Молдавия и Русский мир: возможно ли возвращение? | Русин. 2012. № 3 (29).

Молдавия и Русский мир: возможно ли возвращение?

Карпато-Дунайский регион является территорией славянского этногенеза. В первой половине VI в. н.э. земли Северо-Западного Причерноморья вплоть до Дуная были заняты восточными славянами (антами). В VIII-X вв. здесь обитали племена уличей, тиверцев и хорватов – предков современных русинов. К X в. земли тиверцев, уличей и хорватов вошли в состав Древнерусского государства, а в конце XI в. выделились в отдельное Галицкое княжество. В период обострения войны за галицко-волынское наследство на землях, входивших ранее в состав Галицкого княжества, возникает Молдавское княжество (дата основания – 1359 г.). В его создании приняли участие волохи и русины. Молдавская государственность создавалась по образцу древнерусской. Западнорусский язык того времени был официальным языком княжества до начала XVIII в. В конце 30-х гг. XVI в. Молдавия окончательно попадает под турецкое господство. Территория между Прутом и Днестром, названная позже Бессарабией, вошла в состав Российской империи в мае 1812 г. Присоединенная к России Бессарабия представляла собой разоренный турками и татарами край. С 1812 по 1828 гг. Бессарабия была областью на особом положении, с местными особенностями в управлении. С 1823 по 1874 г. область управлялась новороссийскими генерал-губернаторами, до 1828 г. называвшимися наместниками Бессарабской области, а с 1828 г. – новороссийскими и бессарабскими генерал-губернаторами. В 1873 г. область была переименована в губернию. Улучшение социально-экономического положения в области сказалось на численности населения. В 1897 г. в Бессарабии, по результатам переписи, проживало 1 935 412 чел. Совместное проживание различных этносов в Бессарабии в составе Российской империи способствовало не только взаимообогащению культур, но и привело к формированию особой полиэтничной общности - бессарабцы, отличавшейся высокой активностью, «имперским» сознанием и менталитетом, отличным от румынского, хотя румыны близки к молдаванам в этнокультурном плане. Эта общность ярко проявила себя в годы революции, гражданской войны, румынской оккупации и Второй мировой войны. В то же время проживавшие в Бессарабии этносы смогли сохранить свою этнокультурную идентичность. Здесь православные тюркоязычные задунайские переселенцы смогли сформироваться в самостоятельный этнос - гагаузы. В 1918 г. Бессарабия была оккупирована Румынией. В августе 1940 г. Северная Буковина и Бессарабия вошли в состав СССР. 2 августа 1940 г. был принят Закон об образовании союзной Молдавской Советской Социалистической Республики. 27 августа 1991 г. молдавский парламент принял «Декларацию о независимости Республики Молдова». Неудачная попытка быстрого поглощения Молдавии в первые годы ее независимости вынудила руководство Румынии разработать долгосрочную программу. Ее цель - румынизация молдаван путем изменения их менталитета. Несмотря на то, что по результатам переписи 2004 г. только 2,2% населения признали себя румынами, а большинство – 75,8% считают себя молдаванами, руководство Румынии отказывает им в праве самоидентификации. За эти годы Румыния смогла провести весьма эффективную работу по формированию унианисткой идеологии. Опыт Румынии вполне применим для организации работы по активиза3ции интеграционных процессов в странах СНГ.

Молдавия и Русский мир: возможно ли возвращение?.pdf Карпато-Дунайский регион является территорией славянского этногенеза1. Первые упоминания античных авторов о славянах под именем венеды в низовьях Днестра и Дуная относятся к началу I в.2 В первой половине VI в. н.э. земли Северо-Западного Причерномо- 3 рья вплоть до Дуная были заняты восточными славянами (антами) . Территорию между Прутом и Днестром, где обитали анты, академик 4 А.А. Шахматов обоснованно назвал «прародиной русского народа» . В VIII-X вв. в Карпато-Днестровских землях жили племена ули- чей, тиверцев и хорватов – предков современных русинов5. К X в. их земли вошли в состав Древнерусского государства, а в конце XI в. 6 выделились в отдельное Галицкое княжество . Во второй половине XIII в. весь северный берег Черного моря оказался под контролем татаро-монголов. Центральная и лесостеп- ная части Пруто-Днестровского междуречья вошли в состав Золо- той Орды к 30-х гг. XIV в.7 Смерть Юрия II Болеслава в 1340 г. положила конец независи- мости Галицко-Волынского княжества. В 1349 г. польский король Казимир III захватил главные города Галицкого княжества и при- соединил Галицию и часть Волыни к Польскому государству. Литов- ско-русский князь Любарт Гедиминович ранее завладел Волынью. В результате сорокалетней борьбы Галичина с Белзской землей и Холмщиной окончательно отошла к Польше, а Волынь - под власть 8 литовских князей . В период обострения войны за галицко-волынское наследство на землях, входивших ранее в состав Галицкого княжества, воз- никает Молдавское княжество (дата основания – 1359 г.). В его создании приняли участие волохи и русины (древнерусское насе- ление Карпато-Днестровских земель). Опираясь на данные сель- ской ойконимии, Л.Л. Полевой установил, что доля представителей восточнославянской этнической группы (русинов) в середине XIV в. достигала 39,5 % населения Молдавии, восточнороманской - 48,7 %, 9 южнославянской - 3,3 % . Этническая ситуация в Восточном Прикарпатье отражена в мол- давской легенде об основании Молдавского княжества, в которой рассказывается о том, что пастухи из Марамуреша (Марамороша - комитата (жупы) на северо-востоке Венгерского королевства. Се- годня 3/5 Марамороша находится в Закарпатской области Украины, 2/5 – в Румынии. – С.С.) во время охоты оказались в районе нынеш- него города Сучава, где нашли пасеку русина Яцко. Он привел ру- синов из Страны ляхов (Галичины), а охотники – волохов (и русинов. – С.С.) из Марамуреша. Долгое время страна разделялась на Цара де Сус (Верхняя страна, населенная русинами) и Цара де Жос (Нижняя 10 страна, населенная волохами) . В XVII в. молдавский книжник С. Даскал писал, что создана страна из двух языков, из румын (имеются в виду восточные романцы, т. к. о начале формирования румынского этноса можно говорить только после объединения Молдавии и Валахии в единое государство. – С.С.) и русских, и до сего дня половина страны состоит из русских и по- 11 ловина - из румын . Молдавская государственность создавалась по образцу древне- русской. Крупные землевладельцы назывались бояре, денежная си- стема в княжестве сформировалась по образцу галицкой12. Запад- норусский язык того времени был официальным языком княжества до начала XVIII в.13 В основном фонде современного молдавского языка насчитывается около 2 тыс. восточнославянских заимствова- ний. Это понятия, обозначающие земледельческие орудия, предме- ты быта, домашнюю утварь, одежду, пищу, музыкальные инструмен- 14 ты . Молдавско-русинскому этнокультурному синтезу способствовали единая православная вера и схожий тип хозяйствования. Со време- нем большая часть русинского этноса вошла в состав образовав- шейся молдавской народности. Как указывал румынский исследо- ватель И. Бэрбулеску, волохи стали приобретать молдавские черты с 15 XIII в. благодаря смешению и проживанию с русинским элементом . Под влиянием русинской традиции сформировался тип народ- ного жилища и народная одежда жителей северных районов Мол- давии, народная молдавская обрядность16. Значительное русинское воздействие испытала молдавская музыкальная культура. Об этом свидетельствуют названия произведений молдавского музыкаль- ного фольклора - «русяскэ», «хуцулкэ», «поляндра», заимствование целых мелодий и отдельных элементов музыкальной речи17. Один из самых известных молдавских народных танцев - «молдавеняска» 18 («молдавский») - испытал сильное русское (русинское) влияние . Русинская составляющая привела к появлению у молдаван этно- культурных и антропологических отличий от других групп восточ- ных романцев, в т. ч. и валахов. Так, антропологический облик мол- даван (жителей Республики Молдова и румынской Молдовы) имеет 19 явно выраженную восточнославянскую направленность . Учитывая смешанный состав населения и этнокультурную ситу- ацию в средневековой Молдавии, Молдавское княжество вполне можно назвать волошско-русским (русинским). В конце 30-х гг. XVI в. край окончательно попадает под турецкое господство. Райями, отторгнутыми от княжества и управляемыми турецкими военными властями, стали Белгород (переименованный турками в Аккерман, с 1484 г.), Килия (с 1484 г.), Тигина (Бендеры, с 1538 г.), Измаил (с 1595 г.) и Хотин (с 1715 г.). Степная равнина между устьями Днестра и Дуная (Буджак) была отдана турецким сул- таном в 1569 г. ногайцам. Попытки сбросить турецкое иго и восстановить суверенитет стра- ны, предпринятые во время правления Стефаницы (1517-1527), Пе- тра Рареша (1527-1538, 1541-1546), Иоанна Лютого (1572-1574), оказались безуспешными. Надежда на освобождение Молдавии от турецкого ига появилась после начала освободительной войны в Малороссии под руководством Богдана Хмельницкого. В 1656 г. молдавский господарь посылает в Москву посольство во главе с митрополитом Гедеоном для переговоров о принятии в российское подданство. К сожалению, внешнеполитические причины помеша- ли довести намеченное до конца. С просьбой о принятии в русское подданство обращалась Молдавия и позже: в 1674 г. – молдавский господарь Стефан Петричейку, в 1684 г. - боярство и духовенство страны, в 1701 г. - господарь Константин Дука. Договор Дмитрия Кантемира с Петром I, подписанный 13 апреля 1711 г. в Луцке, по- вторял в основном пункты соглашения 1656 г. Впоследствии в результате многочисленных русско-турецких войн (1735-1739, 1768-1774, 1787-1791, 1806-1812, 1828-1829, 1877-1878) Россия смогла оказать помощь православным народам в освобождении от турецкого ига. Активное участие в этих войнах в рядах русской армии принимали уроженцы Молдавского княжества. В июле 1774 г. север княжества, регион компактного расселе- ния русинов – Буковина (ныне Черновицкая область Украины и Сучавский уезд Румынии с первыми столицами Молдавии – Сире- том и Сучавой), был оккупирован австрийскими войсками и 7 мая 1775 г. по соглашению с Турцией присоединен к Австрийской импе- рии. К Австрии отошла территория в 10 438,8 кв. км с 70 тыс. жите- 20 лей . Оставшаяся часть Молдавского княжества прекратила свое су- ществование, объединившись с Валахией в единое государство в 1859 г. (с 1862 г. – Румыния, с 1881 г. – королевство Румыния), став- шее независимым в 1878 г. в результате русско-турецкой войны. Территория между Прутом и Днестром, названная позже Бесса- рабией, вошла в состав Российской империи в результате русско- турецкой войны 1806-1812 гг. согласно Бухарестскому мирному до- говору, подписанному 16 (28) мая 1812 г. Присоединенная к России Бессарабия представляла собой разоренный турками и татарами край. Численность населения, по различным источникам, составляла от 275 тыс. до 334 тыс. чел.21 Из 45 800 кв. км присоединенной к России территории 25,5 тыс. кв. км входило в состав турецких рай и татарских владений22 (55,7 % территории междуречья, или 27,2 % всего Молдавского кня- жества23). С 1812 по 1828 г. Бессарабия была областью на особом положе- нии, с местными особенностями в управлении. С 1823 по 1874 г. она управлялась новороссийскими генерал-губернаторами, до 1828 г. называвшимися наместниками Бессарабской области, а с 1828 г. – новороссийскими и бессарабскими генерал-губернаторами. В 1873 24 г. область была переименована в губернию . Улучшение социально-экономического положения в области ска- залось на численности населения. В 1897 г. в Бессарабии, по резуль- татам переписи, проживало 1 935 412 чел.25 Среди них молдаван по языку было 920 919 чел. (47,58%). Русских насчитывалось 537 943 чел. Они распределялись по родному языку следующим образом: великорусский – 155 774 чел. (8,05 %), малорусский (к носителям малорусского языка приписали и русинов, которых в то время в Бес- сарабии было не менее 250 тыс. чел., однако как отдельный, отлич- ный от других русских языков русинский родным назвали 64 чел. – С.С.) – 379 698 (19,62 %), белорусский - 2471 чел. (0,13 %). Поляков в губернии проживало 11 696 чел. (0,6 %), болгар - 103 225 (5,33 %), немцев - 60 206 (3,11 %), цыган - 8 636 (0,45 %), евреев - 228 168 26 (11,79 %), турок – 55 790 (2,88 %), греков – 2 737, армян – 2 080 . Часть гагаузов указала родным языком болгарский, остальные счи- тали родным турецко-татарский (в т. ч. турецко-османский). Среди признавших родным языком турецко-османский 55 615 чел. были 27 православными . По вероисповеданию православных было 1 600 999 чел. , ста- рообрядцев – 28 532, армян-григориан – 2 265, армян-католиков – 246, римско-католического вероисповедания – 19 825, проте- стантского - 54 258, иудейского – 228 528, мусульманского (в пере- писи – магометанского. – С.С.) – 617 чел. Православные составляли 28 82,72 % всего населения губернии . Совместное проживание различных этносов в Бессарабии приве- ло к взаимообогащению культур и формированию особой полиэт- ничной (надэтнической) общности - бессарабцы, отличавшейся вы- сокой пассионарностью, «имперским» сознанием и менталитетом, отличным от румынского. Эта пассионарная общность ярко прояви- ла себя в годы революции, гражданской войны, румынской оккупа- ции и Второй мировой войны. Проживавшие в находившейся в составе России Бессарабии эт- носы смогли сохранить свою этнокультурную идентичность, а тюр- коязычные задунайские переселенцы сформировались в самостоя- 29 тельный этнос - гагаузы . Оценивая значение присоединения края к России, бессарабский общественно-политический деятель священник Алексей Матеевич писал: «Присоединение Бессарабии к России оказалось спаситель- ным актом как для молдавского языка, так и для молдавского бого- 30 служения» . О политических взглядах многонационального населения края высказался российский политический деятель В.В. Шульгин: «Окра- ины, населенные так называемыми «инородцами», иногда больше ценили Россию, нежели природные русские. В частности, Бессара- бия послала во Вторую Государственную Думу П.Н. Крупенского, В.М. Пуришкевича, П.А. Крушевана, П.В. Синадино и других убеж- денных сторонников монархии и величия России»31. Авторы «Исто- рии Молдавской ССР» (Т. I. Кишинев, 1965 г.) констатировали: «Ве- 32 рой и правдой служили царю и молдавские националисты» . После Октябрьской революции в Бессарабии был создан Сфа- тул Цэрий (150 депутатов) - временный орган управления губер- нией до созыва Учредительного собрания. 2 (15) декабря 1917 г. он провозгласил образование Молдавской Демократической Респу- блики в составе Российской Федерации. 24 января 1918 г. этот орган принял декларацию о независимости Молдавской Республики, а 27 марта (9 апреля) 1918 г. - акт об объединении с Румынией на правах «провинциальной автономии». 26 ноября (9 декабря) 36 депутатов Сфатул Цэрий приняли решение о «безусловном присоединении» Бессарабии к Румынии. На территорию Бессарабии были введены румынские войска. Причем Ион Инкулец, бывший председатель Сфатул Цэрий, подчеркивая вынужденность принятия этого реше- ния, отмечал: «После того как мы были частью империи с населе- нием в 160 миллионов человек, нельзя гордиться тем, что мы ста- ли гражданами Румынии. Если Россия восстановится, мы бы хотели 33 вернуться к ней» . Отношение населения к румынским оккупационным властям проявилось в Хотинском (1919 г.), Бендерском (1919 г.) и Татарбу- нарском (1924 г.) восстаниях, жестоко подавленных румынскими 34 войсками . Попытка румынизации Бессарабии, предпринятая властями Ру- мынии в 1918-1940 гг., не привела к ожидаемым результатам. Авторы весьма тенденциозной «Истории Бессарабии» признают: «Вопреки усилиям руководящих органов Бессарабии по введению румынского языка в администрации, русские чиновники продол- жали использовать русский язык в канцелярии и при составлении официальных документов». Встречая открытое сопротивление по- литике румынизации со стороны местных органов власти и служа- щих, румыны были вынуждены принять ряд законов, в частности, королевский декрет о распространении закона об организации ад- министративного персонала почт, телеграфов и телефонов, действо- вавшего в Румынии, и на Бессарабию. Согласно этому документу, персонал только румынской национальности в этих учреждениях был обеспечен работой, остальные служащие отстранялись от долж- ности (10 мая 1918 г.). Королевскими декретами 4 сентября 1918 г. были распущены Дума и управа г. Кишинева, а 4 октября 1918 г. было ликвидировано губернское земство. Также произошло назна- чение новых судей из-за отказа бессарабского судебного корпуса работать при румынской администрации и принимать присягу на 35 верность Румынскому государству . По сведениям румынских властей, за первые 8 лет оккупации в Бессарабии было казнено 15 512 чел. гражданского населения. В 1924 г. 29 депутатов румынского парламента, представлявшие Бес- сарабию (в большинстве - бывшие лидеры Сфатул Цэрий, голосо- вавшие за ее присоединение к королевской Румынии), направили румынскому королю послание, в котором, в частности, писали: «В течение шести лет Бессарабия управляется такими методами, ка- кими сегодня не могут быть управляемы даже черные колонии в Африке». Но эти меры мало что дали. Профессор Ясского универ- ситета О. Гибу в докладе на имя министра просвещения Румынии в 1936 г. писал: «По духу своему Бессарабия теперь несравненно бо- лее русская, чем в 1918 г. ... И сейчас в городах почти все охотнее говорят по-русски и читают чаще всего русскую прессу, всячески препятствующую утверждению румынизма»36. В январе 1938 г. ко- ролевский наместник Бессарабии генерал Чуперкэ издал приказ, запрещавший говорить в присутственных местах на русском языке. Повсюду висели таблички с надписью «Vorbiţi numai româneşte!» 37 (Говорите только по-румынски) . За 22 года оккупации Бессарабию покинуло не менее 500 тыс. чел. (свыше 16,5 % населения). В Советский Союз бежало свыше 100 тыс. чел. В СССР, Германии, Австрии, Франции, Бельгии, Чехослова- кии, Люксембурге были созданы «Общества бессарабцев», главной 38 целью которых было разоблачение бесчинств оккупантов в крае . СССР никогда не признавал присоединения Бессарабии к Румы- нии, и из политических соображений в 1924 г. в составе Украинской ССР была создана Молдавская Автономная Советская Социалисти- ческая Республика. В ее состав вошло 11 районов левобережья 39 Днестра . В августе 1940 г. Северная Буковина и Бессарабия были присо- единены к СССР. Северная Буковина стала Черновицкой областью Украинской ССР. К ней отошла большая часть Хотинского уезда Бес- сарабии. Также к Украине отошли Аккерманский и Измаильский уезды. 2 августа 1940 г. на VII сессии Верховного Совета СССР был принят Закон об образовании союзной Молдавской Советской Со- циалистической Республики. В состав МССР были включены город Кишинев, 6 из 9 уездов Бессарабии (Бельцкий, Бендерский, Ка- гульский, Кишиневский, Оргеевский, Сорокский), а также город Ти- располь и 6 уездов бывшей Молдавской АССР (Григориопольский, Дубоссарский, Каменский, Рыбницкий, Слободзейский, Тирасполь- ский). Изменения мотивировались тем, что в населенных пунктах, переданных Молдавской ССР, преобладало молдавское население, а в переданных Украинской ССР — украинское, болгарское и рус- 40 ское . После образования союзной республики уровень экономическо- го развития двух ее частей оказался различным. В левобережных районах преобладало крупное производство, в бессарабских - мел- кое. К середине 1941 г. удалось увеличить объем промышленной продукции почти в два раза. Была построена Кишиневская желез- ная дорога, выделены значительные средства на строительство ав- томобильных дорог с твердым покрытием, начались телефонизация и радиофикация населенных пунктов республики. Созидательному труду помешала война. Во время войны было уничтожено 76 % жилого фонда Кишинева. Такие города и район- ные центры, как Унгены, Корнешты, местечко Валя-луй-Влад Кишка- ренского района, были полностью разрушены. Из числа имевшихся к началу войны 427 основных лечебных учреждений 350 разруше- ны полностью или частично. Было повреждено или разрушено 607 школ, 5 научных учреждений, 10 клубов. Уничтожено 3 287 166 экз. книг. Из музеев были вывезены в Румынию ценные экспонаты, в том числе 91 уникальный, а остальные были уничтожены или раз- граблены. Демографические потери превысили 650 тыс. чел. (из них 90 % - безвозвратные). Они стали результатом инфекционных за- болеваний, распространение которых было вызвано разрушением экономики, социальной инфраструктуры, системы санитарной безо- пасности, массовыми насильственными перемещениями населения, геноцидом, террором и репрессиями оккупантов и безвозвратны- 41 ми потерями на фронте . После войны в 1947 г. между союзными державами, включая СССР - с одной стороны и Румынию - с другой, был заключен Парижский мирный договор. В части I было зафиксировано, что границы Румы- нии устанавливаются по состоянию на 1 января 1941 г., за исклю- чением румыно-венгерской границы, которая восстанавливается по состоянию на 1 января 1938 г., а решения Венского арбитража о ней 42 от 30 августа 1940 г. объявляются недействительными . Несмотря на полное разрушение инфраструктуры края, к 1948 г. удалось достигнуть довоенного уровня выпуска промышлен- ной продукции. В конце 80-х гг. прошлого столетия в Молдавии насчитывалось около 600 крупных предприятий. Многие из них стали головными в Советском Союзе и Совете экономической взаимопомощи. Доля ре- спублики в общесоюзном производстве по выпуску литейного обо- рудования составляла 26,2 %, электробытовых приборов и машин - 9,2 %, насосов - 6,4 %, в том числе 100 % герметических. К середине 80-х гг. на пищевую промышленность Молдавии приходилось 25 % производимых в СССР виноматериалов, 14 % плодоовощных кон- сервов, 35 % ферментированного табака и 3,2 % сахара. В 1989 г., в конце горбачевской перестройки, началось движение за национальное возрождение молдаван. Именно тогда возникли «Клуб А. Матеевича», «Молдавское демократическое движение», «Демократическая лига студентов», «Ассоциация историков» и др. Вначале они ратовали за придание официального статуса молдав- скому языку, переход на латинскую графику, принятие в качестве государственного флага триколора и т. д. Впоследствии эти органи- зации объединились в Народный фронт Молдовы. Но очень скоро Народный фронт из молдавского национального движения превратился в унионистское. В 90-х гг. Народный фронт Молдовы собирал многотысячные митинги, на которых открыто звучали призывы, разжигавшие межнациональную рознь. Один из популярных лозунгов тех лет применительно к русскоязычному на- селению Молдавии звучал так: «Чемодан-вокзал-Россия». 31 августа 1989 г. Верховный Совет МССР принял Закон о воз- врате молдавскому языку латинской графики, а 1 сентября 1989-го - Закон о функционировании языков на территории Молдавской ССР. Обсуждение и принятие этих законов вызвало неоднозначную ре- акцию в обществе и спровоцировало волну митингов и забастовок. 12 мая 1990 г. парламент принял постановление об утвержде- нии Положения о государственном флаге Молдавской Советской Социалистической Республики. Официальным символом государ- ственного суверенитета Молдавской ССР стал триколор. В статье 12 «Государственная символика» Конституции РМ, принятой 29 июля 1994 г., было записано, что Республика Молдова имеет флаг, герб и гимн, и герб помещается в центре триколора, что стало отличать молдавский флаг от румынского. В июне 1990 г. был провозглашен суверенитет Республики Мол- 43 дова . Игнорирование требования значительной части населения за- крепить за русским языком статус второго государственного приве- ло к межэтническому конфликту. После многочисленных забастовок и акций протеста в Тирасполе 2 сентября 1990 г. была провозглаше- на Приднестровская Молдавская Советская Социалистическая Ре- спублика (с 5 ноября 1991 г. - Приднестровская Молдавская Респу- блика). В 1992 г. прорумынски настроенные силы спровоцировали вооруженный конфликт с левобережными районами Молдавии. После неудавшегося 19-21 августа 1991 г. «путча» ГКЧП 27 ав- густа молдавский парламент принял безграмотный с юридической точки зрения документ - Декларацию о независимости Республики Молдова, ставивший под вопрос легитимность самой молдавской государственности: «Парламент Республики Молдова, образованный в результате свободных и демократических выборов, принимая во внимание тысячелетнее прошлое нашего народа и его непрерывную государственность в историческом и этническом пространстве его национального становления; считая акты расчленения национальной территории 1775 и 1812 годов противоречащими историческому и национальному праву и юридическому статусу Молдавского княжества и аннулированными всем историческим развитием и свободным волеизъявлением на- селения Бессарабии и Буковины; подчеркивая, что издавна населенное молдаванами Заднестро- вье является составной частью исторической и этнической террито- рии нашего народа; учитывая, что парламенты многих государств в своих деклараци- ях считают соглашение, заключенное 23 августа 1939 года между Правительством СССР и Правительством Германии, недействитель- ным с самого начала и требуют ликвидации его политико-правовых последствий, что отмечено и Международной конференцией «Пакт Молотова - Риббентропа и его последствия для Бессарабии» в Ки- шиневской декларации, принятой 28 июня 1991 года; подчеркивая, что, не спросив население Бессарабии, севера Бу- ковины и области Херца, насильственно захваченных 28 июня 1940 года, а также население Молдавской АССР (Заднестровья), образо- ванной 12 октября 1924 года, Верховный Совет СССР, даже в нару- шение своих конституционных полномочий, принял 2 августа 1940 года Закон СССР «Об образовании союзной Молдавской ССР» - нор- мативные акты, которыми попытались оправдать, при отсутствии какого-либо реального правового обоснования, расчленение этих территорий и принадлежность новой республики СССР; напоминая, что в последние годы демократическое движение за национальное освобождение населения Республики Молдова еще раз подтвердило его стремление к свободе, независимости и национальному единству, выраженное в заключительных докумен- тах Великих Национальных Собраний, состоявшихся в Кишиневе 27 августа 1989 года, 16 декабря 1990 года и 27 августа 1991 года, в законах и постановлениях Парламента Республики Молдова о про- возглашении румынского языка государственным и о возврате ему латинского алфавита от 31 августа 1989 года, о государственном флаге от 27 апреля 1990 года, о государственном гербе от 3 ноября 1990 года и об изменении официального названия государства от 23 мая 1991 года; исходя из Декларации о суверенитете Республики Молдова, при- нятой Парламентом 23 июня 1990 года, и того, что население Респу- блики Молдова, осуществляя свое суверенное право, не участвова- ло 17 марта 1991 года, несмотря на оказанное государственными органами СССР давление, в референдуме о сохранении СССР; учитывая необратимость происходящих в Европе и в мире про- цессов демократизации, утверждения свободы, независимости и национального единства, становления правовых государств и пере- хода к рыночной экономике; подтверждая равноправие народов и их право на самоопреде- ление согласно Хартии ООН, Хельсинкскому заключительному акту и нормам международного права; считая, в силу всего вышеизложенного, что пробил великий час свершения акта справедливости в соответствии с историей нашего народа, нормами морали и международного права, на основе права народов на самоопределение, от имени всего населения Республи- ки Молдова и перед всем миром торжественно провозглашает: Республика Молдова - суверенное, независимое и демократи- ческое государство, могущее свободно, без вмешательства извне решать свое настоящее и будущее в соответствии с идеалами и святыми устремлениями народа в историческом и этническом про- 44 странстве его национального становления» . 23 апреля 2010 г. большинством голосов представителей Альянса за европейскую интеграцию парламент Республики Молдова при- нял Постановление № 66 «О восстановлении подписей к тексту акта Декларации о независимости Республики Молдова». Состоялось по- вторное подписание текста акта Декларации о независимости де- путатами парламента двенадцатого созыва на торжественном за- 45 седании законодательного органа . Именно в начальный период независимости во всех учебных за- ведениях Республики Молдова были введены курсы «Румынский язык» вместо «Молдавского языка» и «История румын» вместо «Истории Молдовы», которые рассматривали Молдавию как часть 46 «румынского пространства» . Руководство страны форсировало процесс объединения с Румы- нией. В августе 1991 г. председатель парламента, бывший секретарь ЦК Коммунистической партии Молдавии М. Снегур заявил в интер- вью французскому журналу «Le Figaro»: «Независимость — это, ко- нечно, временный период. На первых порах будут существовать два румынских государства, но это будет длиться недолго. Я повторяю 47 еще раз, что независимость является этапом, а не целью» . Однако в то время большинство населения Молдавии не хотело объединяться с Румынией, у которой было немало своих проблем. Опрос, проведенный в сентябре 1992 г., показал, что объеди- нение с Румынией считали неизбежным 8 %, возможным — 11 %, желательным, но после переходного периода — 20 %, нежелатель- ным — 52 %. Опросы службы «Оpinia» («Мнение») дали следующую динамику удельного веса лиц, видевших будущее Молдавии в объ- единении с Румынией: в феврале 1991 г. — 3,1 %, в феврале 1992 г. 48 — 9,4 %, в январе 1993 г. — 7,7 % и в феврале 1994 г. — 5,6 % . Неудачная попытка быстрого поглощения Молдавии вынудила руководство Румынии разработать долгосрочную программу. Ее цель - румынизация молдаван путем изменения их менталитета. Само существование молдавской нации представляет угрозу на- циональной безопасности Румынии, у которой и так достаточно нерешенных внутренних проблем. В Запрутской Молдове перио- дически возникают организации молдаван, которые с такой же по- 49 следовательностью закрываются румынскими властями . Несмотря на то, что по результатам переписи только 2,2 % насе- ления Республики Молдова (73 276 чел.) назвали себя румынами, а большинство населения Молдавии - 75,8 % (2 564 849 чел.) - считают себя молдаванами50, руководство соседней страны отказывает им в праве на самоидентификацию. В то же время задокументировали свою национальную принадлежность как «румын», согласно дан- ным Государственного регистра населения (ГРН) государственного предприятия «Центр государственных информационных ресурсов «Registru» (ГП «ЦГИР «Registru») Министерства информационных технологий и связи Республики Молдова на 12 октября 2004 г. (вре- мя проведения переписи – С.С.), только 2 760 чел. из 2 768 640 граж- дан республики, стоящих на учете (включая получивших молдавское гражданство и состоящих на учете в Государственном регистре населения жителей Приднестровья. - С.С.). В то же время молдава- нами записались 1 865 695 чел. По данным на 1 января 2012 г., из 3 823 117 граждан, состоящих на учете в ГРН, только 3 187 (0,08 %) 51 записались румынами, а молдаванами - 2 591 999 чел. (67,8 %) . Однако на встрече с президентом Республики Молдова Никола- ем Тимофти 3 мая 2012 г. его румынский коллега Траян Бэсеску сно- 52 ва заявил, что в двух странах живут в основном румыны . С первых дней провозглашения независимости в 1991 г. меньшая часть общества, считающая себя румынами, опираясь на поддержку соседнего государства, насаждает свою идентичность большинству, нарушая при этом действующее законодательство Республики Мол- дова. Учитывая, что у большинства представителей старшего поколения образ соседней страны вызывает негативные ассоциации, политика румынизации рассчитана в основном на молодое поколение. Попутно «решается» вопрос национальных меньшинств. Пере- фразирую высказывание одного национально озабоченного чита- теля, опубликованное в газете «Gardianul»: чтобы страна не была достаточно русской, надо эту «неудобоваримую смесь из москалей, казаков, гагаузов и болгар, которые в случае объединения Румынии 53 с Молдавией просто «взорвут» нынешний состав нашей нации» , просто «унифицировать». Ведь чем больше наша страна будет от- личаться от Румынии, тем меньше вероятность потери ее суверени- тета. Поэтому при всех режимах (иногда - с некоторым смягчением) продолжается политика вытеснения национальных меньшинств из управления государством, сокращается количество школ с русским языком обучения и сфера употребления русского языка. Лет двадцать назад вряд ли кто-нибудь верил в возможность осу- ществления столь масштабного геополитического проекта страной, бедной материальными ресурсами. Однако, когда ныне румынский президент заявляет, что Молдавия может войти в состав Румынии в 54 2035 г. , это уже не кажется нереальным. За эти годы румынское правительство при поддержке или без- действии (время правления ПКРМ. – С.С.) молдавских властей смогло провести весьма эффективную работу в нескольких направлениях. Благодаря чему удалось: 1. Сформировать активную прорумынски настроенную полити- ческую элиту и интеллигенцию, создать новые партии, обществен- ные объединения, движения, организации. Зарегистрированные на территории Республики Молдова партии имеют свою специфику. Они вряд ли подходят под классическое определение. Молдавские партии представляют собой лидера и его окружение при отсутствии структур, характерных для зарубежных партий. Совсем как в поэме В. Маяковского «Владимир Ильич Ле- нин»: «Мы говорим Ленин, подразумеваем - партия, мы говорим партия, подразумеваем – Ленин». Это относится и к ПКРМ, которая, в отличие от своих электоральных конкурентов, больше напоминает организационно оформленную партию. Поэтому молдавские изби- ратели в большинстве своем отдают голоса не за партию и ее док- трину, а за конкретное лицо (лица), ее олицетворяющее. Пришедший к власти в результате парламентских выборов 2009 и 2010 гг. Альянс за европейскую интеграцию, объединяющий ныне три партии - Либерально-демократическую (В. Филат), Демократи- ческую (М. Лупу) и Либеральную (М. Гимпу), проводит явную про- румынскую политику. Причем некоторые члены Альянса не скрывают своего наме- рения разрушить молдавскую государственность. В конце июля 2012 г. Кишиневская апелляционная палата обязала Министерство юстиции зарегистрировать принятые на последнем съезде Нацио- нал-либеральной партии (НЛП) изменения в уставе, в соответствии с которыми она намерена добиваться присоединения к Румынии. Согласно уставной формулировке, «НЛП выступает за объединение - мирным, демократическим путем - двух румынских государств, то есть за присоединение Республики Молдова к Румынии, что явля- ется кратчайшим путем по отрыву от российской сферы влияния и 55 скорейшему присоединению к НАТО и ЕС» . Важная роль в формировании будущей прорумынски настроен- ной элиты отводится программе обучения в Румынии. На 2011/2012 учебный год Министерство образования, науки, молодежи и спорта соседней страны увеличило до 5 000 (на 2 850 от первоначально запланированных) число выделенных государством стипендий для молдавских граждан56. В мае 2012 г. румынский президент Т. Бэсеску 57 заявил: «Постепенно мы дойдем до 10 000 стипендий» . В то же время количество российских стипендий сократилось почти втрое. Федеральное агентство по образованию Российской Федерации предоставило в 2012 г. выпускникам молдавских ли- цеев и вузов 62 стипендии для обучения в российских вузах - 50 стипендий для бакалавров, две - для магистрантов и десять - для докторантов. По линии Российского центра науки и культуры для членов Русской общины Молдовы Россия выделила Молдове 212 58 стипендий (для студентов, магистрантов и аспирантов) . 2. проводить эффективную языковую политику. Несмотря на то, что согласно ст. 13 (1) государственным языком Республики Молдова является молдавский язык, функционирую- щий на основе латинской графики, во всех учебных заведениях республики, независимо от правящего режима, преподаются дис- циплины «Румынский язык» и «Румынская литература». К сожалению, сегодня вряд ли можно всерьез надеяться на воз- вращение в учебные заведения предметов «Молдавский язык» и «Молдавская литература». Однако точка невозврата еще не прой- дена. Большинство граждан Молдавии продолжают называть свой родной язык молдавским. По переписи 2004 г. в Молдавии (данные без учета Приднестровья) 60 % граждан признали своим родным языком молдавский (2 029 847 из 3 383 332 чел.), румынский же - только 16,5% (558 508 чел.)59. По данным ГП «ЦГИР «Registru» на 1 января 2012 г., молдавский родным языком задекларировали 60 2 022 384 чел. (52,9 %), а румынский – 208 761 (5,46 %) . Однако язык - хоть и важный, но не решающий фактор этниче- ского самоопределения. Говорят же на французском языке, помимо французов, валлоны в Бельгии, часть швейцарцев, жители канад- ских провинций Квебек и Нью-Брансуик (франко-акадцы), населе- ние многих государств Африки, Карибского бассейна, а на немец- ком, помимо немцев, - часть швейцарцев и австрийцы, сохраняющие при этом свое этническое сознание. Исторически русский язык был в Молдавии сначала единствен- ным (Молдавское княжество - до XVIII вв., Бессарабия – 1812- 1918 гг.), затем - вторым государственным языком (МССР - 1940- 1991 гг.). В годы советской власти в Молдавии сложилось реальное русско-молдавское двуязычие. По результатам переписи 2004 г., из 3 383 332 жителей Молдавии (без учета Приднестровья) русский язык родным признали 380 756 чел. Русский язык был родным для 195 573 русских, 63 290 молда- ван, 89 853 украинцев, 9 134 болгар, 8 618 гагаузов, 3 500 белору- 61 сов, 2 795 евреев, 1 557 поляков, 1 163 немцев, 571 румына . «Языком, на котором обычно разговаривают», русский назвали 540 990 чел. , из которых 128 372 молдаванина, 141 206 украинцев, 40 445 гагаузов, 1 537 румын, 23 259 болгар и 18 610 представи- телей других национальностей62. То есть для 27,2 % (921 746 чел.) населения Молдавии русский язык является родным или языком, на котором обычно общаются. Кроме того, свободно владеют русским языком 52,5 % молдаван (1 347 647 чел. из 2 564 849 по переписи), 19 32,7 % украинцев (92 248 чел.), 60,5 % румын (44 350 чел.), 57,1 % 63 болгар (37 497 чел.), 62,5 % гагаузов (92 114 чел.) . По данным ГП «ЦГИР «Registru» на 1 января 2012 г., русский язык родным задекларировали 647 571 чел. (16,94%). Из граждан старше 16 лет русский язык как материнский призна- ли 205 990 русских (всего определило свою национальную принад- лежность как русский 230 734 чел.), 86 856 молдаван, 249 румын, 64 180 726 украинцев, 13 931 гагауз, 22 111 болгар, 3 959 евреев . Но, несмотря на такое значительное количество граждан, счи- тающих русский язык родным, постоянно на нем говорящих или свободно им владеющих, область его применения постоянно сокра- щается. Уменьшается количество обучающихся на русском языке. В 2003/2004 учебном году в средней школе на нем обучалось 119,3 65 тыс. чел. , в 2006/2007 – 99,8 тыс. чел. , в 2010/2011 - 80,8 тыс. чел . Неравноправное положение языков закреплено в ряде законо- дательных актов. Одним из таких является принятый 27 июля 2006 г. Кодекс телевидения и радио Республики Молдова. В частности, в ст. 11 «Защита языкового и национально-культурного достояния» ска- зано, что с 1 января 2010 г. необходимо обеспечить предоставление не менее 70 % частот программным комплексам на государствен- ном языке и не менее 80 % отечественных информационно-анали- тических передач. В свою очередь, право на обучение на русском языке и примене- ние русского в различных сферах закреплено в Конституции Респу- блики Молдова и ряде законов, в том числе «О функционировании языков на территории Молдавской ССР (Республике Молдова)», «Об образовании», «О правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и правовом статусе их организаций», «Об утверж- дении Концепции национальной политики Республики Молдова», «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)», «Об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов лево- бережья Днестра (Приднестровья)». Одним из явных нарушений действующего законодательства стало принятие 22 июня 2012 г. большинством голосов депутатов парламента Республики Молдова от правящего Альянса за евроин- теграцию законопроекта о внесении изменений в оформление удо- стоверения личности гражданина РМ. Данные в этот документ будут вноситься лишь на государственном языке, в то время как ра

Ключевые слова

Молдавия, Румыния, Россия, Украина, молдаване, русины, русские, интеграция, СССР, объединение, Русский Мир. православие, русский язык, русская культура

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Суляк Сергей ГеоргиевичОбщественная ассоциация «Русь», Кишинев, Молдавияsergei_suleak@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Майоров А.В. Великая Хорватия: этногенез и ранняя история славян Прикарпатского региона. СПб., 2006. С. 5
Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. Приложение. 1949. № 2 (28). С. 278-279, 285
Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. Приложение. 1948. № 2 (24). С. 232-235
Филин Ф.П. Образование языка восточных славян. М.; Л., 1962. С. 51
Рикман Э.А. Этническая история населения Поднестровья и прилегающего Подунавья в первых веках нашей эры. М., 1975. С. 327
Мишулин А.В. Древние славяне и судьбы Восточно-Римской империи // Вестник древней истории. 1939. № 1 (6)
Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. Очерки этнической истории руснаков Молдавии. Кишинев, 2004. С. 28-30
Державин Н.С. Об этногенезе древнейших народов Днепровско-Дунайского бассейна (к постановке вопроса) // Вестник древней истории. 1939. № 1 (6). С. 282
Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. С. 30
Шахматов А.А. Введение в курс истории русского языка. Часть 1. Исторический процесс образования русских племен и наречий. Пг., 1916. С. 46
ПСРЛ. Т. I. Лаврентиевская и Троицкая летописи. I. Лаврентиевская летопись. I. Древний текст летописи Нестора. СПб., 1846. С. 5
Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. С. 44-47
Суляк С.Г. Молдавская Русь (к 650-летию образования молдавской государственности) // Русин. Международный исторический журнал / Отв. редактор С.Г. Суляк. 2010. 2 (20). С. 10-11
Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. С. 52
Абызова Е.Н., Бырня П.П., Нудельман А .А. Древности Старого Орхея. Золотоордынский период. Кишинев, 1981. С. 89
Суляк С.Г. Молдавская Русь. С. 11
Крипякевич І. Галицько-Волинське князівство. Київ, 1984. С. 114, 116
Грушевський М. Iсторiя України-Руси. Т. IV. XIV-XVI вiки - вiдносини полiтичнi. Київ. 1993. С. 62-63
Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. С. 54
Суляк С.Г. Сын самодержца всея Руси // Русин. Международный исторический журнал / Отв. редактор С.Г. Суляк. 2005. № 2 (2). С. 30-31
Полевой Л.Л. Очерки исторической географии Молдавии XIII-XV вв. Кишинев, 1979. С. 113
Letopiseţul Tării Moldovei. Chişinău, 1990. С. 28, 31
Полевой Л.Л. Очерки исторической географии Молдавии XIII-XV вв. Кишинев, 1979. С. 33
Суляк С.Г. Молдавская Русь. С. 12
Letopiseţul Tării Moldovei. С. 28
Русанова И.П., Тимощук Б.А. Древнерусское Поднестровье. Ужгород: Карпати, 1981. С. 126
Суляк С.Г. Сын самодержца всея Руси С. 32-33
Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. IV. С. 174
Кочубинский А .А. Частные молдавские издания для русской школы (библиографические заметки) // Журнал Министерства народного просвещения. Часть CCCXXXXVII. 1903. Июнь. С. 396
Яцимирский А.И. Язык славянских грамот молдавского происхождения // Статьи по славяноведению. Вып. 3 / Под ред. В.И. Ламанского. СПб., 1910. С. 155
Panaitescu Petre P. Istoria Românilor. Chişinău, 1991. С. 117
Суляк С.Г. Молдавская Русь. С. 14
Зеленчук В.С. Население Бессарабии и Поднестровья в XIX в. Кишинев, 1979. С. 236
Bărbulescu I. Individualitatea limbii romîne şi elementele slave. Bucureşti, 1929. С. 81
Зеленчук В.С. Население Бессарабии и Поднестровья в XIX в. С. 235
Стоянов П.Ф. Музыкальный ритм как источник изучения этнических аспектов молдавской народной культуры // Славяно-молдавские связи и ранние этапы этнической истории молдаван. Кишинев, 1983. С. 149
Молдаване. Очерки истории, этнографии, искусствоведения. Кишинев, 1977. С. 364
Великанова М.С. Антропология средневекового населения Молдавии (по материалам памятника Старый Орхей). М., 1993. С. 88-89
Мохов Н.А. Очерки истории формирования молдавского народа. Кишинев, 1978. С. 91
Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. С. 79
Die Bukowina. Allgemeine Haimatkunde = Буковина. Загальне краєзнавство / Пер. з нім. Ф.С. Андрійца, А.Т. Квасецького. Чернівці, 2004. С. 387
Куницкий П. Краткое статистическое описание Заднестровской области. СПб., 1813. С. 13
Защук А .О. Этнография Бессарабской области // Записки Одесского общества истории и древностей. T. V. Одесса, 1863. С. 493
Скальковский А.А. Опыт статистического описания Новороссийского края. Ч. 1. Одесса, 1850. С. 348
Кассо Л.А. Россия на Дунае и образование Бессарабской области. М., 1913. С. 191
Петров Н.И. Бессарабия. Историческое описание. СПб., 1892. С. 136
Бессарабия. Географический, исторический, статистический, экономический, этнографический, литературный и справочный сборник / Под ред. П.А. Крушевана. М., 1908. С. 109
Лашков Н.В. Бессарабия. К столетию присоединения к России. 1812 - 16.V - 1912 гг. Географический и историко-статистический обзор края. Кишинев, 1912. С. 3
Гросул Я.С. Крестьяне Бессарабии (1812-1861 гг.). С. 46
Зеленчук В.С. Население Молдавии (демографические процессы и этнический состав). С. 98
Кабузан В.М. Народонаселение Бессарабской области и левобережных районов Приднестровья (конец XVIII — первая половина XIX в.). Кишинев, 1974. С. 27
Советская Молдавия. Краткая энциклопедия. Кишинев, 1982. С. 48
Зеленчук В.С. Население Бессарабии и Поднестровья в XIX в. (Этнические и социально-демографические процессы). С. 40
Адрес-календарь Бессарабской губернии на 1912 г. Кишинев, 1911. С. 256
Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. III; Бессарабская губерния. СПб., 1905. С. XIII
Грек И.Ф., Руссев Н.Д. 1812 год - поворотный рубеж в истории Буджака и «задунайских переселенцев». Кишинев, 2012. С. 78-84
Матеевич А. Моменты церковного влияния в происхождении и историческом развитии молдавского языка // Mateevici A. Opere. Vol. II. Chişinău, 1993. С. 29
Шульгин В.В. Годы // Годы. Дни. 1920 год. М., 1990. С. 51
История Молдавской ССР. Т. 1. Кишинев, 1965. С. 561
Буле Винсент. Образ румынской администрации и настроения населения Бессарабии, отраженные во французских дипломатических разведывательных отчетах 1918-1920 гг. // Русин. Международный исторический журнал / Отв. редактор С.Г. Суляк. 2012. № 2 (28). С. 50
Суляк С.Г. Русины в период Первой мировой войны и русской смуты // Русин. Международный исторический журнал / Отв. редактор С.Г. Суляк. 2006. № 1 (3). С. 56-57, 63
Суляк С.Г. Вехи молдавской государственности // Русин. Международный исторический журнал / Отв. редактор С.Г. Суляк. 2010. № 4 (22). С. 8. 35
История Бессарабии. От истоков до 1998 года. Кишинев, 2001. С. 96-99
Лазарев А.М. Молдавская советская государственность и бессарабский вопрос. Кишинев, 1974. С. 252, 258, 276
Суляк С.Г. Русины в период Первой мировой войны и русской смуты. С. 56-57, 63
Суляк С.Г. Вехи молдавской государственности. С. 8-9
Сборник законов СССРиуказов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. - июль 1956 г. / Под ред. к.ю.н. Ю.И. Мандельштам. М., 1956. С. 22
Суляк С.Г. Вехи молдавской государственности. С. 16
Мирный договор с Румынией. М., 1947. С. 59
Суляк С.Г. Вехи молдавской государственности. С. 9-10
Закон № 691 от 27.08.1991 «О Декларации о независимости Респу- блики Молдова». URL: http://lex.justice.md/index.php?action=view&view=d oc&lang=2&id=313228 (дата обращения: 23.09.2012)
Постановление Парламента Республики Молдова № 66 от 23.04.2010 «О восстановлении подписей к тексту акта Декларации о не- зависимости Республики Молдова, утвержденной Законом № 691-XII от 27 августа 1991 года. URL: http://lex.justice.md/index.php?action=view&vie w=doc&lang=2&id=334369 (дата обращения: 23.09.2012)
Суляк С.Г. Вехи молдавской государственности. С. 10
Фурман Д. Молдавские молдаване и молдавские румыны (Влияние особенностей национального сознания молдаван на политическое развитие Республики Молдова) // Молдавия: Научные тетради Института Восточной Европы. Выпуск II / Под ред. Д.Е. Фурмана. М., 2008. С. 56
Suljak Sergej. Eine Frage der identitat: Die Moldavier am ethnischen Scheideweg // Wostok. Informationen aus dem Osten fur den Westen [Berlin]. № 1. Fruhjahr 2008. P. 7
Recensămîntul populaţiei 2004. Culegere statistică. V. I. Перепись на- селения. Статистический сборник. 2004. Т I. Chişinău, 2006. С. 300
 Молдавия и Русский мир: возможно ли возвращение? | Русин. 2012. № 3 (29).

Молдавия и Русский мир: возможно ли возвращение? | Русин. 2012. № 3 (29).