Пути формирования патриотических ценностей у старших подрост-ков в процессе преподавания истории родного края | Русин. 2013. № 3 (33). DOI: 10.17223/18572685/33/13

Пути формирования патриотических ценностей у старших подрост-ков в процессе преподавания истории родного края

Развитие патриотических качеств личности и гражданина - важная составляющая воспитания подрастающего поколения. Осознание своей связи с историческим прошлым и настоящим своей страны не только способствует формированию гражданственности и патриотизма, но и служит консолидации общества. При всем многообразии путей и форм воспитательного воздействия особая роль принадлежит урокам истории родного края. В Приднестровье образовательные программы предусматривают не только отдельное время для изучения региональной истории - изданы специальные учебники «История родного края» для 6-7 классов и «История родного края» для 8-9 классов авторов Н.В. Бабилунги и Б.Г. Бомешко. Такие уроки играют важную роль в формировании морально-этических и патриотических качеств подрастающего поколения приднестровцев на примерах бескорыстного и мужественного служения Отечеству его лучших сынов.

Ways of formation patriotic values of teenagers during the course of teaching History of the Native land.pdf Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной отечественной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе патриотизма и почитания национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, развивается достоинство личности. Патриотизм - это сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Это и чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и вырос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству1. Также он выражается в осознании долга по отношению к Родине, в стремлении охранять и приумножать всё материальное и духовное, что накоплено поколениями предшественников, в желании содействовать улучшению жизни соотечественников, наконец, в готовности пожертвовать ради Отчизны личными интересами и даже жизнью. Формирование духовно-нравственных качеств происходит в течение всей жизни человека, но наиболее важным этапом этого развития является подростковый возраст. Это период активного формирования мировоззрения человека - системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В таком возрасте совершенствуются самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Это возраст жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Избирательным, целенаправленным, анализирующим становится восприятие. Память подростка, как и внимание, постепенно приобретает характер организованных, регулируемых и управляемых процессов2. Именно в этом возрасте возможно наиболее полно реализовать задачи формирования современного национального идеала гражданина - воспитание высоконравственной, творческой, компетентной личности, укорененной в духовных и культурных традициях Приднестровья, принимающей судьбу своего народа как свою личную, осознающей свою ответственность за настоящее и будущее своей страны3. Достижению этой цели служат уроки истории, которые традиционно остаются средством патриотического, интернационального, демократического воспитания. Изучение прошлого - средство развития мышления, включения в культурную среду, формирования знаний, умений, навыков, становления человека как гражданина. В.О. Ключевский говорил, что «...и развитие нравственного чувства, и политическое сознание, и чувство любви и долга к Отечеству - очень хорошо, если все это является результатом изучения истории»4. Надо сказать, что человек в оценке современных ему событий и явлений и даже в организации собственной деятельности чаще всего руководствуется системой исторических представлений. Хоть это и не столь очевидно, но именно исторические интерпретации (событий, поступков отдельных людей) могут многое сказать об общей системе ценностей человека и в какой-то степени прогнозировать его поведение. Если человек подходит к истории не с цитатником, а с вопросником, значит, он уже начинает мыслить по принципу диалога с прошлым. Такой диалог даст позитивный результат при условии оценивания исторических явлений с двух позиций - извне, как бы с позиции стороннего наблюдателя, и изнутри, с личной позиции. Отношение к прошлому как к «моей истории», пропущенной через себя, собственное сознание - важный момент в процессе самоидентификации. «Моя история» - это наследство, от которого не отказываются. Это история, которая может начинаться с истории семьи, города, страны и определяться через отношение человека к миру, к мировой истории. Сегодня у нас есть реальный шанс через систему образования по-новому организовать мыследе-ятельность учащихся в рамках школьного курса истории и направить их позитивную энергию на овладение знаниями и формирование нравственно значимых для общества качеств личности. Именно изучение истории родного края как попытка восприятия истории изнутри, от себя, изначально от малой своей истории к большой - российской/советской и мировой является главной социальной задачей актуализации многовековой истории предков в интересах формирования здорового общества и здорового гражданина в этом обществе5. История родного края в Приднестровье преподаётся в рамках республиканского (регионального) компонента по специально изданным учебникам истории родного края авторов Н.В. Бабилунги и Б.Г. Бомешко: «История родного края. 6-7 классы» и «История родного края. 8-9 классы». Региональная составляющая в содержании исторического образования не только позитивно влияет на качественное развитие личности, но и служит средством возрождения и сохранения культуры, обычаев, нравов приднестровского народа, воспитания патриотизма и гражданственности. Учебники «История родного края» отличаются большим количеством помещенных в них фотографий исторических персонажей, лидеров, руководителей, людей, отдавших жизнь служению народу и долгу (господарь Александр Ион Куза, декабристы П.И. Пестель и В.Ф. Родзянко, А.И. Герцен, Х. Ботев, Н.П. Чернышевский, А.И. Гучков и В.Ф. Раевский, М.В. Фрунзе, И.Э. Якир и др.)6. Патриотическое воспитание формируется также путем показа героической борьбы народа против иноземных захватчиков, самоотверженности, подвигов, талантов соотечественников. Приднестровские школьники знают о подвигах Ивана Сусанина и Александра Матросова, Дениса Давыдова и Петра Нестерова. Но, вместе с тем, изучая подвиги российских борцов, созидателей, мужественных и благородных людей, они из урока в урок знакомятся с достойными личностями, созидавшими приднестровскую историю. Это и простые люди, и облаченные властью, и жизнь отдавшие за Родину -Константин Острожский, Стефан Великий, Северин Наливайко, Иван Подкова, митрополит Досифей, Герои Советского Союза В.А Бочков-ский, Ф.И. Жарчинский, И.С. Солтыс и другие, чьи жизни и подвиги стали примером для подражания, для воспитания идеалов служения Отечеству7. Организованное таким образом изучение исторического прошлого обеспечивает возможность патриотического воспитания, основанного на принципе объективности изучаемого. Приоритет в содержании учебников отдается первоисточникам, что позволяет ученикам открывать для себя знания, делать собственные выводы, формировать суждения, анализировать, интерпретировать исторические данные. Авторы приглашают учеников к диалогу, они не предлагают категорической авторской оценки, но у них достаточно фактической информации и есть побуждающие к рассуждению, сравнению, оценке вопросы, тесты, проблемные задания (после каждого параграфа). Из урока в урок раскрывается понимание того, что из какой бы среды ни был выходцем тот или иной сын народа, его поступки оцениваются по принципу служения Отечеству, а значит, все они -истинные патриоты, даже если стояли по разные стороны баррикад. В сознании школьников формируется последовательная цепь взаимосвязанных событий, персонифицированная история, в которой личности меняют ее ход. Уроки истории способствуют пониманию того, что прошлое не исчезает бесследно, что оно остается с нами, помогая жить и зорче видеть настоящее. Патриотизм - это в том числе межнациональное и социальное согласие. Приднестровье - многонациональная республика, и вопрос воспитания толерантности, взаимного уважения, взаимопомощи здесь актуален и злободневен. У нас каждый класс - маленькая интернациональная семья, и воспитание межнационального согласия на примерах истории и текущей жизни является каждодневной работой. Надо сказать, что патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными уроками. Это сложный, длительный и многогранный процесс, включающий влияние семьи, различных государственных и общественных организаций, учреждений, клубов, объединений, обществ. Задача обучения истории - убеждать школьника на исторических примерах, на историческом опыте, воспитывать исторической правдой, раскрывать специфику родной истории с учетом особенностей географического, климатического, этнического, национального и главное - ментального порядка. Историческое сознание, выросшее на фундаменте знания и осмысления прошлого, повседневно сопутствует человеку и во многом определяет его мысли и его поступки, формирует его жизненные координаты, мировоззрение, систему нравственных и духовных ценностей, чувство национального достоинства. Все это в совокупности способствует наиболее полному раскрытию индивидуальных возможностей и самореализации личности, а главное - способности решать трудные задачи гражданского выбора, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни.

Ключевые слова

воспитание, патриотизм, роль уроков истории, история родного края, региональный компонент, education, patriotism, role of History lessons, history of the Native Land, regional element

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Петракова Людмила ЕремеевнаПриднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченкостарший преподаватель кафедры отечественной историиLydmilaPetrakova@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Бабилунга Н.В., Бомешко Б.Г. История родного края. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 8-9 классы. Тирасполь: РИО ГИПК, 2004. 352 c
Бабилунга Н.В., Бомешко Б.Г. История родного края. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 6-7 классы. Тирасполь: ГИПК, 2004. 224 c. 7
Ключевский В.О. Сочинение в девяти томах. Т. 9: Материалы разных лет. М.: Мысль, 1990. С. 302
Концепция Государственных образовательных стандартов общего образования Приднестровской Молдавской Республики. Тирасполь: ГОУ ПГИРО, 2013. С. 4
Концепция духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Приднестровья. Тирасполь: ГОУ ПГИРО, 2009. С. 2
Кроповницкий О.В. Возрастная психология / Учебное пособие. Казань: Казанский университет, 1969. С. 45
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. С. 4
 Пути формирования патриотических ценностей у старших подрост-ков в процессе преподавания истории родного края | Русин. 2013. № 3 (33). DOI: 10.17223/18572685/33/13

Пути формирования патриотических ценностей у старших подрост-ков в процессе преподавания истории родного края | Русин. 2013. № 3 (33). DOI: 10.17223/18572685/33/13