Игра как средство диагностики межличностных взаимоотношений дошкольников в норме и с общим недоразвитием речи | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 345.

Игра как средство диагностики межличностных взаимоотношений дошкольников в норме и с общим недоразвитием речи

Раскрывается методика диагностики межличностных взаимоотношений дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и нормальным речевым развитием, основанная на творческой сюжетно-ролевой игре. Получены данные, характеризующие особенности межличностных взаимоотношений детей с общим недоразвитием речи.

Game as a means of diagnostics of interpersonal relations between preschoolers with normal speech and preschoolerswith common speech deficiency.pdf Проблема становления межличностных отношенийдетей старшего дошкольного возраста является акту-альной и привлекает внимание многих специалистов[1, 8], поскольку своеобразие их развития отражаетсяна социальном самочувствии дошкольников и сказыва-ется на процессе социальной адаптации (Л.С. Выгот-ский, Я.Л. Коломинский, А.В. Запорожец, Д.Б. Менд-жерицкая, В.С. Мухина, и др.). Речевые трудности до-школьников напрямую связаны с их взаимоотноше-ниями со сверстниками, поскольку отклонения в разви-тии речи отрицательно сказываются на психическомразвитии ребенка, затрудняют общение с окружающи-ми и препятствуют формированию личности (Н.В. Ду-бова [2], И.С. Зайцев, С.А. Игнатьева, Е.О. Кануннико-ва [3], Е.С. Парахина и др.).Анализ литературных данных показал, что дошколь-ники с общим недоразвитием речи (ОНР) испытываютзначительные затруднения в коммуникации, програм-мировании и предвосхищении своих поступков (Ю.Ф.Гаркуша, Н.В. Дубова, И.С. Зайцев, С.А. Игнатьева,Е.О. Канунникова, О.О. Косякова, О.С. Павлова, Е.С.Парахина и др.). Фактически имеются исследованиялишь отдельных компонентов межличностных взаимо-отношений, в основном отражающие только характеробщения данной категории детей, однако, как указы-вают А.А. Реан и Я.Л. Коломинский, межличностноеотражение включает явления общения и взаимоотно-шения. Последнее представляет собой личностно-значимое образное, эмоциональное и интеллектуальноеотражение людьми друг друга [6]. Именно поэтомуочень важно иметь полную картину особенностей меж-личностных взаимоотношений детей с ОНР и осущест-влять коррекционную работу с их учетом.В старшем дошкольном возрасте творческая сю-жетно-ролевая игра является ведущим видом деятель-ности, она позволяет воссоздать и усвоить обществен-ный опыт, благодаря ей дошкольники способны про-явить себя в непосредственном взаимодействии безлишнего преувеличения [4, 5, 9]. Именно поэтому внашем исследовании, выполненном с целью изучениямежличностных отношений детей старшего дошколь-ного возраста с общим недоразвитием речи III уровня,этот вид игры выступил в качестве основного диагно-стического средства. Выбор данной категории испы-туемых основан на положениях возрастной и педагоги-ческой психологии о том, что в старшем дошкольномвозрасте дети осознают сверстника как равноправногои наиболее значимого партнера, в связи с чем откры-ваются широкие возможности для развития межлично-стных отношений и обучения дошкольников адаптив-ным способам взаимодействия в коллективе сверстни-ков. Исследование строилось на основе методов бесе-ды, наблюдения, изучения педагогической документа-ции, эксперимента, математической статистики.В экспериментальном исследовании приняли уча-стие 96 дошкольников (5-6 лет), воспитывающихся вДОУ № 21, № 15 г. Биробиджана и 8 работающих сними воспитателей. Из них 48 детей с ОНР III уровня и48 с нормальным речевым развитием.Методика эксперимента включала в себя следую-щие аспекты: выявление коммуникативных навыков удошкольников с нормальным и нарушенным речевымразвитием; определение психологического климата вгруппах; изучение межличностных взаимоотношенийстарших дошкольников в ходе решения испытуемымисоциальной проблемы в игре; определение статуса ре-бенка в группе; выявление эмоционально-личностныхотношений сверстников друг к другу.Переходим к анализу полученных данных. Сравни-тельное изучение коммуникативных навыков у детей снормальным и нарушенным речевым развитием проис-ходило на основе беседы и анализа речевых карт. Этопозволило констатировать, что у детей с нормальнымречевым развитием отмечались высокий (20%), вышесреднего (40%) и средний (40%) уровни развития ком-муникативных навыков. Трудности были связаны сличностными особенностями испытуемых и проявля-лись в стеснительности, замкнутости некоторых изних. В свою очередь дети с ОНР III уровня находилисьна уровнях ниже среднего (43%) и низком (57%). Удошкольников отмечались нарушения звукопроизно-шения, лексико-грамматического строя речи. Они за-труднялись в подборе слов и построении фраз.Определение психологического климата в группахпроисходило посредством беседы с воспитателями и на-блюдения за самостоятельными играми дошкольников.Беседа показала, что проблема межличностных взаимоот-ношений воспитанников интересна им, и они хотели быполучить помощь в ее решении. Было отмечено, чтобольшинство дошкольников предпочитали общаться вигре; играли объединениями; присутствовали лидеры, ите, которых редко принимали в игру; иногда случалиськонфликты. Однако ответы воспитателей отличаются:дошкольники с ОНР менее дружны и общительны, кон-фликты более многочисленны, часто случались драки. Вгруппах детей с нормальным и нарушенным речевымразвитием взаимоотношения носили избирательный ха-рактер. Однако предпочтения в игре детей с ОНР отдава-лись тем, у кого лучше развита речь. Как правило, их ре-чевой дефект носил менее выраженный характер, ничемне был осложнен и в связи с этим они лучше отвечали назанятиях, их чаще хвалили взрослые. Беседа показала, чтов сравнении с нормой в группах с ОНР преобладало ко-личество детей, с которыми никто не играет.Объектом наблюдения были самостоятельные твор-ческие игры детей во время, отведенное для свободнойдеятельности. В общей сложности наблюдению под-верглись 28 игр на следующие темы: «Парикмахер-ская», «Больница», «Зоопарк», «Автобус», «Деревня»,«Семья», «Стройка», «Магазин», «Война», «Гараж».Обращалось внимание на следующие показатели: от-ношение к сверстникам (доброжелательность взаимо-отношений, заинтересованность, предпочтения в игре),умение считаться с мнением других детей, общитель-ность, конфликты и способы их решения, поведение вигре. Сравнение самостоятельно организованной игро-вой деятельности детей с нормой и речевыми наруше-ниями показало, что все дошкольники большую частьсвободного времени проводили в сюжетно-ролевыхиграх. Дети играли небольшими объединениями, само-стоятельно придумывали игру, распределяли роли. Од-нако часто возникали конфликты. Они были связаны стем, что играющие не могли поделить роль, игрушкиили не соглашались с развитием сюжета.Несмотря на сходство игр дошкольников с нормаль-ным и нарушенным речевым развитием, качественноони сильно отличались. Так, в играх дошкольников снормальным речевым развитием участвовало 5-6 и бо-лее детей. Они меняли роли, придумывали новые, моглиприглашать в игру сверстников, легко делились игруш-ками. Часто объединялись 2-3 игровых сюжета, тем са-мым была задействована большая часть детей. Напри-мер, дети, играющие в «Парикмахерскую», объедини-лись со сверстниками, играющими в «Семью», послечего они совместно организовали магазин. В свою оче-редь, наблюдение за играми детей с общим недоразви-тием речи показало, что они носили спонтанный харак-тер, дошкольники их не планировали, не договаривалисьоб их исполнении, и поэтому они быстро заканчивались.В них участвовало по 3-4 человека, осуществлялисьпопытки другими сверстниками включиться в игру, ноих зачастую не принимали. Часто игры носили поверх-ностный характер, сюжетно-ролевые игры сменялисьманипулятивными действиями с игровым материалом,что впоследствии быстро надоедало испытуемым. Неко-торые играющие могли брать на себя несколько ролей ине соблюдали ни одной.Для исследования межличностных взаимоотноше-ний в ходе решения социальной проблемы использова-лась модифицированная методика Е.О. Смирновой«Метод проблемных ситуаций» (ситуация «строи-тель»). В результате было выявлено, что среди детей снормальным и нарушенным речевым развитием быликак те, которые строили дружно, сообща, так и те, ко-торые конфликтовали, не были эмоционально вовлече-ны в действия, охотно принимали критику в адрессверстника. Вместе с тем большинство испытуемых снормальным речевым развитием были заинтересованыдействиями сверстника, чувствительны к нему и под-держивали его. В свою очередь большинство испытуе-мых с общим недоразвитием речи не желали помогатьнапарнику, делиться игрушками, были безучастны кего деятельности. Многие дети проявляли безразличиек положительным и отрицательным оценкам партнераили же радовались, когда экспериментатор указывалдругому ребенку на ошибку, не делились деталями ипомогали строить лишь после того, как заканчивалисвое дело. Уровневый показатель испытуемых с нор-мальным речевым развитием существенно выше пока-зателя их сверстников с ОНР (табл. 1)Т а б л и ц а 1Распределение детей с нормальным и нарушенным речевым развитием по уровням межличностного взаимодействияв ходе решения социальной проблемыИспытуемыеОНР Уровни межличностного НормавзаимодействияКол-во детей % Кол-во детей %Высокий 9 18 19 40Средний 19 40 23 48Низкий 20 42 6 12На высоком уровне оказались испытуемые, которыепристально наблюдали и активно вмешивались в дейст-вия сверстника, одобряли, поддерживали, помогали, за-щищали сверстника от несправедливой критики, помога-ли, делились игрушками. Среднему уровню соответство-вало следующее поведение: дошкольники периодическипристально наблюдали за действиями сверстника или«кидали» беглые заинтересованные взгляды. Соглаша-лись как с положительными, так и с отрицательнымиоценками взрослого в сторону партнера по игре, не стре-мились заступиться, если порицание было провокацион-ным, помогали партнеру только в том случае, если закон-чили свое дело. У испытуемых, находящихся на низкомуровне, наблюдалось полное или частичное отсутствиеинтереса к сверстнику, безразличие как к положитель-ным, так и к отрицательным оценкам партнера со сторо-ны экспериментатора. Они не желали делиться игрушка-ми, не исполняли взятой на себя роли, предпочитали бытьтолько строителями, чтобы самим выполнять постройки.С целью определения статуса ребенка в группе, атакже выявления эмоционально-личностных отношенийсверстников друг к другу были использованы две специ-ально разработанные методики, основанные на игровойдеятельности: «Моделирование игровой ситуации» и«Парикмахерская». Сущность первой методики состоялав том, что в ходе индивидуальной работы испытуемомупредлагались различные наборы настольных игрушек(солдатики, фигурки животных, кубики, куклы) для ор-ганизации игры. Ребенок должен был представить, чтоон и его друзья из группы находятся среди этих игрушеки ответить на ряд вопросов. Интерпретация полученныхданных осуществлялась по принципу социометрическихметодик. В процессе игры отмечалось то, как ребенокраспределял роли, развивал сюжет игры, представляясебя и друзей, какому персонажу уделяли больше вни-мания, что позволило определить социометрическийстатус. «Популярные» присутствовали в обеих группах -16% испытуемых без речевых нарушений и 14% с ОНР.Преобладающее количество детей с нормальным рече-вым развитием - 70% и ОНР - 54% вошло во вторуюгруппу, получив статус «предпочитаемых». Статус «иг-норируемые» получили дети как с нормальным речевымразвитием - 6%, так и с общим недоразвитием речи -12%. Данных детей испытуемые не выбирали, не упо-минали о них в ходе беседы.Количество «отвергаемых» преобладало среди до-школьников с нарушенным речевым развитием - 20%,по сравнению с нормой - 8%. В данную группу вошлидети, получившие только отрицательные выборы. Такжеотрицательные выборы получили дети с социометриче-скими статусами «популярные» и «предпочитаемые».Например, «популярный» ребенок получал отрицатель-ный выбор потому, что «не хочет со мной играть», «неслушается меня» и т.д. В целом количество детей, полу-чивших отрицательные выборы независимо от распре-деления по статусным группам, значительно отличается:детей с нормальным речевым развитием - 14%, с общимнедоразвитием речи - 62%.Вторая методика - «Парикмахерская» - представляласобой групповую творческую сюжетно-ролевую игру.В ходе предварительной беседы выяснялись и уточня-лись знания и представления детей о том, для чего нужныпарикмахерские, кто в них работает и что делает. Далеекаждый ребенок по очереди становился директором па-рикмахерской и набирал себе персонал: кассира, парик-махера, а также одного клиента. Условия были таковы,что директор - самый главный в парикмахерской и вседолжны его слушаться. Он в свою очередь следил за ра-ботой персонала и руководил его действиями.Интерпретация полученных данных являлась анало-гичной первой методике, но в данном случае не оцени-вались отрицательные выборы. «Популярных» средидетей с нормальным речевым развитием оказалосьбольше - 16% против 14% с ОНР. Количество «пред-почитаемых» в обеих группах достаточно высокое, носреди детей с нормальным речевым развитием даннойстатусной группе принадлежит 78% против 64% с на-рушенным речевым развитием. В группе «игнорируе-мых» оказалось 6% с нормальным и 22% с нарушен-ным речевым развитием. По результатам методики«Парикмахерская» был оценен уровень межличност-ных взаимоотношений у дошкольников (табл. 2).Т а б л и ц а 2Распределение детей с нормальным и нарушенным речевым развитием по уровням развития межличностных взаимоотношенийИспытуемыеУровень межличностных ОНР НормавзаимоотношенийКол-во детей % Кол-во детей %Высокий 12 24 29 60Средний 19 40 15 32Низкий 17 36 4 8Дети, находящиеся на высоком уровне, были общи-тельны, инициативны, доброжелательно относились ксверстникам, в конфликтные ситуации вступали редко,в ходе игры помогали сверстникам, делились игрушка-ми. Большинство детей исполняли главные роли, одна-ко если им назначали второстепенные, они их прини-мали, старались не выходить за их пределы. На сред-нем уровне оказались испытуемые, которые не всегдапроявляли интерес к сверстникам, часто отмечалисьантипатии, хотя положительное отношение в целомпреобладало. Они могли отказаться от игры, затрудня-лись в решении совместной задачи, не всегда моглидоговориться без помощи взрослого. Низкому уровнюсоответствовали испытуемые, которые предпочиталиизбегать контактов со сверстниками или же часто про-являли агрессию, не могли договориться, обижались,если их не выбирали постоянно, с трудом дожидалисьсвоей очереди, теряли интерес к игре. Количество сим-патий было снижено. Если роль, предложенная други-ми детьми, не соответствовала ожиданиям, отказыва-лись от игры.В целом на основе проведенного эксперимента выяв-лен ряд проблем, свойственных дошкольникам с нор-мальным и нарушенным речевым развитием (табл. 3).Т а б л и ц а 3Проблемы межличностных отношений дошкольников с нормальным речевым развитием и ОНР III уровняПроблемы ОНРК (о4л8и дчеетсетйво) наблюдаемыНхо рсмлуа ч(а4е8в д етей)Недоброжелательное отношение к сверстникам 22 5Незаинтересованность сверстниками 5 -Нежелание считаться с мнением партнеров по игре 31 5Навязывание своего мнения партнерам по игре 20 11Трудности в общении 48 14Упрямство 25 2Необоснованные негативные реакции 6 -Неумение конструктивно решать конфликты 18 3Предпочтение играть с конкретным сверстником 35 2Нежелание вступать в игровое сообщество 9 3Нежелание делиться игровой зоной, игрушками 33 10Поведение, неадекватное сложившейся ситуации 5 1Попытки расстроить игру 15 2Ревность «предпочитаемого» сверстника к остальным играющим 7 1Попытки подчинить себе остальных играющих силой 17 -Жалобы воспитателю на сверстников 14 3Представленные в табл. 3 данные свидетельствуюто том, что у большинства дошкольников с общим не-доразвитием речи отмечаются значительные трудностиво взаимоотношениях со сверстниками, которые на-прямую связаны с речевыми нарушениями, выражают-ся в частых ссорах, неумении решать конфликты ипредпочтении отстаивать свою точку зрения силой.Наряду с общим недоразвитием речи у них отмечаетсянегативизм, упрямство, повышенная возбудимость илинаоборот заторможенность действий.Достоверность данных подтверждена результатамистатистического анализа с использованием t-критерияСтьюдента для обработки несвязных равнозначныхвыборок, который показал что уровень межличностныхвзаимоотношений в группе детей старшего дошкольно-го возраста с общим недоразвитием речи ниже, чем вгруппе нормально развивающихся сверстников(tэмп = 8,246 > tкр = 3,48 при p = 0,001).Обобщая результаты проведенного исследования,отметим, что разработанная методика исследованиямежличностных взаимоотношений, основанная натворческой сюжетно-ролевой игре, позволила опре-делить уровень развития межличностных отношенийдошкольников с нормальным и нарушенным рече-вым развитием, а также качественно и подробно оха-рактеризовать особенности межличностных взаимо-отношений дошкольников с общим недоразвитиемречи.Таким образом, проведенное нами исследованиепоказало, что речевые нарушения отрицательновлияют на развитие межличностных взаимоотноше-ний у детей и в дальнейшем могут отразиться напроцессе социальной адаптации. Именно творческаясюжетно-ролевая игра, выполняет важную диагно-стическую функцию в изучении межличностных от-ношений дошкольников.

Ключевые слова

дошкольники с общим недоразвитием речи, межличностные взаимоотношения, творческая игра, preschoolers with common speech deficiency, interpersonal relationships, creative plot-role playing game

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Серебрякова Ольга ВалерьевнаДальневосточная государственная социально-гуманитарная академия (г. Биробиджан)аспирант, старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии факультета коррекционной педагогики и начального образованияCerebro-2008@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Глистина И.А. Особенности эмоционального развития дошкольников с общим недоразвитием речи // Практическая психология и логопедия. 2006. № 5 (22). С. 30-36.
Дубова Н.В. Об особенностях навыка общения дошкольников с ОНР // Логопед в детском саду. 2006. № 3 (12). С. 36-38.
Игнатьева С.А., Канунникова Е.О., Парахина Е.С. Оценка состояния коммуникативно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. 2007. № 2. С. 29-33.
Менджерицкая Д.В. Игра и детское творчество // Воспитание детей в игре. М.: А.П.О., 1994. 54 с.
Мухина В.С. Психология дошкольника / Под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1975. 239 с.
Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999. 416 с.
Серебрякова О.В. Изучение отношений к сверстникам дошкольников с общим недоразвитием речи посредством проблемной игровой ситуации // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: Сб. материалов XI Международной науч.-практ. конф.:
Серебрякова О.В. Особенности межличностных взаимоотношений дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием // Современность и пути развития специального образования. Ч. 2: Материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 45-летнему юбилею Институт
Эльконин Д.Б. Психологические вопросы игры дошкольника // Дошкольное воспитание. 2008. № 7. С. 19-30.
 Игра как средство диагностики межличностных взаимоотношений дошкольников в норме и с общим недоразвитием речи | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 345.

Игра как средство диагностики межличностных взаимоотношений дошкольников в норме и с общим недоразвитием речи | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 345.

Полнотекстовая версия