Development and safe application strategy of Russian unmanned aircraft systems | Tekhnologii bezopasnosti zhiznedeyatelnosti – Life Safety/Security Technologies. 2023. № 2. DOI: 10.17223/7783494/2/2

Development and safe application strategy of Russian unmanned aircraft systems

In the article the author analyzes the existing approaches to the classification of unmanned aircraft systems. Based on a comprehensive risk analysis and international experience, the author’s version of the classification is proposed. A systematic vision of options for building an effective certification and licensing system for manufacturers and operators of unmanned aircraft, certification of the airworthiness of unmanned aircraft systems is proposed. The key problem is the lack of experience of certification bodies working with super-light and light manned aircraft, as well as experience in certification of commercial drones. This leads to overcomplication of the certification basis and the formation of far-fetched methods for determining compliance. The way out may be the organization of airworthiness certification based on the total cumulative number of accumulated flight hours (FH DTP) according to rules close to the EASA rules of 05/26/2022 FTB MOC SC Light-UAS. As experience accumulates, fundamentally new airworthiness standards and conformity assessment methods will be developed that correspond to the practice of safe operation. The key problem of training aviation personnel is the lack of standard training programs for recreational and professional drones. The way out may be the development and testing in experimental legal regimes of programs for mass training and testing of knowledge of external pilots of recreational drones, with the issuance of an analogue of the FAA “TRUST” certificate. In parallel, training and testing programs for external commercial pilots should be tested according to the rules close to the FAA Part 107. The practical operation of unmanned aircraft is limited by the imperfection of the national air traffic management system. As a result, flights are possible exclusively in segregated airspace. By now, the number of drones has become so significant that the potential for extensive allocation of airspace on the principle of “one drone - one flight area” has been practically exhausted. The way out may be the formation of a digital air traffic management system for manned and unmanned aircraft, which will ensure mutual situational awareness of all airspace users. The requirements of the national aviation authorities for airfields, heliports, landing pads are formed based on the characteristics of “big aviation” and exclude the commercial efficiency of low-intensity commercial operation of light and super-light aircraft. The development of unmanned aviation requires a radical simplification of these rules, considering the best international practices. The full implementation of the described proposals will ensure the formation of a flexible, transparent and simple regulatory system that will create conditions for the development of unmanned aircraft. The author declares no conflicts of interests.

Download file
Counter downloads: 23

Keywords

Unmanned Aviation Systems, airworthiness certification, certification of aircraft manufacturers, air traffic management, training of aviation personnel, ground infrastructure of air transport, aviation security, transport security, information security

Authors

NameOrganizationE-mail
Khursevich Sergey N.Tomsk State Universitykhsn@list.ru
Всего: 1

References

Руководитель Росавиации Александр Нерадько о состоянии и перспективах развития гражданской авиации России. URL: https://favt.gov.ru/novosti-novosti/?id=7427, https://www.aviaport.ru/digest/2021/02/08/666199.html.
Перечень поручений Президента РФ по вопросам развития беспилотных авиационных систем от 30 декабря 2022 года № Пр-2548, от 6 декабря 2022 г. № Пр-2343.
Вайсберг И., Ельчанинов А.Ф. Отсутствие полноценной нормативной базы - главный сдерживающий фактор развития беспилотной авиации в России. URL: https://www.aex.ru/docs/2/2021/3/5/3224.
Порядок использования воздушного пространства РФ беспилотными воздушными судами (ВВС, БПЛА, беспилотники, дроны). URL: https://favt.gov.ru/poryadok-ispolzovaniya-bespilotnyh-vozdychnih-sudov/?ysclid=ldtzpgmbp192468957.
Постановления Правительства РФ от 24 марта 2022 г. № 458, 462.
Приказ Министерства транспорта РФ от 19 октября 2022 г. № 419 "Об утверждении Перечня авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации". П. 3.
Указание "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере функционирования воздушного транспорта" от 25 января 2022 г. № 32/23. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/documents?item=69914472&.
Руководство по дистанционно пилотируемым авиационным системам. ICAO Russian Doc 10019, п. 2.2.7.
Приложение 19 к Конвенции о международной гражданской авиации "Управление безопасностью полётов". Добавление 2.
Воздушный кодекс РФ. Ст. 32, п. 5.
Руководство по дистанционно пилотируемым авиационным системам. Doc 10019.
ГОСТ Р 57258-2016. Системы беспилотные авиационные. Термины и определения. М.: Стандартинформ, 2018. П. 3.2.6, 3.2.7.
ГОСТ Р 59517-2021. Беспилотные авиационные системы. Классификация и категоризация. М.: Стандартинформ, 2021. С. 3.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 сентября 2022 г. № 526н "Об утверждении профессионального стандарта "специалист по эксплуатации беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлётной массой 30 кг и менее".
ГОСТ Р 54265-2010. Воздушный транспорт. Авиационные работы. Классификация. М.: Стандартинформ, 2012. С. 5-8.
Указ Президента Республики Беларусь "Об использовании авиамоделей" от 25 февраля 2016 г. № 81.
Правила использования авиамоделей в Республике Беларусь, утверждённые Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 августа 2016 г. № 636.
Руководство по дистанционно пилотируемым авиационным системам. ICAO Russian Doc 10019, рис. 1-1.
What is Unmanned Aircraft Systems Traffic Management? URL: https://www.nasa.gov/ames/utm.
OpenSkyNetwork. URL: https://opensky-network.org/(дата обращения: 30.05.2021).
Global Air Traffic Management Operational Concept (Doc 9854).
Глобальный аэронавигационный план (док. 9759). URL: https://www.icao.int/Meetings/a39/Documents/GANP_ru.pdf.
Сертификаты типа на самолёты. URL: https://m.favt.gov.ru/sertifikaciya-avia-tehniky-sertifikaciya-tipa-avia-tehnika-odobritelniye-documenty/?id=5506.
БАС-200: беспилотный вертолёт. URL: https://rostec.ru/news/bas-200-bespilotnyy-vertolet/?ysclid=ldy9t3h9ea643225260.
Карта данных Сертификата типа ограниченной категории Беспилотной авиационной системы БАС-200 № FATA-010130U-RC. URL: https://favt.gov.ru/sertifikaciya-avia-tehniky-sertifikaciya-tipa-avia-tehnika-odobritelniye-documenty/?id=5507.
Ассоциация "АЭРОНЕКСТ" готова совместно с Авиарегистром РФ создать обучающий курс по сертификации БАС. URL: https://aeronext.aero/press_room/news/202240.
Нормы летной годности беспилотных авиационных систем с беспилотным воздушным судном самолетного типа с максимальной взлетной массой до 5400 кг НЛГ БАС СТ, Нормы летной годности беспилотных авиационных систем с беспилотным воздушным судном вертолетного типа с максимальной взлетной массой до 750 кг НЛГ БАС ВТ. URL: https://m.favt.gov.ru/sertifikaciya-avia-tehniky-sertifikaciya-tipa-avia-tehnika-zakony-pravila-dokumenty/?id=5498.
Доклад "Об итогах работы Федерального агентства воздушного транспорта в 2021 году, основных задачах на 2022 год и среднесрочную перспективу". URL: https://favt.gov.ru/public/materials//0/6/b/4/3/06b43556f1a8adb303668876e45ea69e.pdf.
Классификатор видов разрешённого использования земельных участков, утверждённый приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 г. № П/0412.
Земельный кодекс Российской Федерации. Ст. 78. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773.
Airport Improvement Program (AIP) - Airports. URL: https://www.faa.gov/airports/aip.
Перечень аэродромов совместного базирования Российской Федерации, утверждённый распоряжением Правительства РФ от 10 августа 2007 г. № 1034-р (в ред. 10 марта 2022 г. № 475-Р).
Доклад "Об итогах работы Федерального агентства воздушного транспорта в 2021 году, основных задачах на 2022 год и среднесрочную перспективу". URL: https://favt.gov.ru/public/materials//0/6/b/4/3/06b43556f1a8adb303668876e45ea69e.pdf.
Доклад генпрокурора Юрия Чайки в Совет Федерации О состоянии законности и правопорядка в РФ в 2018 году. URL: https://ria.ru/20190409/1552497944.html.
Приказ Министерства транспорта РФ от 19 октября 2022 г. № 420 "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Министерства транспорта РФ по вопросам регулирования деятельности лиц, осуществляющих управление беспилотными гражданскими воздушными судами максимальной взлётной массой 30 килограмм и менее. П. 2.5, 2.7, 2.8.
Приказ Министерства транспорта РФ от 19 октября 2022 г. № 419 "Об утверждении Перечня авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации". П. 3.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 июля 2018 г. № 447н.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 25.02.08 "Эксплуатация беспилотных авиационных систем" [Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 № 1549].
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. П. 1. Ст. 85.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. П. 1. Ст. 73.
Приказ Минобрнауки России от 02.07.2013 № 513 "Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение".
Become a Drone Pilot. URL: https://www.faa.gov/uas/commercial_operators/become_a_drone_pilot.
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федерального агентства воздушного транспорта на 20152017 годы. М., 2015. URL: https://favt.gov.ru/public/materials/3/d/f/f/3/3dff3d59c890568dfc1f07c98327299d.pdf.
Доклад министра транспорта РФ Максима Соколова на совещании "О развитии региональных авиаперевозок пассажиров". Новосибирск, 7 августа 2012 года. URL: https://mintrans.gov.ru/press-center/interviews/261.
URL: https://favt.gov.ru; https://avia.rostransnadzor.gov.ru/bezopasnost-poletov/analiz-bezopasnosti-poletov.
"Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию", утверждённые Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2020 г. № 1603.
Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2021 г. № 2090.
Ташимов Т. Большая надежда малой авиации. URL: https://expert.ru/kazakhstan/2009/35/toporov.
Конвенция о международной гражданской авиации "Национальные и регистрационные знаки воздушных судов". Приложение 7.
Конвенция о международной гражданской авиации "Расследования авиационных происшествий и инцидентов". Приложение 13.
Алдюхов А.А. О достаточности Концепции интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство РФ в части развития технологий. URL: https://aviasafety.ru/39297.
Aviation Benefits Report 2019. P. 47. URL: https://www.icao.int/sustainability/Documents/Aviation-benefits-2019-web.pdf.
Дутов А., Мещерягина О. Просто железо никому не нужно. URL: https://www.nrczh.ru/press/opinion/?ELEMENT_ID=1247.
 Development and safe application strategy of Russian unmanned aircraft systems | Tekhnologii bezopasnosti zhiznedeyatelnosti – Life Safety/Security Technologies. 2023. № 2. DOI: 10.17223/7783494/2/2

Development and safe application strategy of Russian unmanned aircraft systems | Tekhnologii bezopasnosti zhiznedeyatelnosti – Life Safety/Security Technologies. 2023. № 2. DOI: 10.17223/7783494/2/2

Download full-text version
Counter downloads: 68