Из истории разработки положения о горсовет ал СССР 1928 г | Вестник Томского государственного университета. 2006. № 292 (II).

Из истории разработки положения о горсовет ал СССР 1928 г

На примере разработки и принятия Положений о горсоветах рассматривается нормотворческая деятельность советского государства в 1920-е гг.

On the history of elaborating the regulations concering the functioning of City Soviets in the USSR, 1928.pdf Последнее десятилетие - время радикальных пере-мен в российском обществе и гуманитарной науке. Ксожалению, в оценке советской истории пока преоб-ладают публицистические, нигилистские трактовкибольшинства событий и явлений. Особенно это про-является в оценке политико-правовой мысли1920-х гг., а также нормотворческой деятельности со-ветского государства данного периода. Между темэтот этап отечественной истории был неоднозначен иисключительно противоречив. В развитии права инормотворческой деятельности советского государ-ства сказывались не только марксистские доктриналь-ные установки, но и слабость правовых традиций. Врусском обществе всегда был невелик престиж права.И заметим попутно, что правовые институты началипускать более или менее глубокие корни лишь в нача-ле XX столетия, поэтому не успели окрепнуть.Отношение победившей партии большевиков к пра-ву усугубило невысокий престиж права в русской поли-тической культуре. Большевики в начале 1920-х гг. хотяи несколько изменили своё отношение к праву, но вцелом рассматривали его как прикладное явление. Темне менее в 1922 г. были приняты Гражданский и Уго-ловный кодексы. Значение этих шагов ещё в должноймере не оценено в историко-правовой науке. Яркимпримером развития нормотворческой деятельностиСоветского государства стало принятие Положений огорсоветах РСФСР 1922 г., 1925 г., а также Положенияо горсоветах СССР 1928 г. Принятию всех этих доку-ментов предшествовала большая организационная ра-бота, а также юридическая экспертиза правоведов ста-рой школы, работавших в аппарате Наркомата юсти-ции, в том числе и С.А. Котляревского, имевшего зна-чительный опыт работы в дореволюционных земскихи городских учреждениях. Достаточно обратиться к егоработе «Развитие советского законодательства о мест-ном хозяйстве», вышедшей в 1929 г.Вопрос о разработке Положения о горсоветахСССР был поставлен ещё в 1925 г. В практическуюплоскость он был переведен в ходе частного совеща-ния III сессии ЦИК в марте 1927 г. Представители Ук-раины высказались против расширения полномочийи создания самостоятельного аппарата горсоветов.Это не было случайностью. На Украине отчётливопроявилось стремление к ограничению администра-тивно-хозяйственных прав горсоветов, что получилонормативное закрепление. Такой подход был выра-жением растущей бюрократической централизации вгосударственном строительстве. С особой позициейвыступил представитель Курска, который предложилоперативные функции отделов горсоветов возложитьна секции. Он считал, что необходима замена платно-го аппарата депутатами и активистами советов, ко-торые будут работать на общественных началах.248Однако такой радикалистский шаг не был поддер-жан [1]. В июле 1927 г. при Орграспредотделе ЦК ВКП(б)состоялось совещание, на котором с докладом высту-пил секретарь союзного Совета ЦИК А. В. Иванов. Ана-лизируя развитие горсоветов, он подчеркнул важностьдифференцированного подхода к ним, поскольку в гор-советах в большей степени, чем в других звеньях, на-блюдалось разнообразие масштабов деятельности,структуры органов управления и мощности финансо-вой базы. С учётом социально-экономического, куль-турно-политического значения городов было предло-жено разделить их на три категории: крупные админи-стративно-промышленные центры, промышленные го-рода и посёлки, непромышленные города [2].В докладе содержались также предложения о раз-вёртывании массовой работы горсоветов, укрепленииих финансово-материальной базы, создании самосто-ятельных отделов. Эти предложения получили поддер-жку в выступлениях Б. Шаболдаева (Ростов-на-Дону)и П. Зайцева (Самара). Против создания самостоя-тельных отделов выступил представитель УкраиныИ. Горшин. Итоги работы совещания были подведе-ны в выступлении ответственного работника аппара-та ЦК ВКП(б) И.И. Межлаука, который подчеркнулважность повышения роли горсоветов в хозяйствен-но-политической жизни страны [3].Рекомендации данного совещания были учтеныпри подготовке Постановления ЦК ВКП(б) от 11 июля1927 г. «Об оживлении работы горсоветов», в кото-ром указывалась необходимость «...принять решитель-ные меры к действительному проведению в жизнь ус-тановленных законодательством союзных республики наиболее выраженных в Законе РСФСР прав горсо-ветов, предусматривающих передачу в ведение город-ских советов предприятий и имуществ городского зна-чения и выделение городских бюджетов» [4]. Прези-диум ЦИК СССР в феврале 1928 г. издал «Основныеположения об организации в СССР горсоветов рабо-чих, крестьянских и красноармейских депутатов».Этот нормативный акт установил единые для всейстраны основы организации и деятельности горсове-тов, расширив их полномочия. ЦИК союзных респуб-лик предоставили право Советам крупных городов,кроме коммунального, создавать отделы: милиции,народного образования, здравоохранения, финансов.На этой основе была внесена поправка в Положениео горсоветах РСФСР 1925 г. [5]. Важное значение ворганизационном оформлении горсоветов имело при-нятие ЦИК и СНК РСФСР Инструкции об организа-ции и деятельности районных советов в городах с на-селением более 100 тыс. человек [6].Эти примеры достаточно наглядно свидетельству-ют о развитии нормотворческой деятельности совет-ского государства.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Андреев Валерий ПавловичТомский государственный университетдоктор исторических наук, профессор кафедры археологии и исторического краеведения
Всего: 1

Ссылки

 Из истории разработки положения о горсовет ал СССР 1928 г | Вестник Томского государственного университета. 2006. № 292 (II).

Из истории разработки положения о горсовет ал СССР 1928 г | Вестник Томского государственного университета. 2006. № 292 (II).

Полнотекстовая версия