Влияние компетенций родителей в здоровых видах активности на формирование субъектной позиции их детей по отношению к сохранению и укреплению своего здоровья
Выявлены здоровые виды активности, формирующие ответственность человека за укрепление своего здоровья, и дано им понятийное определение. Разработаны и апробированы образовательная программа для родителей «Школа семейной педагогики здоровья» и методика выявления уровня сформированности компетенций родителей в здоровых видах активности. Доказано влияние уровня компетенций родителей в здоровых видах активности на формирование субъектной позиции их детей по отношению к сохранению и укреплению своего здоровья.
The Influence of Parents' Competencies in Healthy Activities on the Formation of Children's Subject Position i.pdf Введеение Благополучие подрастающего поколения во многом зависит от состояния здоровья общества, в котором осуществляется социализация ребенка, от уровня компетенций в вопросах здоровья взрослых людей, с которыми он общается, прежде всего его родителей и других членов семьи [1, 2]. Особая роль в воспитании ребенка в семье принадлежит родителям. Уровень общей культуры родителей, их грамотность в вопросах воспитания здоровой личности могут существенно повлиять на физическое, психическое и социальное благополучие их детей в будущем. Образовательная организация, развивая здоровьеформирующую деятельность, направленную на воспитание здоровой личности учащихся на основе формирования их субъектной позиции по отношению к сохранению своего здоровья, не всегда уделяет достаточно внимания вовлечению в этот процесс их родителей. Воспитание в детях ответственности за здоровье является необходимым условием сохранения и укрепления их здоровья и в период обучения в школе, и в последующем на протяжении всей жизни. Однако родители имеют мало знаний, необходимых для воспитания в детях такой ответственности, и это может быть одной из главных причин их низкой активности в воспитательном процессе школы. Повышение уровня компетенций родителей учащихся в здоровых видах активности может осуществляться на основе организации для них специально разработанной комплексной образовательной программы в процессе здоровьеформирующей деятельности школы [3]. Исходя из этого, нами определена цель исследования: изучение влияния уровня сформированности компетенций родителей в здоровых видах активности на формирование субъектной позиции их детей по отношению к сохранению и укреплению своего здоровья. Компетенции в здоровых видах активности родителей учащихся - это теоретические знания об этих видах активности, практические умения и навыки реализации их в повседневной жизнедеятельности и в воспитании ответственности детей за сохранение и укрепление своего здоровья в семье. На основе изучения работ, посвященных проблеме воспитания личности, нормативной базы воспитательной деятельности в системе образования нами выявлены виды активности, которые формируют субъектную позицию человека по отношению к сохранению и укреплению своего здоровья: физическая, экологическая, медицинская, психологическая, нравственная и социальная. Эти виды активности могут также трактоваться как «здоровые виды активности», формирующие качества, присущие здоровой личности, ответственной за сохранение и укрепление своего здоровья [4]. A. И. Федоров подчеркивает, что «физическая активность должна рассматриваться как главная сфера, формирующая физическую культуру личности» [5]. Физическая активность формирует волю к достижению успеха, упорство, трудолюбие, здоровую целеустремленность, решительность, смелость, инициативность, самостоятельность, терпеливость, выдержку, мужество, оптимизм и др. [6]; B. П. Казначеев, исследуя экологию здоровья человека, обращает внимание на «необходимость создания таких условий и таких гигиенических систем, которые обеспечивали бы не только сохранение здоровья человека, но и его развитие» [7]. Создание системы экологического воспитания учащихся в системе образования предполагает их активную включенность в процесс познания экологической среды, ее влияния на здоровье человека. Этот процесс может характеризоваться как экологическая активность, формирующая у обучающихся определенные качества, присущие здоровой личности. Анализ работ ряда ученых показал, что экологическая активность формирует у обучающихся дальновидность, бережливость, добропорядочность, совестливость, открытость, бескорыстие, критичность, честность, ответственность за себя и все живое [8-12]. Ю.П. Лисицын исследует медицинскую активность и разделяет ее на несколько самостоятельных компонентов: «санитарную (медицинскую) грамотность, гигиенические и антигигиенические привычки, обращаемость в медицинские учреждения за советами, в том числе профилактическими, выполнение медицинских рекомендаций» [13. С. 46]. Сама структура медицинской активности, состоящая из нескольких Таблица 1 Комплексная образовательная программа «Школа семейной педагогики здоровья» Номер темы Темы занятий Количество часов Лекции Практические занятия 1 Здоровый образ жизни - задача обучения и воспитания школы, семьи, медицинских учреждений и других социальных служб, в основе которой - формирование ответственности учащихся за свое здоровье 2 2 Семейное воспитание - источник формирования здорового образа жизни детей 2 3 Нравственность и духовность как базовая основа формирования здорового образа жизни детей и подростков 3 4 Предупреждение вредных привычек у детей школьного возраста 2 5 Привитие полезных привычек у детей школьного возраста: здоровые виды активности 2 6 Профилактика опасных для здоровья инфекционных заболеваний 1 7 Круглый стол «Здоровый образ жизни» - настоящее и будущее наших детей: в основе сформированность субъектной позиции ребенка по отношению к сохранению и укреплению своего здоровья 2 Итого 8 6 14 Таблица 2 Объем выборки учащихся и их родителей в образовательных организациях Вожегодского и Харовского районов, принявших участие в исследовании № п/п Целевая группа Год проведения исследования 2011-2012 2018-2019 1 Учащиеся школ Вожегодского района 1 241 846 2 Родители учащихся школ Вожегодского района 1 203 813 3 Учащиеся школ Харовского района 1 192 979 4 Родители учащихся школ Харовского района 1 027 818 Таблица 3 Классификация уровня сформированности компетенций в здоровых видах активности по фиксированному показателю Показатели уровня сформированности компетенций в здоровых видах активности у субъектов образовательного процесса, баллов Уровни сформированности компетенций в здоровых видах активности 19-24 Высокий 12-18 Средний 6-11 Низкий Уровни сформированности компетенций родите- ных данных и расчетов в начале и конце эксперимен-лей определялись на основе опроса, анализа получен- та (табл. 4). Динамика сформированности компетенций родителей в здоровых видах активности определялась по высокому уровню сформированности. За период эксперимента этот показатель у родителей школ Воже-годского района улучшился на 14,8%, Харовского района - на 8,1%. Заметный рост показателя сформированности компетенций в здоровых видах активности родителей учащихся школ Вожегодского района связан с тем, что с ними на системной основе была реализована образовательная программа по повышению их компетенций в здоровых видах активности. С родителями учащихся школ Харовского района обучающие мероприятия, направленные на повышение их компетенций в здоровых видах активности, не проводились. Определение уровня сформированности субъектной позиции учащихся по отношению к сохранению и укреплению своего здоровья из организаций экспериментального и контрольного муниципальных образований, попавших в выборку, проводилось методом опроса с использованием разработанного теста-опросника в начале и в конце эксперимента. Результаты опроса представлены в табл. 5. Таблица 4 Динамика уровней сформированности компетенций в здоровых видах активности у родителей обучающихся школ Вожегодского и Харовского районов Вологодской области в 2011 и 2018 гг. Муниципальное образование Уровни сформированности компетенций в здоровых видах активности родителей обучающихся, % Высокий Средний Низкий 2011 2018 2011 2018 2011 2018 Вожегодский район 48,3 63,1 32,4 24,9 19,3 12,0 Харовский район 37,7 45,8 36,4 29,6 25,9 24,6 компонентов, предопределяет, что она формирует ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих, доверие к медицинским работникам, доброжелательность, гуманизм, бережливость, ценностное отношение к жизни, чуткость и др. М.Ф. Секач, рассуждая о важности здоровья, подразумевает возможности и умения человека активно преодолевать психологические барьеры, прежде всего стрессовые ситуации, с которыми он сталкивается многократно за свою жизнь, на основе формирования в себе стрессоустойчивости, умения адаптироваться к сложным противоречивым условиям, приводить в равновесие свои мысли, чувства и действия, справляться с разногласиями в себе [14]. Данная активность рассматривается ученым как психологическая, которая формирует в человеке толерантность, уравновешенность, гуманность, любовь, терпимость, чуткость, коммуникабельность, дружелюбие, уважительность, доверительность и др. В. А. Сухомлинский пишет: «... занятия физкультурой и спортом играют определенную роль во всестороннем развитии учеников лишь тогда, когда вся учебно-воспитательная работа проникнута заботой о здоровье...» - особо выделяя при этом формирование нравственных качеств личности [15. С. 144]. Забота о физическом, психическом и социальном здоровье учащихся, в котором участвуют все субъекты образовательного процесса в школе, формирует у обучаемых гуманность, приверженность к общечеловеческим ценностям, отзывчивость, терпимость, человеческое достоинство, уважение к родителям, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям, дух милосердия и сострадания, самоуважение, доброту, рассудительность, честность, совестливость, патриотизм и др. Включенность в данный педагогический процесс самих обучающихся можно рассматривать как их нравственную активность, формирующую в них нравственные качества здоровой личности. В. М. Басова, раскрывая содержание социальной компетентности учащихся, «включает в нее информированность индивида о социальной действительности, готовность и умение вести диалог с другими людьми, принимать ответственные решения в жизненных ситуациях» [16. С. 15]. Мы полагаем, что в этом сущность социальной активности, которая формирует у учащихся лидерство, патриотизм, креативность, целеустремленность, смелость, трудолюбие, продуктивность, бескорыстность, преданность выбранной цели, гражданскую идентичность и другие качества, присущие здоровой личности. Комплекс осваиваемых учащимся здоровых видов активности в процессе воспитательной работы школы, в которую включены родители, формирует у него субъектную позицию по отношению к сохранению и укреплению своего здоровья. Данный воспитательный процесс требует сопровождения обучаемых со стороны взрослого - учителя в школе, родителей в семье [17]. Организация и результаты исследования В образовательных организациях Вожегодского и Харовского районов Вологодской области успешно реализуется здоровьеформирующая деятельность, направленная на воспитание здоровой личности обучающихся. В данный процесс были вовлечены и родители учащихся. Для сравнительной оценки эффективности образовательных вмешательств, направленных на повышение компетенций в здоровых видах активности родителей учащихся, школы Вожегодского района были определены как экспериментальные, а школы Харов-ского района, где такие вмешательства не проводились, - как контрольные. С целью повышения уровня компетенций родителей учащихся в здоровых видах активности и их участия в формировании субъектной позиции детей по отношению к сохранению и укреплению своего здоровья в сотрудничестве со школой нами была разработана и реализована комплексная образовательная программа «Школа семейной педагогики здоровья» (табл. 1). В рамках этой программы также были организованы занятия для родителей с детьми, имеющими хронические заболевания, ориентированные на формирование у них медицинской активности. Особое внимание уделялось профилактике сколиоза, нарушений органов зрения и желудочно-кишечного тракта. Ряд занятий был посвящен профилактике химических и нехимических зависимостей. Образовательная программа для родителей также включала лекцию о профилактике инфекционных заболеваний, в том числе о вакцинации против гриппа и опасных вирусов, а для старших классов - заболеваний, передающихся половым путем, в частности ВИЧ-инфекции. В организации и проведении этих занятий принимали участие медицинские работники, психологи и социальные педагоги. Особый акцент при обсуждении вопросов воспитания детей в семье ставился на учет индивидуальности каждого ребенка [18. С. 14]. Анализ организации и проведения образовательной программы для родителей в образовательных организациях показал: - мотивированность родителей на повышение своих знаний в вопросах воспитания здоровой личности с целью формирования ответственности детей за свое здоровье; - высокую готовность родителей к сотрудничеству с образовательной организацией, где обучаются их дети, в вопросах воспитания здоровой личности; - убежденность родителей в том, что создание здоровьеформирующих условий в семье способствует улучшению показателей здоровья детей и повышению уровня их субъектной позиции по отношению к сохранению и укреплению своего здоровья. С целью выявления уровня сформированности субъектной позиции обучающихся по отношению к сохранению и укреплению своего здоровья и получения репрезентативных результатов тест-опроса было обосновано формирование случайной кустовой пропорциональной по месту жительства (районный центр - село) 25%-ной выборки учащихся 5-11-х классов образовательных организаций экспериментального Вожегодского и контрольного Харовского сельских муниципальных районов в начале каждого опроса: в 2011 и 2018 гг. В исследование были автоматически включены родители только тех учащихся, которые вошли в выборку (табл. 2). В эксперименте использован теоретический и экспериментальный материал, полученный в результате исследований обозначенной проблемы. Выявление уровня сформированности компетенций родителей в здоровых видах активности осуществлялось путем анкетирования. Определение уровня сформированности субъектной позиции их детей по отношению к сохранению и укреплению своего здоровья осуществлялось на основе теста-опросника, составленного по методике свободного выбора предъявленных ответов [19]. С целью сравнительной оценки влияния уровня компетенций родителей на объективные показатели состояния здоровья детей проводилось изучение их здоровья по группам здоровья на основе амбулаторных карт медицинской организации. Для опроса родителей учащихся была разработана анкета на основе вопросника рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения международной программы интегрированной профилактики неинфекционных заболеваний CINDI - с изменениями и дополнениями, внесенными нами исходя из целей и задач исследования [20]. Для оценки эффективности формирования компетенций в здоровых видах активности показатели, включенные в анкету, сгруппированы по видам активности: физическая, экологическая, медицинская, психологическая, нравственная и социальная [4. С. 43]. Исследования с использованием стандартных вопросников проводились в начале эксперимента, в октябре-ноябре 2011 г., и конце эксперимента - в октябре-ноябре 2018 г. Сформированность компетенций родителей учащихся в здоровых видах активности определялась с помощью разработанных нами критериев и показателей уровня сформированности компетенций в здоровых видах активности и классификации уровня сфор-мированности компетенций в здоровых видах активности по фиксированному показателю, оцененному в баллах (табл. 3). Таблица 5 Показатели эффективности формирования субъектной позиции учащихся по отношению к сохранению и укреплению своего здоровья по уровням в образовательных организациях Вожегодского и Харовского районов Вологодской области в 2011 и 2018 гг. № п\\п Исследуемый показатель Муниципальные районы Возрастные группы Уровни Показатель, % 2011 г. 2018 г. 1 Уровень сформированности субъектной позиции учащихся по отношению к сохранению и укреплению своего здоровья Вожегодский район 5-е классы Высокий 22,2 42,3 2 Средний 66,7 48,6 3 Низкий 11,1 9,1 4 11-е классы Высокий 35,3 61,4 5 Средний 44,1 28,4 6 Низкий 20,6 10,2 7 Харовский район 5-е классы Высокий 15,5 19,2 8 Средний 40,2 41,7 9 Низкий 44,3 39,1 10 11-е классы Высокий 17,6 21,0 11 Средний 48,8 49,2 12 Низкий 33,6 29,8 Таблица 6 Динамика здоровья обучающихся образовательных организаций Вожегодского и Харовского районов по группам здоровья с 2011 по 2018 гг. Район Группа здоровья 2010-2011 2018-2019 Темп роста, % Кол-во % Кол-во % Вожегодский район 1 77 32,1 46 38,4 +6,3 2 149 61,8 61 52,8 -9,0 3 15 6,1 10 8,8 +2,7 Харовский район 1 60 25,8 25 21,1 -4,7 2 114 49,0 69 57,8 +8,8 3 58 25,2 25 21,1 -4,1
Ключевые слова
субъектная позиция,
здоровая личность,
семейная педагогика,
компетенция родителей,
виды активностиАвторы
Касимов Риза Ахмедзакиевич | Вологодский областной центр медицинской профилактики | канд. пед. наук, и.о. директора | kasimov-ra50@yandex.ru |
Всего: 1
Ссылки
Потемкина Р.А., Глазунов И.С., Камардина Т.В. и др. Руководство по проведению изучения поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний. М., 2002. 60 с.
Щукина М.А. Субъектный подход к саморазвитию личности: возможности теоретического понимания и эмпирического изучения // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 2. С. 7-22. URL: https://psy-jornal.hse.ru/data/2014/10/31/1102315715/Shukina_11-02pp7-22.pdf (дата обращения: 11.04.2019).
Педагогика индивидуальности : учеб. пособие для магистрантов направления «Психолого-педагогическое образование» / авт.-сост. Т.Б. Гребенюк, С. А. Любишина; под науч. ред. Т. Б. Гребенюк. М. : Изд-во РАЕ, 2014. 103 с.
Басова В.М. Формирование социальной компетентности сельских школьников : автореф. дис.. д-ра пед. наук. Ярославль, 2004. 38 с.
Рожков М.И. Сопровождение детей и молодежи как компонент социально-педагогической деятельности // Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи : материалы междунар. науч. конф. Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2005. С. 3-6.
Сухомлинский В.А. О воспитании. М. : Политиздат, 1973. 272 с.
Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. М. : ГЭОТАР-МЕД, 2002. 508 с.
Секач М.Ф. Психология здоровья : учеб. пособие. М. : Академический проект, 2005. 193 с.
Thompson E.L. Smoking education program. 1960-1976 // American Journal of Public Health. 1978. Vol. 68 (3). P. 250-275.
Солганик Г.Я. Стилистический словарь публициста : ок. 6 000 слов и выражений. М. : Рус. словарь, 1959. 650 с.
Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подрост ков : учеб. пособие. М. : Пед. о-во России, 2009. 64 с.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика : учеб. пособие / под. ред. В.А. Сластенина. 4-е изд., стереотип. М. : Академия, 2005. 576 с.
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве. М. : Эксмо, 2018. 384 c.
Казначеев В.П., Склянова Н.А. Этиология здоровья // Педагогические и медицинские проблемы валеологии. Новосибирск : Новосиб. гос. пед. ун-т, 1999. С. 164-166.
Прохорова М.В., Сидоров А.А., Синюхин Б. Педагогика физической культуры : учебник. М. : Альянс, 2016. 292 c
Касимов Р.А. Воспитание субъектной позиции ребенка к формированию своего здоровья // Социальная педагогика в России. 2019. № 1. С. 40-44.
Федоров А.И., Шарманов С.Б. Здоровье и поведение школьников: социально-педагогический мониторинг здоровья, физической активности и образа жизни школьников. М. : ЧГНОЦ УО РАО, 2004. 88 с.
Школа семейной педагогики здоровья : метод. пособие / под общ. ред. Т.В. Лодкиной, Р.А. Касимова. Вологда : Вологжанин, 2004. 88 с.
Puska P., Kajia R., Wright K., Simonen M., Vince-Wittman Ch., Pigozzi M.J. Skills necessary for health. Education in the field of health, based on the instillation of life skills - an important component of a child-friendly, health-enhancing school. URL: https://www.who.int/school_youth_health/media/sch_skills4health_russian.pdf
Шабунова А.А., Леонидова Г.В., Калачикова О.Н. Дети и молодежь в России: глобальные вызовы современности // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2015. № 6 (42). С. 36-57. DOI: 10. 15838/esc/2015.6.42.2