Проблемы драмы и театра в аспекте систем и моделей
Проблемы драмы и театра в аспекте систем и моделей.pdf 6 - 10 ноября 2007 г. в Томске прошла Всероссийская научная конференция с международным участием «Системы и модели: границы интерпретаций». Органи-заторами выступили Томский государственный педагогический университет, Ин-ститут развития образовательных систем Российской академии образования, Ин-ститут философии Российской академии наук, Томское отделение Российского философского общества. В рамках конференции под руководством В.Е. Головчи-нер работала секция «Драма и театр: исторические типы, авторские модели», объ-единившая ученых из Москвы, Тюмени, Перми, Томска, Кемерова, Новосибирска, Владивостока. В ней участвовал и автор первого монографического исследования творчества Н. Эрдмана из США - Джон Фридман. Обсуждение проблем драмы и театра шло по нескольким направлениям и включало актуальные вопросы существования и тенденций развития поэтики драмы и эстетики современного театра в русле классических и инновационных методологических подходов. Были представлены доклады как системно-теоретического, генерализационного типа (В.Е. Головчинер, Е.М. Четина, Ю.Б. Орлицкий), так и предлагающие детальное рассмотрение авторских моделей творчества и индивидуальных поэтик. В историческом аспекте рассматривались различные виды драмы от пратеатральных практик до «новой новой драмы», в которой собственно литературная драма редуцируется, по словам Е.М. Четиной, «до полного исчезновения драматургического текста». Предлагались к обсужде-нию проблемы исторического изменения драматургического действия и его со-ставляющих, взаимодействия различных авторских моделей драмы (Л.С. Кислова, М.Н. Рахвалов); творчество отдельных драматургов было соотнесено с тематикой и поэтикой литературных направлений (доклады Т.Л. Воробьевой, О.А. Дашевской). Уделялось внимание и интерпретации драматургического текста в театральных постановках (Н.Ф. Макерова, С.Н. Останина) и переводах (О.Н. Купцова). Рассматривались другие частные аспекты исследования драма-тургического текста: проблема характера (И.В. Григорай), принципы композиции (О.Н. Русанова). Отдельное заседание секции было посвящено творчеству Н. Эрдмана, много-гранное наследие которого представляет несомненный интерес для современных интерпретаторов. Основанием размышлений В.Е. Головчинер (Томск) о «двух театральных системах и двух типах драмы» стали статьи А.С. Пушкина о народной драме и А. Гвоздева о смене театральных систем, разделенные столетием. Докладчик об-наружила принципиальную близость этих авторов в понимании природы и пло-щадного зрелища и придворного театра, выявила стратегическую важность нахо-дящих опору в поэтике народного театра открытий автора «Бориса Годунова» как драматурга (пьеса интерпретировалась в качестве образца эпической драмы Ново-го времени) и как теоретика этого типа драмы. Материал доклада дал основание размышлять о том, что драма как род литературы в ХХ веке воспроизводит офор-мившийся на рубеже Возрождения системный дуализм на новом витке своего развития. В совместном докладе Е.М. Четиной и И.Ю. Роготнева (Пермь) «Эстетика пратеатральных практик: феномен “измененного сознания” в крестьянской куль-туре» предлагалась интерпретация феномена кликушества и близких к нему явле-ний с позиций современного эстетического знания. На материале этнографиче-ских исследований, проведенных в Северном Прикамье, ученые продемонстриро-вали пратеатральную природу коми-пермяцкой «икоты», выявив в качестве ус-тойчивого компонента рассматриваемого явления его смеховые аспекты. При этом была отмечена близость собственно театрального компонента пратеатраль-ных практик к ряду техник, актуальных для современного европейского театра. Положения доклада иллюстрировались видеоматериалами, собранными в экспе-дициях, что дало возможность слушателям получить объемное и конкретное представление об уникальном для современности явлении. Предметом исследования в докладе Ю.Б. Орлицкого (Москва) «Оперное либ-ретто как драматургический текст (особенности ритмической структуры)» стала двойственная природа оперного либретто, которое, с одной стороны, представля-ет собой литературный текст, с другой, - является основой для вокального испол-нения, часто не вполне соответствующего вербальному тексту. Автор акцентиро-вал внимание на соотношении либретто с текстом литературного первоисточника, стихотворного и прозаического ритма в либретто. На разнообразных примерах были показаны специфические типы организации ритма в тексте оперного либ-ретто, выступающего, по мнению докладчика, «полигоном» ритмических иска-ний, которые гораздо позже были востребованы литературой. В докладе О.Н. Купцовой (Москва) «От “Дядьки” Дж. Жиро до “Женитьбы” Гоголя», поднималась проблема статуса автора в «эпоху переделок» (конец ХVIII - начало XIX в.). Основным материалом анализа послужил перевод пьесы Дж. Жиро «Дядька в затруднительном положении», выполненный Н.В. Гоголем, и связь этого текста с его комедией «Женитьба». Сопоставляя соответствующие тексты, исследователь обратилась к истории «Дядьки в затруднительном положе-нии» Дж. Жиро в западноевропейской и русской драматургии, особое внимание было уделено сюжетной функции дядьки - наставника - гувернера и роли этого персонажа в утверждающейся традиции реалистической комедии. И.В. Григорай (Владивосток) обратилась как к проблеме к особой востребо-ванности драматургии А. Арбузова не только на русской, но и на зарубежной сце-не. Исследователь показала, что феномен его успеха во многом обусловлен инте-ресующей художника прежде всего природной составляющей человеческой лич-ности, что уникальность героев этого драматурга особенно заметна на фоне ос-новного массива советских пьес соответствующей поры с их социальными доми-нантами по всем линиям действия и изображения действующих лиц. Этот же драматург привлек внимание Т.Г. Плохотнюк (Томск), но предметом интереса выступила жанровая природа его драматургии. И ее интерпретация пьес А. Арбузова как мелодраматических в своей основе не противоречила концепции И.В. Григорай, а в чем-то и поддерживала ее со стороны жанра. О.А. Дашевская (Томск) в докладе «“Дракон” Е. Шварца и “Железная мисте-рия” Д. Андреева как модели условной драмы в литературе 1940-х - 1950-х го-дов» представила сказку Е. Шварца «Дракон» и «Железную мистерию» Д. Андреева в качестве вариантов условной драмы, посвященной художественно-му исследованию феномена тоталитарного государства на основе развертывания в действии мифологического сюжета. Материалом исследования стали философия и психология механизмов власти, проявленные в системе персонажей (дракон - обыватели - герой), своеобразие коллизий, близость мотивов указанных пьес. В докладе «Валентин и Валентина сорок лет спустя: проект Ивана Вырыпае-ва “Валентинов день”» Л.С. Кислова (Тюмень) обратилась к проблеме взаимодей-ствия драматургических текстов, актуализирующих «поколенческую» тематику русской литературы второй половины ХХ века. В центре ее внимания была пьеса М. Рощина и фабульно ее продолжающий театральный проект И. Вырыпаева: их концептуальные различия в трактовке героя, времени, приоритетных сюжетных линий. В качестве ключевой художественной инновации работы И. Вырыпаева автор доклада увидела ироническую стратегию переосмысления знаковой пьесы 70-х годов. Доклад С.Н. Останиной (Новосибирск) был посвящен опыту киноинтерпре-тации пьесы В. Шекспира «Буря» в художественном фильме П. Гринуэя «Книги Просперо». Автор обратила внимание на вторичную театральность этого фильма и представила стратегию разрушения П. Гринуэем драматургического действия в последовательном сведении его к «повествованию», в обретении главным героем (Просперо) статуса повествователя. В докладе Н.А. Муратовой (Новосибирск) «Чеховский контекст в пьесах Ни-колая Коляды» шла речь о рефлексии чеховской драматургии в контексте совре-менной драмы, была представлена попытка систематизировать типы присутствия поэтики Чехова в драматургии и театральном дискурсе новейшей драмы. В каче-стве наиболее репрезентативной базы анализа рассматривался авторский проект и ряд пьес Николая Коляды. Свой доклад, посвященный способам выражения авторской картины мира в пьесе Г. Горина «Счастливцев-Несчастливцев», О.Н. Русанова (Томск) построила на анализе принципов моделирования целого в логике развития действия назван-ной пьесы. Анализ системы ее персонажей, пространственного решения вывел к размышлениям об особой концепции «человека играющего» на сцене и в «жизни» как основе и центре горинской картины мира. М.Н. Рахвалов (Кемерово) в своем сообщении «Двучастные структуры в драматургии Г. Горина» обратил внимание на особенности пьес Г. Горина, пере-осмысляющих сюжеты мировой культуры («Забыть Герострата!..», «Тот самый Мюнхаузен» и др). Опираясь на работы французских семиотиков - теоретиков театра, автор отметил, что в структуре образа вторичного по своей природе героя Г. Горина сообщаются два уровня: исходная актантная модель (нарратив) и трансформирующий ее дискурс. Выступление Е.М. Четиной (Пермь) «Автор и авторский проект в отечест-венной драматургии и театральной культуре рубежа ХХ-ХХI веков: трансформа-ция классических моделей» имело обобщающий характер. Она представила син-хронный обзор компонентов современного театрального пространства, уточнив формы актуализации, авторской активности относительно преемственности или опыта «новой драмы» и театральных текстов начала ХХ века. Основной пафос докладчика определялся проблематизацией обсуждаемой темы, обозначением кризисного характера явлений как драматургического письма, так и театральных форм. Обнаруженные особенности «авторских проектов» новейшей драматургии в их связи со сценическим воплощением дали возможность наметить перспектив-ные направления развития театральности нового типа, декларирующей свои отход от постмодернистской эстетики к «живой жизни» и театру достоверности. Серия докладов посвящалась творчеству Н. Эрдмана, прочно связанного судьбой ссыльного, а потом и исследованием его творчества с Томском. Доклад Т.Л. Воробьевой (Томск) «Поэтика абсурда в драматургии Н. Эрдмана» позволил взглянуть на творчество драматурга - классика ХХ века, наследника традиций Гоголя, Щедрина, Сухово-Кобылина в соотношении с творчеством таких авторов как Д. Хармс и Э. Ионеско, при этом эксплицировались темы и сюжетные модели, характерные для поэтики абсурда в целом. В докладе К.В. Бариновой (Владивосток) «Карнавализация в драматургии 1920-х годов (В. Маяковский и Н. Эрдман)» было выявлено функционирование карнавальных мотивов в драматургии В. Маяковского и Н. Эрдмана. Автор док-лада особое внимание уделила роли карнавальных мотивов в сюжетостроении пьесы, увязывая их с актуальным для 20-х годов восприятием революции как мо-дификации карнавальной свободы. Доклад Джона Фридмана «Паж, подай мне “детскую наивность”! или Нико-лай Эрдман в пространстве детских фильмов» был посвящен корпусу еще мало-изученных текстов Н. Эрдмана, который составляют сценарии полнометражных и мультипликационных фильмов, написанных в 50-е - 60-е гг. Автор осмысливал работу Н. Эрдмана над сценариями в биографическом и культурно-историческом контексте, обнаруживая аналогии как с художественными текстами Н. Эрдмана (экспозиция «Города мастеров», пьесы «Гипнотизер»), так и с социально-историческими явлениями. Ключевыми элементами конфликта в творчестве писа-теля, по мнению докладчика, оставалось «безнадежное» противостояние человека и власти. Особенным событием конференции стал доклад Н.Ф. Макеровой «Мейер-хольд и Эрдман» (Москва), в котором исследователь показала пример взаимодей-ствия уникальных творческих феноменов драматурга и режиссера при постановке пьесы Н. Эрдмана «Мандат», осуществленной с Вс. Мейерхольдом в 1925 году. Сообщение о процессе работы над спектаклем, его стадиальность и многоуровне-вость иллюстрировалось редкими фотографиями. В докладе автор остановилась на интерпретации сценического пространства спектакля, особенностях мизансце-нирования, трактовке режиссером и актерами образов отдельных персонажей. В ходе заседания докладчиками были продемонстрированы уникальные фо-то-, видео- и аудиоматериалы, касающиеся как малоизвестных событий из жизни драматурга (интервью Дж. Фридмана с Ю. Любимовым), так и театральных ин-терпретаций произведений писателя (фотографии эскизов костюмов Ю. Шлепянова и сцен из спектакля «Мандат» Вс. Мейерхольда, аудиозапись мо-нолога Гулячкина, исполняемого Эрастом Гариным, - в докладе Н.Ф. Макеровой). Круг вопросов, обсуждаемых в работе секции, а также общая тема конфе-ренции позволила представить широкий спектр возможностей и направлений со-временного гуманитарного исследования. Авторы-участники использовали раз-личные методы и принципы анализа, прибегали к литературоведческим и театро-ведческим интерпретациям, что в конечном итоге послужило демонстрацией мно-гообразия и сложности современных методологических подходов и мобильности исследовательского инструментария.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 110
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Муратова Н.А. | Томский государственный педагогический университет | ||
Останина С.Н. | Томский государственный педагогический университет | ||
Русанова О.Н. | Томский государственный педагогический университет |
Ссылки
