ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ГОМОНЕГАТИВИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ | Сибирский психологический журнал. 2013. № 48.

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ГОМОНЕГАТИВИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Приводятся результаты эмпирческиого исследования студентов различных факультетов, направленного на выявление гомонегативизма. Показана связь проявлений гомонегативизма с такими характеристиками личности, как маскулинность, фемининность, андрогинность, акцентуации характера.

INDIVIDUAL-PSYCHOLOGICAL FACTORS OF HOMONEGATIVITY IN YOUTH ENVIRONMENT.pdf Как любая другая социальная группа, гомосексуалы имеют ряд самоназваний. Чтобы преодолеть оскорбительную для них «медикали-зацию» своего состояния, западноевропейские и американские гомосексуалы в 1950-х гг. нашли себе самоназвание - «гей» (gay). В провансальском наречии XIII-XIV вв. оно обозначало куртуазную рыцарскую любовь, которая нередко была однополой, а также искусство поэзии и любви. В Англии XVII в. слово gay обозначало легкомысленного повесу-плейбоя. В начале ХХ в. слово «гей» стало кодовым словом английской гомосексуальной субкультуры, а затем превратилось в ее политический и идеологический символ. Современное его значение подразумевает определенную социальную идентичность и стиль жизни, «гей» - это мужчина, открыто признающий свою сексуальную ориентацию, готовый бороться за свои права [1]. Активисты гей-движения выдают его за аббревиатуру, слово, составленное из начальных букв трёх слов «Good As You», что в приблизительном переводе означает: «Ничем не хуже тебя». В России прижилось слово «голубой». По мнению лингвиста Марка Пашкова, оно впервые появилось в середине 60-х гг. ХХ в. Облюбовав площади и скверы Москвы, на которых издавна обосновались голубиные стаи, гомосексуалы получили кличку «голуби». Постепенно самоназвание геев сменилось, и сизые «голуби» стали «голубыми». Гомофобы придают слову «голубой» оскорбительный оттенок. Вместе с тем им охотно пользуются сами гомосексуалы [2. С. 26]. Гомогендерная сексуальная ориентация явно проявляется в обществе, но само общество не может адекватно реагировать на данный феномен. Самой распространённой реакцией является гомонегативизм - интеллектуальное неприятие гомосексуальности, включающее в себя суждения, основанные на оценке моральности гомосексуальной и бисексуальной ориентаций, а также действия на основе представлений, предпочтений, закона, социальной приемлемости или других интеллектуальных причин. Гомонегативисты осуждают представителей нетрадиционной сексуальной ориентации, но не проявляют по отношению к ним агрессию. При проявлении же эмоций страха, тревоги или отвращения в процессе непосредственного личного общения с лицами гомосексуальной ориентации можно говорить о гомофобии. В формировании гомофобии и гомонегативизма огромную роль играют традиционная культура, традиционные ценности, воспитание. Чёткую границу между негативным отношением к гомосексуальности (гомонегативизмом) и гомофобией провести непросто. Многие исследователи не разграничивают данные понятия и в своих трудах используют термин «гомофобия». Термин «гомофобия», по свидетельству американского филолога и культуролога Бирна Фоуна, появился лишь в 1960-е гг. Такое относительно позднее осмысление гомофобии связано с тем, что от так называемой «сексуальной революции» 1960-х гг. и до начала борьбы сексуальных меньшинств за свои права гомофобия прочно сливалась с общественной нормой. В России термин «гомофобия» получил распространение с конца 1980-х гг., когда в период гласности и с прекращением преследований гомосексуалистов в судебном порядке в 1993 г. гомосексуализм стал обсуждаемой темой в прессе и когда началось активное формирование видимой гомосексуальной субкультуры российских городов [3]. Гомофобия - невротическая ненависть к гомосексуалам и страх перед гомосексуальностью, в основе которой лежит авторитарное мышление или вытесненная из сознания собственная девиантность; обычно тесно связана с разными способами психологической защиты; часто сопряжена с делинквентным поведением [2]. В настоящее время признают, что термин «гомофобия» неудачен вследствие своей «психиатричности». Он подразумевает, что иррациональный страх и ненависть к однополой любви и ее носителям коренятся в индивидуальной психопатологии - подавленных собственных сексуальных импульсах, общей враждебности и недоверии к окружающим людям, склонности реагировать на стрессовые ситуации преимущественно с помощью защитных механизмов и т.д. Хотя все эти процессы и «комплексы» реальны, они совсем не обязательны. В специальной литературе слово «гомофобия» сейчас заменяется термином «гетеросексизм», который американский социальный психолог Грегори Херек определяет как идеологическую систему, которая отрицает, принижает и стигматизирует любые негетеросексуальные формы поведения, идентичности, отношения или общины. Более «мягкая» форма этого явления - гетероцентризм, который не отрицает альтернативных форм сексуальности, но считает их периферийными вариациями или девиациями подразумеваемой гетеросексуальной «нормы» [4. С. 147]. Хадсон и Рикетс (Hudson and Ricketts) в 1980 г. предложили термин «гомонегативизм» для описания отрицательного, негативного отношения к тем или иным аспектам гомосексуальности взамен приобретшего со временем форму устойчивого негативного клише термина «гомофобия» (который в дословном переводе означает «боязнь одинакового»). Ученые проводили четкую границу между гомонегативизмом как интеллектуальных причин негативного отношения к гомосек-суалам и гомофобией как фобических проявлений в процессе непосредственного личного общения с лицами гомосексуальной ориентации [5]. Изучением причин возникновения гомонегативизма и гомофобии занимались уже упомянутые выше исследователи. На этот счёт также не существует единого мнения. Например, М. Бейлькин считает, что гомофобия - это невротическая ненависть к гомосексуалам и страх перед гомосексуальностью, в основе которой лежит авторитарное мышление или вытесненная из сознания собственная девиантность; обычно тесно связана с разными способами психологической защиты; часто сопряжена с делинквентным поведением. Майкл Киммель рассматривает воздействие доминирующих стереотипов маскулинности («ульт-ра-мужского поведения») и заявляет, что гомофобные реакции - один из способов подчёркивания мужественности. Существует также интернализированная гомофобия, она формируется у представителей сексуальных меньшинств под влиянием гомофобии общества, выражается в неприятии своих чувств и желаний. Интернализированная гомофобия может иметь различные негативные последствия для психологического здоровья индивида. При этом могут наблюдаться снижение самооценки, невротизация, развитие различных психологических комплексов, депрессия и даже суицидальные намерения и попытки. У гомосексуа-лов и бисексуалов, живущих скрытно (скрывающих свою ориентацию от окружающих) и страдающих интернализированной гомофобией, могут также развиваться своеобразная параноидная настроенность, болезненная мнительность и подозрительность. Гомонегативизм - сложное многоуровневое явление, обусловленное целым рядом социальных и психологических факторов. Д. С. Лихановой под руководством автора статьи было проведено эмпирическое исследование, в котором мы предприняли попытку проанализировать влияние гендерных стереотипов на проявление у молодежи с различными акцентуациями характера гомофобии (гомонегативизма). При проведении исследования были использованы следующие диагностические методики: опросник Леонгарда-Шмишека, предназначенный для изучения типов акцентуации характера, методика «Маскулинность - фемининность», разработанная Сандрой Бем в 1974 г. для диагностики психологического пола и определяющая степень маскулинности и фемининности личности, опросник «Индекс гомофобии» Хадсона и Рикеттса, направленный на выявление уровня гомофобии. Математическая обработка результатов была проведена с помощью программы IBM SPSS Statistics, были использованы сравнительный, описательный и корреляционный анализы. В исследовании участвовали молодые люди мужского пола, студенты одного из вузов г. Томска в возрасте от 20 до 23 лет в количестве 60 чел. Испытуемые были разделены на 3 группы: студенты гуманитарных факультетов, студенты технических факультетов и юноши, проходящие обучение на военной кафедре. В каждой группе по 20 респондентов. Такое разделение необходимо для проведения дальнейшего сравнительного анализа на основе данных, полученных в результате исследования групп. Эмпирическое исследование было разделено на два этапа. На первом этапе проводилась диагностика психологического пола при помощи методики «маскулинность-фемининность» Сандры Бем. Результаты были проанализированы путем описательной статистики. По результатам первого этапа исследования среди респондентов самая высокая частота встречаемости маскулинности (42 респондента из 60), далее - фемининность (13 из 60) и андрогинность (5 из 60). При сравнении групп респондентов самые высокие показатели по частоте встречаемости маскулинности оказались среди студентов, проходящих обучение на военной кафедре, а на последнем месте юноши, обучающиеся на гуманитарных факультетах. Уровень гомофобии (гомонегативизма) испытуемых определялся при помощи опросника «Индекс гомофобии». Анализ путем описательной статистики позволил выделить респондентов с показателями отсутствия гомофобии (гомонегативизма), умеренной гомофобии (гомонегативизм) и высоким уровнем гомофобии (гомонегативизма). Проведенное эмпирическое исследование продемонстрировало, что у респондентов всех факультетов отсутствуют показатели высокого уровня гомофобии (гомонегативизма). Количественное соотношение респондентов с отсутствием гомонегативизма (29) и респондентов со средним уровнем (гомонегативизм) (31) показывает незначительное преобладание респондентов с гомонегативизмом. Распределение по группам позволяет выделить студентов с преобладающим количеством респондентов с гомонегативизмом - институт военного образования. Группа с наименьшим количеством респондентов с (гомофобией) гомонегативизмом - студенты технических факультетов. На втором этапе исследования в результате корреляционного анализа была установлена значимая отрицательная корреляция между психологическим полом и гомонегативизмом (гомофобией) с помощью корреляции Пирсона (г = -0,044; p = 0,05). Таким образом, у маскулинных респондентов уровень гомонегативизма выше, чем у фемининных. В то же время у андрогинных респондентов уровень гомофобии (гомонегативизма) оказался самый низкий в выборке. Между проявлениями гомофобии (гомонегативизма) и различными акцентуациями характера однозначно связи установить не удалось.

Ключевые слова

гомонегативизм, гомофобия, маскулинность, фемининность, акцентуации характера, homonegativism, homophobia, yang, femininity, character accentuations

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Щелин Игорь ВладимировичТомский государственный университеткандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологииshchelin@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Квир-духовность. Либеральная религия в поддержку сексуальных и гендерных меньшинств // Кон И.С. Энциклопедия «Кругосвет». URL: http://que-erspirituality.wordpress.com
Бейлькин М. Гордиев узел сексологии. Полемические заметки об однополом влечении. М. : Феникс, 2006. С. 242.
Федеральный образовательный портал ЭСМ // Барабан Е. Обыкновенная гомофобия. Массовая культура: в контексте гомофобии «В форме себя держать!»: социальные симптомы и экзистенциальные тупики мужской биографии. 2002. № 5(19). URL: http://ecsocman.edu.ru
Кон И.С. Любовь небесного цвета. М., 2001. С. 183.
Hudson W. W., Ricketts W.A. A strategy for the measurement of homophobia // Journal of Homosexuality. 1980. № 5. Р. 356-371.
 ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ГОМОНЕГАТИВИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ | Сибирский психологический журнал. 2013. № 48.

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ГОМОНЕГАТИВИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ | Сибирский психологический журнал. 2013. № 48.