A training sledge and a kerosene lamp, or TundraSkills for the nomad kindergarten teacher | Sibirskie Istoricheskie Issledovaniia – Siberian Historical Research. 2018. № 4. DOI: 10.17223/2312461X/22/3

A training sledge and a kerosene lamp, or TundraSkills for the nomad kindergarten teacher

The article presents the experience of an anthropologist as a nomad kindergarten teacher during a long period of fieldwork among the Nenets reindeer herders in Yamal (Yamal-Nenets Autonomous Region, Russia). The author studies human interaction and everyday practices in the tundra kindergarten and attempts to identify a relationship between two conceptual models - the system of federal regulations with regard to education and the Nenets reindeer herders' nomad lifestyle.

Download file
Counter downloads: 175

Keywords

Ямал, ненцы, оленеводы, кочевая школа, кочевой детский сад, образование для коренных народов Севера, Yamal, Nenets, reindeer herders, nomad schooling, nomad kindergarten, education for the indigenous peoples of the North

Authors

NameOrganizationE-mail
Terekhina Aleksandra NikolaevnaPeter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (the Kun-stkamera), Academy of Sciencesarda-gavanj@mail.ru
Всего: 1

References

Аветисян Р. Малые народы Арктики смогут обучаться в специальных «кочевых школах» // LIFE. Образование. 13 марта 2017. URL: https://life.ru (дата обращения: 15.06.2018)
Атлас кочевого образования. Салехард, 2017
Базанов А.Г., Казанский Н.Г. Школа на Крайнем Севере. Л., 1939. Вып. 15
Головнёв А.В., Лёзова С.В., Абрамов И.В., Белоруссова С.Ю., Бабенкова Н.А. Этноэкс-пертиза на Ямале: ненецкие кочевья и газовые месторождения. Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2014
Движение Worldskills. URL: https://worldskills.ru (дата обращения: 25.08.2018)
Лярская Е.В. Северные интернаты и трансформация традиционной культуры (на примере ненцев Ямала): дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2003
Мамонтова Н.А. На каком языке говорят настоящие эвенки? Дискуссии вокруг кочевого детского сада // Этнографическое обозрение. 2013. № 2. С. 70-91
ПМА 2012(а) - Полевые материалы автора, 2012. Экспедиция в Носковскую тундру Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района
ПМА 2012(б) - Полевые материалы автора, 2012. Ямальский район, Ямало-Ненецкий автономный округ
ПМА 2013 - Полевые материалы автора, 2013. Экспедиция в Хатангский р-н Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района
ПМА 2015-2016 - Полевые материалы автора, 2015-2016 гг. Экспедиция в Ямальский район Ямало-Ненецкого автономного округа
ПМА 2017 - Полевые материалы автора, 2017 г. Экспедиция в Надымский, Приуральский, Тазовский, Ямальский районы Ямало-Ненецкого автономного округа
Производственный календарь 2015. URL: http://calendar.yoip.ru/work/2015-proizvodstvennyj-calendar.html (дата обращения: 11.07.2018)
Результаты исследования готовности первоклассников к обучению в школе в Ямало-Ненецком автономном округе в 2017 году. Аналитический отчет. Центр оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО. Москва, 2017 г. URL: http://norishkola.ucoz.ru/akt/otchet_janao_gotovnost_2017_17_11_2017_g.pdf (дата обращения: 11.06.2018)
Роббек В. А. Кочевые школы - синтез двух цивилизаций // Содействие распространению грамотности среди школьников, принадлежащих к коренным народам, путем укрепления потенциала системы общинного образования у кочевых народов Севера Республики Саха (Якутия). Якутск: CMYK-master, 2007
Соколовский С.В. Вещность и власть в обыденном сознании (автоэтнографические этюды) // Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. М., 2001. Вып. 7. С. 70-108
Соколовский С. В. Автоэтнография и антропологические исследования науки // Антропология академической жизни. М., 2010. Т. 2. С. 24-42
Терехина А.Н. Кочевые школы: ограничения или возможности? // Этнографическое обозрение. 2017. № 2. С. 137-153
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 25.08.2018)
Функ Д.А. Сохранение и развитие языков коренных малочисленных народов Российской Федерации // Север и северяне. М., 2012. С. 51-61
Фуко М. Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы / пер. с фр. В. Наумова. М.: Ad Marginem, 1999
Фуко М. Интеллектуалы и власть: избранные политические статьи, выступления и интервью / пер. с фр. И. Окуневой; под общ. ред. Б.М. Скуратова. М.: Праксис, 2005. Ч. 2
Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса (вторая половина XX века). Томск, 2001. Хомич Л.В. Ненцы: очерки традиционной культуры. СПб., 1995
Школа идет за учеником. 2017 // Сайт Государственной комиссии по развитию Арктики. URL: https://www.arctic.gov.ru (дата обращения: 15.06.2018)
Laptander R.I. Model for the Tundra School in Yamal: A New Education System for Children from Nomadic and Semi-Nomadic Nenets Families // Sustaining Indigenous Knowledge: Learning Tools and Community Initiatives for Preserving Endangered Languages and Local Cultural Heritage / ed. E. Kasten, T. de Graaf. Furstenberg: Verlag der Kulturstiftung Sibirien, 2013. P. 181-194
Lavrillier A. Anthropology and Applied Anthropology in Siberia: Questions and Solutions Concerning a Nomadic School among Evenk Reindeer Herders // Sustaining Indigenous Knowledge: Learning Tools and Community Initiatives for Preserving Endangered Languages and Local Cultural Heritage / ed. E. Kasten, T. de Graaf. Furstenberg: Verlag der Kulturstiftung Sibirien, 2013. P. 105-127
Ventsel A. Reindeer, Rodina and Reciprocity: Kinship and Property Relations in a Siberian Village. Munster: LIT Verlag, 2005
Zhirkova S. "School on the Move". A Case Study: Nomadic Schooling of the Indigenous Evenk Children in the Republic of Sakha Yakutia (Russian Far East). Master Thesis. Tromse: Centre for Sami Studies, University of Troms0, 2006
 A <i>training sledge</i> and a kerosene lamp, or TundraSkills for the nomad kindergarten teacher | Sibirskie Istoricheskie Issledovaniia – Siberian Historical Research. 2018. № 4. DOI: 10.17223/2312461X/22/3

A training sledge and a kerosene lamp, or TundraSkills for the nomad kindergarten teacher | Sibirskie Istoricheskie Issledovaniia – Siberian Historical Research. 2018. № 4. DOI: 10.17223/2312461X/22/3

Download full-text version
Counter downloads: 1057