Социально защищенный человек как результат социальной политики в условиях постиндустриального общества
Рассматривается эволюция целей и результатов социальной политики на разных этапах общественного развития. Формулируется понятие «социально защищенный человек». Для повышения эффективности социальной политики предлагаются система самопомощи, а также новая структура системы социальной защиты и новый подход к оценке эффективности ее деятельности.
Socially protected person as result of social policy in conditions of the postindustrial society.pdf В процессе общественного развития не остаетсянеизменной целевая направленность социальной по-литики:- в доиндустриальном и индустриальном обществе,кроме его высшей стадии, - физиологическое воспро-изводство неимущих групп и слоев населения;на высшей стадии индустриального общества(информационной экономики) - воспроизводство че-ловека;- в условиях социальной экономики - самоактуа-лизация общества, в том числе и воспроизводство че-ловека;- в условиях экономики индивидуумов - воспро-изводство личности, в том числе и самоактуализацияиндивидуумов.Однако при этом меняется не только целевая на-правленность социальной политики (а следователь-но, и её составляющих), но и результат. Так, напри-мер, в условиях доиндустриального общества резуль-татом социальной полит ики была гарантированностьподдержания (силами извне - общиной и т.д.) «чутьтлеющего огня жизни» в тех. кто по различным при-чинам не мог самостоятельно обеспечить хотя бы наминимальном уровне условия собственного выжива-ния. В условиях индустриального общества резуль-татом уже стало обеспечение гарантированное™ жиз-ни тех, кто не мог самостоятельно обеспечить соб-ственное выживание как извне (государством), так ипосредством механизма самозащиты (обязательное идобровольное социальное страхование). В различныхмоделях социального государства уже совершенству-ется как система государственной социальной защи-ты, так и система самопомощи посредством распре-деления социальных функций и полномочий междугосударством, с одной стороны, и общественными об-разованиями, бизнесом, человеком - с другой. Приэтом следует отметить непрерывно возрастающее уча-стие в данном процессе и самого человека (уже не какпассивного объекта защиты, а как активного участ-ника функционирования механизма самопомощи).Результатом социальной защиты в условиях по-стиндустриального общества является формированиесоциально защищенного человека. Именно в направ-лении усиления роли человека в системе социальнойзащиты и должно идти её дальнейшее реформирова-ние в условиях социальной экономики и экономикииндивидуумов. Причем социальнозащищенный чело-век - это человек, не свободный от обязательств пе-ред обществом, а человек, который может развивать-ся в полной мере сам только при условии устойчиво-го развития общества в целом, который своим разви-тием вносит соответствующий вклад в развитие дру-гих людей и общества в целом.Социально защищенный человек защищен от не-правомерных действий, нарушающих его права и сво-боды, со стороны государства, других людей, рыноч-ных законов.В процессе функционирования постиндустриаль-ного общества развиваются система самопомощи имеханизм её реализации по следующим основным на-правлениям. занятость в теневой экономике; преиму-щественно добровольное социальное страхование(наряду с обязательным) в различных формах; разви-тие предпринимательства, в том числе и среди безра-ботных.В свою очередь, функционирование системы само-помощи предполагает наличие четких критериев поопределению потенциала самопомощи среди находя-щихся в трудной жизненной ситуации, а также созда-ние условий для их социализации. Оказание помощи,исходя из потенциала самопомощи конкретного че-ловека, находящегося в трудной жизненной ситуации,позволяет повысить как его социальную активность,так и эффективность социальной политики в целом.Для того чтобы проводить эффективную соци-альную политику (в том числе социальную защиту),необходимо учитывать неоднородность населения. Сэтой целью важно подразделить всех нуждающихся всоциальной защите по группам с соответствующимпотенциалом самопомощи.Под самопомощью будем понимать систему мер посоциализации (в широком смысле), позволяющую че-ловеку самостоятельно или при определенной поддер-жке извне выходить из трудной жизненной ситуации.Потенциал самопомощи человека включает следу-ющие элементы:1) трудовой потенциал самопомощи, отражающийвозможности конкретного человека принимать учас-тие в трудовом процессе и нести в связи с этим опре-деленную физическую и психологическую нагрузку(способность к трудовой деятельности, работоспособ-ность, ограничения по состоянию здоровья и т.п.);2) социальный потенциал самопомощи, отражаю-щий способностичеловека к социализации (возраст,образование, различные ментальные характеристики,законопослушание, социальный статус и т.п.);3) деловой потенциал самопомощи, отражающийпрофессионально-квалификационные характеристикиконкретного человека (профессиональное образова-ние, уровень специализации, уровень диверсификации,степень дисквалификации из-за наличия перерывов взанятости конкретными видами деятельности и т.п.);4) предпринимательский потенциал самопомощи,отражающий способности человека, его предрасполо-женность к различным формам самозанятости (психо-логические характеристики, наличие соответствующейпрофессиональной подготовки, материальных возмож-ностей, опыт «самостоятельной» деятельности и т.д.).Для того чтобы можно было дифференцироватьнаселение по уровню потенциала (его достаточности),необходимо выявить основные требования (как свое-образный эталон), предъявляемые к каждому из эле-ментов потенциала самопомощи, и степень соответ-ствия им конкретного человека или группы людей.Оценку любого элемента потенциала самопомощиможно определять как отношение количества характе-ристик, совпадающих с эталонными требованиями, кобщему количеству характеристик данного элементапотенциала самопомощи. При этом величина потенци-ала самопомощи конкретного человека будет колебать-ся в пределах от нуля до единицы. Для получения ин-тегральной оценки потециала самопомощи можно ис-пользовать метод взвешенной средней арифметической(имея информацию о величине всех элементов потен-циала самопомощи человека или группы людей).Расчет потенциала самопомощи позволяет диффе-ренцировать всех в зависимости от уровня каждого свыделением следующих групп:1) люди, обладающие высоким потенциалом (более0,75) самопомощи и способные самостоятельно решатьвозникающие проблемы. Данной группе достаточна ми-нимальная социальная зашита в виде обеспечения га-рантированного минимума условий для самоактуали-зации и мер по активизации их потенциала;2) люди, обладающие средним потенциалом само-помощи (0,5-0,75). Данной группе требуется более су-щественная социальная защита, позволяющая активи-зировать их социализацию, помимо обеспечения гаран-тированного минимума условий их самоактуализации;3) люди, обладающие низким потенциалом само-помощи (менее 0,5). Данной группе требуется соци-альная защита преимущественнов пассивной форме,позволяющая обеспечить жизнедеятельность в томвиде и объеме, насколько это возможно, наряду с обес-печением гарантированного минимума условий ихсамоактуализации.Система самопомощи призвана способствовать ак-тивной социализации человека и представляет собойсистему мер по повышению экономической и социаль-ной активности и осуществляется в несколько этапов:1) аналитическая деятельность (выявление социаль-но незащищенных, их дифференциация на основе по-тенциала самопомощи);2) информационная деятельность (представлениео возможных формах активизации самопомощи, фор-мирование интереса к предпринимательской деятель-ности у социально незащищенных, но обладающихдостаточным предпринимательским потенциалом са-мопомощи);3) методическая деятельность (формирование сис-темы мер по активизации потенциала самопомощи,развитию его отдельных элементов для конкретногочеловека или группы людей);4) образовательная деятельность (конкретизацияиндивидуальной системы мер по обучению, опреде-ление источников, сроков и исполнителей);5) консалтинговая деятельность (по корректиров-ке мер социализации и их реализации, по составле-нию бизнес-планов и т.д.);6) финансирование и материально-техническоеобеспечение (оказание финансовой поддержки различ-ных форм активизации процессов социализации, со-действие в организации и т.д.);7) корректирующая деятельность (консультатив-ная помощь при реализации соответствующей систе-мы мер по социализации человека или группы лю-дей, при необходимости проведение корректирующихмероприятий).Для активизации самопомощи среди социально не-защищенной категории людей может использоватьсямеханизм повышения предпринимательской активнос-ти, реализация которого предполагает создание в рам-ках системы социальной защиты Предпринимательско-го центра. Целью деятельности данного центра являет-ся организация всего комплекса работ по повышениюи активизации потенциала самопомощи населения (повсем выделенным стадиям) и координация деятельнос-ти с Союзом предпринимателей, в том числе с его тер-риториальными подразделениями.Это также предпола-гает подчинение существующих центров по подготовке иповышению квалификации в рамках службы занятостиданному Предпринимательскому центру, что позволитповысить эффективность процессов социализации.В составе Предпринимательского центра целесо-образно создание отделов, соответствующих основ-ным этапам функционирования системы самопомощи:1) аналитический отдел (оценка потенциала само-помощи различных категорий социально незащищен-ного населения);2) информационный отдел;3) методический отдел;4) образовательный центр;5) консультационный отдел;6) координационный отдел (связь с территориаль-ными отделениями Союза предпринимателей).При реализации механизма повышения предпри-нимательского потенциала социально незащищен-ных, помимо потенциала самопомощи, необходимоучитывать следующее:- состояние и перспективы развития малого биз-неса в регионе;- эффективность государственной и негосудар-ственной систем поддержки малого бизнеса;- перспективы развития предпринимательской де-ятельности и других форм самозанятости среди соци-ально незащищенных;- создание новых предприятий с работниками пре-имущественно из социально незащищенных;- создание новых предприятий по оказанию услуг ипроизводству товаров для социально незащищенных.Помимо рассмотренного направления повышенияэкономической и социальной активности социальнонезащищенных, система социальной защиты призва-на повышать активность и непосредственно предпри-нимателей по их участию в социализации социальнонезащищенных, особенно тех, кто обладает недоста-точно высоким уровнем потенциала самопомощи.Данной работой призван преимущественно занимать-ся координационный отдел Предпринимательскогоцентра (естественно, с привлечением работников ин-формационного, аналитического, консультационно-го отделов центра).Однако участие бизнеса в активной помощи со-циально незащищенным категориям проявляется нетолько в их трудоустройстве, но и в производстве дляних доступных товаров и услуг. Деятельностью в дан-ном направлении также занимается Предпринима-тельский центр, что предполагает следующие дей-ствия:1) сбор, анализ и обобщение информации о това-рах и услугах, необходимых для жизнедеятельностисоциально незащищенных, в том числе и специфичес-ких (протезы и т.п.);2) организация конкурсов на государственный за-каз на производство продукции и услуг для различ-ных категорий социально незащищенных;3) разработка региональной целевой программы поразвитию предпринимательства, в том числе программпо выпуску продукции для социально незащищенных.Основные направления взаимодействия и взаимо-обусловленности бизнеса и социальной защиты пока-заны на рис. 1.Предлагаемый подход к формированию и функци-онированию системы социальной защиты позволяетустранить существующую разобщенность в деятель-ности подразделений социальной защиты и Союзапредпринимателей, различных предпринимательскихобъединений, повысить обоснованность структурнойпромышленной политики.Таким образом, социальная защита создает необ-ходимые гарантированные стартовые условия длятого, чтобы человек смог реализовать свой потенци-ал. Остальные же направления (составляющие) соци-альной политики призваны сформировать благопри-ятные условия для наиболее полного раскрытия спо-собностей человека, для его самоактуализации, чтоможет осуществить в полной меретолько социальнозащищенный человек.Однако социальную защиту не следует ограничи-вать ориентацией лишь на одну из граней человека -человека как работника, ведь для нормальной жизне-деятельности человека необходима реализация, хотябы в минимально ограниченном объеме, и других егограней (потребителя, общественного существа).В состав социальной защиты в части социальныхгарантий и механизма их реализации следует включатьи право человека на качественные блага и услуги, а нерассматривать это только как одно из условий повы-шения конкурентоспособности национальной экономи-ки. Следовательно, в систему социальной защиты дол-жны включаться правовое обеспечение и механизм реа-лизации прав человека как потребителя. Таким обра-зом, формирование современной системы социальнойзащиты должно исходить из ориентации на человекаРис. 1. Направления взаимодействия бизнеса и системы социальной зашитыкак многогранное существо, а не только как на работ-ника. Более того, для формирования эффективной сис-темы социальной защиты необходима разработка кон-цепции минимальной социальной безопасности.В самом общем виде понятие «социальная защищен-ность» можно сформулировать следующим образом.Социальная защищенность - это уровень гаранти-рованной извне способности объекта отстаивать соб-ственные интересы в процессе его жизнедеятельности.Для условий социальной экономики понятие «со-циальная защищенность» может быть уточнено сле-дующим образом.Социальная защищенность - уровень гарантирован-ной извне (государством, общественными образовани-ями, бизнесом) способности объекта отстаивать соб-ственные интересы в процессе его самоактуализации.Государственная социальная защита - деятельностьгосударства по регулированию совокупности отношений,сущностных связей и интересов всех участвующихсторон в различных сферах, возникающих в процессежизнедеятельности человека, обеспечивающих созданиеи предоставление условий в минимально необходимомобъеме для физиологического воспроизводства человека.Социальная защита - совокупность отношений,сущностных связей и интересов всех участвующих сто-рон в различных сферах, возникающих в процессежизнедеятельности человека и обеспечивающих условия,необходимые для его воспроизводства.Эффективная система социальной защиты в условияхсоциальной экономики включает две составные части:- государственная система социальной защиты;- негосударственная система социальной защиты,функционирование которой обеспечивается деятель-ностью различных общественных образований, бизнеса,индивидуумов, осуществляющих свою деятельность прирешении различных социальных проблем как накоммерческой, так и некоммерческой основе.Каждая из этих подсистем обладает определеннойсамостоятельностью, автономией, однако эффективностьсистемы социальной защиты в целом определяетсякачеством правового обеспечения каждой из подсистем,осуществленного государством.Основными этапами функционирования системысоциальной защиты являются:1) формирование стратегии социальной защитынаселения на основе принятой концепции социальнойполитики;2) изучение состава и структуры населения, нуж-дающегося в социальной защите по различным на-правлениям;3) дифференциация населения на следующие группы:а) социально защищенные;б) социально незащищенные, которые, в своюочередь, подразделяются:- на людей, обладающих достаточным уровнемпотенциала самопомощи для выхода из трудной жиз-ненной ситуации;- людей, не обладающих достаточным потенциаломсамопомощи и нуждающихся в оказании постоянной иливременной социальной помощи;4) формирование ресурсной базы и её распределе-ние по основным направлениям;5) формирование эффективных организационныхструктур системы социальной защиты;6) анализ результатов деятельности системы соци-альной защиты;7) контроль достижения поставленных целей и сво-евременная корректировка.Для анализа функционирования системы социаль-ной защиты населения необходимо определить затра-ты на ее функционирование, экономические резуль-таты, экономическую и социальную эффективность,а также качество.Следует учитывать также то, что экономическийанализ системы социальной защиты населения долженисходить из базисных принципов и методов, учиты-вающих специфику данной системы.Затраты на социальную защиту населения можнорассчитать по формулеЗсз=Зггм+3гп.сз+3га.сз +3го.сз+3нггм +3нгп.сз+3нга.сз+3нго.сз,где Зггм - затраты на обеспечение гарантированногоминимума необходимых условий для самоактуализа-ции; 3гп.сз и 3нгп.сз - затраты на пассивную помощь тем,кто не обладает достаточным потенциалом самопо-мощи соответственно государственной и негосудар-ственной системы социальной защиты; и -затраты на активную помощь тем, кто не обладаетдостаточным потенциалом самопомощи соответ-ственно государственной и негосударственной систе-мы социальной защиты; 3го.сз и 3нго.сз - затраты на фун-кционирование организационных структур соответ-ственно государственной и негосударственной системсоциальной защиты; 3нггм - затраты на обеспечение ус-ловий для самоактуализации человека негосудар-ственной системой социальной защиты сверх гаран-тированного государством минимума условий для са-моактуализации (затраты на строительство, аренду,ремонт, содержание зданий, оснащение необходимымоборудованием и т.д.).Экономические результаты функционированиясистемы социальной защиты можно представить сле-дующим образом:Псз =Пгм.сз +Пгу.сз +Пгдз.сз +Пнгм.сз+Пнгу.сз +Пнгдз.сз,где Пгм.сз и Пнгм.сз - материальная помощь, полученнаясоциально незащищенными от государственной и не-государственной систем социальной защиты; Пгу.сз иПнгу.сз- социальная помощь, полученная социально не-защищенными от государственной и негосударствен-ной систем социальной защиты; Пгдз.сз и Пнгдз.сз - до-полнительные средства, полученные социально неза-щищенными в результате реализации системы само-помощи в рамках государственной и негосударствен-ной систем социальной защиты.Пгдз.сз и Пнгдз.сз определяются как разность междуобъемом продукции (услуг), полученной от занятос-ти ранее социально незащищенных (например, безра-383пособий со стороны государственной и негосудар-ственной систем социальной защиты.Традиционно для социально-экономических сис-тем экономический эффект характеризуется разницеймежду затратами и результатами и, к сожалению, нев полной мере позволяет учесть все эффекты, в част-ности социальные. Социальный эффект проявляетсяв результате создания государственными и негосудар-ственными структурами социальной защиты условийдля жизнедеятельности человека (обеспечение гаран-тированного государством минимума условий длясамоактуализации человека независимо от его тру-доспособности или каких-либо иных отличительныхпризнаков). Этот эффект проявляется по многим на-правлениям - увеличение продолжительности жизниподавляющего большинства населения, повышениеуровня образованности общества и т.д.Качество социальной защиты может быть охарак-теризовано при помощи такого показателя, как соци-альная защищенность.Поскольку формирование социально защищенно-го человека является результатом двух процессов (бе-зопасность и социальная защита) и присущих им ме-ханизмов, то можно предложить следующие характе-ристики социально защищенного человека, по состо-янию которых можно судить об уровне его социаль-ной защищенности:1) система социальных гарантий жизнедеятельно-сти человека (жизнь, здоровье, жилище, образование,имущество и т.д.);2) механизм реализации социальных гарантий:- правовое обеспечение (его качество и стабиль-ность);- система социальной помощи, ее эффективность;- система социального страхования, ее эффектив-ность;- система правоохранительных органов, ее эф-фективность;- «индустрия социальной безопасности» (произ-водство различных охранных средств и т.д.);3) национальная безопасность, в том числе дове-рие населения органам власти, отсутствие «горячихточек» и т.д.;4) развитость институтов гражданского общества.Уровень социальной защищенности населения (сучетом системы социальных гарантий) можно рассчи-тать по следующей формуле:Кзащ =Псз /(Чнсз ГМ),где Чнсз - численность социально незащищенных; ГМ -денежный эквивалент гарантированного минимумаусловийдля самоактуализации одного человека.Аналогично можно исчислить частные показате-ли по каждой из составляющих этого минимума (пообразованию, здоровью и т.д.).Зависимость уровня социальной защищенности отзатрат на социальную защиту населения и от эконо-мической эффективности системы социальной защи-ты в целом (государственной и негосударственной)можно показать следующим образом:Кз ащ =(Зс зЭс з)/(Чн с зГМ),где Эсз - экономическая эффективность функциониро-вания системы социальной защиты, рассчитанная тра-диционным способом (как отношение результатак затратам).К может изменяться от нуля до единицы. Вели- защчины данного уровня позволяют судить о достаточ-ности действий со стороны системы социальной за-щиты для удовлетворения реальных потребностей.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 258
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Рощина Ирина Викторовна | Томский государственный университет | доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного регулирования национальной экономики экономического факультета |
Ссылки
