ФЕНОМЕНЫ ЛИМИНАЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ИНВАЛИДНОСТИ | Сибирский психологический журнал. 2013. № 50.

ФЕНОМЕНЫ ЛИМИНАЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ИНВАЛИДНОСТИ

Анализируются результаты исследования двух групп испытуемых, имеющих выраженные хронические заболевания: испытуемые, претендующие на группу инвалидности (n = 360), и респонденты, не признающие себя инвалидами (n = 80), несмотря на наличие заболевания. Вторая группа отличается целым списком характеристик, свойственных зрелой личности, позволяющей ей, перейдя границу (limit) нового способа жизнедеятельности, остаться собой.

LIMINAL PHENOMENA IN THE STRUCTURE OF EXPERIENCE DISABILITY.pdf ЛИМИНАЛЬНОСТЬ (liminality) - стадия перехода системы из одного состояния в другое, связанная с утратой структуры, иерархии, статуса элементов. В динамике осмысления и смыслообразования наиболее трудным для рефлексии является переход от одной определенности к другой, одного состояния системы в другое, что предполагает некую стадию деструктивности, утраты определенности. Подобные процессы можно характеризовать как лиминальные. Термин «лиминальность» употребляли Арнольд ван Геннеп и Виктор Тернер, исследовавшие лиминальную фазу ритуалов перехода, т. е. ритуалов изменения статуса: возрастного, социального, семейного и т.д. Ритуалы перехода включают в себя три стадии: 1) отделение (separation) - выбор и изоляция индивида от некоторой социальной целостности, лишение индивида статусных характеристик принадлежности к этой целостности; 2) собственно переход (margo, limen, threshold, transfer, passage) -период некоего переходного состояния; 3) реагрегация (reaggregation, reconstruction) - воссоздание некоей новой целостности [5]. Приведенная развернутая цитата из работы современных российских философов иллюстрирует, на наш взгляд, значительный креативный потенциал применения данной концепции к пониманию целого ряда феноменов, происходящих с человеком в процессе инвалидизации при получении (осознании перспективы получения) группы инвалидности. Проблема самоопределения личности в преддверии выбора между обращением в государственное учреждение медико-социальной экспертизы для установления инвалидности или отказа от нее - одна из психологически сложнейших, затрагивающих все стороны личности, ее истории жизни и сложившейся на «сегодняшний день» микросоци-альной (а иногда и макросоциальной) ситуации развития. Авторы философских исследований подчеркивают, что «лими-нальность» связана с изменением социального статуса, ценностей и норм, идентичности (identity) и самосознания, поэтому представляет собой типичный пример междисциплинарной проблемы. Она включает широкий спектр социологических, психологических и физиологических проблем, реализуя экспансию культуры и освоение ею новых пространств и сфер через человека как носителя нового смысла и порядка. Потенциал нового определен природой лиминальности, ситуацией неопределенности, амбивалентности и размытой социальностью, стимулирующих энергичный поиск новой фундаментальной общности [5]. Одной из задач нашего исследования [2, 3] было изучение психологических особенностей группы испытуемых, претендующих на инвалидность (не только претендующих, но иногда и настаивающих на ее утяжелении), и группы людей (которые кратко квалифицированы нами как «позитивы»), отвергающих свою инвалидизацию и не примеряющих социальный статус «инвалид» к себе. Подчеркнем, что вторая группа испытуемых - «позитивы» - объективно имеет достаточное тяжелые формы тех или иных заболеваний, однако выбирает систематическое лечение (вследствие чего не пропадает из поля зрения врачей и психологов), «до последнего» избегая фактического (юридического, социального, статусного) установления инвалидности. В нашем исследовании прияли участие 440 человек, из которых 360 либо имели группу инвалидности или необоснованно (вопреки решению экспертной комиссии учреждения медико-социальной экспертизы) претендовали на ее утяжеление, либо претендовали на инвалидность впервые (также после прохождения освидетельствования в государственном учреждении медико-социальной экспертизы и официального непризнания инвалидности); 80 испытуемых - «позитивы» - проходили предписанное врачом лечение и не претендовали на группу, имея для этого объективные предпосылки (такие же по клинике и степени выраженности инвалидизирующие заболевания). Исследование проводилось на базе ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России в 2008-2012 гг., где были обследованы больные, находящиеся в ситуации экспертного освидетельствования, направляемые на психодиагностику из экспертных бюро, и больные, которые находились на реабилитационновосстановительном лечении в клинических отделениях учреждения. В данной публикации обсуждаются результаты, полученные при использовании следующей батареи психодиагностических методик: тест «Кто Я» в адаптации Н.Л. Ивановой, Т.В. Румянцевой [7]; тест на оценку системы ценностных ориентаций личности С.С. Бубновой [1]; тест «Индекс жизненного стиля» (ИЖС) [6]; методика Х. Хейма на выявление доминирующей стратегии копинг-поведения [4]. Т а б л и ц а 1 Сопоставление среднего числа самохарактеристик (по Н.Л. Ивановой) и выборов ценностей (по С.С. Бубновой) в группах испытуемых, страдающих хроническими заболеваниями: претендующих на группу инвалидности (n = 360) и не признающих себя таковыми («позитивами», n = 80) Параметры оценки Претендующие на инвалидность «Позитивы» Досто верность Самоидентификационные характеристики Социальное Я 2,58 3,98 *** Коммуникативное Я 0,62 2,33 *** Материальное Я 0,13 0,33 * Физическое Я 0,34 0,71 ** Деятельностное Я 1,60 3,50 *** Перспективное Я 0,12 1,52 *** Рефлексивное Я 4,32 4,83 * Я - инвалид 1,29 0,29 *** Общее количество ответов 10,98 17,50 *** Ценностные ориентации Удовольствие и отдых 0,87 1,57 ** Умение зарабатывать деньги 0,91 1,50 *** Наслаждаться прекрасным 0,75 0,71 Помогать другим людям 1,03 1,93 *** Любовь 1,57 1,55 Открытие нового 0,61 1,12 *** Высокий статус и роль в обществе 0,32 0,60 *** Признание людей и влияние на окружающих 0,77 1,79 *** Активность по отношению к событиям в обществе 1,16 2,60 *** Круг общения 1,06 1,12 Хорошее здоровье 1,96 1,69 Общее количество баллов 11,01 16,17 *** Примечание. Здесь и далее в таблицах достоверность различий определялась по критерию Манна - Уитни: * p < 0,05; ** p < 0,01;*** p < 0,001. Как мы можем убедиться (табл. 1), «позитивы» практически не идентифицируют себя как «инвалидов», напротив, ведущими самохарактеристиками являются группы «рефлексивного Я» (все определения, связанные с самопониманием себя как человека и личности) и «социального Я» (статус, отношения, особенно семейные). «Позитивы», безусловно, превосходят группу инвалидов как по общему числу самоидентификационных характеристик (округленно 18 против 11), так и по объему заявленных ценностных ориентаций (16 против 11). Отсюда мы делаем вывод о том, что собственно личностная составляющая «позитивов» сохранилась (несмотря на длительные хронические страдания) на высоком уровне и может служить «точкой опоры» при выборе стратегии поведения. Т а б л и ц а 2 Сопоставление среднего числа «сырых» баллов (по тесту ИЖС) в группах испытуемых, страдающих хроническими заболеваниями: претендующих на инвалидность (n = 360) и не признающих себя таковыми («позитивы», n = 80) Параметры оценки Претендующие на инвалидность «Позитивы» Досто верность Механизмы психологической защиты Отрицание 5,79 4,12 ** Подавление 5,40 3,07 *** Регрессия 7,50 3,83 *** Компенсация 4,69 3,48 ** Проекция 9,27 8,12 ** Замещение 4,56 2,64 *** Интеллектуализация 5,76 5,48 Реактивное образование 4,80 2,64 *** С другой стороны, представленные в табл. 2 результаты свидетельствуют о безусловном преобладании в группе претендующих на инвалидность всех (!) видов психологических защит (включая «интеллектуализацию», не имеющую, правда, статистически достоверных различий с группой «позитивов»). Как мы знаем, классическая роль психологической защиты в регуляции поведения человека - предохранение личности от угрозы чрезмерных переживаний, угрожающих самооценке. Защитные механизмы претендующих на инвалидность представлены в выраженной степени, что прямо ставит вопрос о крайней необходимости включения в сопровождающий заболевание и реабилитацию процесс консультации профессиональных психологов и психотерапевтов. Наиболее яркие различия наблюдаются в работе таких защитных механизмов, как «подавление» (блокирование отрицательных переживаний, тогда как они могут стать стимулами для попытки позитивно или с минимальным ущербом разрешить ситуацию, да, приняв страдание); «реактивное образование» (в позитивном контексте этот процесс способствует формированию социально оформленной самооценки, в негативном, болезненном - следование внешним формам социально одобряемого поведения, без принятия его существа, что производит впечатление фальши, неискренности, ханжества); «замещение» (в позитивном контексте - попытка регуляции легко загорающейся агрессии, в негативном - выплескивание агрессии на более слабого, зависимого или связанного социальными предписаниями). В табл. 3 представлено соотношение стратегий совладающего поведения в двух группах испытуемых. Т а б л и ц а 3 Сопоставление среднего числа выборов типов совладающих стратегий (по Х. Хейму) в группах испытуемых, страдающих хроническими заболеваниями: претендующих на признание инвалидами (n = 360) и не признающих себя таковыми (n = 80) Параметр оценки Претендующие на инвалидность «Позитивы» Досто верность Поведенческие совладающие стратегии Отвлечение 1,90 2,74 *** Альтруизм 1,94 3,12 *** Избегание 1,77 3,12 *** Компенсация 1,68 2,10 Конструктивная деятельность 1,20 2,43 *** Избегание, уход 1,78 1,12 Обращение 1,70 2,86 *** Сотрудничество 1,36 2,64 *** Сумма поведенческих совладающих стратегий 13,33 20,12 *** Когнитивные совладающие стратегии Смирение 1,72 2,52 ** Игнорирование действительности 1,78 3,02 *** Сохранение самообладания 1,67 2,93 *** Проблемный анализ 1,66 2,76 *** Сравнение 1,53 2,95 *** Религиозность 1,83 1,83 Придача смысла 1,56 2,76 *** Установка собственной ценности 1,50 2,29 ** Диссимиляция, недооценка проблемы 1,37 2,86 *** Растерянность 1,58 1,14 Сумма когнитивных совладающих статегий 16,20 25,07 *** Эмоциональные совладающие стратегии Протест 1,47 1,02 Отчаяние 1,32 1,02 Выраженная агрессивность 1,16 0,40 ** Подавление чувств 2,07 0,81 *** Оптимизм 1,66 2,71 *** Безнадежность 1,27 0,83 Самообвинение 1,15 0,60 * Пассивное сотрудничество 1,43 1,88 Сумма эмоциональных совладающих стратегий 11,53 9,29 * Во-первых, группа «позитивов» статистически достоверно превосходит группу «претендующих на инвалидность» по всем трем группам стратегий. Во-вторых, минимальное превосходство «позитивов» зафиксировано по группе стратегий копинг-поведения в эмоциональной сфере. Можно предположить, что в сфере непосредственных переживаний обе группы относительно равны, а вот в выборе интеллектуальных и волевых (поведенческих) реакций различия гораздо более существенны. И даже в этой группе, за «позитивами» - преобладание такой стратегии реагирования, «оптимизм»; у группы претендующих на инвалидность - «выраженная агрессивность», «подавление чувств», «самообвинения». В-третьих, в группе когнитивных реакций «позитивы» имеют абсолютное превосходство по 9 стратегиям из 10 (в части «религиозности» между группами не зафиксировано различий). В-четвертых, по группе поведенческих стратегий наблюдается абсолютное доминирование «позитивов» (за исключением отвергаемой ими стратегии «избегание, уход»). Мы можем предположить, что зафиксированная активность и разнообразие адаптационных реакций лежат в основе еще двух статистически значимых различий между группами - по образованию и по наличию трудовой деятельности. И по одному, и по другому параметру сравнения группа «позитивов» имеет показатели выше. Мы убеждены, что личностные характеристики «позитивов» не связаны непосредственно с уровнем образования, но не исключаем, что уровень и характер профессиональных умений связаны с их активным отношением к жизни и рефлексией своих сильных психологических качеств. Таким образом, в нашем исследовании мы зафиксировали два принципиально различных типа реакции на угрозу инвалидизации вследствие хронического заболевания или тяжелых последствий массированных форм и методов лечения. В первом случае у позитивно настроенных больных, не стремящихся к уходу в инвалидизацию, - принятие ситуации такой, какой она есть, и мобилизация ресурсов совладания. Это происходит на фоне высокого уровня принятия себя во всем многообразии личностных характеристик и богатства ценностных ориентаций. Во втором случае у больных, расценивающих как единственную возможность адаптации получение (либо утяжеление) статуса «инвалид», - попытка «бегства» от ситуации страдания, массированное использование механизмов психологической защиты, согласие на обеднение характеристик Я и ценностей личности, требование прямой социальной поддержки в виде установления группы инвалидности. В теоретическом плане мы может интерпретировать это как различные варианты прохождения «лиминального дискурса», понятия, непосредственно связанного с феноменом лиминальности. По мнению Г.Л. Тульчинского, важнейшим обстоятельством лиминальности является то, что в начале и в конце этого процесса лежат сознание, его структура и содержание - ментальность как начальный импульс и как конечный результат лиминального процесса. И между этими двумя крайними точками лиминальности как средство ее выражения и осмысления реализуется лиминальный дискурс. Более того, лиминаль-ный дискурс является одним из средств, обеспечивающих саму реализацию процесса перехода. Можно назвать этот процесс «перехода» психотерапией, социально-психологической реабилитацией или по-другому, но мы видим, что активное участие в этом принимает сама личность, и, следовательно, усилия реабилитационных структур должны быть направлены на ее поддержку в этом направлении развития. Часть испытуемых - «позитивы» - прошла этот путь самостоятельно, что позволяет нам увидеть и «взять на вооружение» основные ориентиры для такой работы с другими категориями лиц, вставших перед проблемой инвалидности.

Ключевые слова

values, psychological defense, self-identity, disabled, coping behavior, liminality, internal picture of disability, ценностные ориентации, Я-идентичность, психологическая защита, копинг-поведение, инвалиды, лиминальность, внутренняя картина инвалидности

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Урываев Владимир АнатольевичЯрославская государственная медицинская академиякандидат психологических наук, доцент кафедры медицинской психологииladoyar@mail.ru
Морозова Елена ВалерьевнаЦентр социальной, профессиональной и психологической экспертно-реабилитационной диагностики и реабилитации Федерального бюро медико-социальной экспертизы Минтруда Россиикандидат психологических наук, руководительelva@hotbox.ru
Всего: 2

Ссылки

Румянцева Т. В. Трансформация идентичности студентов медицинского вуза в меняющихся социальных условиях : автореф. дис.. канд. психол. наук. Ярославль : Ярослав. гос. ун-т, 2005. 28 с.
Психологическая диагностика индекса жизненного стиля (пособие для врачей и психологов). СПб. : НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 1998. 48 с.
Проективный философский словарь. Новые термины и понятия / под ред. Г. Л. Тульчинского, М.Н. Эпштейна. СПб. : Алетейя, 2003. 512 с.
Набибуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция) : учеб. пособие. Казань : Изд-во ИП Тухтаров, 2003. 98 с.
Морозова Е.В. Внутренняя картина инвалидности (генез, структура, функции, свойства) // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2008. № 1. С. 42-46.
Морозова Е.В. Структура идентичности инвалидов как фактор реабилитации личности // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2012. № 3. С. 16-19.
Бубнова С. С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности // Методы психологической диагностики. М. : ИП РАН, 1994. Вып. 2. С. 48-69.
 ФЕНОМЕНЫ ЛИМИНАЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ИНВАЛИДНОСТИ | Сибирский психологический журнал. 2013. № 50.

ФЕНОМЕНЫ ЛИМИНАЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ИНВАЛИДНОСТИ | Сибирский психологический журнал. 2013. № 50.