Возрастные особенности развития основных движений, физических качестви функционально-двигательных способностей детей дошкольного возраста в условиях направленного физического воспитания
Представлены результаты исследования формирования моторного потенциала дошкольников в условиях реализации в практике работы дошкольных образовательных учреждений направленного физического воспитания. Определены сенситивные периоды развития основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей дошкольников.
Age features of development of basic movements, physical qualities and is functional-motor abilitiesof preschool children in the conditions of the directional physical training.pdf Развитие организма носит адаптивный характерк различным внешним воздействиям, в связи с чемпрогрессивное развитие возможно при условии це-ленаправленного воздействия на функции, имею-щие высокую подверженность влияниям факторовсреды в определенные периоды жизни. Следова-тельно, эффективное управление учебным процес-сом возможно в условиях выявления и учета сенси-тивных периодов развития двигательных навыков,физических качеств и функционально-двигательныхспособностей детей.Сенситивные периоды развития физических качестви функционально-двигательных способностей детей 1-6 лет были рассмотрены А.И. Кравчуком [1]. Благопри-ятным периодом развития физических качеств дошко-льников являются 5-6-й годы жизни ребенка, функ-ционально-двигательных способностей - 5-й год жизни(табл. 1).Т а б л и ц а 1Интенсивность годовых темпов роста физических качеств и функционально-двигательных способностей дошкольниковв условиях направленного физического воспитания, у.е. (А.И. Кравчук, 1998)Возраст детейПотенциал Показатели5 6 7Сенситивныйпериод, летЛовкость 1,4 0,6 - 5Выносливость 0,7 1,3 - 6Статическая сила 1,2 0,8 - 5Быстрота 1,4 0,6 - 5Скоростная сила 0,8 1,1 - 6Динамическая сила 1,1 0,9 - 5Гибкость 0,9 1,1 - 6ФизическийУмеренный рост 4 3 - 5-6Дифференцировка силовых напряжений 1,3 1,4 0,3 5-7Дифференцировка пространственных параметров 1,2 0,8 1,0 5, 7Ориентационные способности 1,3 0,7 1,0 5, 7Координационные способности 1,2 1,0 0,8 5-6Задержка дыхания на вдохе - - - -Задержка дыхания на выдохе - - - -Функционально-двигательныйУмеренный рост 4 2 2 5Примечание. у.е. - условные единицы; интенсивность темпов роста развития: ≥1,5 - ускоренный рост; ≥1,0 - умеренный рост;
Ключевые слова
дошкольники,
сенситивные периоды,
физическое воспитание,
preschool children,
precise periods,
physical trainingАвторы
Мухина Маргарита Петровна | Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (г. Омск) | кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания физической культуры | margarit-mukhin@yandex.ru |
Кравчук Анатолий Иосифович | Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (г. Омск) | доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики туризма и социально-культурного сервиса | kravchukprof@mail.ru |
Всего: 2
Ссылки
Кравчук А.И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания). Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998. Ч. 1. С. 72-86.
Кравчук А.И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания). Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998. Ч. 2, 3. 238 с.
Закон РФ «Об образовании» (от 10.06.1992 г. № 3266-1 с изменениями от 27.12.2009 г. - п. 2 ст. 7 и п. 5 ст. 14).
Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» (от 1.06.1995 г. № 677 с изменениями от 12.09.2008 г. № 666 - п. 21, 22).
Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. и др. Программа развития и воспитания в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. 3-е изд., перераб. СПб.: Детство-Пресс, 2004. 244 с.
Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. Программа и программные требования. М.: ВЛАДОС, 2004. 143 с.
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. 6-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-синтез, 2009. 208 с.
Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. Ч. 1: Программа «Старт»: Метод. рекомендации. М.: ВЛАДОС, 2004. 315 с.
Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа: Конспекты занятий. М.: Мозаика-синтез, 2009. 112 с.
Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. М.: Просвещение, 1986. 157 с.
Мухина М.П., Кравчук А.И. Физическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях концентрированного обучения двигательным действиям // Омский научный вестник. 2006. № 5 (39). С. 244-249.