Our shamans are all Orthodox Christians...": modern (neo)shamanism and the issue of cultural identity | Sibirskie Istoricheskie Issledovaniia – Siberian Historical Research. 2016. № 1.

Our shamans are all Orthodox Christians...": modern (neo)shamanism and the issue of cultural identity

The article examines the process of globalization of religious and mystical practices which are currently being exercised in Russia and are aspiring to 'unite religions', with shamanism being in the lead as a religious 'proto-basis'. It draws on South Siberian, including personal, field material of the author that allows for a detailed analysis of modern practices of 'shamanism'. In theoretical terms, the material is analyzed in the context of results of the research seminar "Toward an assessment of the state of religious affairs in Siberia and neighbouring regions" held in the city of Halle (Germany) in 2006. The question is raised as to the extent to which (neo)shamanism, being now largely represented as global shamanism, could and can characterize the religious aspect of cultural identity.

Download file
Counter downloads: 489

Keywords

(нео)шаманизм, глобальный шаманизм, шаманское цели-тельство, религиозность, религия, православие, буддизм, верования / суеверия, культурная идентичность, (neo)shamanism, global shamanism, shamanic healing, religiosity, religion, Orthodox Christianity, Buddhism, beliefs / superstitions, cultural identity

Authors

NameOrganizationE-mail
Kharitonova Valentina IvanovnaInstitute of Ethnology and Anthropology; Association of Medical Anthropologistsmedanthro@mail.ru; Valkharit@iea.ras.ru
Всего: 1

References

Bernstein, Anya. Religious Bodies Politic. Rituals of Sovereignty in Buryat Buddhism. The Univ. of Chicago Press, 2013. 258 p.
Lindquist G. Shamanic Performances on the Urban Scene: Neo-Shamanism in Contemporary Sweden. Stockholm Studies in Social Anthropology, 39. Stockholm, Sweden: Almqvist & Wiksell, 1997.
Lindquist G. Conjuring hope: magic and healing in contemporary Russia. Berghahn books, 2006.
Saudin A., Allione C. Ai-Tchourek.. come la luna. Trance, guarigioni e riti sacri di una sciamana tuvina. Torino: LIBRERIA EDITRICE PSICHE, 1999. 78 p.
Townsend, Joan B. Core Shamanism and Neo-Shamanism // Shamanism. An Encyclopedia of World Beliefs, Practices, and Culture / Ed. Mariko Namba Walter and Eva Jane Neumann Fridman. ABC - CLIO. Santa Barbara - California - Denver, Colorado - Oxford, England. 2004. Vol. I. P. 49-57.
Wiget Andrew, Balalaeva Olga. Khanty, people of the taiga: surviving the twentieth century. Faibbanks: Univ. of Alaska Press, 2011. 398 p.
Wujastyk, Dagmar and Smith, Frederick M. (eds.) Modern and Global Ayurveda: Pluralism and Paradigms. Albany, NY: State University of New York Press, 2008. 363 p.
Балалаева О.Э., Харитонова В.И. Научный семинар «К оценке религиозной ситуации в Сибири и соседних регионах» // ЭО. Январь. 2007. URL: http://journal.iea.ras.ru/ online/2007/E002007_1d.pdf (дата обращения: 01.02.2016).
Гомбоев С.Ж. Под Вечным Синим Небом. Шаманизм. Святая неугасимая вера. Улан-Удэ, 2010. 336 с.
Доронин Д.Ю. Советский шаман: между властью карающей и властью-клиентом // Мифологические модели и ритуальное поведение в советском и постсоветском пространстве: Сб. статей / Сост. А. Архипова. М.: РГГУ, 2013а. С. 81-91.
Доронин Д.Ю. Политик? Лекарь? Шаман? Современные шаманы Алтая // Эпическое наследие и духовные практики в прошлом и настоящем: Сб. статей / Отв. ред. B.И. Харитонова. М.: ИЭА РАН, 2013б. С. 85-102 (ЭИ.. Т. 15, ч. 1).
Жуковская Н.Л. На перекрестке двух религий (из истории духовной жизни бурятского села Торы) // Шаманизм и ранние религиозные представления. К 90-летию доктора исторических наук, профессора Л.П. Потапова: Сб. статей / Отв. ред. Д.А. Функ. М.: ИЭА РАН, 1995. С. 76-88.
Жуковская Н.Л. Бурятские шаманки на международной конференции (тункинский опыт, июль 2004 г.) // Женщина и возрождение шаманизма: постсоветское пространство на рубеже тысячелетий. М.: ИЭА РАН, 2005. С. 127-151 (ЭИ. Т. 11).
Копелиович Г.Б., Харитонова В.И. Тувинский шаман? лекарь? целитель?. Опыт анализа практики С. К. Серенота // Эпическое наследие и духовные практики в прошлом и настоящем. Памяти В. Н. Басилова: Сб. статей / Отв. ред. В. И. Харитонова. М.: ИЭА РАН, 2013. С. 182-195 (ЭИ. Т. 15, ч. 2).
Ожиганова А. Дети New Age: утопический проект движения «Анастасия» («Звенящие кедры России») // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 2. C. 262-286.
Рассказы об Иисусе Христе из Священной истории И.М. Штыгашева: Книга для чтения на шорском языке / Ред. Г.В. Косточаков. М.: Институт перевода Библии, 2012. 76 с.
Сарангэрэл. Зов шамана: Древние традиции и духовные практики. М., 2003.
Симченко Ю.Б. Обычная шаманская жизнь. Этнографические очерки. М.: ИЭА РАН, 1993 (Российский этнограф. Вып. 7).
Функ Д.А., Харитонова В.И. К вопросу о методологии исследования шаманизма в кругу родственных явлений (магия, колдовство, экстрасенсорика) // Центрально-Азиатский шаманизм: философские, исторические, религиозные аспекты (Материалы междунар. науч. симпозиума, 20-26 июня, Улан-Удэ, оз. Байкал). Улан-Удэ, 1996. С. 142-144.
Ханеграаф, Войтер Я. Западный эзотеризм. Путеводитель для запутавшихся / пер. с англ. Е. Зори. М.: Центр книги Рудомино, 2016, 256 с.
Харитонова В. И. Шаман - колдун - народный целитель: экстрасенс, творческая личность или шарлатан? // Центрально-Азиатский шаманизм: философские, исторические, религиозные аспекты: Материалы междунар. науч. симпозиума (20-26 июня, Улан-Удэ, оз. Байкал). Улан-Удэ, 1996. С. 144-146.
Харитонова В.И. «Избранники духов», «преемники колдунов», «посвященные Учителями»: обретение магико-мистических свойств, знаний, навыков // ЭО. 1997. № 5. С. 16-35.
Харитонова В. И. Заговорно-заклинательное искусство восточных славян: проблемы традиционных исследований и возможности новых интерпретаций. М.: ИЭА РАН, 1999. Ч. 1-2. 602 с. (ЭИ.. Т. 3).
Харитонова В. И. Народные магико-медицинские практики: традиция и современность. Опыт комплексного системно-феноменологического исследования: Дис. в виде науч. докл.. д-ра ист. наук. М.: ИЭА РАН, 2000а. 84 с.
Харитонова В.И. «Не в воле человека стать шаманом»? // Шаманский дар. К 80-летию доктора исторических наук Анны Васильевны Смоляк / отв. ред. В. И. Харитонова. М.: ИЭА РАН, 2000б. С. 312-338 (ЭИ. Т. 6).
Харитонова В.И. Избранничество и дар творчества: судьбы хама, хайджи, тахпахчи.. (Из хакасских материалов летней экспедиции РАН 2000 г. С Г.Г. Казачиновой беседует В.И. Харитонова) // Шаманский дар. К 80-летию Анны Васильевны Смоляк. М.: ИЭА РАН, 2000в. С. 79-108. (ЭИ. Т. 6).
Харитонова В.И. «Весна Средневековья» накануне III тысячелетия (Магико-мистическая практика и «народное целительство» в Московском регионе) // Московский регион: этноконфессиональная ситуация. М.: ИЭА РАН, 2000г. C. 262-282.
Харитонова В.И. Религиозно-магические практики Южной Сибири: трансформации традиций в постсоветскую эпоху // Материалы Международного интердисциплинарного научно-практического симпозиума «Экология и традиционные религиозно-магические знания». М.: ИЭА РАН, 2001. С. 169-189 (ЭИ.. Т. 7, ч. 2).
Харитонова В.И. «Собери свои корни..» (религиозный вопрос в постсоветском пространстве Южной Сибири) // Расы и народы. М.: Наука, 2002. Вып. 28. С. 270-303.
Харитонова В.И. Без веры и надежды.. (к проблеме возрождения традиционных религиозно-магических практик) // ЭО. 2003а. № 3. С. 60-83.
Харитонова В.И. Шаманы без бубнов // Восточная коллекция. Журнал для всех, кому интересен Восток. М., 2003б. № 3 (14). С. 130-140.
Харитонова В.И. Религиозный фактор в современной жизни народов Севера и Сибири // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. М.: ИЭА РАН, 2004а. Вып. 167. 39 с.
Харитонова В.И. Шаманы и шаманисты: некоторые теоретические аспекты изучения шаманизма и иных традиционных верований и практик // ЭО. 2004б. № 2. С. 99-118.
Харитонова В.И. «Возрождение шаманизма»: религиозный вопрос или психоментальная проблема? // Этносы Сибири. Прошлое. Настоящее. Будущее. Материалы международной научно-практической конференции: В 2 ч. Красноярск, 2004в. Ч. 2. С. 76-83.
Харитонова В.И. Виртуальный бубен бабушки Тади (Реликты традиционного шаманизма сагайцев на рубеже тысячелетий) // Сибирский этнографический сборник. М.: Наука, 2005а. Вып. 11. С. 176-196.
Харитонова В.И. Зов предков или призыв духов? (Психофизиологический и гендерный аспекты шаманизма) // Женщина и возрождение шаманизма: постсоветское пространство на рубеже тысячелетий. М.: ИЭА РАН, 2005б. С. 25-43 (ЭИ. Т. 11).
Харитонова В.И. Алина Леонидовна Слободова // Женщина и возрождение шаманизма: постсоветское пространство на рубеже тысячелетий. М.: ИЭА РАН, 2005в. С. 349359 (ЭИ. Т. 11).
Харитонова В.И. Феникс из пепла? Сибирский шаманизм на рубеже тысячелетий. М.: Наука, 2006а. 372 с.
Харитонова В.И. Немного о том, чем закончился «процесс отмирания религиозных верований» // Межэтнические взаимодействия и социокультурная адаптация народов Севера России / отв. ред. В.И. Молодин, В. А. Тишков. М.: ИЭА РАН, 2006б. С. 233-250.
Харитонова В.И. Современные шаманы: творческий оксюморон или реальность // Проблемы сохранения здоровья в условиях Севера и Сибири: Труды по медицинской антропологии / Отв. ред. В.И. Харитонова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН. М.: ОАО «Типография "Новости"», 2009а. С. 403-418.
Харитонова В.И. «Шаманизм» в современной России: к проблеме возрождения // ЭО. 2009б. № 6. С. 148-164.
Харитонова В.И. Адаптационные механизмы в сфере магико-медицинской практики // Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям. М.: Наука, 2009в. С. 353-361.
Харитонова В.И. Современное возрождение традиций: некоторые теоретические аспекты // Народы и культуры Южной Сибири и сопредельных территорий: история, современное состояние и перспективы. Материалы международной научной конференции, посвященной 65-летию Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы, истории: 3-5 сентября 2009 г. Абакан: Хакасское книжное издательство, 2009. С. 130-134.
Харитонова В.И. Политика, корректирующая традиции: (нео)шаманы и (нео)шаманизм в СССР и РФ (1922-2010) // Narodnostm politika na teritoriu byvaleho SSSR / Frantisek Bahensky a kolektiv. Etnologicky ustav Akademie ved Ceske Republiky. V.V.I. Praga 2010. С. 85-120.
Харитонова В.И. К вопросу о личностном статусе шамана (концепция Г.В. Ксенофон-това и современные исследования) // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2012. № 1 (4). С. 34-38.
Харитонова В.И. «Возрожденный шаманизм» в России: контексты функционирования // Эпическое наследие и духовные практики в прошлом и настоящем. Памяти В.Н. Басилова: Сб. статей / Отв. ред. В.И. Харитонова. М.: ИЭА РАН, 2013. С. 238259. (ЭИ.. Т. 15, ч. 1).
Харитонова В.И. Диалог культур на языке шаманизма // Вестник истории, литературы, искусства [гл. ред. И.Х. Урилов]; Отд-ние ист.-филол. наук РАН. М.: Собрание, 2014. Т. 9. С. 93-112.
Харитонова В.И., Купряшина Н.А. «Экспериенциальный шаманизм» Московского региона и его родоначальница // Женщина и возрождение шаманизма: постсоветское пространство на рубеже тысячелетий. М.: ИЭА РАН, 2005. С. 283-302 (ЭИ. Т. 11).
Харитонова В.И., Ожиганова А.А., Купряшина Н.А. В поисках духовности и здоровья (новые религиозные движения, неошаманизм, городской шаманизм). М.: ИЭА РАН, 2008. 47 с. (Исследования по прикладной и неотложной этнологии. Вып. 207).
Цыденова А. В России появится верховный шаман // Независимая газета «Новая Бурятия».22 апреля 2013а. URL: http://www.newbur.ru/news/12645 (дата обращения: 15.02.2016).
Цыденова А. Шаманский храм в Бурятии // Независимая газета «Новая Бурятия». 15 сентября 2013б. URL: http://www.newbur.ru/aiticles/13951 (дата обращения: 15.02.2016).
Черепанова А. Эзеноктар! Здравствуй, Шория! URL: http://idkontakt.ru/article/1066/ (дата обращения: 15.02.2016).
Штыгашев И.М. «Священная история на шорском наречии для инородцев восточной половины Кузнецкого округа» / Пер. и подгот. изд. И.М. Штыгашева. Казань: Изд. Православного миссионерского общества, 1883.
 Our shamans are all Orthodox Christians...

Our shamans are all Orthodox Christians...": modern (neo)shamanism and the issue of cultural identity | Sibirskie Istoricheskie Issledovaniia – Siberian Historical Research. 2016. № 1.

Download full-text version
Counter downloads: 5260