Концептуальный подход к разработке стратегии развития территории: соединение универсальностии индивидуальности
Обоснована необходимость пространственного представления модели стратегического целеполагания. Предлагается подход к разработке стратегии развития территории на основе модельного представления стратегической цели
Conceptual approach and territory development strategy: universality and individuality connection.pdf Цель развития территории должна быть доведена до каждой социальной группы, до каждого человека, быть понятной и приемлемой. При этом необходимо учиты-вать индивидуальность как отдельного человека, так и многочисленных этнических групп (народностей), про-живающих на территории России и конкретного регио-на. Очень сложно в «обычных» условиях (не в экстре-мальных - война, терроризм, природная или техноген-ная катастрофа) найти одну-единственную цель, кото-рая бы объединила разные социальные группы, став для каждой из них естественной на длительное время, когда можно «поступиться» собственными интересами (на время забыть о них) во благо общих интересов, об-щей идеи, сформулированной в виде стратегической цели. Следовательно, стратегическая цель предполага-ет систематизированную иерархию согласованных ча-стных целей, которые на каждом уровне являются реа-лизацией общей (высшей, интеграционной) цели.Частные цели должны соответствовать требованиям:- объединять население для достижения общей це-ли (через включенность всех горизонтальных целей в вертикаль многогранника целей);- обеспечивать понимание причастности каждого носителя частных интересов к реализации стратегиче-ской цели;- отражать интересы конкретного, а не «среднеста-тистического человека (национальности, народности, региона);- указывать спектр частных траекторий целевого развития в ее единстве с другими траекториями людей (национальностей, народностей) на любом уровне; не-противоречивость спектра частных интересов страте-гической цели;- быть взаимовыгодными;- быть содержательными, краткими и достижимы-ми;- не быть агрессивными (отсутствие национализма, религиозной нетерпимости и т.д.).В основу модели стратегической цели (наряду с принципами частной цели) могут быть положены сле-дующие принципы:1..Стратегическая цель будет реализована только в том случае, если обеспечен баланс интересов: интересов государства, общества (наций, народностей, различных общественных образований и т.д.), интересов личности.2..Стратегическая цель должна быть понятна всем носителям интересов.3..Стратегическая цель должна включать в себя не-сколько уровней: макро-, мезо-, микро- и наноуровень (уровень конкретного человека).4.Стратегическая цель должна сдерживать потен-циальные и реальные центробежные процессы.5. Стратегическая цель должна быть ориентирована на будущее и развивать потенциалы каждого носителя интересов.Таким образом, создаются условия для вовлечения всего общества, всех, проживающих в конкретном ре-гионе, к реализации каждым по-своему понимаемой, но общей для всех стратегической цели развития не только конкретной территории, но и страны (России) в целом.В основу построения предлагаемой модели стратеги-ческой цели положен граневый подход1, позволяющий полнее учесть сложность человека, многообразие форм его проявления в различных сферах жизнедеятельности. Пространственное отображение объекта позволяет полу-чить о нем более полное, целостное представление.Учитывая, что на всех уровнях при реализации стра-тегической цели функционирует человек (меняются только функции, возложенные на него), при построении модели стратегической цели следует исходить из по-требностей человека. Только в том случае, если страте-гическая цель будет согласовываться с непрерывно из-меняющимися и растущими потребностями человека, она может быть достижима (рано или поздно).Для обеспечения баланса всех интересов предлага-ется выделение следующих основных факторов (с уче-том психологических и экономических факторов):1..Условия жизнедеятельности (продукты, товары, услуги, жилье, доходы, образование, здоровье, отдых, права, законность и т.д.).2..Самореализация (творческий труд, предпринима-тельство, средний класс и т.д.).3..Самосознание (культура, духовность, система ценно-стей, включая добро, свободу, социальную справедливость, гуманизм, религиозные воззрения и верования).4..Общественные образования (семья, коллективы (трудовые, по интересам и т.д.), гражданское общество, народности, национальности и др.)).5..Территория («малая» Родина, ресурсы, экологи-ческая ситуация, природа и т.д.).6.Технологии (технологические уклады, оборудо-вание, здания, сооружения, достижения науки и техни-ки и т.д.).7.Безопасность (продовольственная, экономиче-ская, национальная и др.).Данный набор факторов служит основанием много-гранника модели стратегической цели (рис. 1). С одной стороны, без их учета человек (народность, националь-ность, социальная группа, страна в целом) не может полноценно существовать, а с другой стороны, эти же факторы непрерывно меняются (количественно и каче-ственно) вместе с развитием самого человека (народно-сти, национальности, страны в целом). Данный подход позволяет показать, что цели развития носителей инте-144ресов каждого уровня должны согласовываться между собой и обеспечивать реализацию стратегической цели высшего уровня.РоссияМезоуровеньБезопасность/ЧеловекL ам\ч^лп:;аш1Яобразования Рис. 1. Пространственная модель стратегической целиДостоинством предлагаемого подхода является возможность изменения состава основных факторов и введения при необходимости новых, более полно и адекватно отражающих конкретно-исторические особенности.Данный многогранник можно разбить на уровни2: наноуровень (нижний); микроуровень (например, предприятие и т.д.); мезоуровень (например, регион, сельское поселение и т.д.); макроуровень (страна), причем на каждом из них проецируются те же факторы, что также позволяет обеспечивать единство предлагаемого подхода к формированию стратегической цели и ее достижению.Дополнительное введение в качестве самостоятельных факторов-институтов, таких как «государство» и «бизнес», нецелесообразно. Учитывая, что понятие «государство» трактуется как тождественное понятию «страна», то Россия как страна неотделима от государства. Более того, каждый институт на наноуровне может быть сведен до конкретного человека (в зависимости от доминирования в нем того или иного качества в данный период времени), в котором можно выделить соответствующие грани: 1) человек-работник; 2) человек-потребитель; 3) человек-общественное существо (социализированная индивидуальность). В результате и государство, и бизнес через человека можно представить посредством предложенного набора факторов (условия жизнедеятельности, самореализация, самосознание и др.). И от того, насколько бизнесмен (чиновник) эффективно реализует свою грань человека-работника, зависит, как другие смогут реализовать себя в качестве, например, человека-потребителя, оценивая его по тем же факторам (условия жизнедеятельности, самореализация и др.), правда, используя, может быть, другие характеристики (показатели).В данной модели следует рассматривать грани, объединенные общим ребром, во взаимосвязи, например, человек - условия жизнедеятельности - самореализация и Россия - условия жизнедеятельности - самореа-лизация, где общим ребром является условия жизне-деятельности - самореализация. Это позволяет обеспе-чить единство подхода, учитывая влияние факторов на человека и влияние этих же факторов на Россию. Действие предложенных факторов можно изучать:1))на плоскости (как часть многоугольника-основания);2))по общим ребрам в основании; 3) по «пространст-венным» ребрам (между двумя соседними гранями). Например, ребро Россия - общественные образования показывает неразрывную связь между территориальной составляющей патриотизма (Россия - общественные образования - территория) и генетической составляю-щей патриотизма (Россия - общественные образова-ния - самосознание), что следует учитывать при выбо-ре соответствующих методов. Таким образом, полити-ка, направленная на формирование патриотизма, если будет сводиться к системе мер только в рамках факто-ров грани Россия - общественные образования - терри-тория не приведет к желаемым результатам (закончит-ся как разовая компания), она обязательно должна до-полняться системой мер по изменению самосознания как человека, так и различных социальных групп. Но если провести на многоугольнике линию обществен-ные образования - условия жизнедеятельности, то ви-зуализируется связь с гранью Россия - общественные образования - условия жизнедеятельности и становит-ся очевидным для всех и каждого, что не только через дух, но и через «хлеб насущный» решаются вопросы формирования настоящего, подлинного (длительного, а не временного) патриотизма. Причем забота должна проявляться как в отношении ушедших поколений (че-рез сохранение памяти о них), так и живущих (и стар-ших, и молодых поколений).Таким образом, данный подход, с одной стороны, позволяет сформулировать универсальную стратегиче-скую цель, а с другой - обеспечить ее дифференциро-ванность (индивидуальную направленность на челове-ка (национальность, народность, социальную группу), территорию (регион, сельское поселение и т.п.). Пред-лагаемый подход к стратегической цели, с одной сто-роны, позволяет каждому народу, проживающему на территории России, наполнять ее своим содержанием, в том числе сохраняя свои традиции, обычаи, с дру-гой - объединяет все национальности (народности).Более того, данная модель стратегической цели позво-ляет ее применять и конкретному человеку в течение всей его жизни, по мере взросления, переходя от одной грани к другой, наиболее полно отражающей его устремления на конкретном «отрезке» жизненного пути. Тем самым дан-ный подход позволяет подходить к разработке стратегии в динамике, а не в статике. В связи с этим постоянно дол-жен производиться мониторинг, поскольку может изме-няться представление и о частной, и об общей стратегиче-ской цели на конкретном историческом этапе.Данная концептуальная пространственная модель стратегической цели позволяет переходить к ее различ-ным конфигурациям (модификациям) в зависимости от специфики ситуации, объекта и/или субъекта (на плос-кости - многоугольнике - можно проводить дополни-тельные линии-связи между факторами). Следовательно, можно перейти, например, к пирамидальному или тетра-эдному представлению стратегической цели.145Существующее многообразие подходов и формули-ровок стратегической цели развития отдельных муници-пальных образований «вписывается» в данную модель, представляя какую-то ее часть. Визуализация стратеги-ческой цели и возможность определения в ней места каждому (человеку, социальной группе, национально-сти), обеспечивая понимание включенности собственно-го роста в развитие региона (страны), позволяют посто-янно ощущать сопричастность к результатам: в случае удач радоваться и получать дополнительный положи-тельный многократно усиленный импульс на дальней-шее созидание; в случае же неудач и/или различного рода потрясений сплотиться для их преодоления и обес-печения необходимой степени безопасности. Предла-гаемый подход позволяет каждому конкретному (а не абстрактному) человеку (народности, социальной груп-пе) по-своему сформулировать для себя свою стратеги-ческую цель, которая не противоречит, а соответствует стратегическим целям каждого уровня многочисленных ее носителей, интегрируясь (сливаясь как ручейки в полноводную реку) в одну суперважную для всей еди-ной России (региона) стратегическую цель.Таким образом, предлагаемая пространственная мо-дель стратегической цели позволяет не только нагляд-но представить стратегическую цель в виде вектора исторического развития, стержня (человек - Россия) (рис. 1), но и показать средства ее достижения.Данная модель стратегической цели позволяет ви-зуально показать возможность достижения согласован-ности управления и самоуправления в процессе дости-жения стратегической цели как системы, состоящей из частных целей разного уровня. Механизм реализации стратегической цели не может быть сведен (ограничен) только к государственному регулированию, он должен включать согласованные (не противоречащие друг дру-гу) методы по ее достижению, применяемые всеми участниками данного процесса (государства, человека, общества в целом с его различными образованиями -по интересам, по национальной принадлежности и т.д.), т.е. сочетать управление и самоуправление. А это становится возможным только благодаря системам со-циального партнерства и социальной ответственности, не ограничивающимся сферой трудовых отношений, а распространяющимся и на политическую, и на соци-альную сферу, и в целом на экономику.Среди мер, влияющих на предложенные факторы, можно выделить некоторые:Улучшение условий жизнедеятельности:1..Увеличение объемов финансирования науки и образования как отраслей стратегического значения для России в XXI в.2.Сохранение сложившейся ранее и доказавшей свою жизнеспособность системы образования (школа, техникум/училище, институт/университет).3.Обеспечение доступности, всеобщности, обяза-тельности и максимальной государственной поддержки школьного образования (вернуться к практике бес-платных или льготных завтраков и обедов, контролю рационов питания для всех учащихся без исключения и вне зависимости от доходов семей).4.Отказ от постоянного и непродуманного пере-смотра программ обучения в школе.5..Обеспечение качественных стандартов школьных программ (оптимизация качества обучения и допусти-мости нагрузки - умственной, физической, психологи-ческой, эмоциональной).6..Введение такой дисциплины в первых классах, как «Права ребенка».7..Укрепление морального и физического здоровья.8..Законодательное закрепление критериев (количе-ственных и качественных) достойной жизни.9.Возврат к стандартизации качества продуктов пи-тания, усиление государственного контроля за качест-вом продовольственных, непродовольственных това-ров, воды, воздуха и усиление наказания за нарушения (вплоть до лишения лицензии).10..Создание условий для решения жилищной про-блемы (ее доступности, качества и т.д.) для всех воз-растных групп, а не только для молодежи (не допус-кать конфликта поколений!!!).11.Создание достаточных «маневренных» фондов для расселения из ветхового, аварийного жилья или после его утраты по различным причинам.12.Формирование в обществе «культа здорового об-раза жизни» («дворовые» спортивные площадки, детско-юношеские спортивные школы, контроль исполнения запрета на курение в общественных местах, резкий рост цен на табачные и алкогольные изделия, законодательно закрепленное повышение заработной платы при повы-шении индекса здоровья работника и т.д.).13.Формирование эффективной системы социаль-ного страхования (ощутимая дифференциация с учетом состояния здоровья клиента и вредных привычек - рег-рессивная и прогрессивная шкалы), медицинского об-служивания для всех граждан (устранение навязывания платных услуг - покупка бахил, приобретение допол-нительных средств для получения процедур и т.д., на-личие современного диагностического оборудования).14.Отказ от формальных профмедосмотров, огра-ничивающихся только получением результатов анали-зов, с которыми пациент-работник далее предоставлен сам себе. Завершение профмедосмотра рекомендован-ным комплексом мероприятий по улучшению здоровья (в поликлинике, стационаре, группах здоровья, спор-тивных секциях), составлением паспорта здоровья ка-ждого гражданина.15..Усиление требований к строительным организациям к качеству возводимого жилья и ужесточение ответствен-ности за брак, несвоевременное устранение «недоделок».Самореализация:1..Повышение ценности жизни каждого человека и самооценки им своей жизни.2.Обеспечение каждому человеку максимума воз-можностей для реализации его творческого потенциала и его индивидуального социального пространства, ус-ловий для раскрытия внутреннего потенциала челове-ка, народа в его творческой деятельности.3.Обеспечение оптимальных условий для массово-го формирования среднего класса (создание рынка то-варов и услуг, независимого от влияния олигополий; социально ориентированное налогообложение, обеспе-чивающее возможность любому гражданину доступа к финансовым и иным ресурсам, необходимым для соз-дания собственного дела и др.).1.1464..Определение потребности (прогноз) в специали-стах в новой структуре отечественной экономики (в отраслях с высокой добавленной стоимостью, в тради-ционных отраслях), регулирование процесса переме-щения трудовых ресурсов при формировании новой структуры (стимулирование «перетока» специалистов в новые отрасли).5..Государственный заказ на специалистов-выпуск-ников учебных заведений (вузов, училищ, техникумов), возрождение понятия «молодой специалист» и обязатель-ность работы в течение трех лет по месту распределения.6..Законодательное закрепление обязательности ра-боты по специальности в течение трех лет для выпуск-ника вуза (техникума, училища), обучавшегося на бюджетной основе (при несоблюдении компенсация затраченных государством средств на обучение в по-вышенном размере с учетом индексации).7..Законодательное закрепление критериев для опре-деления «полюсов роста» и «депрессивных отраслей» экономики России, что позволит снизить давление «лоб-би», обеспечит преемственность промышленной полити-ки и эффективность использования бюджетных ресурсов.8..Учет рентоориентированности отдельных про-фессий (например, госслужащих).9.Система государственных закупок продукциистратегических промышленных предприятий.10..Введение системы мер, делающих невозмож-ным, порицаемым обществом образа жизни «рантье».11.Сокращение социальной дифференциации за счет активной государственной поддержки протосред-него класса.Самосознание:1..Обеспечение оптимальных условий для совмест-ного проживания представителей различных этнокуль-турных сообществ в рамках общенациональной куль-туры и сохранение доминирующей и объединяющей роли коренной культуры нации страны.2..Обеспечение приоритетного положения и чистоты русского языка в сложившихся формах употребления.3..Регулирование (ограничение) в средствах массо-вой информации представления различных образцов культуры других стран на языке их носителей, обеспе-чение доминирования образцов, форм культуры на офи-циальных языках страны и народов, ее населяющих.4.Введение законодательно закрепленных ограни-чений в области культуры, направленных на устране-ние из произведений литературы и искусства безнрав-ственного содержания и формирование системы норм поведения.5.Оказание помощи территориям (за счет выделе-ния средств из госбюджета) на сохранение памятников культуры. Поддержка библиотек и музеев, сохранение архивов, сбережение памятников архитектуры, куль-турных и этнографических заповедников, всемерное развитие исторической науки и искусствознания.6.Поддержка лучших образцов культурного твор-чества, воспитывающего народ в духе патриотизма и национальной преданности.Общественные образования:1..Формирование в обществе культа семьи (офици-альной, а не так называемой гражданской).2..Недопустимость демографической катастрофы.3..Стимулирование формирования культа семейной собственности, передача из поколения в поколение семейных «реликвий» (как материализованная связь поколений).4..Поощрение приобретения семьей второго объекта для жилья (загородного или дачного дома) за счет регрес-сивного налогообложения на землю и недвижимость для усиления связи с «малой» Родиной и повышения индекса здоровья (отдых, приобщение к природе и т.д.).5..Развитие институтов гражданского общества.6..Активное формирование волонтерского движе-ния по различным направлениям (помощь в больницах, домах престарелых, хосписах и т.д.).7.Развитие молодежных движений (молодежного парламента и др.) для устранения вакуума после распа-да движений октябрят, пионеров, комсомольцев.8.Введение налоговых льгот на доходы семей с тремя и более детьми.9.Государственное обеспечение прогрессивного материального и морального поощрения семей в связи с рождением ребенка (законодательно закрепленное увеличение (процентное) заработной платы или мини-мальной заработной платы у каждого из родителей).10..Возврат налога на бездетность.11..Государственное обеспечение содержания мате-рей по уходу за ребенком до двух лет на уровне сред-ней заработной платы в стране.12.Повышение качества и финансирования систе-мы детского здравоохранения.13.Законодательный запрет на увольнение, сокра-щение матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет.14..Разработка и совершенствование государственного обеспечения программы поддержки молодых семей.15..Учет специфики традиционных видов занятости у малых народностей (в частности, северных) при ре-шении вопроса о формах обучения школьников (в ин-тернатах, в отрыве от семьи, нарушение связи поколе-ний и незнание традиций, обычаев).Территория:1.Формирование в обществе уважительного отно-шения к отечественной истории и ее наследию.2.Формирование системы патриотизма (преждевсего почвеннического).3.Введение предмета «Краеведение» в начальной школе.4..Создание программ по организованной мобиль-ности трудовых ресурсов (опыт СССР по переселению из трудоизбыточных регионов в трудодефицитные).5.Совершенствование системы налогов на ресурсы; решение вопросов, связанных с собственностью на ре-сурсы с учетом принципа социальной справедливости, в том числе для будущих поколений.6.Изменение системы налогообложения (перерас-пределение налоговых поступлений между федераль-ным центром и регионами) для обеспечения самофи-нансирования территорий.7..Государственная собственность на естественные монополии: системы связи, транспортные и энергети-ческие системы.8..Государственная программа по развитию стратегиче-ских транспортных сетей (включая систему трубопрово-дов) и связи с учетом геополитических интересов страны.1479.Референдум о возможности и целесообразности пе-ресмотра результатов приватизации (без срока давности).10..Законодательное решение вопросов о земле сель-скохозяйственного назначения, неиспользуемой по назна-чению длительное время или используемой собственни-ком способами, наносящими ущерб ее плодородию и ка-честву соседних земельных участков, жизни населения.11..Решение вопросов доступности водных и лес-ных ресурсов, перешедших в личную собственность, для населения, проживающего на ближайшей террито-рии, с учетом принципа социальной справедливости.12.Усиление контроля над рациональным исполь-зованием природных богатств России, введение серь-езной ответственности (материальной, административ-ной, уголовной) за экологический ущерб в результате нерационального ведения хозяйства и направление по-лученных штрафов непосредственно на устранение конкретного источника загрязнения, ущерба.13.Содействие развитию дачных хозяйств жителей городов, прежде всего, за счет со-финансирования ин-фраструктуры (с выделением значительной доли средств из бюджетов различных уровней).Безопасность:1..Законодательный запрет и ответственность за производство генномодифицированных пищевых про-дуктов и сокрытие информации от потребителей.2.Разработка комплексных государственных про-грамм по освоению территорий Сибири и Дальнего Востока без участия иностранного капитала.3.Разрешение только прямых иностранных инве-стиций.4..Прекращение захоронения импортных радиоактив-ных отходов на территории России, борьба с эрозией почв, умеренное применение химических удобрений.5..Усиление требований соблюдения норм охраны труда, социального и медицинского обеспечения ра-ботников (обязательность наличия на предприятии от-ветственного за охрану труда и техники безопасности или самостоятельного подразделения).6.Мониторинг и оценка информации об уязвимых жизненно важных интересах и выработка текущих ипрогнозных оценок развития социально-экономических отношений для предупреждения кризисных явлений.Технологии:1..Создание гибких наукоемких, высокотехноло-гичных производств, конкурентоспособных на внеш-нем рынке.2..Ускоренный перевод отечественной экономики на V и VI технологические уклады.3..Создание развитой многоуровневой инновацион-ной региональной инфраструктуры, не ограничиваю-щейся одним или несколькими городами региона.4..Первоочередная модернизация и технологическое переоснащение отраслей и производств, имеющих стратегическое значение для страны и выпускающих жизненноважные товары и услуги (например, легкая, пищевая, химическая и др.).5.Стимулирование предприятий и населения кэнерго- и водосбережению (налоговые льготы, пони-женные тарифы).6.Стимулирование активизации поиска и внедренияальтернативных энергоресурсов.Учитывая возможные сочетания различных факто-ров между собой и методов воздействия на них, можно обосновывать желательные для конкретных ситуаций комбинации, просчитывать достаточную степень со-гласованности отдельных направлений государствен-ной политики, тем самым повышая ее эффективность.Таким образом, предлагаемая модель стратегиче-ской цели позволяет повысить эффективность (резуль-тативность) ее достижения за счет преимущественного акцентирования сочетания мер воздействия на факто-ры, входящие в соответствующую грань или связанные грани, а не произвольной комбинации мер, так или иначе влияющих на носителей интересов. В результате данная модель позволяет делать выбор мер (оптимизи-ровать его) для достижения цели и управлять данным процессом на всех уровнях, наиболее удачно сочетая механизмы управления и самоуправления, учитывая необходимую степень согласованности применяемых мер воздействия на факторы, приоритетные для данных конкретно-исторических условий.ПРИМЕЧАНИЯ1Граневый подход представляет собой дальнейшее развитие структурно-функционального подхода. Суть подхода заключается в выделении наоснове анализа и синтеза основных характеристик (граней) объекта (явления) и в исследовании не только их взаимодействия и трансфор-мации, но и в рассмотрении функционирования объекта (явления), прежде всего, через призму взаимного влияния отдельных граней объ-екта и окружающих его объектов. Грань - это значимая качественная характеристика объекта (явления), отражающая его целостность в процессе функционирования и развития. Для обеспечения лучшего представления о функционировании объекта можно использовать как плоскостное, так и пространственное изображение.2На рис. 1 показаны не все уровни, чтобы его не усложнять.Статья представлена научной редакцией «Экономика» 1 февраля 2010 г.148
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 274
Ключевые слова
стратегическая цель, модель, граневый подход, strategic target, model, the allocated approachАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Рощина Галина Сергеевна | Томский государственный университет | efdecan@mail.tsu.ru |
Ссылки
