Организация физического воспитания дошкольников в педагогической системе М. Монтессори
Рассматривается модель физического воспитания дошкольников в педагогической системе М. Монтессори, которая ориентируется на положения теории и методики физической культуры и спорта, а также на основные принципы педагогики Марии Монтессори. Приводятся данные тестирования двигательной подготовленности детей 5-6 лет, направленные на выявление эффективности применения разработанной модели в процессе физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
Organization of Preschoolers' Physical Education in the Montessori Pedagogical System.pdf В программах, которые реализуются по методике М. Монтессори, не адаптирован раздел «Физическое воспитание». Он направлен на формирование общей культуры ребенка, развитие его физических качеств, основных двигательных умений и навыков. При этом в процессе физического воспитания не реализуются ценности, заложенные Марией Монтессори [1, 2]. Педагогическая система М. Монтессори является одной из актуальных на сегодняшний день, так как современное образование ориентировано на процесс индивидуализации обучения. В системе Монтессори обучение исходит не от педагога, а от «истинных» потребностей самого ребенка [3]. В отличие от традиционной образовательной парадигмы дошкольного обучения, в которой образовательный процесс направлен от педагога к ребенку, педагогическая система М. Монтессори включает три компонента (педагог-ребенок-среда), где ребенок является центральным звеном. Педагог занимает позицию тьютора, который персонально для каждого ребенка выстраивает образовательный процесс, направленный на «раскрытие» потенциала, возможностей, а также ориентированный на его личные потребности [4, 5]. Отличительной особенностью педагогической системы М. Монтессори является создание развивающей предметно-пространственной среды, которая является автодидактичной, т.е. направлена на самостоятельное обучение [6]. Процесс физического воспитания в педагогической системе М. Монтессори не является ее активным элементом, осуществляется педагогом через навязывание средств двигательной активности дошкольникам, без ориентации на развитие у них самостоятельности, активности и субъектности в области двигательной деятельности [7]. Вместе с тем необходимо отметить, что здоровье-формирование дошкольника зависит от правильно организованного физического воспитания ребенка, которое должно быть направлено на его гармоничное развитие и рассматриваться в интегративной взаимосвязи с различными разделами образовательной программы дошкольного учреждения (художественно-эстетическим, познавательным, речевым и социально-коммуникативным развитием) [8-10]. Обзор современного состояния спортивной науки показал необходимость проведения исследований в области создания модели физического воспитания дошкольников в рамках педагогической системы М. Монтессори. Цель исследования заключалась в разработке структуры и содержания модели физического воспитания детей дошкольного возраста в педагогической системе М. Монтессори и проверке ее эффективности в педагогическом эксперименте. Организация и методы исследования. Для достижения поставленной цели в работе использовались следующие методы исследования: педагогические наблюдения (для анализа процесса физического воспитания дошкольников в педагогической системе М. Монтессори), моделирование (для разработки модели физического воспитания в педагогической системе Монтессори), педагогическое тестирование (для оценки двигательной подготовленности детей старшего дошкольного возраста), педагогический эксперимент (осуществлялся для внедрения разработанной модели и ее корректирования в процессе физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении), методы математико-статистической обработки данных (для оценки эффективности разработанной модели и выявления статистически достоверных различий между показателями контрольной и экспериментальной групп). В процессе педагогического эксперимента были сформированы контрольная (15 девочек и 15 мальчиков) и экспериментальная (15 девочек и 15 мальчиков) группы; всего в исследовании принимали участие 60 воспитанников МБ ДОУ № 4 «Монтессори» г. Томска в возрасте 5-6 лет. Анализ результатов показателей двигательной подготовленности детей проводился с использованием программы Statistica 10.0 фирмы Statsoft. В процессе исследования были сформированы две независимые выборки, до эксперимента в выборках наблюдалось нормальное распределение исследуемых показателей (челночный бег 3»5 м, прыжок в длину с места, метание набивного мяча, наклон вперед из положения сидя, ловля мяча с расстояния 5 метров). Для определения характера распределения полученных данных и выявления различий между выборками использовался t-критерий Стьюдента. С учетом теоретических основ моделирования, концепции педагогической системы М. Монтессори и теоретических основ физического воспитания дошкольников нами была разработана модель физического воспитания детей дошкольного возраста в педагогической системе М. Монтессори (рис. 1). Цель: повышение двигательной подготовленности и формирование сознательности и активности детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания ц Задачи: • Овладение знаниями о спортивном инвентаре и технике выполнения физических упражнений с ним. а также о видах спорта. • Укрепление здоровья дошкольников. • Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков. • Формирование мотивационно-потребностной сферы к занятиям физической культурой. • Формирование познавательно-исследовательской сферы к выполнению двигательных действий. • Формирование инициативности и самостоятельности в разных видах двигательных действий. -, * ' Концептуальные подходы Лично стно-ориентир ованный Деятельно стный Технологический Синергетический Организационный компонент: • Организовать образовательную предметно-пространственную среду спортивного зала для организации процесса физического воспитания в условиях педагогической системы М. Мотпессори. • Презентация спортивного инвентаря и методического материала. • Установка границработы со спортивныминвентарёмиметодическим материалом. • Установка отведённого времени для самостоятельной двигательной деятельностив спортивном зале. I Процессуальный компонент _ Индивидуальная работа Групповая работа (группа 10 чел) I 1 1. Общеподготовительные упражнения. 2. Количество занятий в неделю 2 раза для одной из групп учреждения. 3. Продолжительность занятия 15 минут. 1. Общеподготовительные упражнения. 2. Количество занятий в неделю 3 раза (2 занятия в спортивном зале, 1 занятие на свежем воздухе). 3. Продолжительность занятия 30 минут. Рис. 1. Модель физического воспитания детей дошкольного возраста в педагогической системе М. Монтессори Построение модели физического воспитания детей дошкольного возраста в педагогической системе Монтессори осуществлялось на основе таких концептуальных подходов, как личностно-ориентированный, деятельностный, технологический и синергетический. Личностно-ориентированный подход как теория современной педагогики основывается на гуманизации современного образования. При реализации личностно-ориентированного подхода процесс обучения и воспитания направлен на развитие личности учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей [11]. В работах А.В. Запорожца (1986) человек рассматривается как центральное звено и высшая ценность воспитания. Поэтому при реализации личностно-ориентированного подхода человек выступает в качестве субъекта процесса обучения и воспитания. Помимо этого, необходимо понимать, что педагог должен обладать так называемой «педагогической рефлексией», которая позволяет прогнозировать педагогическую деятельность в зоне ближайшего развития ребенка и эффективно осуществлять личностно-ориентированный подход. Данные положения направлены на сохранение физического и психического здоровья детей, развитие их творческих способностей [12]. В публикациях В.В. Серикова личностно-ориентированный подход рассматривается с точки зрения главного его назначения и заключается прежде всего в раскрытии природы и условий реализации личностно-развивающих функций образовательного процесса [13]. В исследованиях И.С. Якиманской личностно-ориентированный подход анализируется с позиции реще-ния целого комплекса проблем обучения человека, в процессе которого ученик признается основным его субъектом, а обучение направлено на развитие индивидуальных способностей обучающегося [14]. В соответствии с личностно-ориентированным подходом, реализованным в нашей концепции, физическое развитие и двигательную подготовленность дошкольников необходимо осуществлять, учитывая в процессе их физического воспитания индивидуальные способности, предрасположенность, потребности и интересы самого ребенка [15]. Известно, что эффективное развитие личности возможно только через активную деятельность [16]. Теория деятельностного подхода основывается на положении активной деятельности как ведущей роли в процессе обучения, воспитания и образования личности человека. Деятельность человека выражается в уровне его активности и определяется способностью реализовать отношения с окружающим миром [17]. Важными критериями деятельности являются цель, мотив и условия деятельности [18]. Поэтому для детей дошкольного возраста необходимо создать предметно-пространственную среду, в которой они полноценно могли бы реализовать свои потребности в физической активности. Помимо создания физкультурно-спортивной предметно-пространственной среды, следует формировать условия, способствующие ее доступности в возрастной периодизации дошкольника, а также ее наполняемости и многовариантности [19]. Для создания мотивов к активным занятиям физическими упражнениями мы предлагаем перед занятием проводить презентацию спортивного инвентаря или вида спорта, используя современные технические средства и технологии, что значительно повышает интерес ребенка к предстоящей двигательной активности и является фактором применения технологического подхода в физическом воспитании дошкольников. Технологический подход позволяет использовать различные образовательные технологии для достижения поставленных целей [20]. Синергетический подход в педагогике предполагает рассмотрение процесса образования личности как самоорганизующейся и саморазвивающейся образовательной системы, при этом образовательная система имеет открытый характер. В открытой образовательной системе человеческая индивидуальность выступает как основа общественных связей [21]. Синергетический подход в процессе физического воспитания дошкольников обеспечивает переход от управления к самоуправлению, которое формируется на основе внутренних и внешних механизмов личности и способствует формированию субъектности ребенка. Задачей разработанной модели является переход от «навязанных» педагогом действий к самостоятельным действиям ребенка; таким образом у ребенка повышается уровень инициативы в процессе двигательной активности. Основным принципом модели является нелинейное построение учебного материала, что ведет к свободе выбора и вариативности двигательной деятельности. Очень важно отметить, что, наблюдая за ребенком во время самостоятельной двигательной активност, можно определить его интересы и потребности. Построение модели физического воспитания дошкольников опирается на основные принципы образовательной системы «Монтессори»: игровая форма обучения, самостоятельное выполнение физических упражнений, индивидуализация процесса физического воспитания, подготовленная развивающая предметнопространственная среда. Рассмотрим более подробно разработанную модель физического воспитания дошкольников. Организационный компонент данной модели в рамках педагогической системы М. Монтессори включает в себя такие факторы, как организация образовательной предметнопространственной среды спортивного зала; презентация спортивного инвентаря и методического материала; установка границ работы со спортивным инвентарем и методическим материалом; установка отведенного времени для самостоятельной двигательной деятельности в спортивном зале. В спортивном зале ребенку должен быть доступен свободный выбор спортивного инвентаря и методического материала, который подчиняется принципу многовариантности. И спортивный инвентарь, и методический материал должны быть размещены в свободном доступе, на уровне глаз дошкольника - не выше 1 м от пола; такое расположение предметов является для ребенка призывом к действию. Спортивный зал разделяется на части, которые визуально разграничены; каждая секция предназначена для работы с одним предметом. Во время презентации спортивного инвентаря и методического материала педагог рассказывает, из в каком виде спорта используется данный инвентарь, предоставляет детям информационную сводку о данном виде спорта с помощью лепбука, который остается в группе, так что ребенок может в любое время еще раз обратиться к интересующей его информации. Педагог обучает детей технике выполнения физических упражнений со спортивным инвентарем и методическим материалом на основе принципа доступности, последовательно усложняя работу с ними. При этом ребёнок самостоятельно может находить варианты выполнения физических упражнений, что развивает его творческие способности. В процессе презентации педагог может использовать современные технические средства для обеспечения метода наглядности и формирования навыков работы с инвентарем или методическим материалом. Презентацию можно проводить как при индивидуальной, так и при групповой работе. Перед выполнением физических упражнений со спортивным инвентарем и методическими материалами необходимо установить границы его использования: аккуратное отношение к спортивному инвентарю и методическому материалу; возможность работы только с тем инвентарем и материалом, который уже знаком, т.е. только с теми предметами, которые были презентованы педагогом; самостоятельность в выборе предмета для индивидуальной работы; на групповом занятии ребенок может использовать инвентарь и материал только так, как он был презентован педагогом; на индивидуальном занятии дошкольник может использовать инвентарь и материал придумывая разные способы работы с ним; на этапе начального обучения двигательному действию ребенок выполняет физические упражнения с предметом один, чтобы сосредоточиться на выполнении физического упражнения (если выбранный дошкольником спортивный инвентарь или методический материал занят, он дожидается окончания работы другого участника, наблюдая за его действиями, или выбрает другой предмет). В последнем случае в процессе наблюдения за работой другого участника у ребенка возникает возможность самостоятельно увидеть и проанализировать типичные ошибки работы с предметом. Процессуальный компонент модели включает в себя групповую и индивидуальную работу. Перед индивидуальными и групповыми занятиями инструктор по физической культуре проводит подготовительную часть занятия, применяя общеразвивающие упражнения на месте / в ходьбе / в беге. Проведение индивидуальных занятий подразумевается в процессе свободной двигательной деятельности дошкольников, время которой определяется для каждой группы, в расчете на один час в день. В указанное время ребенок может прийти в спортивный зал, выбрать инвентарь или материал и выполнить двигательные действия с ними. Продолжительность индивидуальной работы 15 мин, по истечении этого времени дошкольник возвращается в группу, а в зал может прийти другой ребенок. Деятельность педагога в процессе физкультурноспортивного занятия сводится к представлению спортивного инвентаря и методического материала, проведению подготовительной части занятия, контролю по передвижению участников во время групповой работы, контролю выбора инвентаря и материала в спортивном зале и обеспечения техники безопасности при проведении занятия. Мы отследили динамику уровня двигательной подготовленности дошкольников, проведя тестирование повторно и выявив различия между группами в начале педагогического эксперимента и в конце. Из результатов, представленных на рис. 2, видно, что показатель теста «Прыжок в длину с места» у дошкольников экспериментальной группы статистически достоверно выше, чем у дошкольников контрольной группы (р = 0,03). Прыжок в длину с места 140 120 100 80 см 60 40 20 0 ++* ♦++. ++* ++* ++* ♦++' ++* ++* +++■ ++* ++* ++*. ++* ++* *+* -и ► < В:::>++^ В:::>++^ Ж§>++< ssW**< ssW**< Ж:>++< В:::>++^ В:::>++^ ж§>+++ В:::>++^ Ж:>++< 1н*< Ж>++< Ин*! SS До эксперимента L После эксперимента КГ ЭГ Рис. 2. Показатели детей дошкольного возраста в тесте «прыжок в длину с места»; ЭГ (n = 30 чел) и КГ (n = 30 чел) до и после эксперимента * Значение статистически значимого различия между показателями КГ и ЭГ после педагогического эксперимента, р < 0,05. Анализируя показатели теста «ловля мяча с расстояния 5 м», мы определили, что в контрольной и экспериментальной группах показатель улучшился (с 1,8 до 2,6 усл. ед и с 1,5 до 3,4 усл. ед., соответственно). Следует отметить, что при этом наблюдаются статистически достоверные различия между значениями показателей в контрольной и экспериментальной группах (р = 0,01). Челночный бег (3х5 м) 7,2 7 6,8 6,6 6,4 6,2 6 5,8 5,6 5,4 IfH *+’ +*■ » Ж§>+++ ■шш>+++ Ж§>+++ -Ж§>+++ ШШ>+++ -ШШ>+++ ШШ>+++ -ШШ>+++ W>++* WSS?**** КГ ЭГ 5й До эксперимента г После эксперимента Рис. 3. Показатели челночного бега (3х5 м) детей дошкольного возраста ЭГ (n = 30 чел) и КГ (n = 30 чел) до и после эксперимента * Значение статистически значимого различия между показателями КГ и ЭГ после педагогического эксперимента, р < 0,05. При анализе результатов двигательного теста «челночный бег», показывающего уровень проявления скоростных и координационных способностей ребенка, были выявлены статистически достоверные различия между значениями показателей в контрольной и экспериментальной группах (р = 0,01, рис. 3). Метание набивного мяча (1 кг) 400 350 300 250 см 200 150 100 50 0 *4+1 ++1. ++1 ++1 +++ ++1 ++1. ++1 ++1 +++ ++1 ++1 ♦♦♦< *+*+■ +++< +++
Ключевые слова
дошкольники,
педагогическая система М. Монтессори,
физическое воспитаниеАвторы
Сосуновский Вадим Сергеевич | Томский государственный университет | ст. преподаватель кафедры теоретических основ и физкультурно-оздоровительных технологий | vadim14sergeevich@gmail.com |
Загревская Александра Ивановна | Томский государственный университет | д-р пед. наук, зав. кафедрой теоретических основ и физкультурнооздоровительных технологий | a-zagrevskaya@ya.ru |
Акинина Мария Дмитриевна | Томский государственный университет | аспирант кафедры общей и экспериментальной физики | maakin1993@yandex.ru |
Радаева Светлана Викторовна | Томский государственный университет | канд. пед. наук, доцент кафедры физической культуры и спорта | svetlanaradaeva70@mail.ru |
Всего: 4
Ссылки
Хилтунен Е.А. Детский сад по системе Монтессори. От 3 до 8 лет : методические рекомендации для педагогов. М. : Национальное образо вание, 2016. 312 с.
Зекрьяева М.С. Актуальность метода М. Монтессори в современном образовании // Путь в педагогическую науку: проблемы и решения. 2020. № 6 (10). С. 34-38.
Рогожина В.В. Философия свободного развития ребенка в педагогике Марии Монтессори // Путь в педагогическую науку: проблемы и решения. 2020. № 6 (10). С. 45-52.
Рычагова Е.С., Кондратьева Н.Л. Педагогическое наследие Марии Монтессори в отечественном дошкольном образовании // Детский сад от А до Я. 2020. № 4 (106). С. 22-37.
Зарединова Э.Р., Рогожина В.В. Роль педагога в Монтессори-системе // Путь в педагогическую науку: проблемы и решения. 2020. № 6 (10). С. 27-34.
Модекин А.А., Прокофьева Е.Н. Критерии наблюдения за развитием самостоятельности и пути самоорганизации в начальной Монтессоришколе // Народное образование. 2020. № 2 (1479). С. 165-172.
Сосуновский В.С. Структура и содержание психомоторной подготовленности детей 11-12 лет // Вестник Томского государственного уни верситета. 2015. № 399. С. 236-240.
Востриков В.А. Процессуально-содержательная характеристика физической культуры в аспекте формирования личности // Международ ный журнал экспериментального образования. 2011. № 5. С. 119-121.
Сосуновский В.С. Влияние олимпийского образования на самооценку детей в условиях детского образовательно-оздоровительного лагеря // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 392. С. 199-201.
Фалалеева М.В., Чупрова Е.Д. Мониторинг использования методик раннего развития и способов повышения двигательной активности в дошкольных образовательных учреждениях г. Красноярска // Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация: проблемы и перспективы развития: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. Красноярск, 19 мая 2018 г. Красноярск, 2018. С. 103-108.
Загревская А.И., Сосуновский В.С., Зальмеж Т.Н. Психомоторные особенности детей старшего дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 5. С. 13-21.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. М. : Педагогика, 1986. Т. 1. 320 с.
Сериков В.В. Опыт научно-педагогической школы личностно-развивающего образования // Вестник Воронежского государственного университета. 2018. № 2. С. 11-18.
Якиманская И.С. Концепция личностно-ориентированного образования // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2010. № 5 (110). С. 36-40.
Сосуновский В.С., Сухоставская К.В., Веревкина Е.О. Взаимосвязь компонентов кинезиологического потенциала дошкольников 5-6 лет // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 2. С. 191-194.
Цукерман Г.А. и др. О критериях деятельностной педагогики // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15, № 3. С. 105-116.
Громыко Ю.В. Давыдов - основатель деятельностной практики образования // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 5. С. 5-18.
Худик С.С., Чикуров А.И., Войнич А.Л., Радаева С.В. Функциональная асимметрия как биологический феномен сопутствующий спортивному результату // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 421. С. 193-202.
Исаев Е.И. Деятельностный подход в педагогическом образовании: становление и реализация // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 5. С. 109-119.
Радаева С.В. и др. «Спорт без проигравших»: соревновательная модель на базе равновесия НЭША // Теория и практика физической культуры. 2018. № 10. С.101-102.
Горшкова Е.В., Рыжова Е.Ю. Психолого-педагогическая оценка развития движений у детей 5-7 лет // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 3. С. 85-94.