Рассматривается формирование информационной системы контроля для комплексного решения задач организации сбора, анализа и распределения всех необходимых данных на основе выделения специального персонала, оборудования и процедур обработки и распределения информации
Demand for Developing Intelligence Means of Financial Monitoring.pdf Информационная система контроля состоит из трех равнозначных компонентов: персонала, методов работы с информацией, техники и оборудования. От качественных характеристик каждого из элементов зависит эффективность работы информационной системы контроля в целом. В свою очередь, полное и достоверное информационное обеспечение является основой для качественного осуществления контрольной деятельности.Все три элемента информационного обеспечения контрольной деятельности - персонал, техника и методы работы - находятся в тесной взаимосвязи. Квалифицированный персонал нельзя рассматривать отдельно от методических приемов, которые используются в процессе работы. Уровень производительности компьютерных и сетевых технологий и оборудования должен быть адекватным сложности используемых методов. В свою очередь, компьютерная техника формирует определенные требования к знаниям работников организации для наиболее полного использования ее потенциала. Под информационными технологиями, как одним из элементов системы подразумевается компьютерная и оргтехника, форматы и структуры хранения данных (базы данных), а также пользовательские интерфейсы, позволяющие специалистам обрабатывать сведения всеми доступными методами.Степень развития информационной системы определяется тем, насколько соответствует современным требованиям каждый ее компонент. Для создания оптимальных условий совершенствования контрольной работы необходим мониторинг и внедрение новых методических и компьютерных разработок, а также периодические привлечения специалистов из смежных отраслей (право, аудит, экономический анализ, компьютерные технологии и др.), для обогащения опыта персонала.Цель функционирования системы информационного обеспечения финансовой контрольной деятельности четко ориентирована. По сфере применения она должна обеспечить получение качественной исчерпывающей информации, необходимой для проведения проверочных мероприятий. Основное ее назначение - удовлетворение потребности в цифрах, фактах, сведениях и другой информации специалистов и руководителей контрольных служб. При этом необходимо отметить, что потребности органов контрольной деятельности в информации очень широки. В процессе разработки комплекса проверочных мероприятий им необходимы результаты оценки хозяйственной деятельности, пра-вомочности и легальности совершаемых хозяйственных операций, правильности их оформления и т.п. Контрольная информация позволяет проводить анализ и сравнение фактических данных, выявлять недостающие и неточные сведения, оценивать уровень финансовой дисциплины. Полноценный анализ, опирающийся на качественную информацию, позволяет правильно формулировать результаты проверки и точно квалифицировать состав и структуру выявленных нарушений.Многоплановая информация, аккумулируемая в информационной системе контрольной деятельности, создает единое информационное поле для проведения проверочной работы. В этом заключается интегрирующая роль информационной системы. Обобщая изложенное, можно заключить:1))информационная система контрольной деятельности является совокупностью специалистов, методов сбора и обработки информации и оборудования, которые тесно взаимосвязаны и в равной степени обусловливают эффективность ее функционирования и развития;2))информационная система является источником информации для проведения точных и полных проверочных мероприятий.Функционирование информационной системы включает в себя сбор, обработку, распределение и хранение информации, при этом каждая из функций выполняется соответствующей подсистемой.Повышение роли и значения информационной системы в контрольной работе обусловливает расширение и углубление теоретических и методологических основ организации контрольной деятельности. В то же время специалистами отмечается недостаточность информационно-аналитической поддержки сферы финансового контроля: «Складывается сложная ситуация с информационным обеспечением контрольно-ревизионных органов, отсутствуют специальные программные средства, автоматизирующие работу контролеров-ревизоров и обеспечивающие построение единой информационной системы контрольно-ревизионных органов» [1. С. 8].В настоящее время совершенствование аналитических инструментов работы с данными осуществляется посредством интеграции методологии контрольно-проверочной деятельности с такими научными дисциплинами, как экономическая кибернетика, математическая статистика, методы принятия оптимальных решений, методы экспериментального изучения экономиче-131ских явлений. Все более широкое использование полу-чают традиционные математические методы и модели. Можно предположить, что развитие информационных систем неразрывно связано с дальнейшим освоением теоретических разработок в различных отраслях зна-ния, с внедрением передовых приемов и методов обра-ботки информации, в частности в сфере моделирования и автоматизации данной работы, повышением ее ин-теллектуальной составляющей.Для анализа возможностей использования передо-вых информационных технологий в сфере финансового контроля необходимо выделить наиболее существен-ные аспекты современного развития систем управления информацией.Информация как совокупность чисел и фактов, от-ражающая состояние хозяйственного объекта частично и только в определенный момент времени, не пред-ставляет особой ценности для проверки его деятельно-сти за контролируемый период. Ценность тех или иных данных определяется только тем, насколько они обоб-щены и переработаны для анализа хозяйственной дея-тельности, т.е. для проведения интеллектуального ак-та - оценки законности и правильности ведения финан-совой деятельности. Данный подход определяет еще одну современную тенденцию в работе с информаци-онными массивами - управление знаниями. Содержа-ние данной концепции многие авторы трактуют по-разному, делая акцент на различных гранях данного подхода к работе с информацией. С одной стороны, это категория программного обеспечения, с другой - сис-тема, помогающая управлять переподготовкой кадров и этим повышать интеллектуальный потенциал, фор-мируя из нее самообучающуюся организацию.Понимание информационных систем организаций не просто как хранилища данных, а как системы знаний начинает разрабатываться и зарубежными, и отечест-венными учеными в последней трети XX в. В 1970-х гг. уже появляются термины «экономики знаний», «инфор-мационное общество» [2]. Предприятия начинают рас-сматриваться как «думающие» и «обучающиеся» орга-низации [3]. Большое влияние на развитие теории и практики управления знаниями субъектов хозяйствова-ния оказали различные прикладные разработки, связан-ные с обеспечением систем принятия управленческих решений, построением информационных систем, моде-лированием поведения экономических систем.В зарубежных разработках по менеджменту с начала 80-х гг. прошлого века постоянно обращается внимание на необходимость управления знаниями организаций. Само понятие «управление знаниями» (Knowledge Management) родилось в середине 90-х гг. в крупных кор-порациях, где проблемы обработки информации приоб-рели особую остроту, став критическими. Можно выде-лить вклад в теорию и практику управления знаниями организации таких ученых, как: Р. Акофф [4], Д. Белл [2], Э. Брукинг [5], П. Друкер [6-7], М. Поляни [8], П. Сендж [9], П. Страссман [10].С развитием рыночных основ отечественной эконо-мики и необходимостью формирования самостоятель-ных и самоуправляемых субъектов хозяйствования актуализировались разработки в данном направлении и среди российских ученых, таких как: Т.Ю. Базаров132[11], А.И. Добрынин, С.А. Дятлов [12], Р.И. Капелюш-ников [13], М.М. Критский [14], Б.З. Мильнер [15], Р.М. Нуреев [16], Э.А. Уткин [17], Р.А. Фатхутдинов [18, 19] и др.В российской научной периодике, монографических и коллективных публикациях, учебной литературе коли-чество научных работ, посвященных управлению зна-ниями организации, постоянно растет, что еще раз под-черкивает актуальность и значимость использования передовых информационных технологий в сфере финан-сового контроля, обеспечивающего системы управления полной и содержательной информацией. При этом по-нимание информационных ресурсов как системы знаний имеет значение не только для развития приемов и мето-дов контрольной деятельности, но и для совершенство-вания организации проверочной работы соответствую-щих органов. Так, организации, которые эффективно используют знания, способны координировать исполь-зование своих традиционных ресурсов или комбиниро-вать их новыми и особыми путями, обеспечивая боль-ший эффект от проводимой деятельности. Следователь-но, знания могут составлять уникальный ресурс, а спо-собность получать, интегрировать, накапливать, сохра-нять и применять их есть наиболее важный способ раз-вития организации. Именно уникальность знаний кон-трольных органов, основывающаяся на особом опыте их деятельности и интеллектуально-личностных характери-стиках сотрудников, выступают основой качественной модернизации государственного финансового контроля в современных условиях. Это же свойство уникальности знаний обеспечивает не только новое качество кон-трольной деятельности, но и устойчивость всей эконо-мической системы, т.к. с расширением знания система государственного регулирования экономикой в большей степени обладает возможностью адаптации к изменени-ям окружающей среды.Выделение знаний в качестве важнейшего стратеги-ческого ресурса развития органов финансового контро-ля является результатом трансформации понимания содержания управления саморегулирующихся эконо-мических систем, которые формируются в современ-ных условиях глобального социально-экономического развития. Данное понимание реализуется в менедж-менте знаний, который рассматривается как одна из концепций современного управления.На практике понятие системы знаний организации реализуется при употреблении термина «корпоративные знания», что связано, по видимому, с тем, что руководи-тели крупных корпораций первыми ощутили необходи-мость формирования особой системы обеспечения интел-лектуальной деятельности в процессе функционирования промышленных и торговых предприятий.Первые этапы формирования систем знаний в эко-номической сфере уже позволили выявить ряд оши-бочных направлений и действий в реализации данного подхода модернизации экономического управления. Важной составляющей менеджмента знаний являются информационные технологии, и зачастую управление знаниями рассматривается как совокупность процес-сов, которые управляют созданием, распространением, обработкой и использованием информации. Такой под-ход является упрощенным, не раскрывающим сущно-сти управления знаниями в экономической сфере. Од-проводить изучение текущей деятельности и ее окруже-нако на начальных этапах исследования вопросов фор-ния. Формирование различных автоматизированныхмирования и функционирования систем знаний кон-экспертных систем, обрабатывающих накопленную ин-трольной деятельности он может быть допустим, темформацию, и распространение информационных техно-более что на практике у руководителей организацийлогий на каждое рабочее место зачастую представляют-существуют еще большие заблуждения о роли и значе-ся как действия, направленные на развитие знаний орга-нии знаний в хозяйственных процессах: часто в орга-низации, которые, в свою очередь, воспринимаются какнизациях представление об управлении знаниями скла-детальная и своевременная информация. Однако сведе-дывается в форме необходимости обладания и исполь-ние знаний к обмену информацией приводит к утратезования различных инструментов управления опера-субъекта, осуществляющего познание.тивной информацией. В качестве таких инструментовРаспространенность указанных ошибочных подхо-могут выступать системы документооборота, консуль-дов к развитию систем знаний организации представ-тационно-справочной поддержки или автоматизацииляется довольно естественным явлением для практиче-расчетов. Отличие систем знаний от подобных инфор-ской деятельности по развитию информационно-мационных систем состоит в том, что обладание акту-аналитического обеспечения систем экономическогоальным знанием может быть достигнуто только на ос-управления. В принципе, и развитие персонала, и раз-нове постоянной познавательной деятельности. Нали-витие технической базы информационной деятельно-чие развитых информационных систем не должно яв-сти выступают как этапы в начальном развитии систе-ляться фактором формальной подмены системы знаниймы знаний организации. Однако дальнейшее ограниче-технологическими процессами, обеспечивающими по-ние ее развития системы знаний организации даннымилучение и использование знаний: средств связи, накоп-направлениями не позволит сделать знания полноцен-ления, передачи и визуализации информации, ее обра-ным элементом системы управления. Для этого требу-ботки и хранения - это лишь инструменты оперирова-ется интеграция различных подходов к управлениюния информацией в познавательных целях.знаниями, учет всех особенностей этого процесса.Другим ошибочным подходом к пониманию содер-В качестве общего концептуального подхода, основы-жания системы знаний организации является его под-вающегося на признании существования определенноймена проведением образовательной работы, направ-системы знаний в сфере государственного финансовоголенной на персонал. Различные обучающие програм-контроля, следовательно, наличия интеллектуальной и по-мы, тренинги и другие мероприятия, связанные с раз-знавательной составляющих в деятельности органов кон-витием интеллектуальных и личностных качеств со-троля, нами предложено следующее понимание состава итрудников, важны: они оказывают влияние на попол-структуры знаний финансовой контрольной деятельности.нение существующего багажа знаний, умений и навы-С гносеологических позиций финансовый государ-ков. Но они непосредственно не выступают средствамиственный контроль является формой реализации спе-развития знаний организации, которые являются про-циальных учетно-экономических знаний. Сам процессизводной не только от знаний работающих специали-финансового контроля выступает как сложная интел-стов, но и от собственных информационно-техноло-лектуальная деятельность, неотъемлемая функция раз-гических механизмов управления знаниями.витых социально-экономических систем, что отмечает-Указанные виды ошибочного понимания содержа-ся учеными: «Контроль - это специфическая формания знаний организации являются следствием преуве-рефлексии, способность общества делать себя предме-личения роли личного и технического факторов полу-том своего рассмотрения и реагировать на отклонениечения и использования знаний.от индивидуального состояния… существует как сис-Преувеличение личностного фактора. Посколькутема разнородных механизмов, способов, фиксирую-знания реализуются в интеллектуальной деятельностищих и запрещающих отклонения действий людей засотрудников, то основной акцент делается на управле-рамки допустимого с точки зрения нравственности,нии носителями знаний - путем развития их организа-права, технических инструкций и т.д.» [20. С. 147].ции, мотиваций, взаимосвязей, формирования общейЗнания в системе финансового контроля - это логиче-культуры работы, а также построения соответствую-ски удостоверенные и проверяемые на практике пред-щей технологии информационного обмена. Такой под-ставления, понятия, суждения о процессах и явленияхход подразумевает непосредственное общение сотруд-экономической деятельности. Знания контрольной систе-ников и передачу знаний в ходе совещаний, планерок,мы основываются на осмыслении фактов в системе науч-образовательных мероприятий, а также специальныеных понятий и экономической теории. Знания финансо-образовательно-организационные процедуры, которыевого контроля фиксируются в виде информации, котораяформируют условия для того, чтобы ведущие специа-представляет собой набор данных и правил о процессах илисты в определенных областях могли распространятьявлениях, с которыми органы контроля сталкиваются всвой опыт (консультирование, наставничество и т.д.).ходе осуществления проверочной деятельности.Подобный подход к знаниям организации позволяетОтличие понятия «система знаний финансовоговыявить, сохранить и эффективно использовать знанияконтроля» от любых других видов знаний заключаетсясотрудников, однако не создает предпосылок для фор-в узкой сфере применения данного вида знания - дея-мирования целостной системы знаний.тельности по проверке финансово-экономической ак-Механистический подход. Современные организа-тивности и особой форме агрегации знания, представ-ции обладают развитыми системами накопления и обра-ляющей собой совокупность интеллектуально-инфор-ботки информации, использование которых позволяетмационных характеристик экономической системы. В133общем виде знания системы финансового контроля могут быть представлены как совокупность:-основополагающих понятий о функционированииэкономической системы, включая описание технико-экономических и организационных характеристик,нормативно-правовых условий хозяйствования;-алгоритмов проведения проверки финансово-экономического состояния и исполнения распорядительных норм и правил;-данных о текущих процессах и внешнем окружении.Познавательная деятельность системы финансового контроля может быть представлена как циклический процесс постоянной корректировки существующих элементов знания с точки зрения их адекватности действительности и воспроизводства. В целом выделение знания как важнейшей составляющей контрольной деятельности предполагает кардинальное изменение последней, ориентацию на создание, организацию, использование и увеличение интеллектуальных и информационных ресурсов. С точки зрения изменения процессов это предполагает формирование инфраструктуры для хранения, формирования, поиска, анализа, группового использования документов, данных и правил.Следует отметить, что содержание знаний, связанных с информационно-аналитическим обеспечением контрольной деятельности, будет различаться в зависимости от сфер контроля и задач проверки, но по форме они представлены в виде руководств, расписаний, планов, баз данных и иных содержательных информационных материалов, отражающих процессы финансово-хозяйственной деятельности. Структуризация подобной информации выступает первой стадией формирования системы знаний финансового контроля. С функциональной точки зрения могут быть выделены следующие составляющие деятельности по формированию и развитию системы знаний финансового контроля:•·поиск и извлечение знаний у его носителей - ведущих специалистов и экспертов;•·анализ знаний, структурирование и систематизация знаний, выявление зависимостей и аналогий;•·обновление (актуализация) знаний;•·•·распространение знаний и обучение;•·использование знаний и изучение опыта их применения;•·генерация новых знаний.•·Формирование системы знаний финансового контроля предполагает наличие соответствующей организационной культуры и стратегии развития соответствующих учреждений и организаций, ориентированной на достижение новых состояний, когда быстрый доступ к необходимым знаниям играет важную роль в системе проверочной деятельности. Достижение подобного уровня развития на основе формирования систем поиска, накопления и использования знаний в целях повышения эффективности проведения проверочных действий, а также в целях обеспечения работы постоянной системы контроля предполагает наличие ряда условий, среди которых следующие:•·-материально-техническое обеспечение: внедрение•интегрированных информационных систем, решающих•задачи учета, управления ресурсами, оптимизации и•прогнозной аналитики;•·организационное строение: организационно-функциональная структуризация и процессная реорганизация органов контроля, разработка процедур и стандартов контроля, поддержка организационных изменений;•·социально-психологический климат и обстановка: учет и использование закономерностей человеческого сознания и поведения, обучение персонала технике индивидуальных и групповых решений, формирование развивающей социальной среды в организациях и учреждениях контроля.Резюмируя представленные положения можно заключить, что система знаний контрольной деятельности, являясь эффективным инструментом рациональной организации информационно-аналитического обеспечения контрольной деятельности, накопления и автоматизации обработки данных контроля с учетом опыта ведущих специалистов, создает прочную основу для модернизации системы финансового контроля.ЛИТЕРАТУРА
Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта // Социокультурный словарь. М., 1991. Т. 3.
Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения. М.: Инфра-М, 2004. 314 с.
Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. СПб.: Питер, 2004. 283 с.
Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент. М.: Теис, 2004. 236 с.
Милънер Б.З. Организация программно-целевого управления. М.: Наука, 1980. 376 с.
Нуреев Р.М. Теория общественного выбора. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2005.
Критский М.М. Человеческий капитал. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.
Капелюшников Р.И. Обновление высшего менеджмента российских промышленных предприятий: интенсивность, каналы пополнения, основные определяющие факторы. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. 21 с.
Базаров Т.Ю. Управление персоналом. М.: Академия, 2005. 219 с.
Добрынин А.И., Дятлов С.А., Коннов В.А., Курганский С.А. Производительные силы человека: структура и формы проявления. СПб.: СПбУЭФ, 1993.
Полями М. Личностное знание. М.: Прогресс, 1985. 344 с.
Сендж П. Пять дисциплин. М.: Знание, 2000.
Страссман П. Информация в век электроники. М.: Экономика, 1987. 240 с.
Друкер П. Управление, нацеленное на результат. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. 428 с.
Друкер Питер Ф. Задачи менеджмента в 21 веке. М.: Вильяме, 2000.
А.Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985.
Брукинг Э. Интеллектуальный капитал / Пер. с англ.; Под ред. Л.Н. Ковалик. СПб.: Питер, 2001.
Сгндж П. Пять дисциплин. М.: Знание, 2000.
Крикунов А.В. Государственный финансовый контроль: принципы организации, программы и порядок проведения. М.: Финансовая газета, 2000. 208 с.
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. М.: Academia, 1999.