Особенности концептуальной структуры поэтических текстов О.Э. Мандельштама в стихах разных лет | Вестник Томского государственного университета. 2022. № 475. DOI: 10.17223/15617793/475/7

Особенности концептуальной структуры поэтических текстов О.Э. Мандельштама в стихах разных лет

Рассматривается концептуальная структура поэтических текстов О.Э. Мандельштама, включенных в первый сборник поэта «Камень» (1913) и относящихся к позднему творчеству автора (19301937 гг.). Установлено, что концептуальная структура стихотворений Мандельштама трансформируется на протяжении всего творческого пути поэта. Работа выполнена в русле коммуникативной стилистики текста.

Features of the conceptual structure of Osip Mandelstam's poetic texts in poems of different years.pdf Коммуникативное направление в изучении текста является особенно актуальным в современной лингвистике. Благодаря антропоцентризму современного гуманитарного знания усиливается внимание к автору текста, его знаниям, особенностям лексикона, целям и мотивам. Текстовая деятельность автора отражает его мировидение, а ее анализ позволяет глубже понять автора и его творчество. В связи с этим особую значимость приобретает концептуальный анализ текста и изучение поэтической картины мира выдающихся художников слова (см. труды З.Д. Поповой, И.А. Стернина [1], В.А. Пищальниковой [2], Н.С. Бо-лотновой [3] и др.). Целью данной статьи является выявление динамики в организации концептуальной структуры поэтических текстов О.Э. Мандельштама, написанных в разные годы, а также факторов, определяющих эволюцию в мировидении автора. В качестве единицы поэтической картины мира выступает художественный концепт (см. об этом в работах Л.В. Миллер [4], С.А. Аскольдова [5], О.В. Беспаловой [6] и др.). Под художественным концептом нами понимается ментальное образование, имеющее ассоциативную природу и позволяющее актуализировать в сознании читателя на основе регулятивных средств различные его стороны или «слои» [7. С. 323]. Относительно структуры художественного концепта существуют разные теории. Рассмотрим некоторые из них. Согласно точке зрения Ю.С. Степанова, концепт является трёхуровневой структурой, у которой можно выделить «буквальный смысл» или «внутреннюю форму»; «пассивный», «исторический» слой концепта; новейший, актуальный и активный слой. Разные слои, по мнению исследователя, являются результатом культурной жизни разных эпох [8]. По мнению В.А. Пищальниковой, концепт включает в себя все, что носитель языка знает об определенном фрагменте действительности. В структуру концепта исследователь включает понятие, визуальное или осязательное представление о той или иной реалии, эмоции и объединяющий, самый важный элемент - слово [9]. И.А. Тарасова выделяет такие слои концепта, как предметный, понятийный, ценностно-оценочный, ассоциативный, образный и символический [10]. Каждый из перечисленных слоев данной структуры существует не автономно, они «находятся в отношениях включения и пересечения» [11. С. 74]. Н.С. Болотнова считает приоритетным ассоциативный слой концепта в силу того, что он позволяет «актуализировать в сознании читателя остальные “слои” художественного концепта: предметный, понятийный, образно-символический, эмоциональнооценочный» [11. С. 75]. Концепты с регулярной эстетической актуализацией в тексте, осознаваемой адресатом значимостью связанного с этим отражения авторского мировидения на фоне других концептов, а также детерминированностью относительно других концептов, принято считать ключевыми. Взаимосвязь вербализованных в тексте концептов образует концептуальную структуру текста. Под концептуальной структурой художественного текста условимся понимать «осуществляемый в сознании читателя процесс формирования и взаимодействия художественных концептов разных типов, стимулированный ассоциативно-смысловым развертыванием текста на основе его лексической структуры» [7. С. 81]. Связь художественных концептов между собой может осуществляться на основе отношений пересечения, дополнения, усиления и контраста [7. С. 81]. Разработанная в рамках коммуникативной стилистики текста типология концептуальных структур опирается на несколько факторов: дифференциацию по числу актуализированных в тексте ключевых художественных концептов; по типу отношений между ними и их однородности/неоднородности; по степени актуализации ключевых концептов в перспективе текста; по наличию или отсутствию в лексической структуре текста прямых номинатов концептов и по месту лексической микроструктуры, репрезентирующей гиперконцепт в тексте [12]. Под гиперконцептом нами понимается «ментальная структура, отражающая взаимосвязь концептов и концептуальных структур, вербализованных в системе текста, фокусирующая его обобщенный смысл, являющийся результатом интерпретационной деятельности адресата» [7. С. 18]. Сложность интерпретации лирики О.Э. Мандельштама, наличие скрытых смыслов и шифров в стихах автора отражается и на возможности адекватной интерпретации концептуальной структуры данных текстов. Нами установлено, что на протяжении творческого пути поэта концептуальная структура его стихотворений видоизменяется и трансформируется, что находится в прямой зависимости от ряда факторов: - особенностей биографии поэта; - смены творческого метода (перехода от символизма к акмеизму); - политической и социальной обстановки, сложившейся в стране; - ухудшения здоровья, связанного с жизненными потрясениями и пережитыми испытаниями. Для исследования взяты такие ключевые концепты, как жизнь, смерть, Петербург, путь и музыка. Данный выбор обусловлен следующими обстоятельствами: 1) для поэта со сложной, трагической судьбой жизнь и смерть ставятся на две чаши весов и ежедневно подвергаются проверке; 2) не вызывает сомнений, что Мандельштам на протяжении всей жизни осознавал, что путь, выбранный им, - это путь борца, главным оружием которого является поэтическое слово; 3) выбор концепта Петербург обусловлен не частым его упоминанием в стихах автора, а идейной значимостью данного концепта и самого города в жизни и творчестве поэта; 4) музыкальные образы и концепт музыка находили отражение в произведениях Мандельштама разных лет, подвергаясь существенным изменениям. Образное воплощение каждого из данных концептов в поэтических текстах О.Э. Мандельштама имеет индивидуально-авторский характер, отличается своеобразием ассоциативного развертывания и динамичностью на протяжении всего творческого пути автора. Рассмотрим концептуальную структуру стихотворений О.Э. Мандельштама, относящихся к раннему творчеству (вошедших в сборник «Камень» (1913)), и поэтических текстов, написанных в период с 1930 по 1937 г. [13]. С опорой на типологию концептуальных структур художественного текста, разработанную в коммуникативной стилистике, было проанализировано 138 стихотворений. Представим результаты проведенного исследования. 1. По числу актуализированных в тексте ключевых художественных концептов в ранней лирике преобладают одночленные концептуальные структуры (вер-бализирующие один ключевой концепт в пределах одного поэтического текста). Например, концепт смерть репрезентирован в стихотворениях: «На бледно-голубой эмали...» (1909); «Как тень внезапных облаков...» (1910); концепт путь воплощен в текстах: «Я ненавижу свет.» (1912); «Посох» (1914) и т.д. Средствами репрезентации концепта смерть в указанных выше текстах в основном являются образные сочетания - олицетворения. Небо, месяц, деревья и листва на них - все это несет на себе печать смерти и отражает мрачное, тоскливое настроение лирического героя. Данную особенность можно связать с тем, что для ранних поэтических текстов Мандельштама характерны черты символизма (ощущение одиночества лирического героя, меланхолия и тоска). Реже в ранней лирике встречаются двухчленные концептуальные структуры (актуализирующие два ключевых концепта в пределах одного стихотворения): - ключевые концепты жизнь и смерть отражены в таких поэтических текстах, как «Только детские книги читать.» (1908), «Уничтожает пламень.» (1915) и др.; - смерть и музыка представлены в текстах: «Слух чуткий парус напрягает.» (1910), «Скудный луч холодной мерою» (1911), «Смутно-дышащими листьями.» (1911), «Пешеход» (1912). - концепты жизнь и музыка нашли отражение в стихотворении «Silentium» (1910,1935). Так, в стихотворении «Silentium» актуализируется направление ассоциирования музыка - первооснова. Автор образно описывает, как из хаоса рождается жизнь - нечто высокое, светлое, чистое (ср.: кристаллическая нота, от рождения чиста, светел день, пены бледная сирень), красивое (образ Афродиты); лишенное слов (первоначальная немота). Образ музыки как первоосновы, зарождающегося прекрасного начала, высокого искусства представлен в поэтическом тексте в контексте с лексемой «слово». Слово, сливаясь с музыкой, обретает ту первозданную гармонию, к которой стремится все окружающее. В позднем творчестве О. Э. Мандельштама доминируют двухчленные концептуальные структуры текста, хотя представлены и трехчленные структуры (с тремя ключевыми концептами). Приведем примеры: - ключевые концепты жизнь и смерть отражены в поэтических текстах «Куда как страшно нам с тобой.» (1930), «-Нет, не мигрень, - но подай карандашик ментоловый.» (1931), «Мы живем, под собою не чуя страны.» (1933), «Я должен жить, хотя я дважды умер.» (1935), «Пусти меня, отдай меня, Воронеж.» (1935), «Еще не умер ты, еще ты не один.» (1937); - концепты жизнь и музыка - в стихотворении «Может быть, это точка безумия.» (1937); - смерть и музыка - в текстах «Я с дышащей лучиной вхожу.» (1931), «Ламарк» (1932), «Лишив меня морей, разбега и разлета.» (1935) и др.; - концепты Петербург и смерть - в стихах «Ленинград» (1931), «Мы с тобой на кухне посидим.» (1931), «Помоги, Господь, эту ночь прожить.» (1931); - концепты музыка, жизнь и смерть - в стихотворениях «Сохрани мою речь навсегда.» (1931), «Если б меня наши враги взяли.» (1937), «Пою, когда гортань сыра, душа - суха.» (1937), «Вооруженный зреньем узких ос.» (1937) и др.; - ключевые концепты жизнь, смерть и путь - в стихотворении «О, как мы любим лицемерить.» (1932). Наличие большого количества двух- и трехчленных концептуальных структур поэтических текстов в позднем творчестве автора можно объяснить изменениями в мировидении поэта, связанными с происходящими в жизни автора событиями, влияющими на его концептосферу (1930-е гг. связаны с постоянным страхом за жизнь, желанием быть услышанным и неприятием сложившихся обстоятельств). Все это сыграет решающую роль в дальнейшей судьбе известного художника слова, противостоящего «веку-волкодаву» до последней минуты своей жизни. Высокая концентрация данных концептов, среди которых преобладает концепт смерть, отражает ощущения страха, безысходности, переживаемые лирическим героем. 2. Интересны особенности организации поэтических текстов автора с точки зрения того, как связаны воплощенные в них ключевые концепты между собой. По типу отношений между ключевыми концептами в раннем творчестве Мандельштама наблюдаются концептуальные структуры парадоксального типа, основанные на отношениях контраста. Так, концепты жизнь и смерть в стихотворениях «Только детские книги читать.» (1908), «Уничтожает пламень.» (1915) актуализированы с помощью эпитета «смертельно устал» и метафоры «уничтожает пламень сухую жизнь мою». Имеются и концептуальные структуры усилительного типа, когда концепты в пределах одного стихотворения связаны отношениями взаимной обусловленности. Интересна актуализация концептов жизнь - музыка и смерть - музыка (в интерпретации автора отсутствие музыки приводит к смерти, ее наличие - это жизнь). Подобные примеры можно обнаружить в таких поэтических текстах, как «Silentium» (1910, 1935), «Скудный луч холодной мерою.» (1911), «Пешеход» (1912) и др. Для поздней лирики характерны те же отношения между взятыми для анализа ключевыми концептами. Например, концепты жизнь и смерть в поэтических текстах «Ленинград» (1930), «Помоги, Господь, эту ночь прожить.» (1931) актуализированы с помощью метафор и сравнений: У меня еще есть адреса, / По которым найду мертвецов голоса; В Петербурге жить - словно спать в гробу и др., а также оксюморона: и все-таки до смерти хочется жить. В поздних стихах отношения контраста и взаимной обусловленности концептов становятся более яркими и выразительными. По нашим наблюдениям, концептуальные структуры усилительного типа (с отношениями усиления, взаимной обусловленности концептов) представлены в позднем творчестве в другом ключе, отражая особенности мировосприятия автора в этот период. Во многих текстах актуализируются иные по сравнению с ранним творчеством смыслы: отсутствие звука (молчание, тишина) приведет к спасению (жизни), а их наличие - к неминуемой смерти (стихи «Не говори никому...» (1930), «Квартира тиха как бумага.» (1933), «Наушники, науш-нички мои!» (1935) и др.). 3. По однородности/неоднородности отношений между вербализованными в системе поэтических текстов ключевыми концептами в ранней лирике поэта преобладают однородные структуры (актуализирующие один тип отношений между концептами). Например: в стихотворении «Только детские книги читать.» (1908) концепты смерть и жизнь связаны отношениями контраста, в стихотворении «Слух чуткий парус напрягает.» (1910) взаимодействие ключевых концептов музыка и смерть построено на отношениях взаимной обусловленности и т.д. В позднем творчестве Мандельштама также имеется большое количество однородных концептуальных структур. Например, в стихотворениях «Куда как страшно нам с тобой.» (1930), «Мы с тобой на кухне посидим.» (1931), «Я должен жить, хотя я дважды умер.» (1935) взаимосвязь концептов основана на отношениях контраста. В текстах, относящихся к позднему творчеству, по сравнению с ранними произведениями автора отношения между ключевыми концептами носят более явный и экспрессивный характер. Покажем это на примере двух текстов, относящихся к раннему и позднему творчеству автора. Концепты жизнь и смерть в стихотворении «Только детские книги читать.» актуализированы главным образом с помощью оксюморона «Я от жизни смертельно устал...». В позднем творчестве присутствует большее количество средств репрезентации данных концептов («А мог бы жизнь просвистать скворцом, / Заесть ореховым пирогом. / Да, видно, нельзя никак» в стихотворении «Куда как страшно нам с тобой.» (1930); «В Петербурге жить - словно спать в гробу.» в стихотворении «Помоги, Господь, эту ночь прожить.» (1931); «Я должен жить, хотя я дважды умер» («Я должен жить, хотя я дважды умер.» (1935) и др.). Таким образом, в раннем творчестве контраст между данными концептами лишь намечается, в поздней лирике он становится ярким и многократно актуализированным. 4. По степени актуализации ключевых концептов в перспективе текста в ранних стихах чаще встречаются несимметричные концептуальные структуры, когда в пределах одного стихотворения на первое место по частоте актуализации выдвигается один из ключевых концептов. Например, в стихотворении «Скудный луч холодной мерою.» (1911) доминирующим концептом является концепт музыка; в стихотворении «Смутно-дышащими листьями.» (1911) на первое место по характеру актуализации выдвигается ключевой концепт смерть и т. д. В поздней лирике в большинстве случаев встречаются симметричные концептуальные структуры, когда в пределах одного стихотворения оба концепта приобретают ключевое значение (ср. репрезентацию концептов жизнь и смерть в поэтических текстах «Помоги, Господь, эту ночь прожить.» (1931); «Пусти меня, отдай меня, Воронеж.» (1935) и др.). Данный показатель находится в прямой зависимости от эмоциональной тональности поэтических текстов: ощущение меланхолии, грусти в раннем творчестве сменяется сильным напряжением и постоянным страхом. Например, репрезентация концептов смерть и жизнь в поздних стихах автора в большинстве стихотворений симметрична в силу того, что автор находится в постоянном напряжении и неведении относительно своей дальнейшей жизни: продолжится она или оборвется. В ранних текстах актуализация данных концептов менее частотна и чаще всего носит описательный характер (концепт смерть представлен на основе образной конкретизации природных явлений: «И неживого небосвода / Всегда смеющийся хрусталь!» в стихотворении «Сусальным золотом горят.» (1908); «смертельно-бледная волна» в стихотворении «Как тень внезапных облаков.» (1910) и др. 5. По наличию/отсутствию в лексической структуре текста прямых номинатов концептов в ранних стихах О. Э. Мандельштама преобладают концептуальные структуры эксплицитного типа (ключевые концепты вербализованы явно в текстах «На бледноголубой эмали.» (1909); «Дано мне тело - что мне делать с ним.» (1909); «Silentium» (1910, 1935), «Из омута злого и вязкого.» (1910) и др.). Так, в стихотворении «Из омута злого и вязкого.» концепт жизнь актуализирован эксплицитно с помощью эпитета («запретная жизнь») и сравнительного оборота («жизнь, похожая на сон»). В позднем творчестве автора в большей мере представлены концептуальные структуры имплицитного типа, ключевые концепты не представлены лексически в таких текстах, как: «Куда как страшно нам с тобой.» (1930); «За гремучую доблесть грядущих веков.» (1931, 1935); «Мы живем, под собою не чуя страны.» (1933) и др. Обратимся к примеру. В стихотворении «Куда как страшно нам с тобой.» концепт смерть выражен имплицитно, однако адресат, знающий биографию Мандельштама, поймет, что весь текст пронизан ощущением страха лирического героя перед возможной гибелью. Об этом можно судить по использованным автором лексическим средствам: страшно, крошится наш табак, видно, нельзя никак. Концепт жизнь образно конкретизируется благодаря метафорам и сравнениям: «А мог бы жизнь просвистать скворцом, / Заесть ореховым пирогом.». Из-за отказа от сотрудничества с властью такая жизнь становится недопустимой. Таким образом, невозможность высказать прямо свою точку зрения приводит к тому, что поздние поэтические тексты автора становятся похожими на загадку, расшифровать которую сможет человек, знающий особенности биографии поэта. 6. По месту лексической микроструктуры, репрезентирующей гиперконцепт в тексте, в творчестве поэта присутствуют концептуальные структуры индуктивного («Silentium», 1910, 1935) и индуктивнодедуктивного типов («Только детские книги читать...» (1908); «Скудный луч холодной мерою...» (1911) и др.), но преобладают концептуальные структуры дедуктивного типа: «На бледно-голубой эмали.» (1909), «Душный сумрак кроет ложе.» (1910), «О свободе небывалой.» (1915) и др. Особенно это характерно для поздней лирики (стихи «Куда как страшно нам с тобой.» (1930); «Лишив меня морей, разбега и разлета.» (1935); «Если б меня наши враги взяли.» (1937); «Вооруженный зреньем узких ос.» (1937) и др.). Можно предположить, что микроструктура, репрезентирующая гиперконцепт в финальной части текста, позволяет автору акцентировать внимание читателя на самом важном для него. Например, в стихотворении «Лишив меня морей, разбега и разлета.» в финальной части представлена микроструктура «Губ шевелящихся отнять вы не могли.Это означает, что самое главное для поэта - не материальные блага, а возможность высказать свою точку зрения. Таким образом, изучив концептуальные структуры ранних и поздних стихотворений О.Э. Мандельштама, можно сделать вывод о том, что они отражают динамику поэтической картины мира автора на протяжении всей его жизни. Это проявляется в особенностях актуализированных в рамках одного текста ключевых концептов (для раннего творчества характерны одночленные, для позднего -двух- и трехчленные концептуальные структуры). Однородность концептуальных структур сохраняется как в раннем, так и в позднем творчестве поэта, однако поздней лирике присущ более яркий характер отношений между ключевыми концептами в пределах одного поэтического текста. В определенной мере это можно соотнести со сменой литературного направления, в рамках которого творил автор: переход от символизма к акмеизму повлиял на эмоциональную тональность текстов, на их смысловое и идейное содержание. Условность, туманность и таинственность в описании образов, особого рода лиричность в раннем творчестве сменяются реалистичностью и конкретностью, высоким уровнем драматизма в поздней лирике. Особенность образного воплощения концептов, вербализованных явно в ранней лирике и имплицитно в позднем творчестве, можно объяснить влиянием экстралингвистических факторов на поэтическую картину мира автора: обстановкой в стране и жизни Мандельштама. Невозможность прямо высказать свою точку зрения приводит к тому, что стихотворения, написанные в 1930-1937 гг., обретают особый метафорический шифр.

Ключевые слова

художественный концепт, концептуальная структура текста, типология концептуальных структур, О.Э. Мандельштам

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шутова Алена ВладимировнаТомский государственный педагогичексий университетаспирант кафедры русского языкаalyshutova@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Попова З.Д., Стернин И.А. Язык и национальная картина мира. Воронеж : Истоки, 2003. 59 с.
Пищальникова В.А, Сорокин Ю.А. Введение в психопоэтику. Баранаул : Изд-во Алт. гос. ун-та, 1993. 209 с.
Болотнова Н.С. Поэтическая картина мира и ее изучение в коммуникативной стилистике текста // Сибирский филологический журнал. 2003. Вып. 3-4. С. 198-207.
Миллер Л.В. Художественный концепт как смысловая и эстетическая категория // Мир русского слова. 2000. № 4. С. 39-45.
Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста: Антология / под общ. ред. В.П. Нерознака. М. : Academia, 1997. С. 267-279.
Беспалова О.В. Концептосфера поэзии Н.С. Гумилева в ее лексическом представлении : автореф. дис. канд. филол. наук. СПб., 2002. 24 с.
Болотнова Н.С. Коммуникативная стилистика текста: словарь-тезаурус. Томск : Изд-во ТГПУ, 2008. 384 с.
Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. М. : Школа «Языки русской культуры», 1997. С. 40-76.
Пищальникова В.А. Психопоэтика. Барнаул : Изд-во Алт. гос. ун-та, 1999. 173 с.
Тарасова И.А. Идиостиль Георгия Иванова: когнитивный аспект. Саратов : Изд-во Саратов. ун-та, 2003. 280 с.
Болотнова Н.С. О методике изучения ассоциативного слоя художественного концепта в текст // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 2. С. 74-79.
Болотнова Н.С. Типы концептуальных структур поэтических текстов // Художественный текст: Слово. Концепт. Смысл : материалы VII Всерос. науч. семинара. Томск : Изд-во ЦНТН, 2002. С. 34-39.
Мандельштам О.Э. Полное собрание поэзии и прозы в одном томе. М. : АЛЬФА-КНИГА, 2017. 1182 с.
 Особенности концептуальной структуры поэтических текстов О.Э. Мандельштама в стихах разных лет | Вестник Томского государственного университета. 2022. № 475. DOI: 10.17223/15617793/475/7

Особенности концептуальной структуры поэтических текстов О.Э. Мандельштама в стихах разных лет | Вестник Томского государственного университета. 2022. № 475. DOI: 10.17223/15617793/475/7