ADDRESS TO READERS.pdf Уважаемые коллеги и друзья, здравствуйте! Вот и настало время выхода в свет юбилейного выпуска «Сибирского психологического журнала» - 50-го номера! Знаменательно то, что он выходит с посвящением тоже, можно сказать, юбилейному событию - 5-му Сибирскому психологическому форуму, который состоится 3-5 октября 2013 года. Материалы данного номера в основном увязаны с тематикой Форума в контексте современного состояния антропологической психологии и перспектив ее развития. На Форуме предстоит, прежде всего, договориться о терминологии (что следует понимать под антропологической психологией; её отношение к психологической антропологии, общей психологии, зоопсихологии, психоаналитической психологии, бихевиоральной психологии, когнитивной психологии, гуманистической психологии, экзистенциальной психологии, трансперсональной психологии и т.д.). Я придерживаюсь того мнения (с ним, разумеется, могут не согласиться мои коллеги), что если мы говорим о человеке как объекте и предмете психологии, т.е. о психологии человека (человеческой психологии), то наиболее точным является понятие «антропологическая психология». И в этом содержании она противопоставляется зоологической психологии. Конечно, качественно разные предметы антропо- и зоопсихологии могут рассматриваться с общепсихологических позиций, но всегда надо при этом помнить, что поведение человека - это нечто большее, чем поведение животных (К. Роджерс). И в данном случае не имеет принципиального значения ответ на вопрос о происхождении человека: создал его Высший разум (Бог), является он результатом эволюции, мутации или творением инопланетян. Что касается отношения антропологической психологии к другим обозначенным выше психологиям, то все они - строители особых парадигм в стремлении понять человека, следуя своим путем, предлагают свои средства познания природы человека, проблем его бытия и здоровья. Каждая из них в разной степени приблизилась к тому состоянию, которое дает основание говорить о них как об антропологической психологии. Так, например, обращение к экзистенциальному анализу убедило Бинсвангера в том, что в теории Фрейда человек еще не является человеком в полном смысле этого слова. Близким к этому является и мнение А. Маслоу: созданный Фрейдом образ человека не отражает человеческих стремлений, надежд и вообще высших свойств человека. Ближе к человеку, по мнению Р. Мэя, экзистенциальная позиция, которая отстаивает необходимость решать вопросы современной психологии на человеческом уровне, ведь этот подход отвечает тем требованиям и содержит те основополагающие принципы, которые должны отличать психологию человеческого в человеке. Однако у Абрахама Маслоу тоже есть вопросы к экзистенциалистам: он считает преувеличением их взгляд на Я как проекцию, созданную многократно повторяющимся выбором самой личности в свете таких фактов, как конституциональные и генетические детерминанты личности. С подобными вопросами, кстати, обращаются и к самой гуманистической психологии. Можно сказать, что «собирание человека» (А. А. Богданов) происходило в процессе развития психологии как науки, «собирание» трудное, противоречивое, через редукционизм в его разновидностях. Более 40 лет назад мой учитель профессор М.С. Роговин писал, что в процессе расширения области психологического исследования и нарастающей дифференциации психологии теряется из вида ее главный объект - живой человек, единственный настоящий объект психологии. Его место занимают абстрактные «психологические механизмы», «детерминирующие тенденции», «содержание сознания», «акты», «процессы», «обратные связи» и т.п. Взятые вне общего контекста личности и деятельности человека, они могут заслонить собой конечную цель психологического исследования. Итак, процесс «собирания человека» психологической наукой (антропологической психологией) продолжается, и об этом пойдет речь на 5-м Сибирском психологическом форуме. Приглашаю читателей нашего журнала принять в нем активное участие. Будьте здоровы!