Представлен анализ содержания профессионально-прикладной физической подготовки студентов педагогических специальностей. Определены специфические особенности профессиональной деятельности педагогических кадров, которые необходимо учитывать при планировании содержания профессионально-прикладной физической подготовки. Авторами представлен подход к планированию профессионально-прикладной физической подготовки в учебном процессе педагогического университета.
Features of professional and applied physical training of students of pedagogical specialties.pdf Введение Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов является составной частью образовательных программ по физической культуре в высших учебных заведениях. Основное направление таких занятий - освоение молодыми специалистами профессионально-прикладных умений и навыков, развитие готовности к будущей трудовой деятельности, используя средства физической культуры. Исследования, посвященные разработке содержания различных аспектов профессиональноприкладной физической подготовки студентов, указывают на необходимость учитывать специфические особенности каждой профессии [1-4]. Такие факторы, как условия и характер трудового процесса, чередование режима труда и отдыха, специфические особенности изменения работоспособности человека в течение трудового дня, определяют выбор соответствующих методов, средств и форм профессионально-прикладной физической подготовки и обеспечивают ее эффективность. В настоящее время многие специалисты, в том числе в области педагогического образования, указывают на важность формирования и развития у студентов высшей школы профессиональных компетенций. Согласно ФГОС ВО 3++ (приказ Минобрнауки России от 27.03.2018 № 219) выпускник по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование должен освоить в числе универсальных компетенций следующее: «УК-7 - способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности» [5]. По мнению многих авторов, важным условием формирования указанной компетенции является психофизическая готовность выпускников педагогических специальностей к преодолению профессиональной нагрузки, которая характерна для их трудовой деятельности [6-8]. В этой связи изучение специфических особенностей содержания профессиональноприкладной физической подготовки студентов педагогического вуза, которые необходимо реализовывать для формирования высокого профессионального уровня будущего специалиста, представляется актуальным. Цель исследования - определить подходы к планированию содержания профессионально-прикладной физической подготовки в педагогическом вузе с учетом специфических особенностей профессиональной деятельности педагогических кадров. Задачи исследования: 1. Определить, используя данные научной литературы, особенности профессиональной деятельности педагогических кадров, которые необходимо учитывать при планировании содержания профессиональноприкладной физической подготовки студентов педагогических специальностей. 2. Раскрыть подходы планирования профессионально-прикладной физической подготовки в педагогическом вузе. Исследование проведено с использованием теоретических методов: изучение данных научно-педагогической литературы, анализ и обобщение. Обзор научной литературы по вопросу специфических особенностей содержания профессионально-прикладной физической подготовки студентов педагогических специальностей Согласно определению, профессионально прикладная физическая подготовка (ППФП) - «это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности» [9]. С точки зрения подготовки студентов к избранной специальности В.И. Ильинич [9] определяет следующие конкретные задачи ППФП: формировать необходимые прикладные знания, осваивать прикладные умения и навыки, воспитывать необходимые психофизические, а также необходимые специальные качества. В соответствии с вышеизложенными задачами прикладная физическая подготовка в вузах представляет собой самостоятельный раздел в программе физического воспитания студентов, содержание которого планируется с учетом специфических особенностей будущей трудовой деятельности. Например, по мнению некоторых авторов, такие особенности при подготовке специалистов в области педагогики заключаются в том, что преподаватель в процессе учебной деятельности ответствен не только за поддержание высокого уровня своего здоровья и работоспособности, но и за физическое и психологическое состояние своих учеников [8, 10]. В такой ситуации для учителя необходимо уметь использовать различные средства физической культуры для профилактики физического напряжения учащихся во время учебного процесса, а также иметь сформированные навыки организации в учебное и внеучебное время оздоровительной работы с учащимися. Учитывая вышеизложенное, в педагогических вузах содержание теоретических и практических занятий ППФП следует дополнить следующими темами: - формы и методы физического воспитания в школе и дошкольных образовательных учреждениях; - использование средств физической культуры для профилактики физического напряжения учащихся во время учебного процесса; - основы организации и проведения познавательных туристских походов; - техника безопасности и подготовка мест для проведения уроков по физической культуре; - организация и проведение массовых спортивных мероприятий. Такие знания и навыки особенно актуальны при подготовке педагогов начального, дошкольного и специального образования. С учетом специфики профессиональной деятельности педагогов С.В. Сергеева и О.В. Терехина предлагают следующее уточняющее определение ППФП: «...это процесс, включающий комплекс целенаправленно организуемых мероприятий по физической подготовке будущих учителей, направленных на формирование устойчивого положительного представления о здоровом образе жизни, необходимых и достаточных знаний основ профессиональноприкладной физической подготовки, умений и навыков ее осуществления в ходе реализации полноценной социальной и профессионально-педагогической деятельности» [10]. Как видно из определения, авторы выводят на первое место именно формирование устойчивого положительного представления о здоровом образе жизни, ведь только здоровый человек может полноценно реализовать себя в профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность педагога характеризуется напряженной умственной нагрузкой, в том числе необходимостью обработки больших объемов информации, требует длительной концентрации внимания, предполагает психологическую и физическую выносливость. Эффективность и качество работы преподавателя во многом определяет готовность организма справляться с такими нагрузками, т.е. его функциональная и физическая подготовленность, следование принципам здорового образа жизни. Для поддержания высокого уровня здоровья и работоспособности важным является не только соблюдение рационального режима дня и гигиены, полноценный сон и закаливающие процедуры, но и регулярная двигательная активность, соответствующая полу, возрасту и состоянию здоровья человека [11]. В студенческом возрасте человек не придает значения отрицательному влиянию малоподвижного образа жизни на его здоровье, потому что в данный момент для него на первом месте образовательная деятельность, а молодой организм, полный сил и энергии, вполне справляется с возникающими проблемами. По данным научной литературы, в этот же период жизни молодые люди не выделяют как первостепенно значимые для жизненного успеха факторы здоровья и физического совершенства [11, 12]. Более приоритетными факторами для абитуриентов и выпускников старших классов, являются: поддержка друзей и родных, личная активность, интеллектуальные способности и др. Именно в период обучения в вузе физическое воспитание и его составная часть ППФП формируют у студентов знания о важной роли регулярной двигательной активности, которая способствует сохранению и укреплению здоровья человека, продлевает профессиональное долголетие, особенно в сфере умственного труда. Для студентов педагогических специальностей учебный процесс представляет собой деятельность с минимальной физической и интенсивной умственной нагрузкой, которая не ограничивается аудиторными занятиями. Обработка большого объема информации продолжается учащимися и во время самостоятельных занятий. Такой напряженный график учебы предполагает обратить особое внимание на необходимость сохранения и поддержания здоровья учащейся молодежи посредством четкого планирования трудового дня. Организация оптимального режима дня, с учетом научных принципов планирования, объема учебной деятельности, индивидуальных особенностей, возможностей и интересов студента, способствует повышению качества жизни учащейся молодежи в целом. Среди основных составляющих режима дня особое место занимают сон и регулярные занятия физической культурой и спортом. В соответствии с научно обоснованными данными для молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет продолжительность ночного сна в норме составляет от 7,5 до 8 ч в сутки, а рекомендуемое время физической активности - 6-8 ч в неделю [9]. Однако по результатам исследований рациональности распределения времени в режиме дня студентов ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» получены данные, указывающие, что время, затраченное на сон и физическую активность, у большинства респондентов не соответствует нормам [13]. По результатам опроса 50% учащихся тратят на сон 5-6 ч, 20% тратят меньше 5 ч, и только 30% тратят на сон физиологически необходимое количество часов. Регулярно занимаются спортом и оздоровительными видами физической культуры помимо учебных занятий 20% учащихся, 24% студентов имеют не регулярную физическую активность, 56% ограничиваются посещением учебной дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» в университете (2 академических часа в неделю), а самостоятельно спортом и физической культурой вообще не занимаются. Темы теоретических и практических занятий по ППФП раскрывают вопросы рационального распределения времени в режиме дня педагога, ориентируют студентов на соблюдение принципов здорового образа жизни, в том числе на формирование необходимости в регулярной двигательной активности, обучают применять на практике разнообразные формы занятий физическими упражнениями. Учитывая специфику учебной деятельности студентов педагогических специальностей, которая выражается в интенсивной умственной нагрузке с низким уровнем двигательной активности в течение учебного процесса, такие знания и навыки являются важными и актуальными. По данным научной литературы, за время обучения ППФП формирует у каждого студента не только прикладные знания в изучаемой области, но и профессиональные умения и навыки, специфические для конкретной профессии. Эффективность формирования высокого профессионального уровня будущего педагога определяет, в том числе, содержание профессиональной физической подготовки, в процессе которой образовательные задачи решаются с учетом особенностей будущей трудовой деятельности. В соответствии с первой задачей нашего исследования выявлены следующие специфические особенности профессиональной деятельности педагогических кадров, которые необходимо учитывать при планировании содержания ППФП: - в течение учебного процесса для педагога характерен низкий уровень двигательной активности, большая умственная и психоэмоциональная нагрузка; - для сохранения высокой работоспособности специалиста необходимо умение рационального распределения времени в течение дня в соответствии с научно обоснованными нормами; - требуется осознание личного примера в сохранении и поддержании высокого уровня здоровья, в соблюдении принципов здорового образа жизни; - для профилактики физического напряжения учащихся во время учебного процесса преподавателю необходимо уметь использовать различные средства физической культуры; - от педагога требуется знание теории, методики и техники безопасности для проведения уроков физической культуры; - преподаватель должен владеть навыками организации в учебное и внеучебное время оздоровительной работы с учащимися. Подходы к планированию ППФП в педагогическом вузе В системе высшего образования организация ППФП определяется рабочей программой, содержание которой разрабатывается кафедрой физического воспитания. В этой программе учитываются как материально-технические возможности конкретного вуза, так и особенности будущей профессии студентов. Основные формы реализации ППФП в образовательном процессе: - учебные занятия (теоретические и практические), - внеучебные занятия (секционные занятия по различным видам спорта, самостоятельные занятия физическими упражнениями в режиме дня, массовые спортивные и физкультурно-оздоровительные мероприятия) [9]. В учебном процессе ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (ОмГПУ) используются вышеуказанные формы ППФП. Теоретическая форма осуществляется в дисциплине «Физическая культура и спорт» и практическая форма - в дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту». На теоретических занятиях студенты получают профессионально-прикладные знания для методически правильного и самостоятельного применения средств физической культуры и спорта как в профессиональной деятельности педагога, так и в повседневной жизни. Содержание лекционных и семинарских занятий включают следующие темы ППФП: принципы здорового образа жизни, теория «активного» отдыха, влияние условий труда на динамику работоспособности специалиста, основы методики построения самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом, применение средств физической культуры и спорта для предупреждения утомления на рабочем месте и профилактики профессиональных заболеваний и др. На практических занятиях, наряду с комплексным физическим развитием учащейся молодежи, решаются и специфические задачи ППФП педагогических кадров. В разделе «Профессионально-прикладная физическая подготовка» рабочей программы по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту» представлены специальные практические задания, при выполнении которых студенты применяют на практике полученные теоретические знания по следующим темам [14]: - методические основы составления и проведения комплекса общеразвивающих упражнений; - методика организации и проведения подвижной игры; - методика использования средств физической культуры для развития психофизических качеств; - методика организации физкультурно-оздоровительных мероприятий; - методика проведения самостоятельных занятий оздоровительной (тренировочной) направленности; - методика профилактики профессиональных заболеваний. Полученные в процессе ППФП теоретические знания и практические навыки в области физической культуры и спорта являются актуальными при организации и планировании студентами индивидуальной двигательной активности в режиме дня. Самостоятельная работа студентов во внеучебное время и в процессе самоподготовки предусматривает приобретение личного опыта физкультурной деятельности и выполнение рекомендуемого объема двигательной активности: 1) утренняя гигиеническая гимнастика - 140 мин в неделю; 2) виды двигательной деятельности в процессе учебного дня - 90 мин в неделю; 3) организованные занятия в спортивных секциях, клубах спортивно-оздоровительной направленности, в группах здоровья и общей физической подготовки, участие в спортивных соревнованиях - 120 мин в неделю; 4) самостоятельные занятия физической культурой, в том числе спортивными играми, другими видами двигательной деятельности - 120 мин в неделю. В основе содержания как самостоятельных занятий физической культурой, так и комплексов упражнений утренней гигиенической гимнастики применяются знания о том, что в движения вовлекаются те мышечные группы и части тела, которые не принимают активного участия в трудовом процессе. С учетом минимальной физической и интенсивной умственной нагрузки в учебном процессе студентов педагогических специальностей наиболее рационально использование видов физической активности для развития общей выносливости и силовых упражнений, направленных на укрепление мышц нижних конечностей, спины и брюшного пресса. Целесообразно также уделять внимание состоянию позвоночного столба и регулярно выполнять комплексы упражнений на поддержание правильной осанки, применять дыхательные упражнения для увеличения жизненной емкости легких и как средство профилактики психических и эмоциональных нагрузок. Самостоятельный контроль объема и интенсивности двигательной активности в течение дня осуществляется студентами при ежедневном заполнении дневника самоконтроля, где также отражаются наблюдения за самочувствием и функциональным состоянием организма. Изменение этих параметров позволяет студентам самостоятельно контролировать реакцию своего организма на выполняемую физическую нагрузку. Дневник самоконтроля еженедельно предоставляется на проверку, что позволяет преподавателю анализировать самостоятельную работу студентов и, при необходимости, своевременно вносить коррективы в режим, объем и интенсивность двигательной активности учащихся. Во внеучебное время студентам ОмГПУ предлагается посещение спортивных секций (волейбол, баскетбол, плавание, лыжный спорт, легкая атлетика, чирлидинг, шахматы, бадминтон) и участие в различных массовых спортивных и физкультурнооздоровительных мероприятиях университета, города и области. Систематическое посещение студентами тренировок по представленным видам спорта способствует адаптации организма к физическим и эмоционально-волевым напряжениям, формированию необходимости в регулярной двигательной активности, обучению применять на практике разнообразные формы занятий физическими упражнениями. Мониторинг физической подготовленности студентов ежегодно осуществляется по итогам проведения «Студенческого фестиваля ГТО в ОмГПУ», который проходит в конце учебного года. Заключение Таким образом, ППФП является одной из форм физической культуры учащейся молодежи, содержание таких занятий должно планироваться с учетом специфики образовательного процесса и особенностей будущей трудовой деятельности. В ходе нашего исследования определены следующие специфические особенности в формировании высокого профессионального уровня специалистов педагогических специальностей: - в течение учебного процесса для педагога характерен низкий уровень двигательной активности и большая умственная и психоэмоциональная нагрузка; - для сохранения высокой работоспособности специалиста необходимо умение рационального распределения времени в течение дня в соответствии с научно обоснованными нормами; - важно осознание личного примера в сохранении и поддержании высокого уровня здоровья, в соблюдении принципов здорового образа жизни; - для профилактики физического напряжения учащихся во время учебного процесса преподавателю необходимо уметь использовать различные средства физической культуры; - педагог должен обладать знаниями по теории, методике и технике безопасности для проведения уроков по физической культуре; - необходимо владеть навыками организации в учебное и внеучебное время оздоровительной работы с учащимися. Эти специфические особенности, по нашему мнению, следует учитывать при планировании содержания рабочей программы в разделе «Профессионально-прикладная физическая подготовка» в образовательном процессе студентов педагогических специальностей. Значимая роль такого подхода состоит не только в получении студентами специальных профессиональных знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, но и в создании условий для адаптации молодого специалиста к профессиональной деятельности. Важными качествами выпускника высшей школы являются не только умения применять, обогащать и совершенствовать свои профессиональные знания, но понимание важной роли регулярной двигательной активности, которая способствует сохранению и укреплению здоровья, продлевает профессиональное долголетие специалиста, особенно в сфере умственного труда. В условиях постоянно развивающегося процесса образования планирование содержания ППФП в учебном процессе студентов педагогических специальностей, с учетом специфических особенностей профессиональной деятельности, является актуальной темой, что позволяет развить дальнейшее исследование в этом направлении.
Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. М. : Высшая школа, 2005. 289 с.
Тигунцев С.А., Матюнина Н.В., Верхотуров В.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов специальности 33.05.01 фармация // Инновационные технологии в фармации : сб. науч. тр. 2019. С. 78-82.
Ковачева И. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка в вузе, как необходимая подготовка к плодотворной трудовой дея тельности // Современные здоровьесберегающие технологии. 2017. № 4. С. 93-99.
Раев ский Р.Т., Канишевский С.М. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов высших учебных заведений : учеб.метод. пособие / под общ. ред. проф. Р.Т. Раевского. Одесса : Наука и техника, 2010. 380 с.
Приказ от 22.02.2018 г. «Об утверждении федерального образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование» // Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России). URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/94 (дата обращения: 07.07.2021).
Загревская А.И. Физкультурное образование студентов педагогических вузов на основе интегральной технологии / науч. ред. В.Г. Шилько. Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 2007. 144 с.
Симонян А.А. Перспективы профессионально-прикладной физической подготовки педагогов // KANT. 2018. № 1 (26). С. 86-89.
Ковачева И.А., Юдина Н.Н. Профессионально-педагогическая подготовка студентов гуманитарных педагогических профессий // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире : материалы XXV междунар. науч.-практ. конф. (Коломна, 2015). С. 271-273.
Физическая культура студента : учебник / под ред. В.И. Ильинича. М. : Гардарики, 2000. 448 с
Сергеева С.В., Терехина О.В. Понятие профессионально-прикладная физическая подготовка студентов в спектре категориальнопонятийного аппарата педагогики // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 11-1. С. 196-200.
Губанищева А. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка как один из видов подготовки конкурентоспособного специалиста // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2014. № 2 (8). С. 77-80.
Валяева Е.В. Представления учащихся старших классов о факторах, обеспечивающих жизненный успех // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2001. № 4 (18). С. 11-18.
Эпп Т.И. Некоторые аспекты режима дня студентов педагогического вуза // Евразийское Научное Объединение. 2019. № 6-6 (52). С. 388-389.
Рабочая программа дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» // Омский государственный педагогический университет. URL: https://omgpu.ru/sites/default/files/obr_modules/op_fgos_vo/2019-2020/оор/3623/Б1.О_Элективные_курсы_по_физической_культуре_и_спорту.pdf (дата обращения: 07.07.2021).