«Коллективная биография» подростков-обетников, проживавших в монастырях Архангельской губернии на рубеже XIX–XX вв. (на основе нарративных источников)
Представлен опыт исторического исследования закономерностей «коллективной биографии» подростков-обетников, проживавших в обителях Архангельской губернии на рубеже XIX-XX вв. Предметом изучения являются воспоминания крестьянских детей-годовиков. Анализируются взаимоотношения представителей монашества и крестьянства, позволяющие воссоздать особенности ушедшей эпохи, когда представления крестьян о мире дополняются описанием повседневных особенностей отдельной группы - монастырских обетников. Исследование основано на нарративных документах, хранящихся в центральных, региональных и частных архивах. Новизна исследования обусловлена недостаточной изученностью вопроса работы подростков в монастырях по обету как формы взаимодействия северных монастырей и крестьянского мира. Монастырское обетничество было полезно для обеих сторон: крестьянские дети обучались грамоте, приобретали трудовые навыки и социализировались в трудовой среде; монастыри, привлекая крестьян к выполнению различных работ, укрепляли экономические связи с крестьянским социумом, создавали предпосылки для восполнения братии. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
подростки-обетники,
«коллективная биография»,
крестьянский социум,
монастыри Архангельской губернииАвторы
Харитонова Яна Эдуардовна | Национальный парк «Кенозерский» | старший научный сотрудник | khyana@rambler.ru |
Всего: 1
Ссылки
Алексеева Н.В. Обетная практика в православной традиции XVIII - XIX вв.: побудительные причины, формы, нормы поведения (по материалам европейского Севера России) // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2014. № 4 (28). С. 55-62.
Бернштам Т.А. Русская народная культура Поморья в XIX - начале XX в. Л.: Наука, 1983. 233 с.
Ведерникова Н.М. Соловки в памяти поморов (по материалам экспедиций в Поморье). М.: Институт Наследия, 2014. 320 с.
Волкова Е. Соловецкий монастырь в воспоминаниях паломников и трудников (по материалам историко-этнографических экспедиций СГИАПМЗ) // Соловецкое море. 2010. № 9. С. 99-109.
Воспоминания Григория Яковлевича Ситникова. Начало XX в. // ИРЛИ РАН. Мезенское собрание. № 151.
Григорькин В.А. Новое концептуальное направление исследования культурного наследия // Известия Алтайского государственного университета. 2007. Вып. 4-2. С. 43-45.
Дневник тотемского крестьянина А.А. Замалеева (1902-1922). М., 1995. 273 с.
Из воспоминаний Аристарха Черепанова о Трифоновом монастыре // Сайт Свято-Троицкого Трифоно-Печенгского монастыря. URL: http://trifonluostari.cerkov.ru/2002/07/27/iz-vospominanij-aristarxa-cherepanova-o-trifonovom-monastyre/ (дата обращения: 15.01.2024).
Интервью Т.С. Минаевой с жительницей г. Архангельска О.В. Лебедевой-Королевой от 20.05.2022 [Текст стенограммы] // Частное собрание Т.С. Минаевой.
Карпов И. С. По волнам житейского моря. Воспоминания. 1970-е гг. // ИРЛИ РАН. Красноборское собрание. № 162.
Кондратьева В.Г., Карачун М.И. Дневник экспедиции в Приморский район. 1982 г. // Научный архив ФГБУК «Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник». Ф. 2. Оп. 1. Д. 156.
Кондратьева В.Г., Курганова Л.В. Дневник экспедиции в Приморский район. 1983 г. // Научный архив ФГБУК «Соловецкий государственный историко -архитектурный и природный музей-заповедник». Ф. 2. Оп. 1. Д. 159.
Кошелев Я.П., Балыченко Е.А. Дневник экспедиции на Кольский полуостров. 1981 г. // Научный архив ФГБУК «Соловецкий государственный историко -архитектурный и природный музей-заповедник». Ф. 2. Оп. 1. Д. 145.
Кремлева И.А. Место обета в мировоззрении и повседневной жизни русского народа // Святыни и святость в жизни русского народа: этнографическое исследование. М.: Наука, 2010. С. 241-284.
Кремлева И.А. Мирской обет // Православная жизнь русских крестьян XIX-XX веков: Итоги этнографических исследований. М.: Наука, 2001. С. 229-250.
Лебедева-Королева О.В. Нити времени. Архангельск: Лоция, 2019. 392 с.
Маркелов Г.В., Гречишкина С.С. Карпов И.С. По волнам житейского моря. Воспоминания // Новый мир. 1992. № 1 (801). С. 7-77.
Мужской род. Первое лицо. Единственное число: Дневники Д.И. Лукичева и Д.П. Беспалова. СПб.: Пропповский Центр, 2013. 288 с.
Немирович-Данченко В.И. Соловки. Воспоминания и рассказы из поездки с богомольцами. СПб.: Издание П.П. Сойкина, 1901. 167 с.
Петрова М.С. Просопография как метод исторического исследования // История через личность: Историческая биография сегодня. М.: Кругъ, 2005. С. 641-703.
Плисак М.В. «Дневник крестьянина» как источник по истории мировоззрения сельского жителя (1916 г.) // Псков. Научно-практический, историко-краеведческий журнал. 2008. № 29. С. 125-129.
Пронин А.А. Полифония как принцип наррации в биографическом фильме-портрете // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2015. № 4 (36). С. 180-189.
Рождественская Н.И. Сказы и сказки Беломорья и Пинежья. Архангельск: Архгиз, 1941. 224 с.
Слепцова И.С. «Коллективная биография» сельского социума (по материалам дневников ярославского крестьянина П.В. Бугрова) // Русский север. К 95-летию К.В. Чистова. Вып. 1: Идентичности, память, биографический текст. СПб.: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, 2017. С. 79-96.
Смирнова И.А., Беляева М.Л. Воспоминания обетника Николая Васильевича Макарова // Кириллов. Краеведческий альманах. 2009. Вып. 7. С. 306-333.
Сошина А.А. Соловецкое богомолье // Соловецкий вестник. 1993. № 14 (79). С. 3-4.
Текст дневника П.Т. Ананьина (подготовка публикации В.П. Ершова и И.В. Мельникова) // Кижский вестник. 2013. Вып. 14. С. 17-149.
Федоров П.Ф. Соловки. Кронштадт: Кронштадтский вестник, 1889. 344 с.
Цветкова Л.И., Трошина Т.И. Научный отчет, дневник экспедиции на Летний берег в 1987-1989 гг. // Научный архив ГБУК АО «Архангельский краеведческий музей». Ф. 3. Оп. 3. Д. 574.
Цыварев Е.С. Воспоминания. Начало XX в. // Научный архива ФГБУК «Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник». Ф. 2. Оп. 2. Д. 78.
Цыварев Е.С. Из воспоминаний годовика. 1908-1909 (из воспоминаний Егора Степановича Цыварева, бывшего в Соловецком монастыре годовиком с мая 1908 по июнь 1909 г.) // Соловецкий сборник. 2010. Вып. 6. С. 97-102.
Щипин В. Исповедь грешника // Архангельская старина. 2011. № 1-2. С. 50-57.
Юмашева Ю.Ю. Проблемы просопографии // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». 1994. № 12. URL: http://aiksng.ru/text/bullet/12/45-51.pdf (дата обращения: 21.01.2024).
Olsen H. Den 0stlige pilegrimsvei. Oppbrudd og vandring i russisk-ortodoks tradisjon. Oslo: Verbum, 2000. 231 p.
Paganopoulos M. Land of the Virgin Mary: An ethnography of monastic life on Mount Athos. Doctoral dissertation, Goldsmiths, University of London, 2010.
Rae E. The White Sea peninsula, a journey in Russian Lapland and Karelia. Printed by R. & R. Clark. Edinburgh: John Murrey, Albemarle street, 1881. 425 p.