САМООЦЕНКА МАГИСТРАНТАМИ СВОЕГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО УРОВНЯ: ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Представлены обобщенные результаты самооценки магистрантами (обучающимися по направлению подготовки «Психология») степени овладения ими соответствующими квалификационными уровнями. Рассматриваются возможности самооценки как одного из элементов диагностического сопровождения процесса подготовки магистров.
SELF-ESTEEM UNDERGRADUATES THEIR QUALIFYING LEVEL: DIAGNOSTIC POSSIBILITIES.pdf Введение Самооценка степени выраженности собственных образовательных результатов играет важную роль в диагностике человеком успешности своего профессионального становления, отражая существенные характеристики процесса саморазвития личности. Саморазвитие в призме представлений о человеке как сложной, целостной самоорганизующейся психологической системе, открытой в мир культуры и самому себе, рассматривается в качестве основания его устойчивости [1]. И в этом контексте самодиагностика в форме самооценки расширяет возможности осознания того, на каком этапе квалификационного соответствия студент находится, какие трудности и дефициты он признает как реально существующие и отражает степень готовности к рефлексивному отнесению и продуктивному изменению индивидуальной ситуации. Вступление России в Болонский процесс обозначило возможности инструментального использования «Восьмиуровневой европейской системы квалификаций», являющейся составной частью Европейской системы квалификаций (ЕСК), и для диагностического сопровождения реализации основных образовательных программ [2, 3]. Функционально и содержательно документ представляет собой рамочную конструкцию, которая описывает обобщенную структуру квалификаций образования всех уровней, сопоставимую с национальными системами квалификаций образования. Фактически представляет собой таблицу, где квалификационные уровни устанавливаются посредством описания результатов обучения, которые, в свою очередь, определяются на основе: - знаний; - умений; - широких компетенций, включающих личностные и профессиональные результаты (умение учиться, коммуникативная и социальная компетенция, профессиональная компетенция). В качестве основных понятий в ЕСК, как правило, используются следующие: Обучение - процесс постепенного освоения сложных и абстрактных областей по принципу нарастающей сложности (концепции, понятия, категории и модели поведения), а также умений и широких компетенций. Этот процесс охватывает как формальное, так и неформальное образование. Результаты обучения - набор знаний, умений и / или компетенций, освоенных человеком, которые он может продемонстрировать по завершении обучения. Формулировка результатов обучения показывает, что обучающийся должен знать, понимать и делать по завершении обучения. Компетенция представляет собой интегрированное понятие и выражает способность человека самостоятельно применять в определенном контексте различные элементы знаний и умений. Компетенция включает в себя: 1) когнитивную компетенцию, предполагающую использование теории и понятий, а также «скрытые» знания, приобретенные на опыте; 2) функциональную компетенцию (умения и ноу-хау), а именно то, что человек должен уметь делать в трудовой сфере, в сфере обучения или социальной деятельности; 3) личностную компетенцию, предполагающую поведенческие умения в конкретной ситуации, и 4) этическую компетенцию, предполагающую наличие определенных личностных и профессиональных ценностей. Особую важность имеет уровень самостоятельности, поскольку именно он позволяет разграничивать различные уровни компетенции. Освоение определенного уровня компетенции - способность использовать и сочетать знания, умения и широкие компетенции в зависимости от меняющихся требований конкретной ситуации или проблемы. Другими словами, уровень компетенции определяется способностью справляться со сложными, непредсказуемыми ситуациями и изменениями. Система квалификаций - инструмент для разработки и классификации квалификаций, основанный на наборе критериев для уровней освоенного обучения. Этот набор критериев может содержаться в описании квалификаций или может быть оформлен в отдельный набор описаний уровней [2, 3]. Реализация на факультете психологии Томского государственного университета магистерских программ по направлению «Психология» включала в качестве одного из элементов диагностического сопровождения анализ результатов самооценки магистрантами степени овладения ими соответствующими квалификациями. В данной статье представлены обобщенные результаты исследования за период с 2010 по 2013 г. Выборка и процедура исследования В исследовании приняли участие магистранты, обучавшиеся на факультете психологии по направлению «Психология» в 2010, 2011, 2012 и 2013 гг. Общее число участников 52 чел. Магистрантам предлагалось оценить по 10-балльной шкале степень выраженности у себя конкретизированных и представленных в таблице образовательных результатов, соответствующих каждому уровню квалификаций в соответствии с «Восьмиуровневой европейской системой квалификаций». 10 баллов соответствовали максимальной степени выраженности показателя, 1 балл - минимальной. Результаты обрабатывались с помощью статистического пакета обработки данных SPSS 19.0. Процедура обработки позволяла получить: средние значения численных показателей самооценки магистров относительно степени обладания каждым образовательным результатом; минимальные и максимальные значения; сведения о значимых различиях между показателями магистрантов, не имевшими на момент поступления в магистратуру базового психологического образования, и магистрантами, получившими ранее степень бакалавра психологии. Показатели среднего значения способны в данном случае прояснить некоторые тенденции, характерные для выборки в целом, показать общую картину ситуации, а значения минимума и максимума с использованием исходных данных позволяют выделить особенности самооценки относительно всех участников выборки. В табл. 1-4 представлены процентили средних значений, максимальных и минимальных значений, вариативного размаха, позволяющие выделить тенденции выраженности образовательных результатов, ставших предметом самооценки, - высокий, средний, низкий уровни. Т а б л и ц а 1 Процентили средних значений Показатель Валидные 73 Пропущенные 0 Процентили 25 5,8300 50 6,6700 75 7,8300 Процентили вариативного размаха Т а б л и ц а 2 Показатель Валидные 73 Пропущенные 0 Процентили 25 3,00 50 4,00 75 6,00 Т а б л и ц а 3 Процентили минимальных значений Показатель Валидные 73 Пропущенные 0 Процентили 25 2,00 50 5,00 75 8,00 Т а б л и ц а 4 Процентили максимальных значений Показатель Валидные 73 Пропущенные 0 Процентили 25 7,00 50 9,00 75 10,00 Для выявления значимых различий между численными показателями группы студентов, которые не имеют базового психологического образования, и группой студентов, уже получивших ранее степень бакалавра психологии, был использован непараметрический критерий независимых выборок Манна-Уитни (критерий U). Результаты В табл. 5 представлены обобщенные результаты самооценки магистрантами степени выраженности у себя тех или иных качественных характеристик выделенных квалификационных уровней. Следует отметить, что сравнительный анализ средних значений самооценки магистрантов, обучавшихся в разных группах в 2010, 2011, 2012, 2013 гг., статистически достоверных различий не выявил. Данный результат указывает на достаточно устойчивый, неслучайный характер изучаемого психологического феномена, каковым является самооценка. Можно констатировать, что высокая степень самооценки магистрантов относительно обладания образовательными результатами наиболее выпукло представлена на 1-м, 2-м, и 3-м уровнях сложности квалификации. Т а б л и ц а 5 Описательные статистики (средние значения) 8 уровней Европейской системы квалификаций, определенных на основе результатов обучения Уровень Знания Умения Личностные и профессиональные компетенции Автономия и ответственность Умение учиться Коммуникативная и социальная компетенции Профессиональная компетенция 1 8,50 9,17 9,17 9,67 9,33 9,17 2 8,67 9,17 8,83 8,50 9,17 9,33 8,67 3 7,83 7,33 8,33 7,17 8,17 8,33 7,83 4 7,33 6,33 6,50 6,33 7,00 5,50 6,50 6,67 6,83 6,67 5 6,50 6,83 6,50 5,83 6,50 6,17 6,00 7,83 6,67 7,17 5,83 5,67 6 5,17 6,00 5,67 6,0 7,00 6,83 5,83 6,83 7,17 5,83 6,17 7 6,00 5,50 5,33 5,67 6,00 6,83 5,83 5,50 6,67 7,00 7,50 8 5,50 4,83 4,67 5,17 5,33 5,00 4,83 6,17 5,67 1-й уровень квалификации относится к простым и стабильным контекстам обучения, к освоению базовых умений. Обучение на данном уровне, как правило, отражает те умения и компетенции, которые формируются в рамках системы общего образования, и характеризует начальную ступень профессионального самоопределения и становления. 2-й уровень отражает расширение базовых умений, погружение в профессиональную деятельность ознакомительного порядка. Квалификация данного уровня открывает доступ к обучению, которое будет длиться в течение всей жизни. 3-й уровень основывается на развитии не только базовых компетенций, но и на появлении возможности для личностного самовыражения относительно использования приобретенных знаний и умений в методах осуществления работы и обучения. Квалификация данного уровня может являться основанием для осуществления многих профессиональных функций под контролем наставника, дальнейшего обучения в образовательных тенденциях высшего образования. Ее наличие является ключевым фактором для обучения в течение всей жизни. Можно отметить, что магистранты высоко оценивают знаниевый компонент, приобретенный во время обучения. Считают, что свободно могут воспроизводить, понимать и применять знания общеобразовательного характера в какой-либо области. Хорошо используют базовые умения для выполнения простых задач, имеют ключевые компетенции для выполнения задач, когда действия регламентированы четкими правилами, описывающими процедурами и стратегиями, а также хорошо выбирают и используют базовые методы, инструменты и материалы. В меньшей степени способны использовать диапазон умений в конкретной области для выполнения задач и демонстрировать личную интерпретацию посредством отбора и адаптации методов, инструментов и материалов. Магистранты практически единогласно считают, что способны принимать руководство при обучении (принимать, что тебя обучают), реагировать на простые письменные и устные сообщения, решать проблемы, используя предоставленную информацию, т.е. находиться в объектной позиции образовательного пространства. Данная тенденция подтверждается также высокими показателями относительно осуществления задания под непосредственным контролем, руководством. Начиная с 4-го уровня квалификации появляются показатели уровней выше среднего, среднего, ниже среднего и даже низкого, что характеризует отсутствие однозначной устойчивой позиции магистрантов в отношении образовательных результатов. Контекст формирования и демонстрации компетенций данного уровня предсказуем. Обладая компетенциями данной сложности, человек уже имеет некоторый опыт профессиональной деятельности и обучения в определенной области. По мнению магистрантов, они ощущали сложности в разработке стратегических подходов к задачам, возникающим в ходе учебнопрофессиональной деятельности, требующих применения специальных знаний и использования экспертных информационных ресурсов, а также оценке результатов в терминах стратегического подхода, управлении собственной ролью (под руководством) в достаточно предсказуемых контекстах, демонстрировании самоуправляемого обучения. Возможно, отмеченные параметры являются подтверждением тенденции того, что магистранты ощущают себя скорее в роли объекта обучения. На достаточно высоком уровне респонденты оценивают свои способности использовать широкий диапазон практических и теоретических знаний в какой-либо области (знаниевый компонент), строить предположения относительно улучшения результатов деятельности. На 5-м уровне появляется гораздо больше показателей среднего и ниже среднего уровней в каждом из типов образовательных результатов, касающихся и знаний, и умений, и личностных, и профессиональных компетенций. Наибольшую трудность студенты видят в оценке собственного обучения, определении потребностей в обучении, которые необходимы для продолжения такого процесса, а также в выносе суждений, формулировке ответов на абстрактные и конкретные проблемы. Однако при этом отмечают высокие способности к разработке творческих и стратегических подходов при исследовании решений четко определенных конкретных и абстрактных проблем, к демонстрации этих результатов и опыта операционального взаимодействия в рамках данной области. Начиная с 6-го уровня обучение требует продвинутых знаний и компетенций, которые находятся на передовом рубеже соответствующей области изучения. Человек должен обладать достаточной самостоятельностью для проведения исследований и решения проблем. Этот уровень открывает доступ к продолжению обучения на более высоких ступенях высшего образования. Магистранты достаточно высоко оценивают свои способности к демонстрированию творчества при разработке проектов и инициативу в процессах управления, включающих обучение других в целях совершенствования работы в команде. Однако количество самооценок, отражающих уровень ниже среднего, резко возрастает при оценке таких образовательных результатов, как: демонстрация владения методами и инструментами в сложной и специализированной областях; демонстрация инновации в использовании методов, разработка и обоснование аргументов для решения проблем; последовательное оценивание собственного обучения и определение потребности в обучении; способность к демонстрации опыта операционального взаимодействия в сложном окружении; вынесение суждения с учетом социальных и этических аспектов. Обладание квалификацией 7-го уровня характеризуется способностью действовать в незнакомых ситуациях, требующих осведомленности о большом количестве факторов. При обработке полученных результатов была выявлена тенденция к достаточно высокой оценке профессиональных компетенций данного уровня. Магистранты в высокой степени отмечают способность к реагированию на социальные, научные и этические вопросы, которые встречаются в профессиональной и учебной деятельности; к демонстрации опыта операционального взаимодействия при управлении изменениями в сложном окружении, в разрешении проблемы путем использования комплексных источников знания, которые могут быть неполными, в новых и незнакомых контекстах. Однако явные дефициты подготовки участники опроса отмечают при оценке компетенций путем интеграции знаний из новых или междисциплинарных областей и в вынесении суждения на основе неполной и ограниченной информации. Студенты указывают также на низкую степень развитости компетенции в демонстрации лидерства и инновации в трудовой и учебной деятельности, которая является незнакомой, сложной и непредсказуемой и требует решения проблем, связанных с множественными взаимосвязанными факторами, и в оценивании стратегической деятельности команд. 8-й уровень предполагает готовность к работе в ситуациях, которые требуют решения проблем с множественными взаимодействующими факторами, часть из которых не только не является очевидной, но и изменяется. Предсказать такую ситуацию становится сложно, следовательно, контекст обучения характеризуется сложностью и непредсказуемостью. Обладание данным уровнем квалификации позволяет демонстрировать системное понимание предметной области и мастерство в части умений и методов исследований. Обучение должно проходить в самостоятельной форме и под руководством высококвалифицированных специалистов. Люди, обучающиеся на данном уровне, обычно сами являются наставниками других обучающихся, стремящихся к достижению высокой квалификации. Квалификация данного уровня дает доступ к занятости в специализированных областях и к карьерному росту на достижениях, связанных с исследованиями, научной работой и лидерством. В ходе обработки полученных результатов оказалось, что практически все показатели магистрантов относительно обладания образовательными результатами 8-го уровня были отнесены к низкому уровню. Респонденты достаточно скромно оценили свои компетенции в использовании специальных теоретических и практических знаний. Дефициты есть, по мнению магистрантов, у них и с формированием диагностических решений проблем, основанных на исследованиях путем интеграции знаний из новых или междисциплинарных областей и вынесения суждений на основе неполной или ограниченной информации; с демонстрированием лидерства и инноваций в незнакомой учебной деятельности; с оценкой стратегической деятельности команд; с демонстрированием автономии в управлении обучением и высокой степени понимания процессов обучения. Таким образом, анализ особенностей выраженности самооценки магистрантов относительно обладания теми или иными типами образовательных результатов в совокупности предлагаемых образовательных компетенций показывает, что при увеличении сложности уровня показатели по шкале «знания», «умения», «личностные и профессиональные компетенции» имеют значительный спад. Значения низкого уровня относительно «знаниевой компоненты» появляются уже после 4-го уровня квалификации, «умений» и «умение учиться» - после 3-го. Полученная картина свидетельствует о том, что магистранты высоко оценивают полученные знания только на уровне способности использовать умения в разработке подходов и применять методы в учебной деятельности, а также на уровне умения принимать руководство при обучении. Анализ также показал, что при увеличении сложности уровня показатели по параметрам «автономия и ответственность», «коммуникативная и социальная компетенция», «профессиональная компетенция» имеют достаточно высокие значения к 8-му уровню сложности. Полученные данные могут свидетельствовать о достаточно высокой способности студентов к осуществлению контроля за стандартной деятельностью других, к обучению других и развитию деятельности команды, демонстрации творчества при разработке проектов. Исходя из того, что шкалы «автономия и ответственность» и «умение учиться» можно объединить по принципу самостоятельной и командной учебной деятельности, особое внимание привлекает картина, наблюдаемая на 4-6-м уровнях. С одной стороны, выявлена тенденция готовности к осуществлению творческой, обучающей и контролирующей управленческой деятельности, с другой - тенденция к низкой степени выраженности самостоятельности в планировании собственного самоуправляемого обучения, управления проектами, требующими решения проблем, где существует множество факторов, часть из которых взаимосвязаны и приводят к непредсказуемым изменениям. Особо следует отметить тот факт, что не выявлено значимых различий между самооценками магистрантов, не имевших на момент поступления в магистратуру базового психологического образования, и теми, кто получил ранее степень бакалавра психологии или диплом специалиста. Обсуждение полученных результатов и выводы Анализ особенностей самооценки магистрантов относительно обладания теми или иными типами образовательных результатов в совокупности предлагаемых образовательных компетенций показывает, что при увеличении сложности квалификационного уровня численные показатели имеют значительный спад. И только на 1-3-м уровнях квалификаций показатели остаются на стабильно высоком уровне. Зафиксируем этот момент в качестве первой тенденции и уточним еще раз, что достижение 3-го уровня квалификации отражает характеристики формального профессионального образования в конкретной области. Вторая тенденция касается 7-го и преимущественно 8-го уровней квалификации. Именно на этих уровнях выявлено максимальное совокупное количество низких показателей значений. 7-й уровень ассоциируется со вторым циклом квалификации высшего образования, согласно терминологии Болонского процесса, а 8-й - с третьим. На данных уровнях предполагается преимущественно самостоятельная и творческая работы, решение проблем с множеством взаимодействующих факторов, которые не всегда могут быть очевидными. Возможно, столь низкие результаты обусловлены продолжающимся доминированием принятия на предыдущих ступенях образования объектной позиции в процессе обучения, низким уровнем готовности принятия ответственности за формирование собственной образовательной траектории. Анализ также показал, что при увеличении сложности квалификационного уровня показатели по предлагаемым параметрам «автономия и ответственность», «коммуникативная и социальная компетенция», «профессиональная компетенция» имеют достаточно высокие значения к 8-му уровню сложности. Полученные данные могут свидетельствовать о достаточно высокой способности студентов к осуществлению контроля за стандартной деятельностью других, обучать других и развивать деятельность команды, демонстрировать творчество при разработке проектов - и это третья тенденция. Исходя из того, что шкалы «автономия и ответственность» и «умение учиться» можно объединить по принципу самостоятельной и командной учебно-профессиональной деятельности, особое внимание привлекает картина, наблюдаемая на 46-м уровнях. С одной стороны, выявлена тенденция готовности к осуществлению творческой, обучающей и контролирующей управленческой деятельности, с другой - тенденция к низкой степени выраженности самостоятельности в планировании собственного самоуправляемого обучения, управления проектами, требующими решения проблем, где существует множество факторов, часть из которых взаимосвязаны и приводят к непредсказуемым изменениям. Обобщая полученные результаты, можно констатировать, что использование самооценки магистрантами своего квалификационного уровня в качестве диагностического инструментария позволяет: - выявить дефициты в образовательных результатах, представляющих собой четко конкретизированные и описанные новообразования, которые предполагается получить при реализации магистерской программы; - зафиксировать образовательные эффекты, представляющие собой недетализированные (в силу слабой, недостаточной осознанности или проработанности авторами магистерской программы) образовательные результаты, описание которых в основной образовательной программе не позволяет четко представить, в каком виде и по каким основаниям можно будет делать суждения о получении планируемых образовательных результатов. Более того, образовательные эффекты часто предстают в форме незапланированных продуктов деятельности, анализ которых становится предметом профессиональной рефлексии разработчиков, кураторов и научных руководителей магистерских программ.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 210
Ключевые слова
qualification levels, qualification levels, educational results, self-development, self-esteem, квалификационные уровни, образовательные результаты, самооценка, саморазвитиеАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Краснорядцева Ольга Михайловна | Томский государственный университет | доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и педагогической психологии факультета психологии | krasnoo@mail.ru |
Кобзарь Ксения Евгеньевна | Томский государственный университет | магистрантка факультета психологии | education@psy.tsu.ru |
Ссылки
Официальный сайт Европейского пространства высшего образования. URL: http://www.ehea.info/
Болонский процесс: европейские и национальные структуры квалификаций / под ред. В.И. Байденко. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009.
Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Психология инновационного поведения. Томск : ТГУ, 2009.

САМООЦЕНКА МАГИСТРАНТАМИ СВОЕГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО УРОВНЯ: ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ | Сибирский психологический журнал. 2013. № 50.
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 2935