Документирование жизненного пути человека: документы о человеке | Вестник Томского государственного университета. 2015. № 392.

Документирование жизненного пути человека: документы о человеке

Документирование рассматривается как объект специально-научного, социогуманитарного и философского познания. Представлены основные подходы к определению понятия «документ». Обосновывается актуальность философско-антропологического исследования документов о человеке в социокультурном контексте современности. Индивидуально-личностные документы рассматриваются в их сопряженности с концептом жизненного пути человека.

Documentation of human life course: documents about a person.pdf Необходимость в фиксировании многообразия содержания, способов и форм деятельности человека возникла с первых самостоятельных шагов Homo sapiens. Это обусловлено генетической предрасположенностью к передаче будущим поколениям личного, исторического, культурного и мировоззренческого опыта. Первыми образцами фиксирования информации являются наскальные рисунки древних людей. До сегодняшнего дня способы и формы закрепления содержания индивидуально- и общезначимого опыта постоянно изменяются вместе с развитием технико-технологических возможностей современного человечества. Эти возможности в значительной степени определяют и содержание, и смысл той информации, которая закрепляется на различных носителях знако-во-символическими средствами, позволяющими «схватывать» как живые мгновения, так и достаточно длительные процессы; события особой значимости и повседневности, требующие вдумчивого осмысления или просто сохраненные «на память». Кроме того, способы и формы фиксации, безусловно, должны соответствовать содержанию и объему, «масштабу» опыта, чтобы адекватно передавать его. Проблема материализации данных, сведений, конкретных фактов, документирования индивидуального и коллективного опыта неоднократно обозначалась в различных аспектах, в том числе в гуманитарных научных исследованиях. В данной статье документирование, понимаемое в качестве важнейшего социокультурного феномена, рассматривается в индивидуально-личностном ключе и в связи с документами о человеке. Это создает основу для того, чтобы перевести осмысление документа, документирования и самодокументирования из сферы специально-научного знания в сферу гуманитарного знания, в том числе философского. В частности, возможность философской интерпретации документирования и документа обнаруживается, если рассматривать их в контексте одной из важных проблем философской антропологии - проблемы жизненного пути человека. Человека отличает потребность и способность осуществлять саморефлексию; через отношение к самому себе, взгляд на самого себя со стороны он понимает и оценивает себя в своих проявлениях. В этом процессе коммуникации документам и документированию принадлежит важное место. Стремление человека регулярно фиксировать собственный индивидуальный опыт никак нельзя назвать чем-то новым. Бурное распространение интереса к себе и событиям собственной жизни пришлось на эпоху сентиментализма и романтизма (XVIII-XIX вв.), что переросло в повальное увлечение дневниковыми записями, мемуарами и автобиографиями, биографиями. С развитием науки и техники появляются новые способы документирования жизни человека, такие как видеосъемка, фотографирование, электронное документирование, а с возникновением Интернета - сетевое документирование. Существуют и различные формы документов (текст, фотография, блог и т. д). Любой современный толковый словарь указывает, что слово «документ» происходит от латинского «documentum», а оно, в свою очередь, от глагола «do-cere» - «учить», «обучать» [1. С. 4]. Польский ученый Анджей Суски провел аналитическую и исследовательскую работу по проблеме происхождения и дальнейшего развития термина «документ». Корни данного термина, как считал ученый, уходят в индоевропейский праязык, существовавший около 2 000 лет до н.э., где слово «dec» означало жест вытянутых рук, связанный с передачей чего-либо, или приемом, получением. Другой исследователь проблемы происхождения документа, профессор Хельмут Арнтцем, рассматривал слово «dec» как происходящее от числа «десять» (на раскрытых ладонях насчитывалось десять пальцев) [Там же. С. 6]. Вплоть до XIX в. термин «документ» употреблялся в значении «письменное свидетельство», «доказательство, почерпнутое из книг, подтверждающих записей, официальных актов» и в основном использовался в юриспруденции [Там же. С. 11]. На сегодняшний день существуют различные подходы к определению понятия «документ», к интерпретации значения этого термина, который является многозначным, причем используется как в обыденном, так и в научном значениях. В разных случаях документ понимается с точки зрения его внешних (определенный носитель информации, установленная форма закрепления информации) или внутренних (содержание) характеристик. Так, конкретно-научный подход, а именно доку-ментоведческий, предполагает определение документа как закрепленной на материальном носителе некой информации с определенным набором реквизитов. Термин «документ» стал активно применяться в информационно-коммуникационной деятельности сравнительно недавно, в конце XIX - начале XX в. Он был введен в научный оборот известным бельгийским ученым Полем Отле в значении, близком к широкому значению понятия «книга» [1. С. 15]. Поль Отле и его единомышленник Анри Лафонтен являются основоположниками документоведения как практической деятельности и прикладной научной дисциплины. С этого периода и до настоящего времени теоретическая и прикладная наука, определяющая для себя объектом исследования документ и документацию, развивается и продвигается как западными, так и российскими учеными. Можно констатировать, что за последние три десятилетия документ стал предметом рассмотрения не только в документоведении, но и в блоке библиотечных и книговедческих дисциплин, архивоведении, в документалистике, информатике и других научных направлениях. Усилиями ученых-исследователей в этих областях знания был внесен значительный вклад в развитие знаний о документе, его теоретическое изучение стало, по сути, междисциплинарным. Отметим, что для данного подхода наиболее значимыми являются функциональные характеристики документа: цель его создания, состав его реквизитов, юридическая сила. Для представителей исторической науки документ ценен, прежде всего, той информацией о прошлом, которую он в себе заключает, причем не только содержании, но и во внешнем виде - почерке автора рукописи, химическом составе бумаги, водяных знаков и т.п. Такое внимание к форме имеет для историка как эмоциональный (передающий «дух времени»), так и практический смысл. Ему приходится иметь дело с документами разных эпох, внешние же особенности достаточно точно отражают время, а порой и обстоятельства их создания. Отсюда и толкование документа, прежде всего, как материального носителя с зафиксированной на нем информацией о прошлом, о той конкретной ситуации, в которой документ появлялся и функционировал [2. С. 75]. Это определяет историческую ценность документов, по которым возможно реконструировать события прошлого. Советский и российский историк-архивист, выдающийся специалист в области архивного дела В.Н. Автократов обозначает превращения документа как «вещи для нас» (фаза использования по целевому назначению) в «вещь в себе» (фаза архивного хранения) и снова в «вещь для нас» (фаза использования как исторического источника) [3. С. 45]. В самом широком культурологическом смысле документ - это материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом, для ее передачи во времени и пространстве [4. С. 20]. В культурологии понятие «документ» сопряжено с такими понятиями, как «артефакт», «память», «тексты культуры» и др. Культура представляет собой «живую ткань» жизни человека, выполняет по отношению к нему жизнеорганизующую функцию, задает жизненные сценарии, в том числе такие, как детство, юность, молодость, зрелость и старость. Тексты культуры выступают в качестве эталонов, образцов, значений (ценностей), которые, принимая вещественную форму, предстают в реальной жизни человека, в том числе в виде различных документов, образуя систему «жизнь культуры - документы - жизнь человека». На наш взгляд, в культурологическом смысле документирование - это процесс создания документов, которые являются формами закрепления живого, непосредственного социокультурного опыта, сопряженного с существовавшими на момент этого опыта текстами культуры и отражающего отношение к ним. Для философской антропологии понятия «документ» и «документирование», как говорилось выше, приобретают значение благодаря их сопряженности с концептом жизненного пути человека. Жизненный путь человека в действительности фиксируется в различных документах: формальных, официальных (паспорт, медицинская карта, страховой полис, заграничный паспорт, документ о заключении брака, диплом об образовании, документы о повышении квалификации, документы, подтверждающие звание, ученую степень, место работы, получение награды и т.д.) и неформальных (фотографии, биографии, видеоматериалы, мемуары, дневники, письма и др). Если историк в исследовании документа, прежде всего, обращает внимание на наиболее интересные факты, даты, события, то для философа этот документ интересен с точки зрения смысловой связи между людьми, разделенными временем и пространством жизни, возможностью социальной, культурной и личностной коммуникации. Документ в таком случае есть своеобразный медиатор подобной коммуникации, в которой равно возможны как ситуация отсутствия любых границ, разделяющих коммуникантов, так и осознание их явного наличия, требующего усилия для их преодоления. Практически все узловые моменты жизненного пути человека так или иначе документируются различными способами в различных формах. Говоря о формах документов, мы имеем в виду снимок (фотография, селфи), текстовой документ (письмо, дневник, мемуары, автобиография, биография, исповедь). В данной статье нас интересует индивидуально-личностный документ не в информационном его аспекте, а в семиотическом, аксиологическом, герменевтическом и коммуникативном. Н.А. Бердяев в книге «Самопознание» продемонстрировал сочетание жанра автобиографии с философским осмыслением собственного жизненного опыта [5. С. 518]. Некоторые исследователи трактуют мемуары Бердяева как своеобразное путешествие по окружавшему писателя миру, когда он вспоминает детство, истоки и основные вехи творческого пути и пр. [Там же]. Временная перспектива, авторское «я», документальность - отличительные признаки документирования жизненного пути - сочетаются в «Самопознании» с непосредственностью впечатлений. Философский эго-текст, представленный мемуарами, на первый взгляд кажется достаточно простым и ясным, главная цель его - это рассказ и воспоминания о себе и событиях, которые оказались важными для автора. Однако все не так просто. Автор ведет речь отнюдь не обо всем, что было в действительности, а организует факты, руководствуясь определенным их пониманием и конкретными задачами [5. С. 519]. Попытка их решения и осмысления, предпринимаемая в мемуарном произведении, реконструкция образа личности самого автора и его образа мира делают такое произведение поистине философским. Биография - один из важнейших концептов личностного сознания человека и культурно-исторического сознания общества. В пространстве гуманитарного знания биография осмысливается как особая самодостаточная культурно-историческая форма постижения и трансляции личностного индивидуального опыта, обретает свой статус и смысл как «жизнеописание». Биографии, мемуары, дневники являются важными документами жизненного пути человека. В настоящее время историки выделяют целый класс документов, относящихся к личным жизне-описательным документам человека, - эго-документы [5. С. 517]. Так, по мнению С.И. Митиной, эго-текст может быть определен как «корпус автобиографических текстов, существующий в многообразии жанров, скрепой которых является авторское "Я", выступающее генерирующим центром идей, переживаний и действий» [6. С. 518]. В качестве уже «классического» документа, фиксирующего жизненный путь человека, выступает фотография. Фотография возвращает нам «утерянную» нашим сознанием реальность. Поэтому можно утверждать, что ее истинный смысл заключался не в безграничном, абстрактно понимаемом самовыражении художника, не в прихотливой деформации предметов и явлений, свидетельствующей о «присутствии» человека (т.е. художника), а в ее способности находить эту «утерянную», но объективно существующую реальность и демонстрировать ее перед нами [6]. Возвращение «утерянной» реальности необходимо для продуцирования «живого» интереса человека к самому себе, т. е. для мотивирования анализа и организации собственного жизненного пути. Сравнение фотографий, сделанных 30-50 лет назад, где главным фиксируемым объектом было какое-либо социально или культурно значимое событие (окончание школы, свадьба, юбилей и т. д) в жизни человека, с современными фотографиями ясно демонстрирует смещение фокуса внимания. Широкая доступность фотосъемки и значительно возросшая мобильность людей явно сказались на содержательной стороне тех «фотодокументов», которые в огромном количестве фиксируют все детали перемены мест, обстоятельств, приключений «человека-кочевника», путешественника, туриста и т. д. Итак, документирование жизненного пути человека - достаточно актуальная и открытая тема исследования в поле философской антропологии. Документы (эго-документы) создаются человеком с разными целями: одни - с целью самопрезентации, демонстрации самого себя, другие с целью самоисследования, самопознания, самообъяснения. Вопрос о том, какие из материальных свидетельств индивидуальной, личной жизни современного человека следует считать документами, остается дискуссионным. К документу может быть разное отношение, он по-разному, в разном качестве всегда присутствует в культуре, функционирует в социокультурном пространстве. Осмысление способов и форм документирования, особенностей документов как свидетельств жизненного пути современного человека есть одна из возможностей движения к его пониманию, к выяснению его жизненных приоритетов. История жизни, которая делается самим человеком, на наш взгляд, актуальный атрибут современной жизни [8-10]. Самоистория необходима для жизни, полной самореализации, мотивации и совершенствования, и для счастья. «Она важнее денег, происхождения и способностей» [7]. Но только если осознаешь, в чем её суть, можешь управлять ей, находя продуктивное применение даже собственным недостаткам.

Ключевые слова

документ, жизненный путь, философская антропология, документирование, эго-текст, биография, document, way of life, philosophical anthropology

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Мордовина Дарья АлександровнаЧелябинская государственная академия культуры и искусстваспирант кафедры философских наук89320182552@yandex.ru
Невелева Вера СергеевнаЧелябинская государственная академия культуры и искусствд-р филос. наук, зав. кафедрой философских наукvsneveleva@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Швецова-Водка Г.Н. Документ в свете ноокомуникации. М. : Литера, 2010. 384 с.
Винокур Г.О. Биография и культура. 2-е изд., испр. и доп. М. : Издательство ЛКИ, 2007. 96 с.
АвтократовВ.Н., Сокова А.Н. Современные документальные системы. М. : Сов. радио, 1979. 155 с.
Гаврилова Е.М. Культ документа: феномен и понятие // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 16 (197). Фило софия. Социология. Культурология. Вып. 17. С. 20-23.
Митина С.И. Философский эго-текст как репрезентация «Я» мыслителя // Человек в современных философских концепциях : материалы Четвертой Междунар. конф. : в 4 т. Волгоград, 2007. Т. 2. С. 517-521.
Свиблова О. Россия: ХХ век в фотографиях 1918-1940: мультимедийный комплекс актуальных искусств: мультимедиа Арт Музей. М. : Московский Дом фотографии, 2012.
Боб Дойч. Найти себя. Как выйти за рамки стереотипов и обрести свой путь. URL: http://www.elobook.com/_miscellaneous/5783-bob-doychnayti-sebya.html
Апухтина Н.Г., Берестова Т.Ф., Невелева В.С. Философско-культурологические основания генезиса, эволюции, сущностных характери стик документа // Вестник Кемеровского государственного университета: Журнал теоретических и прикладных исследований. 2012. № 18. С. 221-229.
Голубович И.В. Биография: силуэт на фоне Humanities: Методология анализа в социогуманитарном знании. Одесса : Фридман А.С., 2008.
Кузнецова Т.В. Способы создания документов (документирования) и их развитие // Секретарское дело. 2004. № 8-9 (49). С. 31-35.
 Документирование жизненного пути человека: документы о человеке | Вестник Томского государственного университета. 2015. № 392.

Документирование жизненного пути человека: документы о человеке | Вестник Томского государственного университета. 2015. № 392.