ПРОЯВЛЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ОБЩЕЙ ОДАРЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ | Сибирский психологический журнал. 2013. № 48.

ПРОЯВЛЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ОБЩЕЙ ОДАРЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ

Рассмотрены проявления общей одаренности учащихся профильных классов в контексте их готовности к профессиональному самоопределению. Представлены результаты исследования планов старшеклассников относительно получения высшего профессионального образования; мотивов, которыми они руководствуются при выборе вуза, а также показаны области научных интересов и наличие опыта научно-исследовательской деятельности учащихся как проявление потенциала их общей одаренности.

MANIFESTATION POTENTIAL GENERAL ENDOWMENTS PUPILS OF THE SENIOR CLASSES, ARE TRAINED IN SPECIALIZED CLASSES.pdf В современной психологии одаренность начинает просматриваться как интегральная (эмерджентная) характеристика человека, определяющая его способность генерировать новые формы мышления, поведения и деятельности, эффективно переструктурировать ментальный опыт в соответствии с новыми задачами и обеспечивать режим саморазвития как стратегический фактор жизнеосуществления [3]. Психолого-образовательный контекст проблемы развития одаренности и работы с одаренными детьми начинает приобретать сегодня особую актуальность в связи с запросами к системе образования со стороны реального сектора экономики, бизнеса, социальных практик. Как показывает целый ряд специальных проектов, направленных на решение данной проблемы, значимой характеристикой образовательного ресурса является отлаженная система взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования с присущей им спецификой дидактических, воспитательных и развивающих компонентов, связанных между собой принципом непрерывности образования [4]. Одним из направлений реализации психолого-образовательного сопровождения моделей взаимодействия школа - вуз является профориентационная работа, проводимая психологической службой Томского государственного университета и направленная на формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников является одной из ключевых в развитии личности. Она рассматривается в неразрывной связи с выбором жизненного пути, жизненным самоопределением [1]. Реализация профориентационной работы психологов ТГУ со старшеклассниками осуществляется по следующим направлениям: Диагностическое сопровождение, включающее в себя диагностику сформированности профильных интересов старшеклассников, их личностных качеств, особенностей, необходимых для самореализации в определенной сфере деятельности. Ежегодно профориентационное тестирование проходят более 300 старшеклассников. Образовательное сопровождение, направленное на обучение технологии построения индивидуальных образовательных траекторий и карьерных планов, реализуется на базе ИДО ТГУ [2]. Тренинговое сопровождение развития коммуникативных навыков, рефлексивных способностей, мотивационной готовности старшеклассников к профессиональному выбору; навыков целеполагания и целедостижения; навыков самоорганизации. Консультационное сопровождение, заключающееся в оказании психологической помощи учащимся в ситуации возникновения затруднений в процессе профильного самоопределения. В 2012 г. было проведено социально-психологическое исследование, целью которого стало изучение готовности старшеклассников, обучающихся в профильных классах, к поступлению в вуз. Выбор учащихся именно профильных классов был неслучаен, так как предполагалось, что именно при определении профиля обучения проявляется их предметная одаренность. Введение профильного обучения в отечественном образовании строилось на двух основополагающих факторах: необходимости построения индивидуальной образовательной траектории для конкретного обучающегося с учетом его способностей и задатков и сформировавшейся в данный исторический момент потребности общества в подготовке будущих специалистов определенного профиля [5]. В качестве метода исследования использовался анкетный опрос, позволивший получить информацию о планах старшеклассников относительно дальнейшего развития своей «предметной одаренности». Вопросы анкеты были направлены на изучение планов старшеклассников относительно поступления в вузы; основных мотивов, которыми руководствуются старшеклассники при выборе вуза; определение области научных интересов учащихся старших классов профильной школы; получение информации об опыте участия школьников в научных событиях (конференциях, проектах), а также о том, каким образом они готовятся к поступлению в вуз. В анкетировании приняли участие 1702 учащихся 10— 11-х профильных классов школ г. Томска, из них 990 учеников 10-х классов и 712 - одиннадцатиклассников. Распределение учащихся по профилям обучения представлено на рис. 1. 0% 10% 20% 30% 4 0% Рис. 1. Профили обучения старшеклассников Старшеклассники школ вправе выбирать профиль обучения согласно собственным предпочтениям и тем образовательным программам, которые предлагают конкретные образовательные учреждения. В связи с многообразием профилей в показатель «другие профили» (см. рис. 1) вошли группы ребят, обучающихся в лингвистических классах, архитектурно-художественных, естественно-математических, лингвоуправленческих, социально-лингвистических и др. Готовность к профессиональному выбору формируется тогда, когда оценены свои способности и возможности, содержание выбранной профессии, востребованность данной профессии на рынке труда и готовность овладевать необходимыми для данной профессии знаниями и умениями. В связи с этим планирование старшеклассников поступления в вуз можно рассматривать как показатель готовности продолжить свое образование. В результате анкетного опроса были определены предпочтения старшеклассников относительно выбора вуза. Необходимо отметить, что Томск - студенческий город, в котором насчитывается более десятка учреждений высшего образования, в том числе 6 государственных университетов, два из которых (ТГУ и ТПУ) имеют статус «национальный исследовательский». Поэтому не случайно, что абсолютное большинство старшеклассников, обучающихся в профильных классах, намерены продолжить свое образование в высшей школе. Встречаются лишь единичные ответы выпускников, которые не планируют поступать в вуз: «пойду служить в армию» (2 чел.), «в школу милиции» (3 чел.), «автодорожный техникум» (1 чел.). Старшеклассникам было предложено определить, какие именно вузы они считают наиболее отвечающими их интересам и потребностям. Почти половина выпускников (47%) первыми по приоритету выбирают Томский государственный университет, затем - Томский политехнический университет (34%). Практически все старшеклассники указывали несколько вариантов. Распределение выборов старшеклассников по приоритетам можно увидеть на рис. 2. Другой город, в т.ч. и иностранные вузы I 1-е место 12-е место .3-е место 0% 10% 20% 3 0% 40% Б 0% Рис. 2. Планы старшеклассников относительно выбора вуза Обращает на себя внимание тот факт, что 9% старшеклассников, несмотря на серьезный научный потенциал томских вузов, планируют поступление в вузы других городов, в основном это Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и Омск. 18 десятиклассников хотели бы учиться за пределами России (Германия, Чехия, Англия). Среди выпускников школ (11-й кл.) всего 2 человека хотели бы поступить в иностранные университеты. Также следует отметить и некоторые различия в ответах учащихся 10-х и 11-х классов: выпускники чаще указывают конкретные образовательные учреждения (например, «МГИМО», «СПбГУ», «РАТИ»), в ответах же десятиклассников встречаются фразы: «ещё не определился, «в Москве», «за границей» и т.п. В рамках исследования важно было установить, какими мотивами руководствуются старшеклассники при выборе вуза, факультета. С этой целью им было предложено определить по степени значимости факторы, способствующие выбору факультета, специальности. Полученные результаты представлены на рис. 3. Посещаюспецкурсы по подготовке к ЕГЭ и олимпиадам Самостоятельно изучаю икольные предметы более углубленно Занимаюсь с репетитором Активно участвую в школьных, городских, областныхолимпиадах и конференциях Активно участвую в школьных, городских, областных соревнованиях и конкурсах{спортивных,.,. 111-й класс ■ 10-й класс Рис. 3. Факторы, способствующие выбору факультета, специальности Полученные результаты несколько отличаются у учащихся 10-х и 11-х классов. Если для выпускников наиболее значимыми факторами при выборе факультета выступают интерес к выбранной специальности, возможность удачной карьеры, трудоустройство выпускников, высокий уровень зарплаты, статусный рост, а также уровень качества образования, что свидетельствует о внутренней мотивации и планировании своего будущего с учетом получения качественного образования, то для десятиклассников пока наиболее важным является внешний фактор - престиж и известность вуза, в то время как «интерес к выбранной специальности» указывается на 7-м месте из 12. Необходимо отметить, что такие факторы, как «желание приносить пользу обществу, людям» и «готовность вести научноисследовательскую деятельность», являются для старшеклассников менее значимыми при выборе факукультета, специальности. Тем не менее результаты анкетирования свидетельствуют о проявлении учащимися способности к научно-исследовательской деятельности. 319 учащихся 10-х классов (32% от общего числа опрошенных) и 267 учащихся 11-х классов (37 % соответственно) указали, что имеют опыт участия в научных проектах, олимпиадах и конференциях международного, всероссийского, городского и регионального уровня. Наибольший исследовательский интерес представляла для нас информация об области научных интересов учащихся старших классов школ как проявления их потенциальной предметной и общей одаренности. Обращает на себя внимание тот факт, что значительная часть школьников, обучающихся в классах физико-математического и информационно-технического направления, помимо профильных наук, указывают и другие в качестве интересующих научных областей (рис. 4). Так, почти каждый третий десятиклассник (23 и 28% соответственно) увлекается искусством. Социальные и гуманитарные науки как значимые для себя отмечают примерно по 20% учащихся физикоматематического и информационно-технического профилей обучения. Математика Физика Информационные технологии Экономические науки Искусство Социальные науки Гуманитарные науки Естественные науки (биология, химия) ■ физико-технический Цинформационно-технологический Рис. 4. Области научных интересов учащихся физико-математического и информационно-технического профилей Та же картина наблюдается и среди учащихся гуманитарного и социально-экономического профилей (рис. 5): кроме профильных наук, их интересуют математика (16 и 28% соответственно), физика (9 и 17%), информационные технологии (6 и 12% соответственно). Также проявляют разнообразие научных интересов и учащиеся естственнонаучного профиля (рис. 6). Им интересны и математика (15%), и физика (14%), и искусство (10%). На рис. 7 приведены варианты подготовки старшеклассников к успешному поступлению в вуз. 77% 33% 36% 40% ЩНЬ 2ЇЇ4

Ключевые слова

pupils of profile classes, professional self, general endowments, учащиеся профильных классов, профессиональное самоопределение, общая одаренность

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Глухова Евгения СергеевнаТомский государственный университеткандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии, начальник психологической службыps@mail.tsu.ru
Всего: 1

Ссылки

Яновская Н.Б., Лебедева С.Ю., Бачурина Н.А. Задачи модернизации образования на примере ресурсного центра предпрофильной подготовки // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 1. С. 198-203.
Краснорядцева О.М. Психологическая готовность к инновационной деятельности учащихся и педагогов как характеристика образовательной среды // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358. С. 152-158.
Клочко В.Е. Проблема одаренности: трансспективный анализ тенденций развития // Теоретическая и экспериментальная психология. 2012. Т. 5, № 3. С. 67-77.
Глухова Е.С., Литвина С.А. Профессиональное и личностное самоопределение старшеклассников (для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений: школ, лицеев, гимназий): учебно-методический комплекс. Томск : Томский государственный университет, 2010. URL: http://edu2.tsu.ru/eor/ resourse/114/tpl/index.html
Глухова Е.С. Актуальные проблемы готовности к профессиональному самоопределению учащейся молодежи // Психология обучения. 2010. № 12. С. 49-53.
 ПРОЯВЛЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ОБЩЕЙ ОДАРЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ | Сибирский психологический журнал. 2013. № 48.

ПРОЯВЛЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ОБЩЕЙ ОДАРЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ | Сибирский психологический журнал. 2013. № 48.