Рассматривается проблема влияния новых религиозных движений на трансформацию восточных религиозно-философских идей в западном и российском обществах. Выявляются элементы аберрации в новых религиозных движениях основных понятий буддизма. Делается вывод о существенных изменениях в новых религиозных движениях восточных религиозно-философских понятий, происходят трансформация и закрепление данных представлений в общественном сознании.
The transformation of Eastern religious and philosophical ideas in new religious movements.pdf Новые религиозные движения в современном обществе, как на Западе, так и в России, прочно закрепились как особая составная часть. Конечно, следует отметить, что их чаще всего воспринимают как маргинальную часть общества, но нельзя недооценивать их духовное влияние на общество. Особый интерес вызывают распространение и трансформация представлений восточных религиозно-философских идей в общественном сознании на Западе и в России под влиянием новых нетрадиционных религиозных движений. Одним из таких движений является созданная Р. Хаббардом саентология - «знание о том, как знать» [1. С. 396]. В этом учении он попытался совместить буддистские религиозно-философские идеи с современными научными представлениями и с мировоззрением западного человека, а затем популяризовать их в США и в Западной Европе. Сам Рон Хаббард признает, что не слепо копировал религиозно-философские идеи буддизма, а адаптировал их для западного общества [2]. Основные религиозные положения саентологии строятся на следующих утверждениях: - существует Верховное существо, или Создатель, сущность которого будет раскрываться по мере духовного роста человека; - человек является бессмертным духовным существом - тетаном; - человеческая душа-тетан вечна и постоянно перерождается; - чтобы освободиться и достичь свободы, тетану нужно избавиться от своего реактивного ума [3]. В саентологическом учении ключевую роль играет человек. Именно для него Р. Хаббард разработал свое духовное учение - знание о знании. Антропология Рона Хаббарда строится на идее многосоставности человека: первая, самая важная часть - это дух, или тетан; вторая часть - это генетическая сущность; третья часть - ум. Ключевую роль в этой человеческой триаде играет дух-тетан. Это единственная реальность в нашем мире, которая, с точки зрения Р. Хаббарда, заслуживает внимания. Тетан в нашем мире гость, который здесь должен обрести свободу. Он заключен в материальную оболочку и из-за этого лишен свободы и выбора. Перерождения, так же как и в буддизме, заканчиваются, как только дух человека освободится от привязанностей этого мира. Но окружающий мир, в отличие от буддизма, Хаббард не превращает в ненужную иллюзию. Последователи Р. Хаббарда пропагандируют полное преобразование мира и создание цивилизации, где «нет безумия, преступности и войны, где способный может процветать и где честный может иметь права, где человек свободен подняться до больших высот» [4]. Второй по важности элемент человека - это генетическая сущность. Это механизм, выполняющий автоматические действия человека, механизм, который способствует выживаемости человека в окружающем мире. Можно провести аналогию и сравнить это с нашими инстинктами, способствующими человеческому выживанию. Но Р. Хаббард подчеркивает: «То, что человек стремится к выживанию, мысль не новая. Однако то, что все действия человека мотивируются исключительно стремлением выжить, является новой мыслью» [3. С. 29]. Последняя часть - ум. Это своеобразный информационный накопитель, не имеющий сознания, некая «флешка», где все хранится и передается от одного «носителя» к другому. Тетан, постоянно перерождаясь, «накапливает» информацию, которая и формирует «ум». Информация может быть как полезная, так и негативная, соответственно, полезная информация приносит пользу духу-тетану, а негативная, наоборот, вредит ему. Ум Р. Хаб-бард разделяет на три части - аналитический, реактивный и соматический. Аналитический - это то, что осознается человеком, реактивный ум - это то, что не осознается человеком, своеобразное подсознание, «это единственный источник аберрации» [Там же. С. 59]. Соматический ум подчинен аналитическому и реактивному, отвечает за жизнедеятельность человека (дыхание, пищеварение и т.п.). Таким образом, мы получаем представление о человеке, где роль личности играет тетан, за способность выживать и приспосабливаться в окружающей среде отвечает генетическая сущность человека, ум выполняет функции информационного багажа. Карма является одной из важных буддистских понятий, используемых в саентологии. Для Р. Хаббрада карма выступает механизмом, в котором неблагоприятные результаты происходят от вредоносных действий, связанных с негативным материальным влиянием. Идеал поведения для духа-тетана заключается в том, чтобы действовать рационально и быть над причинами, т. е. определять ход событий в окружающем мире. В целом, если провести параллели с восточными религиозными учениями и религиозными идеями саентологии, то обнаруживаются значительные заимствования, но с серьезными аберрациями. В частности, источниками саентологии можно считать индуистскую санкхью и буддистскую хинаяну [5. С. 164]. И в саентологии, и в санкхье отождествляются два независимых начала - дух-тетан с пурушей, окружающий мир с пракрити, при этом дух-тетан, так же как и пуруша, должен выйти из-под влияния пракрити и «...стать бесстрастным наблюдателем событий внешнего мира и не вовлекаясь в них. Это и будет состояние освобождения, свободы от страданий» [6. С. 44]. В хинаяне идеалом выступает индивидуальное достижение нирваны - ар-хат, и в саентологии тетан должен самостоятельно достигать совершенства, которое дарует ему свободу. Но Р. Хаббард в саентологии оставляет идею Бога, хотя и в санкхье, и в хинаяне отрицается вера в божественное [Там же. С. 45]. При этом мотивы божественности в саентологии далеки от иудейско-христианских. Саентологический Бог - это нечто индивидуальное для каждого человека, который обретет связь с ним при помощи методик саентологии. Саентология не использует идею кармы в своей религии напрямую, только упоминает о ней, но открыто прослеживаются ассоциации с восточной концепцией о создании добрыми делами благоприятной кармы в будущем. В буддизме карма понимается как «деятельность, которая характеризует человеческую уникальность в аспекте сознательного волеизъявления, зависит от результатов действий сознания в прошлых рождениях, но в своей нынешней жизни он волен избрать благие пути деятельности» [7. C. 77]. Поэтому карму понимают как некий импульс, связывающий настоящее человека с его прошлыми жизнями. В качестве примера кармы человека можно привести ситуацию с вредными привычками. Приобретая какую-либо вредную привычку, человек закладывает возможность для ее возникновения в последующие перерождения. Этим он также устанавливает в своих перевоплощениях тенденции к вредным привычкам. В дальнейшем, если сойдутся соответствующие условия -в этой жизни или в другой, мы столкнемся с вредной привычкой - в нашем сознании возникает импульс, и человек вновь приобретает данную привычку. Чем больше у человека будет накоплено кармой подобных неблагих действий, тем сильнее он будет подвержен возможности «резонировать» с неблагоприятными обстоятельствами в текущей жизни. Чтобы разорвать кармические связи, буддизм предлагает человеку осуществлять только достойные действия, которые приводят к добродетели. В свою очередь, добродетель приводит к разрыву с аффектами [Там же. C. 262], которые могут выступать источниками неблагих видов деятельности. Таким образом, человеку проецируется одобряемая и неодобряемая модель поведения. В буддизме же сущность человека неизменна, меняется только окружающий мир под воздействием наших действий. В саентологии Рон Хаббард трансформирует понятие кармы. Своим последователям он обещает «стереть» всю ту негативную карму, которая накопилась у человека за все его перерождения, тем самым избавляя человека от влияния кармы на сегодняшнюю жизнь. В итоге, если получится избавиться от всей негативной кармы, человек становится свободным духом-тетаном. Но следует отметить, что процесс избавления человека от аффектов кармы у саентологов практически не имеет окончания, можно даже сказать, он бесконечен, так как у человека огромное количество перерождений, каждое из которых внесло свой вклад в карму. В связи с этим у саентологов формируется своеобразная мировоззренческая установка, в которой все неудачи, неблагое поведение человека объясняются «плохой» кармой. Как итог таких умозаключений мы можем наблюдать логический тупик человеческого самосовершенствования: человек совершает неблагие действия в обществе, потому что у него не исправлена карма? Но возможно ли благое поведение, если карма не исправлена и ее исправление бесконечно? Таким образом, человек в саентологии оказывается на бесконечном пути к освобождению и обретению свободы. Саентология, конечно, обещает своим последователям в этой жизни «улучшить здоровье, интеллект, способности, поведение, мастерство и внешность людей» [8], но про длительность данного процесса скромно умалчивает. Для достижения полной свободы человеческого духа в первую очередь предлагается изменять не себя как личность, а свою карму, свой реактивный ум. Причины трансформации буддистских религиозно-философских идей Роном Хаббардом скрыты, в первую очередь, в самом западном обществе, которое по сути рационально. В нем, прежде всего, можно наблюдать не готовность к изменению себя, встав на путь добродетели, тем более что христианство предлагает подобный процесс, а попытки изменить, перестроить окружающий мир. Аскетизм, самоограничения человека -это все есть или это уже было в нашем современном обществе, поэтому чтобы «быть на волне успеха», Рон Хаббард «адаптирует» под современное западное общество буддистские философско-религиозные понятия, но он интерпретирует восточную картину мира как писатель-фантаст, «рисует» ее глазами западного человека и для западного человека. Только так можно «понравиться» западному человеку, только так он, возможно, заинтересуется и приобретет данный «товар». Начиная с 90-х гг. XX в. саентологи начинают активно действовать в России. В условиях разрушения советской мировоззренческой картины мира идеи Р. Хаббарда, имеющие налет научности, и мистические корни буддизма формировали в людях надежду на достижение успеха в обществе потребления. Тем более главным для саентологии является принцип «выживания», что в российских условиях 90-х гг. XX в. приобрело немаловажное значение. Саентологи обещали научить «выживать» в новых непривычных условиях всем своим последователям. Идеологический вакуум в России позволил без особых усилий занять прочное место нетрадиционным движениям с их восточно-христианской тематикой. Сегодня уже можно смело говорить, что этап новизны и таинственного ореола вокруг восточно-религиозной тематики прошел. Идет дальнейшее расширение связей новых религиозных движений в российском обществе. Они, в конце концов, стали неким продуктом, товаром, который предлагается для человеческой души. И выбор здесь очень велик. Можно наблюдать, как восточные религиозно-философские идеи из новых религиозных движений зажили самостоятельной жизнью, «влились» в общественное сознание и стали их неотъемлемой частью. Подобные идеи исправления кармы, но не личности человека, получили распространение не только в саентологии Р. Хаббарда. Огромное количество новых нетрадиционных религиозных движений как на Западе, так и в России предлагают «диагностику» кармы и исправление прошлых ошибок для избавления от существующих физических и душевных болезней. В целом они предлагают человеку универсальную картину мира, где ему объясняют, что все существующие проблемы исходят из прошлой жизни и для избавления от проблем нужны не собственные усилия человека, а, например, знание специальной техники, за которую нужно заплатить, и тебя избавят от всех проблем, как материальных, так и духовных. Существует достаточно точный термин, который отражает данную ситуацию, - «карма-кола» [9. С. 177]. В обществе, где доминирует массовая культура, сформировалась определенная «мода» на восточную религиозную философию. Но массовой культуре не нужна глубина мысли, она «летит по волнам», не погружаясь в духовных идеи. И в этом смысле восточные религиозно-философские понятия, занесенные «модой» на Запад, в Россию, оказались яркими, загадочными идеями, но пустыми, без внутреннего глубокого смысла.
Mehta Gita. Karma Kola, Marketing the Mystic East. N.Y. : Simon and Schuster, 1979. 201 р.
Шапиро С., Олексенко А. Введение в буддизм. СПб. : Лань, 1999. 384 с.
Что такое саентология. URL: http://www.klaskniga.ru/saentologiya.html (дата обращения: 10.11.2013).
Фаликов Б.З. Культы и культура: От Елены Блаватской до Рона Хаббарда. М. : РГГУ, 2007. 264 с.
Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия / пер. с англ. ; под ред. В.И. Кальянова. М. : Академический проспект ; Альма Матер, 2009. 365 с.
Саентология в обществе. URL: http://www.scientology.ru/what-is-scientology/church-of-scientology-in-society.html (дата обращения: 25.10.2013).
Саентология и одитинг. URL: http://www.happy.co.ua/saentologiya.html (дата обращения: 25.10.2013).
Саентология. Факты Документы. Экспертные оценки. Экспертиза С.И. Иваненко. URL: http://www.scientologyfacts.ru/1/224.html (дата обра щения: 10.11.2013).
Хаббрад Р. Дианетика. Современная наука душевного здоровья : учеб. по дианетике. М. : Воскресенье, Нью Эра пабликейшнс груп (сов местное издательство), 1993. 400 с.