстрому выполнению заданий, быстрому переключению с одного вида деятельности на другой, распределению внимания, выполнению монотонных действий и т.д. [3. С. 42; 4. C. 114; 5. C. 22]. Результаты исследований позволяют рассматривать свойства нервной системы как основу формирования ПВК, поскольку они выступают как задатки различных способностей. Влияние свойств нервной системы на успешность деятельности более отчетливо прослеживается в профессиях с жесткими требованиями, нежели в других видах деятельности, предполагающих формирование разных стилей, в результате использования которых происходит компенсация недостаточно выраженных особенностей деятельности более выраженными. При изучении способностей в рамках учения об интегральной индивидуальности не только рассматриваются связи специальных спо 111 № 47 Сибирский психологический журнал 2013 г. собностей с разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности, но и в структуре самих способностей выделяются свойства разных уровней индивидуальности: свойства личности и свойства индивида, включающие в себя свойства темперамента и особенности психических процессов [6. С. 54]. Связь ПВК с успешностью деятельности отчетливо свидетельствует и о тесной связи ПВК и профессиональной пригодности. В психологической литературе отмечается, что профессиональная пригодность, определяемая совокупностью индивидуальных особенностей человека, влияет на успешность освоения деятельности и эффективность ее выполнения. ПВК, обеспечивающие успешность деятельности, выступают как определяющая характеристика профпригодности. Достаточно полную характеристику профпригодности в содержательном плане дает В. А. Бодров [1. C. 22-23]. Он отмечает, что профессиональная пригодность определяется совокупностью таких характеристик, как профессиональная мотивация, общая и профессиональная подготовленность, уровень функциональной готовности и резервов организма, уровень развития анализаторов и физических качеств, актуальных для данной деятельности, состояние индивидуально-психологических функций организма. В данной характеристике профпригодности речь идет не только о выходе за пределы способностей (в состав профпригодности включены мотивация и опыт), но и об интеграции разноуровневых свойств индивидуальности. В общем плане с данной характеристикой профпригодности согласуются положения К. М. Гуревича относительно 4 факторов, обусловливающих профпригодность: социально-экономического, социально-психологического, собственно психологического и дифференциально-психофизиологического [2. C. 19]. Таким образом, можно говорить о том, что профпригодность обеспечивается системой ПВК и выступает как интегрирующая характеристика этой системы. В изложенном выше материале не только констатируется тесная связь ПВК и профпригодности с проблемой способностей, но и обозначен ряд других характеристик индивидуальности, выходящих за пределы способностей. Это отчетливо видно в систематизированной характеристике ПВК, данной Ю.П. Поваренковым [7. С. 174]. Опираясь на данные, представленные в работах Б.Г. Ананьева, В.С. Мерлина, Е.А. Климова, А. К. Марковой, В. Д. Шадрикова и других психологов, он выделяет 5 подструктур индивидуальных качеств, способных выступать в качестве ПВК: профессиональную направленность, профессиональный опыт, профессиональную одаренность, профессиональное самосознание, свойства (качества) личности (характер, темперамент). По мнению автора, профессиональные способности, к которым относят общие и 112 Проблема профессионально важных качеств специальные профессиональные, совместно с профессиональными умениями и привычками являются основой для формирования профессионально важных качеств личности, при этом происходит изменение качества взаимосвязей между способностями, меняются старые и возникают новые. На наш взгляд, важным в данной характеристике ПВК является указание на взаимосвязь ее компонентов и изменения характера связей между ними. Ю.П. Поваренков, подразделяя ПВК на профессионально важные (ПВК) и профессионально значимые (ПЗК), отмечает, что в качестве профессионально важных выступают профессиональные знания, умения и профессиональные способности, а в качестве профессионально значимых - профессиональные интересы, установки, черты характера и ряд других [7. С. 176]. На основании проведенных эмпирических исследований автор делает вывод о том, что ПВК формируются как интегральные системные качества, а их высокая продуктивность определяется различным сочетанием индивидуальных свойств субъекта труда. Таким образом, автор характеризует ПВК - ПЗК как системные качества и рассматривает продуктивность деятельности в связи с сочетанием индивидуальных свойств субъекта [Там же. С. 185-186]. Эти идеи согласуются с положениями теории интегральной индивидуальности, касающимися взаимодействия в структуре индивидуальности разноуровневых свойств. В рамках теории интегральной индивидуальности получены данные, свидетельствующие о том, что взаимодействие разноуровневых свойств выступает как саморегуляция деятельности [9. С. 103]. В процессе этого взаимодействия, по мере совершенствования деятельности, возрастает роль свойств личности как свойств вышележащего уровня индивидуальности. В частности, выявлено, что свойства личности выполняют регулирующую роль в отношении проявлений темперамента и нервной системы, как свойств нижележащих уровней (в частности, в плане коррекции нежелательного проявления таких свойств, как торопливость, чрезмерная медлительность и т. д). При этом встает вопрос об оказании помощи учащимся со стороны обучающего в плане осознания ими особенностей своей деятельности и создания установок на ее совершенствование. Следовательно, говоря о роли тех или иных характеристик индивидуальности в качестве ПВК, важно оценивать их разносторонность, выделяя в них позитивные и негативные аспекты, и корректировать нежелательные проявления этих качеств. Применение идеи интегральной индивидуальности к проблеме ПВК имеет эвристическое значение и позволяет выделить в этой проблеме такие новые аспекты, как интегративное проявление разноуровневых свойств в структуре ПВК, регулирующее влияние свойств вышележащих уровней индивидуальности на проявления нижележащих, разноаспектный характер проявлений свойств индивидуальности в деятельности. 113 № 47 Сибирский психологический журнал 2013 г. Все вышеизложенное свидетельствует о тесной связи проблемы ПВК и теории интегральной индивидуальности. Теория интегральной индивидуальности через призму проблемы способностей позволяет выделить разные аспекты, затрагивающие специфику связей ПВК с разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности, а также проблему отбора разноуровневых характеристик интегральной индивидуальности в связи с требованиями деятельности. В связи с этим встает задача изучения перехода тех или иных характеристик субъекта в структуру ПВК. В плане дальнейшей разработки проблемы ПВК возникает необходимость ответить на ряд вопросов, в частности: - какие свойства интегральной индивидуальности, выступают в качестве ПВК? - как эти свойства взаимосвязаны друг с другом? - свойства какого уровня интегральной индивидуальности преимущественно представлены в системе связей ПВК в разных видах деятельности? В качестве особого вопроса в проблеме ПВК выступает вопрос о составе ПВК применительно к профессиям разных типов, в том числе к профессиям работников железнодорожного транспорта. Выводы: 1. Исследования разных авторов позволяют характеризовать ПВК как свойства, относящиеся к разным уровням интегральной индивидуальности, начиная от социально-психологических характеристик и заканчивая свойствами организма. 2. В характеристике структуры ПВК отчетливо выделяются следующие аспекты: - ПВК правомерно рассматривать как взаимодействие разноуровневых свойств человека; - в этой структуре свойств выделяются группы качеств, относящиеся: а) к способностям; б) задаткам; в) элементам опыта: знаниям, умениям, навыкам; - в качестве ПВК как способностей выступают, с одной стороны, свойства личности (отношения личности, интересы и склонности), с другой - свойства индивида (свойства темперамента и особенности психических процессов). 3. ПВК образуют определенные системы, при этом сочетания качеств и связи между ними зависят от характера деятельности.
Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М. : Наука, 1982. 184 с.
Щукин М.Р. Индивидуальный стиль и интегральная индивидуальность: проблемы и подходы // Психологический журнал. 1995. Т. 16, № 2. С. 103-113.
Поваренков Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления лично сти. Ярославль : КАНЦЛЕР, 2008. 200 с.
Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание : учеб. по собие к спецкурсу «Основы психологии личности». Пермь : ПГПИ, 1990. 108 с.
Иоголевич Н.И. Психология личности и деятельности менеджера. Челябинск : По лиграф-Мастер, 2005. 254 с.
Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М. : Педагоги ка, 1986. 256 с.
Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб. : Питер, 2008. 428 с.
Гуревич К.М. Психофизиологические вопросы становления профессионала. М. : Советская Россия, 1974. 272 с.
Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М. : ПЕР СЭ, 2001. 511 с.