Исследование посвящено определению влияния занятий физической культурой с использованием средств каратэ на физическое развитие детей в возрасте 6-7 лет. В начале и в конце педагогического эксперимента проводилась работа по определению состояния позвоночного столба и стопы занимающихся, измерялись жизненная емкость легких, масса тела, рост, проводилась динамометрия рук. Данные, полученные в результате исследования, позволяют сделать вывод о том, что разработанная методика способствует гармоничному физическому развитию детей дошкольного возраста, а также коррекции нарушений осанки и стопы.
The Influence of Physical Education With the Use of Karate on the Physical Development of Children Aged 6 to 7.pdf Введение. В дошкольный период формируются основы физического здоровья ребенка. В связи с этим в условиях детского сада и семьи особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию. Для нормального функционирования дыхательной, кровеносной, пищеварительной и нервной систем организма большое значение имеет правильно сформированная в дошкольном детстве осанка. В этом возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных отклонений. Для предупреждения нарушений осанки и стопы важно своевременно их выявить и применить профилактические меры - укрепить мышцы, сохраняющие правильное положение позвоночника и свода стопы. В работе с детьми старшего дошкольного возраста необходим поиск новых методов, средств и подходов, направленных на оздоровление [1. С. 3]. Закон Российской Федерации «Об образовании» (см. ст. 3) относит жизнь и здоровье человека к приоритетным направлениям государственной политики в области образования [2. С. 5]. Среди задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования первая - «.охрана и укрепление физического и психического здоровья детей» [3. С. 4 ]. Организация и результаты исследования. Исследование проводилось на базе МАДОУ № 99. г. Томска. Для участия в педагогическом эксперименте в сентябре 2018 г. была определена группа испытуемых (25 человек в возрасте 6-7 лет). С помощью метода соматоскопии проводилась работа по определению состояния позвоночного столба и стопы, измерялись жизненная емкость легких, масса тела, рост, динамометрия обеих рук испытуемых. Из заключения врача-педиатра следует, что нарушение осанки выявлено у 7 детей (28%): сутулость - у 6, плоская спина - у 1 ребенка (первая степень нарушения); изменения в развитии стопы выявлены у 6 детей (24%): продольное плоскостопие - у 4, поперечное плоскостопие (вальгусная деформация) - у 2. С сентября 2018 г. по апрель 2019 г. два раза в неделю дети посещали занятия физической культурой с использованием средств каратэ и специализированных подвижных игр, во время которых выполнялись упражнения для развития основных физических качеств и профилактики нарушения осанки и плоскостопия. В конце исследования (апрель 2019 г.) проведен контрольный анализ состояния позвоночного столба и стоп, проанализированы показатели динамометрии кистей обеих рук, ЖЕЛ, антропометрические данные занимающихся. Продолжительность каждого занятия, согласно требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 [4. С. 20], составляла 30-35 мин. Основными средствами формирования правильной осанки, коррекции ее нарушений и профилактики плоскостопия являлись физические упражнения, игры, средства из арсенала каратэ. Поскольку основная причина нарушения осанки и формирования неправильной стопы - это слабость мышечного аппарата, в работе использовались упражнения, способствующие развитию больших мышечных групп, прежде всего спины, живота и ног. В подготовительной части занятий применялись несложные общеразвивающие упражнения, различные виды ходьбы (с мешочком на голове, по гимнастическому канату, скамье). В основной части занятия выполнялись наклоны, прогибания, приседания с гимнастическими палками; для усиления эффекта включали упражнения с отягощениями (с гантелями, мешочками и др.), способствующие развитию силы мышц кистей рук. Учитывая возраст детей и сложность выполнения упражнений из арсенала средств каратэ, данные упражнения применяли дозированно - их доля по времени не превышала 30% продолжительности основной части занятия. Главным образом дети выполняли стойки в различных условиях. Стойка - это исходное положение, первый прием техники, которым овладевает ученик, начав заниматься каратэ. Дети дошкольного возраста физически не готовы к однообразным, требующим определенной выносливости занятиям и не имеют устоявшихся интересов к тому или иному виду спорта. Для развития ловкости, быстроты, выносливости применяется игровой метод; подвижная игра выступает как средство укрепления здоровья и естественный вид живой и непосредственной деятельности. Эффективно влияют на осанку упражнения, развивающие навыки ползания, лазания, а для формирования правильной стопы - прыжки и спрыгива-ния. Данные упражнения включались нами в различные соревновательные эстафеты. В заключительной части занятия использовались упражнения на расслабление, выполняемые в исходном положении лежа на спине. Это различные дыхательные упражнения, во время которых дети должны дышать через нос, не задерживая дыхание. Выполнялись также специальные упражнения на ощущение правильной осанки и идеомо-торные упражнения, когда мысленно прорабатывается определенное движение. В процессе педагогического эксперимента тестирование проводилось дважды - в начале и по завершении эксперимента. Измерялись антропометрические данные и значения ЖЕЛ. Если ориентироваться на средние значения антропометрических показателей, то для детей в возрасте 6 лет рост должен составлять 111-120 см, в 7 лет - 118-129 см; масса тела к 6 годам должна быть 19,0-24,1 кг, к 7 годам - 21,5-27,9 кг [5. С. 2]. Данные показатели у детей, участвующих в педагогическом эксперименте, на начало и конец учебного года находились в пределах нормы (рис. 1). 116,5 117,2 ■ 1 1 1 1 20,8 22,3 1 1 122,4 122 140 120 100 80 ■ девочки мальчики 60 и о о рц 40 22,92 24,3 I 20 0 Рост сентябрь 2018 г. Вес сентябрь 2018 г. Рост апрель 2019 г. Вес; апрель 2019 г. Рис. 1. Динамика роста и массы тела у детей 6-7 лет Тестирование ЖЕЛ также проходило дважды - в сентябре 2018 и апреле 2019 г. (рис. 2). В сентябре 2018 г. показатель ЖЕЛ у девочек был на уровне 960 мл, у мальчиков - 1 000 мл при норме 1 150 и 1 300 мл соответственно [5. С. 3]. В апреле 2019 г. дети прошли повторное тестирование: уровень ЖЕЛ составил 1 170 мл у девочек и 1 300 мл у мальчиков. Данный результат значительно ближе к норме ддя детей в возрасте 7 лет [5. С. 3]. В показателях, оценивающих динамометрию кистей рук испытуемых, были получены следующие результаты [6. С. 7]. В сентябре 2018 г. средний показатель силы мышц правой и левой рук у мальчиков составил 5,8 кг, у девочек правой - 4,6 кг, левой -5,1 кг. Эти показатели значительно ниже нормы. Только у 2 детей (8%) динамометрия находилась в пределах нормы. В апреле с данным тестом справились 4 занимающихся (16%). Средний показатель силы мышц правой и левой рук у мальчиков составил 7,2 кг, у девочек правой - 5,8 кг, левой - 5,5 кг. Данные показатели не укладываются в примерные нормативы (рис. 3). 1200 1000 800 600 400 200 0 л ч девочки мальчики Норма ЖЕЛ сентябрь ЖЕЛ апрель 2018 г. 2019 г. Рис. 2. Динамика жизненной емкости легких у детей 6-7 лет 8,0 7,0 3,0 6,0 ■о-5,0 с; ' ш S т w IS 4,0 с | девочки мальчики 2,0 1,0 0,0 Левая рука сентябрь Правая рука Левая рука апрель Правая рука апрель 2018 г. сентябрь 2018 г. 2019 г. 2019 г. Рис. 3. Динамика показателей динамометрии (сентябрь 2018 г. - апрель 2019 г.) В апреле 2019 г. дети прошли повторный осмотр состояния позвоночного столба и стопы. Положительные изменения выявлены у детей с сутулостью. На конец эксперимента сутулость осталась у 3 занимающихся. Таким образом, нарушения осанки в группе численностью 25 детей сократились с 28 до 16%. Положительные изменения отмечены у детей с нарушениями стопы: продольное плоскостопие осталось только у одного ребенка, поперечное -у двух детей. Таким образом, доля занимающихся с нарушениями стопы сократилась с 24 до 12% (рис. 4). 30 25 ^ 20 « я к 5 15 а 15 6 к 10 I Нарушения осанки Нарушения стопы 5 0 Сентябрь 2018 г. Апрель 2019 г. Рис. 4. Динамика нарушений осанки и стопы у детей 6-7 лет Выводы. Проанализировав результаты исследования, можно сделать вывод о том, что разработанная методика физического воспитания с использованием средств каратэ и специализированных подвижных игр способствует коррекции нарушений осанки (сутулость) и стопы (продольное плоскостопие).
Аканеева Елена Анатольевна | МАДОУ № 99 г. Томска; Томский государственный университет | педагог дополнительного образования; соискатель кафедры теоретических основ и технологий физкультурно-спортивной деятельности | Elenaakaneeva@yandex.ru |
Гаврильева А.В., Андреева Л. Д. Профилактика нарушения осанки и стопы у детей дошкольного возраста. URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015013054
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: http://edu.mari.ru
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». URL: https://base.garant.ru/70414724/
Стрельцов В.П. Какая физкультура нужна дошкольнику? URL: http://www.budo.by/2008/03/03/doshkolnik.html
Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду (5-7 лет). М. : Мозаика-синтез, 2000. 255 с.