A singer setting out on a journey": on the "shamanic" origins of traditions of singing and storytelling in Indo-Europeans and the peoples of Siberia | Sibirskie Istoricheskie Issledovaniia – Siberian Historical Research. 2017. № 2. DOI: 10.17223/2312461X/16/8

A singer setting out on a journey": on the "shamanic" origins of traditions of singing and storytelling in Indo-Europeans and the peoples of Siberia

The article analyzes ancient Indo-European ritual traditions in comparison with shamanic and story-telling practices of Siberian peoples, and the idea of a functional and genetic relationship between shamans, singers, and story-tellers is brought to the fore hereby. It is argued that singers and story-tellers inhabiting the cultural areas in question were to undergo the 'professional development' stage in a mandatory way as they were called upon and taught by the inhabitants of other worlds. Signing, healing, and foretelling accompanied by ecstatic states formed a single functional-and-ritual complex in Indo-European and Siberian peoples. The ecstatic practice of shamans' journeys got embodied in the rituals of Indo-Europeans. There can be several ways of reflecting on the notion of the road in ritual contexts: 1) the road is linked to the smoke and fire and is a way that leads to a deity during the sacrifice; 2) the road is a process of searching for, discovering, and acquiring new knowledge, and the initiation of shamans and story-tellers is about paving the way to the world of spirits that possess this knowledge; 3) journey is a process of spiritual 'seeing' based on the experience in reaching altered states, an ability to penetrate with the mind's eye into the world of spirits and of epic heroes; 4) the road is a symbolic embodiment of the idea of death and knowing the road is an ability to enter the world of the dead and to come back from there alive. Based on the material analyzed, a conclusion is drawn as to the poly-functionality of singers-shamans that sprouted from the specificities of their communication being inextricably linked to ritual. This is why we can, on many grounds and with good reason, compare an Indo-European singer of old times with a Siberian shaman. This conclusion can serve as a basis for further exploration of ideological foundations and specific ritual practices of Indo-Europeans which are comparable with Siberian ones.

Download file
Counter downloads: 254

Keywords

поэтическое вдохновение, призвание, мир духов, шаманские путешествия, синкретизм, poetic inspiration, mission, world of spirits, shamanic journeys, syncretism

Authors

NameOrganizationE-mail
Nam Elena VadimovnaTomsk State Universityn.elvad@yandex.ru
Всего: 1

References

Агапитов Н.Н., Хангалов М.Н. Материалы для изучения шаманства в Сибири. Шаманство у бурят Иркутской губернии. Иркутск, 1883. 169 с
Алексеенко Е.А. Шаманство у кетов // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири (по материалам второй половины XIX - начала ХХ в.). Л.: Наука, 1981. С. 90-128
Анучин В.И. Очерк шаманства у енисейских остяков // Сборник Музея антропологии и этнографии. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1914. Т. 2. 90 с
Аполлодор. Мифологическая библиотека. М.: Наука; Ладомир, 1993. 216 с
Аполлоний Родосский. Аргонавтика // Александрийская поэзия. М.: Художественная литература, 1972. С. 140-299
Артемидор. Сонник. СПб.: Кристалл, 1999. 448 с
Афанасьев А.Н. Происхождение мифа: Статьи по фольклору, этнографии и мифологии. М., 1996. 640 с
Богораз В.Г. Чукчи. Материалы по изучению чукотского языка и фольклора, собранные в Колымском округе. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1900. Ч. I: Образцы народной словесности чукоч. 417 с
Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. М.: Мысль, 1983. 206 с
Бутанаев В.Я. Традиционный шаманизм Хонгорая. Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та им. Н.Ф. Катанова, 2006. 254 с
Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы: историко-этнографические очерки. М.: Наука; Гл. ред. восточ. лит., 1961. 218 с
Василевич Г.М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII - нач. ХХ в.). Л.: Наука, 1969. 304 с
Вербицкий В.И. Алтайские инородцы: Сборник этнографических статей и исследований. Горно-Алтайск: Горно-Алтайская типография, 1993. 270 с
Гамкрелидзе Т.В., Иванов Вяч.Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры. Тбилиси: Изд-во Тбилис. ун-та, 1984. Т. 2. 1328 с
Герцман Е.В. Музыка Древней Греции и Рима. СПб.: Алетейя, 1995. 336 с
Гесиод. Теогония // О происхождении богов. М.: Сов. Россия, 1990. С. 191-218
Гомер. Одиссея. М.: Дюна, 1993. 320 с
Гомеровы Гимны. М.: Carte Blanche, 1995. 232 с
Грачева Г.Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра (на материалах нганасан XIX - XX вв.). Л.: Наука, 1983. 174 с
Григорьева Н.И. Вдохновение и творчество в поэтике платоновских диалогов // Античная поэтика. Риторическая теория и литературная практика. М.: Наука, 1991. С. 135-157
Дыренкова Н.П. Шорский фольклор. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1940. 448 с
Елизаренкова Т.Я. Мир идей ариев Ригведы // Ригведа. Мандалы V-VIII. М.: Наука, 1995. С. 452-486
Елизаренкова Т.Я. «Ригведа» - великое начало индийской литературы и культуры // Ригведа. Мандалы I-IV. М.: Наука, 1989. С. 426-523
Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. Л.: Наука, 1979. 490 с
Иванов Вяч.Вс. Заметки о типологическом и сравнительно-историческом исследовании римской и индоевропейской мифологии // Труды по знаковым системам. Тарту: Тартуский гос. ун-т, 1969. Ч. 4. С. 44-75
Иванов Вяч.Вс. Опыт истолкования древнеиндийских ритуальных и мифологических терминов, образованных от ASVA - «конь» // Проблемы истории языков и культуры народов Индии. М.: Наука, 1974. С. 75-138
Каллимах. Гимны // Александрийская поэзия. М.: Художественная литература, 1972. С. 101-132
Ксенофонтов Г.В. Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурят и тунгусов. М.: Безбожник, 1930. 123 с
Ксенофонтов Г.В. Шаманизм. Избранные труды (Публикации 1926-1929 гг.). Якутск, 1992. 299 с. URL: http://vk.com/gvksenofontov (дата обращения: 30.09.2016)
Кулемзин В.М. Шаманство васюгано-ваховских хантов (к. XIX - н. ХХ вв.) // Из истории шаманства. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1976. С. 3-155
Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1957. 620 с
Мелетинский Е.М. Скандинавская мифология как система // Труды по знаковым системам. Тарту, 1975. Т. VII. С. 38-51
Младшая Эдда. Л.: Наука, 1970. 254 с
Огибенин Б.Л. Структура мифологических текстов «Ригведы» (ведийская космогония). М.: Наука, 1968. 116 с
Павсаний. Описание Эллады. Книги I-IV. СПб.: Алетейя, 1996. 336 с
Павсаний. Описание Эллады. Книги V-X. СПб.: Алетейя, 1996. 538 с
Попов А.А. Пережитки древних дорелигиозных воззрений долган на природу // Вопросы философии. 1955. № 2. С. 78-99
Попов А.А. Получение «шаманского дара» у Вилюйских якутов // Труды института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.; Л., 1947. Т. 2. С. 282-293
Попов А.А. Шаманство у долган // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири (по материалам второй половины XIX - начала ХХ в.). Л.: Наука, 1981. С. 253-264
Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Л.: Наука, 1991. 321 с
Путилов Б.Н. Эпическое сказительство: типология и этническая специфика. М.: Восточная литература РАН, 1997. 295 с
Радлов В.В. Опыт словаря тюркских наречий. СПб., 1905. Т. III, ч. 1. 1259 с
Ревуненкова Е.В. О некоторых истоках поэтического творчества в Индонезии (шаман-певец-сказитель) // Фольклор и этнография. У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. Л.: Наука, 1984. С. 35-41
Ригведа. Мандалы I-IV. М.: Наука, 1989. 768 с
Сагалаев А.М. Натурфилософские начала сибирского шаманизма (к постановке вопроса) // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. Вып. 25. С. 118-130. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000502916 (дата обращения: 30.09.2016).
Сагалаев А.М. Сказитель и шаман в традиционной культуре алтайцев // Известия СО АН СССР. Сер. История, филология и философия. 1985. № 9, вып. 2. С. 53-56. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000510623 (дата обращения: 30.06.2016).
Сагалаев А.М., Октябрьская И.В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1990. 209 с. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000061267 (дата обращения: 28.09.2016).
Самаведа. М.: Аст: Восток-Запад, 2005. 463 с
Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. СПб.: Типография Главного Управления Уделов, 1896. Т. 1. 720 с
Слово о полку Игореве (в переводе Д.С. Лихачёва). М.: Просвещение, 1984. URL: http://www.litmir.co/br/?b=199805 (дата обращения: 30.09.2016)
Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение. М.: Наука, 1991. 280 с. (Народы Нижнего Амура)
Смоляк А.В. Два обряда каса // Шаманизм и ранние религиозные представления: к 90-летию доктора исторических наук, профессора Л.П. Потапова / Отв. ред. Д. А. Функ. М.: ГЕО-ТЭК, 1995. С. 114-143
Соколова З.П. Животные в религиях. СПб.: Лань, 1998. 288 с
Старшая Эдда. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. 259 с
Страбон. География. Л.: Наука, 1964. 944 с
Сузукей В. Тувинские традиционные музыкальные инструменты. Кызыл: ТНИИЯЛИ, 1989. 144 с
Топоров В.Н. «Музы»: соображения об имени и предыстории образа (к оценке фракийского вклада) // Балканское и славянское языкознание. Античная балканистика и сравнительная грамматика. М.: Наука, 1977. С. 28-86
Топоров В. Н. Исследования по этимологии и семантике. Т. 2. Индоевропейские языки и индоевропеистика. М.: Языки славянских культур, 2006. Кн. 2. 728 с
Топоров В. Н. Мировое дерево: универсальный образ мифологического сознания // Топоров В.Н. Мировое дерево: универсальные знаковые комплексы. М., 2010. Т. 1. С. 263-289
Топоров В. Н. Исследования по этимологии и семантике. М.: Языки славянских культур, 2010. Т. 3: Индийские и иранские языки, кн. 2. 384 с
Функ Д.А. Телеутское шаманство: традиционные этнографические интерпретации и новые исследовательские возможности. М., 1997. 268 с. (Этнологические исследования по шаманству и иным ранним верованиям и практикам. Т. 2)
Функ Д.А. «Шаманская болезнь» Саяно-Алтайских сказителей (шорские материалы) // Шаманизм и иные традиционные верования и практики: материалы международного конгресса. М.: ИЭА РАН, 1999. Ч. 2. С. 323-331
Функ Д.А. Миры шаманов и сказителей: комплексное исследование телеутских и шорских материалов. М.: Наука, 2005. 398 с
Чудояков А.И. Традиции шорского эпоса и сказания Павла Кыдыякова // Шорские героические сказания. Москва; Новосибирск: Наука, 1998. С. 11-32
Шорский героический эпос / Сост., подгот. к изданию, вступит. ст., пер. на рус. яз., примеч. и коммент. Д.А. Функа. М.: ИЭА РАН, 2010. Т. 1. 392 с
Щепанская Т.Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX-XX вв. М.: Индрик, 2003. 528 с
Эванс-Притчард Э. История антропологической мысли. М.: Восточная литература, 2003. 358 с
Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. Киев: София, 1998. 384 с
Элиан. Пестрые рассказы. М.: Ладомир; Наука, 1995. 187 с
Яшин В.Б. Еще раз о митраистических истоках культа Мир-сусне-хума у обских угров // Народы Сибири: история и культура. Новосибирск: Ин-т археологии и этнографии СО РАН, 1997. С. 44-52
Meuli K. Scythica // Hermes. Zeitschrift fur klassische Philologie. Berlin, 1935. Bd. 70, hf. 1. S. 121-176
Schottlaender R. Das Sibyllenbild der Philosophen // Acta antiqua Academiae scientiarum Hungaricae. Budapest, 1963. T. 11, fasc. 1-2. S. 37-48
 A singer setting out on a journey

A singer setting out on a journey": on the "shamanic" origins of traditions of singing and storytelling in Indo-Europeans and the peoples of Siberia | Sibirskie Istoricheskie Issledovaniia – Siberian Historical Research. 2017. № 2. DOI: 10.17223/2312461X/16/8

Download full-text version
Counter downloads: 2983