Теоретико-методические аспекты формирования социальной успешности девушек в раннем юношеском возрасте | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 351.

Теоретико-методические аспекты формирования социальной успешности девушек в раннем юношеском возрасте

Анализируются теоретико-методические аспекты формирования социальной успешности девушек в раннем юношеском возрасте. Автор подходит к исследованию с позиций рефлексивно-деятельностного подхода, основной идеей которого является идея рефлексивного осмысления деятельности.

Theoretical and methodological aspects of girls social success formation in early youth.pdf Важнейшей жизненной ценностью личности явля-ется достижение успеха (социального, профессиональ-ного и т.п.). Ориентация на достижение успеха зачас-тую называется непременным условием как индивиду-ального, так и социального развития. При этом соци-альное и экономическое положение современной мо-лодежи делает реализацию установки на социальнуюуспешность крайне непростой. Несмотря на то что ус-ловия самоутверждения личности стали более жестки-ми, в сложившейся ситуации есть свои положительныестороны: появилась определенная свобода в выборепути и способа самореализации.В педагогической науке сформирована достаточнаятеоретическая и методическая база для исследованияпроблемы сопровождения молодежи в процессе фор-мирования социальной успешности, однако сущест-вующие разработки недостаточно дифференцированыпо отношению к гендерным различиям изучаемогопроцесса.Как показывает проведенный нами анализ научныхработ по теме исследования, проблема успеха чащевсего рассматривается в контексте проблемы целепола-гания личности. В зарубежной и отечественной психо-логической литературе существуют исследования лич-ностных детерминант успешного поведения. К нимотносят особенности органической конституции лич-ности, интеллект, уровень мотивации, притязаний, са-мооценки, особенности ценностных ориентаций, локусконтроля.Основываясь на позициях рефлексивно-деятельност-ного подхода, главной идеей которого является идеярефлексивного осмысления деятельности, мы считаем,что успех личности в контексте жизнедеятельности вы-ступает, прежде всего, как форма самосознания и приво-дит к субъективной удовлетворенности процессом соци-ального взаимодействия.Мы согласны с идеями А.И. Субботина [1], по мне-нию которого в целом деятельность может быть ус-пешной и неуспешной (как утверждает автор, в первомслучае это свидетельствует о нормальном состояниисознания человека). Неуспешная деятельность, т.е. недостигающая цели, может стать основанием проблемыи проблемной ситуации. Таким образом, отношениечеловека к постигшей его неудаче прямо зависит отуровня развития его самосознания: при недоразвитомсамосознании факт неудачи отключает мыследеятель-ность человека и высвобождает инстинктивные реак-ции на связанный с неудачей стресс. В результате про-исходит отождествление причины любой неудачи сдействием некоего враждебного фактора. Далее онаразвертывается в деятельность поиска и обнаруженияэтого фактора; затем - в деятельность по его подчине-нию или уничтожению, т.е. в разрушение или кон-фликт; такая деятельность порождает больше проблем,чем решает, что в результате и ведет к переживаниюнеуспешности. Только достаточно развитое самосозна-ние не прибегает к этому способу и берет на себя функ-цию управления сознанием: включается мышление,главным механизмом которого является рефлексия. Втом случае, если личность ощущает себя успешной,повышается осознание компетентности в управлениисобственной жизнедеятельностью, разрешении жиз-ненных трудностей, реализации поставленных целей.Иными словами, успешная личность осознает своюсамоэффективность.Таким образом, проведенный теоретический анализпозволил нам сделать вывод, что в современной наукеуспешность определяется, во-первых, как одна из базо-вых потребностей индивида, являясь стимулом его по-ступков; во-вторых, это основной мотив поведения,цель, на достижение которой направлены значительныеусилия индивида; в-третьих - как результат эффектив-ной деятельности, предстающий в качестве оценки каксо стороны самого индивида, так и со стороны окру-жающих.Вместе с тем процесс формирования социальнойуспешности сопряжен с определенными возрастнымитрудностями. Так, по мнению И.С. Кона [2], в процессеформирования самосознания личности выделяется ста-дия, характеризующаяся как промежуточная социали-зация, которая совпадает со старшим подростковым(14-15 лет) и ранним юношеским (16-17 лет) возрас-том, она обозначается автором как маргинальный пере-ходный период социализации. На этой стадии наиболееактуализированы такие особенности, как псевдоустой-чивость, промежуточность, эмоциональная и физиоло-гическая неустойчивость организма, «пограничность»положения индивида.На наш взгляд, следует также учитывать, что дляформирования эффективного самосознания в раннемюношеском возрасте необходимо научиться преодоле-вать давление референтной группы. Как отмечается вработах В.В. Столина [3], главной социализирующейтенденцией данного возраста становится пониманиеличностью себя в качестве некоторой целостности, оп-ределение собственной идентичности. Таким образом,основным условием формирования социальной успеш-ности мы считаем обретение внутренней свободы лич-ности, сопровождаемое расширением сферы ее взаимо-действия с обществом.Нельзя также не рассматривать и тот факт, что со-циально нормированные стандарты успешности, само-утверждения и самореализации мужчин и женщин раз-личны и определены социальными стереотипами отно-сительно содержания мужских и женских социальныхролей. Так, в исследовании А.Р. Тугушевой [4] обнару-жены гендерные различия в представлениях о социаль-ной успешности: у девушек предполагается наличиеувлеченности, активности, а у юношей доминируютопора на собственную самостоятельность, способностьчетко ставить цели; общение, в их понимании, выполня-ет не основную, а вспомогательную роль, главное - этоэффективность в деятельности и уверенное поведение.Таким образом, процесс формирования социальнойуспешности в педагогической деятельности долженучитывать гендерно-возрастные тенденции и законо-мерности представлений об успехе и, вместе с тем, ис-ходить из субъективности данных представлений. Всвязи с этим, рассматривая обозначенную проблему,мы выбрали определенную категорию несовершенно-летних - девушек раннего юношеского возраста. Дан-ная категория выбрана в связи с тем, что по результа-там различных исследований в последнее время имен-но женская социальная дезадаптация прогрессируетнаиболее активно. При этом юношеский возраст харак-теризуется как сензитивный период формированияидентичности, ценностных и нравственных установокличности, и, следовательно, существуют возможностидля педагогического сопровождения процесса лично-стного развития вообще и формирования социальнойуспешности в частности.В нашем исследовании принимали участие девуш-ки - студентки первого и второго курсов Ростовскогопедагогического колледжа в количестве 56 человек,возраст испытуемых 15-16 лет. На наш взгляд, сту-дентки колледжа фактически представляют более са-мостоятельную группу молодежи, чем учащиеся школ:система профессионального образования создаетбольше возможностей для самостоятельности; отмеча-ется больший, чем у школьниц, отрыв от родительско-го влияния, в связи с чем девушки подвержены дейст-вию большего количества десоциализирующих воздей-ствий.В ходе социально-педагогического сопровождениядевушек раннего юношеского возраста мы предлагаемучитывать возрастные и гендерные особенности фор-мирования социальной успешности в качестве инвари-анта. В ходе разработки содержания инвариантногокомпонента программы мы исходили из следующихусловий:- Сопровождение процесса формирования социаль-ной успешности девочек должно быть направлено нена коррекцию личности с позиций объектного манипу-лирования, а на создание условий для ее развития черезудовлетворение ее базовых потребностей, что должнообеспечить формирование механизмов самообучения исамовоспитания.- Развитие личности будет эффективным в том слу-чае, если в нем будут в максимальной степени исполь-зованы возможности подражания продуктивным со-циокультурным образцам поведения и деятельности. Вплане развития творческого потенциала это должнобыть подражание творческим, гуманистически ориен-тированным личностям - их отношению к делу, к жиз-ни в целом.- Развитие личности предполагает создание усло-вий для ее ориентации на собственные этические нор-мы и установки, т.е. формирование у нее внутреннеголокуса контроля.- Развитие социальной успешности девочек должноосуществляться исходя из представлений об активном,творческом характере человеческой психики; это озна-чает, что любые навыки, знания, умения, любые чертыличности могут быть сформированы или изменены врезультате лишь собственной активности личности -деятельности, инициированной самой личностью(внешние же воздействия могут лишь стимулироватьили тормозить, но никак не подменять эти процессы);именно поэтому в определении средств формированиясоциально-успешной личности, в данной программеважное место отводится воспитанию на примере жиз-ни и деятельности, слагаемых жизненного успеха из-вестных женщин как современности («бизнесвумен»,женщины-руководители, актрисы, спортсменки и др.),так и прошлого (подвижники культуры, женщины-просветители и др.).Вариативная составляющая процесса сопровожде-ния, на наш взгляд, должна быть дифференцирована взависимости от уровня направленности девушек нареализацию позиции социально успешной личности.Основываясь на позициях рефлексивно-деятельност-ного подхода, мы выявили качества личности, влияю-щие на формирование социальной успешности деву-шек или препятствующие ему (таблица).Внутриличностные факторы формирования социальной успешности девушек раннего юношеского возрастаКомпонент направленностина социальную успешностьКачества, способствующие формированиюсоциальной успешностиКачества, препятствующиеформированию социальной успешностиКогнитивный компонентЗнание социальных норм и социально-одобряемых критериев социальной успешно-сти. Принятие женской социальной ролиНезнание норм социального взаимодействия инеадекватное представление об успешности.Непринятие женской социальной ролиКомпонент самосознания Адекватная самооценка своих возможностейв достижении успешностиЗавышенная или заниженная самооценка сво-их возможностей в достижении успешностиЦенностно-смысловой компонент Сложившаяся система смысложизненныхориентацийНеопределенность смысложизненныхориентацийПоведенческий компонентМотивация на преодоление социальных барь-еров в достижении успешности (мотивация науспех)Мотивация на избегание неудачРефлексивный компонентИнтернальность - высокая ответственностьза жизненные ситуации, рассмотрение себя,своих действий как источник и причинауспехов и неудачЭкстернальность - процесс и результат рас-смотрения внешних факторов в качествепричин и источников собственных успехови неудачДиагностика выраженности данных качеств позво-лила нам дифференцировать представительниц выбор-ки на три группы:1. Девушки с низким уровнем направленности нареализацию позиции социально успешной личностихарактеризуются тенденцией к нарушению общеприня-тых норм и правил, непринятием женской социальнойроли, у них неадекватная самооценка (чаще занижен-ная), нет четких жизненных и профессиональных пла-нов, выражена боязнь неудач и отмечена склонность кфатализму.2. Девушки, в период ранней юности средне ориенти-рованные на социальный успех, отличаются осведомлен-ностью о правилах, предъявляемых членам общества,четкими представлениями о социальных требованиях ктрадиционно женским типам поведения, но при этом до-пускают для себя нарушение социальных норм в ситуа-ции отсутствия угрозы наказания; при нормативной илинесколько завышенной самооценке они недооцениваютсвои возможности на пути достижения социальной ус-пешности; характеризуются наличием представлений осоциально-успешной личности, но незнанием социально-приемлемых средств достижения успеха; при среднемуровне мотивации на успех они характеризуются среднимже уровнем экстернальности локуса контроля.3. Девушки с высоким уровнем направленности надостижение позиции социально успешной личностидемонстрируют такие качества: высокая готовность креализации традиционно женских форм полоролевогоповедения, непринятие открытой агрессии как способадостижения жизненных целей, преобладание в системеценностей традиционных женских ценностей; развитыекоммуникативные навыки, направленность на социаль-ную самореализацию, осознанность важности собст-венной активности для достижения целей; умение ста-вить перспективные жизненные цели и находить средстваих достижения. Следует отметить, что представительницданной группы в нашей выборке оказалось всего 14%, чтоеще раз подтверждает необходимость целенаправленнойработы по формированию социальной успешности.Нами были разработаны программы сопровождениякаждой из выделенных групп, главное отличие которыхзаключалось в доле элементов психокоррекционной ра-боты и направлениях консультирования девушек.Третьим уровнем реализации предлагаемой намипрограммы является персонифицированный компонентсопровождения. В разработке данного компонента мыосновывались на идеях М.И. Рожкова [5], который всвоих исследованиях рассматривает процесс социаль-но-педагогического сопровождения как комплекс це-ленаправленных последовательных педагогическихдействий, помогающих человеку понять возникающуюжизненную ситуацию и обеспечивающих его самораз-витие на основе рефлексии происходящего. М.И. Рож-ков указывает, что в основе определения принциповсоциально-педагогического сопровождения долженлежать экзистенциальный подход к пониманию педаго-гических явлений, основной идеей которого являетсяформирование человека, умеющего прожить своюжизнь на основе сделанного им экзистенциального вы-бора, осознающего ее смысл и реализущего себя в со-ответствии с этим выбором.В основу персонифицированного сопровождениядевушек в период ранней юности нами были положеныследующие принципы:Принцип приоритетной самореализации предпола-гает ориентацию процесса формирования социальнойуспешности девушек через развитие субъектного вос-приятия себя, своих целей и приоритетов, осознаниеоптимальных путей и способов реализации своих инте-ресов и потребностей.Принцип развития просоциальных интересов и по-требностей личности означает ориентацию персони-фицированного сопровождения на развитие социальноадекватного потенциала девушек, поиск интересов ипотребностей, носящих социальный и конструктивныйхарактер, и опору на них в ходе формирования соци-альной успешности.Принцип содействия принятию женской социаль-ной роли предполагает интериоризацию комплексаожиданий, установок и поведенческих стереотипов,связанных с этим, которые для женской части юноше-ской популяции существенно влияют на характер по-ведения. Выделение данного принципа связано с тем,что девушки с отклоняющимся поведением принима-ют, как правило, мужские стереотипы, и зачастую ихповедение носит маскулинный (мужской) характер, асодержание женской социальной роли в меньшей сте-пени предполагает девиантность.На наш взгляд, данные принципы задают векторнуюнаправленность деятельности специалистов по форми-рованию социальной успешности девушек раннегоюношеского возраста, обозначают концептуально-идеологическое поле организации взаимодействия пе-дагогов и воспитанниц.Подводя итог, отметим, что основной целью фор-мирования социальной успешности молодежи, на нашвзгляд, является развитие личности, способной успеш-но интегрироваться в систему социальных отношений,интериоризируя нормативные представления об успехеи реализуя активную позицию в определении собст-венных жизненных целей.

Ключевые слова

ранний юношеский возраст, социальная успешность, рефлексивно-деятельностный подход, формирование, педагогическое сопровождение, early youth, social success, reflexive-functioning approach, formation, pedagogical support

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Пятунина Вера МихайловнаЯрославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинскогоассистент кафедры социальной педагогики и организации работы с молодежьюveronaglam@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Субботин А.И. Рефлексивно-деятельностный подход к сознанию. URL: www.chestisvet.ru/index.php4
Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М. : Политиздат, 1984. 217 с.
Столин В.В. Самопознание личности. М. : МГУ, 1983. 284 с.
Тугушева А.Л. Представления о социальной успешности и личностное самоопределение юношества : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2007. 24 с.
Рожков М.И. Сопровождение детей и молодежи как компонент социально-педагогической деятельности // Психологическое и социально- педагогическое сопровождение детей и молодежи : материалы междунар. науч. конф. : в 2 т. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинско
 Теоретико-методические аспекты формирования социальной успешности девушек в раннем юношеском возрасте | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 351.

Теоретико-методические аспекты формирования социальной успешности девушек в раннем юношеском возрасте | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 351.

Полнотекстовая версия