Возможности иностранного языка в развитии Soft Skills будущих специалистов
Обоснована необходимость развития soft skills будущих специалистов. Приведен анализ отечественных и зарубежных исследований по данному вопросу. Уточнено определение и конкретизирована структура soft skills. Описаны возможности цикла языковых дисциплин в развитии soft skills в вузе, заключающиеся в использовании в учебном процессе интерактивных методов обучения на основе коммуникативно-интерактивных задач и подтвержденные экспериментом. Представлена классификация и приведены примеры задач. Даны рекомендации по развитию soft skills будущих специалистов.
The Opportunities of a Foreign Language in the Development of Future Specialists' Soft Skills.pdf Актуальность изучения soft skills (гибких навыков) и путей их развития продиктована изменениями на мировом рынке труда, происходящими с 2000 г. Эти изменения связаны с падением числа занятых в научной, технической, инженерной и математической деятельности и общим ростом популярности таких профессий, как менеджер, медицинская сестра, врач-терапевт, финансовый консультант, бизнес-консультант, предприниматель, требующих высокого уровня развития аналитических навыков и умений межличностного взаимодействия [1]. Согласно результатам исследования, проведенного на базе Гарвардского университета (Harvard University) и Стенфордского исследовательского института (Stanford Research Institute), профессиональный успех сотрудника на 85% зависит от уровня развития у него гибких навыков [2]. Однако данный факт не означает снижения значимости когнитивных умений и навыков, скорее наоборот, «необходимость их наличия является все более весомым, но не достаточным условием для получения котируемой, высокооплачиваемой работы» [1]. В сложившейся экономической ситуации, работники должны быть способны решать сложные проблемы в нестабильных, изменяющихся корпоративных условиях [3]. Реалии современной политической, экономической и социальной жизни общества определили смену парадигмы высшего образования. Междисциплинарный характер современного рынка труда подтверждает несостоятельность «квалификационной модели» подготовки специалиста, жестко привязанной к предмету и объекту труда [4. С. 331], и требует пересмотра содержания образования, технологий обучения и воспитания. Современный высококвалифицированный специалист, соответствующий международным стандартам, кроме ряда профессиональных компетенций, должен обладать набором универсальных компетентностей [5], определенными личностными характеристиками и умениями, необходимыми для успешной работы и жизнедеятельности в современном обществе и определяющими его конкурентоспособность. Учитывая результаты Ганноверского исследования soft skills (март 2014 г.) [6], полагаем, что к таким умениям и характеристикам личности, позволяющим преодолевать «инерцию обстоятельств», можно отнести: - коммуникативные навыки (особо выделяется умение активно слушать и слышать); - владение культурой мышления; - способность воспринимать и анализировать информацию, критически мыслить; ставить цель и определять пути ее достижения; принимать организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях; быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства окружающей действительности, сохраняя при этом эмоциональное равновесие; - готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; стремление к саморазвитию, мобильности и профессиональному росту; - способность к самокритике, адекватной оценке деятельности окружающих людей и социальнозначимых процессов; - готовность к конструктивному диалогу, в том числе на иностранном языке, в сфере профессиональной коммуникации и др. Термин «soft skills» (в переводе с английского языка - «гибкие навыки») в зарубежных источниках связывается с умениями (способностями) личности взаимодействовать с другими людьми [7-9]. Как правило, к ним относят умения работать в команде, в сотрудничестве [1]. Однако в отечественных исследованиях данный термин имеет более широкую трактовку, обозначая характеристику личности (О. Л. Чуланова, М. Д. Мартынова, О. Абашкина); совокупность определенных умений и навыков (О.Л. Чуланова, Д.Н. Девятлов-ский, Т.А. Яковлева, Е.Г. Дорошенко, Р.И. Платонова, Г.Б. Михина, О.Я. Пономарева, Д. Татаурщикова, Е. Гайдученко, А. Марушев); надпрофессиональные социально-личностные компетенции (О.Я. Пономарева, О.С. Осипчук). Soft skills связывают с «готовностью персонала к эффективному труду в заданной ситуации на рабочем месте в трудовом коллективе» [9], воплощением своих возможностей, а именно самоактуализацией и самопроявлением (Абрахам Маслоу); постановкой и достижением целей [10]; развитием профессионального потенциала личности и ее социальной адаптацией [11]; формированием инновационного организационного климата. Осуществляя контент-анализ soft skills, исследователи предлагают разные их типологии в контексте профессионального развития специалистов. Так, Е. Н. Новицкая и В. М. Таллер выделяют три группы навыков, входящих в soft skills: лидерские, интеллектуальные и волевые [12. С. 234]. С.Н. Бацунов, И.И. Дереча, И.М. Кунгурова и Е.В. Слизкова делят soft skills на четыре группы: «базовые коммуникативные навыки», «навыки self-менеджмента», «навыки эффективного мышления», «управленческие навыки» [13. С. 202]. Анализ психолого-педагогической и социологической литературы, синтез знаний по проблеме исследования позволили выделить в структуре soft skills успешного специалиста следующие составляющие: коммуникативный, креативный, рефлексивный и когнитивный компоненты, а также эмоциональный интеллект. Основу soft skills составляет коммуникативный компонент, включающий следующие умения взаимодействия [14]: - осуществлять взаимодействие средствами родного или иностранного языка, вербальной и невербальной коммуникации; - слушать и слышать; адекватно реагировать на вопросы и высказывания собеседника; - планировать и прогнозировать коммуникативное взаимодействие, определять информационное и композиционное построение высказывания; - обдуманно отбирать языковые средства для речевого воздействия, обеспечивающие решение конкретных задач, и правильно употреблять их; - осуществлять поиск и извлечение необходимой информации и обмениваться ею; - определять и последовательно, аргументированно отстаивать собственную позицию; - контролировать и адекватно использовать дикцию, интонацию, акцентирование, темп речи, силу и эмоциональную окраску голоса, жестикуляцию, пантомиму в условиях конкретного взаимодействия; - выбирать и реализовывать наиболее оптимальную линию поведения (особенно в отношениях с партнерами - представителями иной культуры); - осуществлять публичные выступления, бизнес-презентации. Однако многие исследователи сходятся во мнении, что для осуществления успешной профессиональной коммуникации работникам необходимы креативные и рефлексивные умения и навыки, «помогающие управлять ситуациями личного и социального характера» [15. С. 179], в связи с чем в структуре soft skills успешного специалиста были выделены креативный и рефлексивный компоненты. Креативный компонент способствует созданию в общении эмоционального комфорта, помогает субъекту уверенно действовать в новых условиях, находить подход к каждому собеседнику. Среди креативных умений выделяют умения [14]: - адаптироваться к новым условиям и людям; - работать в команде; - принимать решения в нестандартной ситуации; - планировать и перестраивать действия в контексте конкретной ситуации; - улаживать конфликты; - сохранять отношения, препятствуя их разрыву. Рефлексивный компонент касается проявления объективного отношения субъекта к собеседнику и ситуации и включает [14]: - умение понимать и принимать позицию собеседника; - умение толерантно относиться к партнерам по взаимодействию; - умение прогнозировать направление и характер развития отношений с партнером; - адекватно оценивать себя и партнера во взаимодействии. Перечисленные умения составляют основу эффективного межличностного и межкультурного взаимодействия. В связи с этим вслед за О.М. Осияновой и М.С. Вдовиченко мы относим эти умения к интерактивным [16]. Одним из центральных понятий психологопедагогической концепции «soft skills», впервые предложенной П. Сэловей, Д. Карузо и Дж. Майер, выступает эмоциональный интеллект - определенная группа способностей, которая приводит к пониманию как собственных эмоций, так и эмоций окружающих, таких как самоконтроль, самосознание, чуткость и пр. [17, 18]. Говоря об эмоциональной компетентности, О.Л. Чуланова также выделяет эмпатию, уверенность в себе, управление стрессом, готовность воспринимать критику и адекватно реагировать на нее, умение создать комфортную эмоциональную атмосферу [9]. Кроме того, большинство исследователей сходятся во мнении, что успешный специалист должен обладать рядом личностных качеств, таких как гибкость, дружелюбность, обучаемость, пунктуальность, тайм-менеджмент, лидерские качества [9, 19, 20]. Говоря о структуре soft skills, не следует также забывать о значении когнитивной составляющей в развитии soft skills будущего специалиста, включающей не только комплекс знаний, необходимых в конкретной профессиональной деятельности, но и умения критического мышления, которые связывают как с анализом и отбором информации, оценкой ее значимости, структурированием, синтезированием, так и с последующим ее использованием в формировании аргументации собственной точки зрения [21. С. 54], обосновании собственных суждений [22]. Таким образом, мы будем понимать под soft skills интегративное качество личности, представляющее собой совокупность коммуниткативно-интерактивных и когнитивных умений и навыков, личностных качеств и эмоционального интеллекта, позволяющих осуществлять эффективную профессиональную деятельность, в том числе в условиях междисциплинарности. Soft skills не являются врожденной характеристикой личности и требуют системного развития. Несмотря на необходимость наличия soft skills у специалистов, подтвержденную социальным заказом и крупнейшими частными, государственными и некоммерческими организациями во всех отраслях и регионах мира [19, 23], система высшего образования не предусматривает их целенаправленного развития. Однако развитие softs skills возможно на предметном содержании дисциплин языкового и гуманитарного циклов (В.Д. Береснев, Н.И. Береснева, М.Д. Мартынова), что подтверждают наши наблюдения за образовательным процессом в вузе. Особая роль отводится иностранному языку (Л.К. Сальная, Л.В. Шаульская, Г.В. Середа, Л.К. Раицкая, Е.В. Тихонова), поскольку в основе его преподавания лежит межличностная коммуникация, взаимодействие в кросскультурном контексте. Кроме того, сама способность взаимодействовать и решать задачи делового характера на иностранном языке, как правило, включается в список soft skills, необходимых успешному специалисту. Содержание данной дисциплины позволяет целенаправленно развивать коммуникативно-интерактивные умения и навыки студентов путем актуализации парных и групповых форм совместной интерактивной деятельности, современных технологий коллективного взаимодействия, «проживания» проблемных ситуаций. В свою очередь, обсуждение личностно значимых для студентов вопросов позволяет учить их «выражать свое отношение к происходящему, формировать ценностные ориентации, отношение к жизни, труду, себе и другим» [24. С. 82]. Говоря о способах, инструментах и методах развития soft skills в учебных заведениях профессионального образования, исследователи выделяют «наличие индивидуальной траектории самостоятельного становления» [12. С. 231; 13. С. 203]; тренинги, направленные на развитие определенных компетенций и качеств личности; решение кейсов; получение и обработку обратной связи; привлечение и анализ опыта других; проектную деятельность; работу в команде; межличностное взаимодействие в образовательном процессе; ситуацию конкуренции [25. С. 122]. Среди технологий, позволяющих целенаправленно развивать soft skills, называют проектные, исследовательские, кейсовые, игровые, технологии развития критического мышления, технологии решения изобретательских задач [25. С. 126-127]. Соглашаясь с вышесказанным, полагаем, что наибольший интерес для развития гибких навыков представляет обучение деловому взаимодействию на иностранном языке. Это обусловлено тем, что обучение деловому иностранному языку осуществляется, как правило, с помощью интерактивных методов обучения деловому взаимодействию (методы кейсов (case-study), инцидента (анализ и синтез инцидентов), «ажурной пилы» (jigsaw), информационный лабиринт («баскет-метод»), мозговой штурм, ролевые и аналитические игры). В основе каждого интерактивного метода обучения лежит коммуникативно-интера-ктивная задача [26, 27], предполагающая создание ситуации интеллектуального затруднения [27. С. 141] для обучающихся с целью последующего ее разрешения. Условие задачи может меняться преподавателем в контексте будущей сферы деятельности обучающихся и в зависимости от конкретных «гибких» умений, требующих целенаправленного развития. Так, задачи могут варьироваться от простых, заключающих в себе одну проблему, до комплексных; от бытовых до профессиональных; от моно-логичных до групповых; от монокультурных до крос-скультурных (таблица). Типы и примеры коммуникативно-интерактивных задач Тип задачи Пример По сложности Простая Phone a computer repair company to get your computer fixed Ask to pay your service bill via bank online Комплексная You arrive at a hotel where you have made a reservation for two nights. Ask whether the room is ready. You also want to park your car in a hotel car park and pay for it by credit card. Order a table for three in a hotel restaurant for an arranged business meeting and choose the dishes from the menu По содержанию Бытовая You are chatting to a colleague. He is keen to continue the conversation, but you have something urgent to do. End the conversation politely Профессиональная You are a supplier negotiating a sales contract. Your company produces packing machines and you are selling some of them to a company that produces yoghurt. You hope to sell at least 10 machines. Role-play the contract negotiations and remember to cover the following points: price and form of payment; delivery time; credit period; warranty По наличию культурных барьеров Моно культурная Кросскультурная You are unable to understand your interlocutor's accent or dialect well, ask them to repeat what they are saying in a polite manner. Avoid the risk of offending your partner You are going to develop partnership with Kazakhstan to start up your business there. Study the cultural peculiarities of negotiating with Kazakh partners, then come into contact and fix the date for business meeting По числу активных участников Монологичная You're PR manager of a company producing anti-age cosmetics. Give a short speech advertising your products and convincing the audience to try one Imagine you bought one of the language courses. Think of at least four things that went wrong. Write a letter complaining to the company asking for your money back Парная You are two owners of a small hotel in ski resort. You're looking for assistant hotel manager. Read five resumes and choose the best candidate for the job with your partner A college has commissioned two designers to design the front cover of its new brochure. You have been asked to choose the best design. In pairs, look at two designs and choose the best one. Make a list of reasons why you did not choose the other one. Think about: - how appropriate it is for the cover of a college brochure; - how original it is; - how eye-catching it is; - how colour is used Групповая Role-play «Situations vacant». Fill in the sheets with information about a fictitious person or fictitious job. The object of the game is for the job applicants to try to find jobs and for employers to find appropriate employees. Employers must hire someone, even if no candidate is ideal. After filling out the sheets mingle and interview / be interviewed as many times as possible in the course of the game. Then employers announce which person they would like to hire and why Таблица примеров коммуникативно-интерактивных задач демонстрирует их разнообразие и ком-бинаторность, междисциплинарность и многофункциональность. Поскольку приведенные примеры относятся к циклу дисциплин, связанных с иностранным языком, полагаем, что все задачи в данном случае являются кросскультурными, так как предполагают поиск решения через взаимодействие на иностранном языке, однако содержание задачи в большинстве случаев является монокультурным. В рамках дисциплин «Речевой этикет в бизнес-коммуникации» и «Эффективная коммуникация на иностранном языке» в магистратуре по специальности «Английский язык для бизнес-коммуникации» Оренбургского государственного университета в 20192020 и 2020-2021 учебных годах было проведено экспериментальное обучение с использованием коммуникативно-интерактивных задач, направленное на развитие soft skills студентов. Поскольку данная магистерская программа не предусматривает обучение конкретной узкопрофессиональной деятельности, а предполагает освоение возможностей ведения делового взаимодействия в любой сфере, студенты-магистранты имели возможность самоопределения и проявления креативности в «проживании» проблемных ситуаций в качестве представителей разных профессий и самостоятельном освоении делового опыта. По окончанию курсов будущие специалисты ответили на вопросы анкеты, предлагающей оценить изменения в развитии конкретных умений и выделить наиболее полезные/интересные формы работы. Использование интерактивных методов обучения на основе коммуникативно-интерактивных задач позволило наблюдать развитие умений целеполагания; быстрого и конструктивного принятия решений в новых, нестандартных условиях; работы в сотрудничестве; распределения и осознания ответственности; улаживания конфликтных ситуаций; критического и аналитического мышления. Кроме того, решение задач осуществлялось с последующей контролируемой аналитической и оценочной деятельностью, что способствовало развитию рефлексивных умений и навыков критического мышления. Обучающиеся также отмечали, что использование метода проектов позволило развивать умения планирования деятельности и времени (time-management), навыки организации и осуществления публичной речи. Следовательно, интерактивное обучение на основе коммуникативноинтерактивных задач имеет необходимый потенциал для развития всех компонентов soft skills и требует дальнейшего изучения. Возможным практическим результатом может быть разработка комплексов коммуникативно-интерактивных задач с учетом уровня владения иностранным языком и профессиональной направленности. Наблюдение и мониторинг за учебным деловым взаимодействием будущих специалистов позволили сформулировать некоторые рекомендации по развитию soft skills субъектов в образовательном процессе учреждений профессионального образования. В контексте развития коммуникативно-интерактивных умений: - чем меньше говорит педагог, тем эффективнее будет занятие; задача преподавателя - обеспечить обучающимся возможность самостоятельно и «активно» взаимодействовать; - образовательный процесс должен быть направлен скорее на обучение мышлению, чем на сбор информации; - предпочтительно использование вопросов, подталкивающих на размышление и не имеющих одного правильного ответа; при этом основная роль в их формулировке принадлежит обучающимся; - содержание обучения должно носить личностнозначимый характер. В контексте развития навыков критического и рефлексивного мышления: - регулярная активизация оценочной деятельности студентов в отношении себя и других принципиально важна; - целесообразно заканчивать каждое занятие заполнением письменной формы или обсуждением вопросов: «что для меня самое значимое из того, что я узнал / узнала на занятии?», «какой вопрос так и остался для меня непонятым / неразрешенным?»; - необходимо обеспечение преподавателем четких инструкций по предстоящей на занятии деятельности и последующей обратной связи; - желательно включение в содержание обучения обязательных письменных работ, содержащих аргументацию различных точек зрения по каким-либо вопросам. В контексте развития умений командной работы: - использовать на каждом занятии активные методы обучения, предусматривающие парную и групповую деятельность; наиболее эффективной считается работа в небольших группах (например, триады); - периодически оценивать не только индивидуальную работу, но и работу группы в целом, тем самым, воспитывая личную ответственность каждого за коллективный результат; - назначать в каждой группе лидера, ответственного за организацию и координацию учебной совместной деятельности; каждый из обучающихся должен попробовать себя в этой роли; - поощрять обучение студентами друг друга. В контексте развития навыков тайм-менеджмента: - ограничивать время при выполнении любого вида задания на занятии (личного, парного, группового); - в игровой форме поощрять планирование определенного количества времени на какую-либо деятельность (в том числе самостоятельную), его измерение, контроль и сравнение с результатом; - анализировать по окончании занятия объем выполненной работы и затраченное время. В контексте формирования эмоционального интеллекта: использовать материалы художественной литературы или сюжеты противоречивых историй для дальнейшего обсуждения, организации ролевых игр и драматизации по предложенному сюжету для осознания субъектами обучения чувств и состояний людей в иных жизненных обстоятельствах. Таким образом, soft skills является сложной интегративной характеристикой личности, представляющей совокупность различных умений и персональных качеств, обеспечивающих успешность специалиста в профессиональной деятельности в современных условиях междисциплинарности. Причем функционально процесс развития soft skills может внести большой вклад в повышение качества жизни и работы личности, обеспечивая формирование и развитие культурных навыков взаимоотношения людей; активизацию стремления партнеров по коммуникации выразить и понять эмоциональные переживания друг друга; улучшение понимания своего партнера по коммуникации, его намерений, установок, переживаний, состояний; развитие способности к «мультидеятельности» и стремления к постоянному самосовершенствованию и самореализации. Следовательно, задача педагогики - выявить и обосновать пути развития soft skills будущих специалистов и обеспечить условия их развития в профессиональном образовании. Использование в образовательном процессе интерактивных методов обучения на основе коммуникативноинтерактивных задач обеспечивает возможность целенаправленного развития умений и качеств личности, входящих в soft skills. В данной связи особым потенциалом обладают дисциплины языкового цикла.
Ключевые слова
soft skills,
коммуникативно-интерактивные задачи,
креативные умения,
рефлексия,
критическое мышление,
эмоциональный интеллект,
деловое взаимодействие,
иностранный языкАвторы
Платова Евгения Дмитриевна | Оренбургский государственный университет | канд. пед. наук, доцент кафедры английской филологии и методики преподавания английского языка | jekyn@yandex.ru |
Всего: 1
Ссылки
Deming D.J. The Value of Soft Skills in the Labor Market // NBER Reporter. 2017. № 4. URL: https://data.nber.org/reporter/2017number4/deming.html
Hard или soft skills: что важнее для менеджера? URL: http://www.ludidela.ru/articles/985985/ (дата обращения: 6.01.2020).
Edmondson А. Teaming: How Organizations Learn, Innovate, and Compete in the Knowledge Economy. Hoboken, New Jersey : John Wiley & Sons, 2012.
Сальная Л.К. Soft skills в компетентностной модели выпускника вуза // Наука. Образование. Культура. Вклад молодых ученых : материалы III Междунар. науч. конфер. преподавателей, молодых ученых, аспирантов и студентов вузов. Новочеркасск : ЮжноРоссийский гос. политехн. ун-т им. М.И. Платова, 2016. С. 331-334.
Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/
Incorporating Soft Skills into the K-12 Curriculum // Hanover Research: District Administration Practice. 2014. March. URL: https://www.hanoverresearch.com/media/Incorporating-Soft-Skills-into-the-K-12-Curriculum.pdf
Cambridge Dictionary. URL: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/soft-skills
Oxord Learner's Dictionaries. URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/english/soft-skills
Чуланова О.Л. Идентификация компонентов эмоциональной компетентности руководителя как базовой в структуре soft skills // Материалы Афанасьевских чтений. 2018. № 3 (24). С. 46-59.
Яковлева Т.А., Дорошенко Е.Г. Online-инструменты менеджмента для формирования soft skills в инженерном образовании // Решетневские чтения. 2018. Т. 2. С. 597-599.
Пономарева О.Я. Сформированность гибких навыков (soft skills) как условие адаптации современного поколения к рынку труда // Актуальные проблемы социального профессионально-экономического вхождения молодежи в региональную общественную среду : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. 2018. С. 29-33.
Новицкая Е.Н., Таллер В. М. О необходимости развития soft skills как фактора обеспечения конкурентоспособности специалиста // Современное культурно-образовательное пространство гуманитарных и социальных наук : материалы VIII Междунар. науч. конф. / под общ. ред. Ю.Ю. Андреевой, И.Э. Рахимбаевой. 2020. С. 225-237.
Бацунов С.Н., Дереча И.И., Кунгурова И.М., Слизкова Е.В. Современные детерминанты развития soft skills // Концепт : науч.-метод. электрон. журн. 2018. № 4. С. 12-21.
Платова Е. Д. Возможности кросскультурной образовательной среды в развитии умений интерактивного взаимодействия студентов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 2 (202). С. 41-45.
Shaulska L.V., Sereda G.V., Shkurat M.Y. The development of soft skills in the provision of competitivenes of graduates // Економiчний вкник Донбасу. 2015. № 4 (42). С. 177-181.
Осиянова О.М., Вдовиченко М.С. Развитие интерактивных умений студентов-филологов в процессе решения коммуникативных задач // Вестник ОГУ. 2016. № 9 (197). С. 32-28.
Meyer B.B. Emotional intelligence: a theoretical overview and implications for research and professional practice I sport psychology // Journal of Applied Sport Psychology. 2007. № 19 (1). P. 13.
Коротких Е.Г., Носенко Н.В. Принципы формирования «soft skills» при обучении английскому языку неязыковых специальностей вуза // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. 2019. № 44. С. 43-47.
Россия 2025: от кадров к талантам / В. Бутенко, К. Полунин, И. Котов, Е. Сычева, А. Степаненко, Е. Занина, С. Ломи, В. Руденко, Е. Топольская. URL: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/11/Skills_Outline_web_tcm26-175469.pdf
Robies M.M. Executive Perceptions of the Top 10 Soft Skills Needed in Today's Workplace // Business Communication Quarterly. 2012. № 75 (4). P. 453-465.
Платова Е. Д. Развитие умений делового общения через формирование личного опыта интерактивного взаимодействия субъектов // Вестник ОГУ. 2020. № 3 (226). С. 52-56.
Beyer B.K. What research tells us about teaching thinking skills // The Social Studies. 2008. № 99 (5). P. 223-232.
Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Науковедение : интернет-журнал. 2017. Т. 9, № 1. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf
Осиянова О.М. Лингвистическое образование в контексте культуры. Самара : Изд-во СГПУ, 2005. 160 с.
Зотова В.А., Логинова Н.Н. Формирование и развитие soft skills в учреждении дополнительного образования детей и молодежи // Страховские чтения. 2019. № 27. С. 119-130.
Задача - единица обучения, учебной деятельности и общения (задачный подход в образовании) / под общ. ред. проф. И.А. Зимней; ред.-сост. С.А. Чопчиян. Москва ; Старый Оскол : ТНТ, 2007. 152 с.
Платова Е. Д. Коммуникативно-интерактивные бизнес-задачи в обучении субъектов деловому взаимодействию // Современные исследования социальных проблем. 2018. Т. 9 (№ 1-2). С. 139-143.