Нормы виртуального общения в дискурсе русскоязычных чатов | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 357.

Нормы виртуального общения в дискурсе русскоязычных чатов

Описываются нормы общения в виртуальном дискурсе Интернета и в дискурсе чат-коммуникации. Обозначенные правила включают в себя как общепринятые нормы поведения, так и нормы, специфические для данного вида общения. Определяется степень нормативности в различных чатах на основании соблюдения правил и наличия или отсутствия модерации. Анализируется реализация норм виртуального общения непосредственно в речевом поведении участников чат-коммуникации.

Standards of virtual communication in the discourse of russian-language chats.pdf Любое взаимодействие людей, в том числе и речевое,детерминируется существующими в обществе нормами,которые базируются на общечеловеческих ценностях. Вкаждой сфере деятельности и в каждой сфере общениясуществуют иногда четко не сформулированные требо-вания, правила, рекомендации, которые во многом опре-деляют качество и успешность взаимодействия людей.Интернет в этом отношении не является исключением.Он представляет собой огромное информационное икоммуникативное пространство, где с разной целью и сиспользованием разных средств осуществляется комму-никация пользователей [1].Одновременно с началом существования сети Ин-тернет для ее пользователей были сформулированыосновные правила общения. Они обусловлены специ-фикой виртуальной среды, которая заключается преждевсего в абсолютном текстовом формате общения, ипомогают наиболее эффективно осуществлять вирту-альную коммуникацию, поэтому вбирают в себя нетолько общие правила этикета, но и нормы речевогоповедения. Подобный свод правил получил название«сетевой этикет», иначе - сетикет или нетикет (неоло-гизм, является слиянием слов «cеть» (англ. net) и «эти-кет») и был закреплен в книге Вирджинии Ши «Нети-кет» [2]. Существуют и другие формулировки похожихпредписаний, которые встречаются в Интернете в дос-таточно большом количестве. Так, например, портал«Этика.ру», созданный при финансовой поддержкеФедерального агентства по печати и массовым комму-никациям, целиком посвящен этическим проблемамвиртуального общения [3].Правила сетевого этикета не всегда являются об-щеустановленными и строго рекомендованными. Онимогут варьироваться в зависимости от целей комму-никации. Кроме того, место общения также наклады-вает свой отпечаток. Однако общие формулы для всехучастников электронных коммуникаций остаются не-изменными. И они не могут не отразиться на речипользователей Интернета и на текстах, которые онисоздают в процессе общения. Перечисленные правилаутверждают принцип паритетности главным этиче-ским принципом в виртуальном общении так же, каки в реальной жизни. Его следствием становится упот-ребление этикетных формул, выбор речевых страте-гий, адекватных месту коммуникации, запрет наупотребление ненормативной лексики.В книге «Нетикет» формулируется десять основныхправил, аналогичных максимам Г.П. Грайса [4] и ка-сающихся общения в Интернете в широком смыслеэтого слова. В обобщенном виде их можно представитьследующим образом:1. Помните, что Вы говорите с человеком. Оченьмногие забывают, что их собеседник - не компьютер,что за буковками на экране прячется живой человек,которого легко обидеть.2. Придерживайтесь тех же стандартов поведения,что и в реальной жизни.3. Помните, где Вы находитесь в киберпространст-ве. То, что без колебаний принимается в одном месте,могут посчитать за грубость в другом.4. Уважайте время и возможности других. Одним изследствий этого правила является уважительное отно-шение к чужому трафику. Выкладывая большие изо-бражения, позаботьтесь о том, чтобы им сопутствовалинебольшие превью с указанием размера открывающе-гося по ним файла. Если вы даете ссылку на большойфайл, не забывайте указывать его размер.5. Сохраняйте собственное достоинство. Вас будутоценивать по тому, как Вы пишете. Правила грамматикииграют важную роль. Не оскорбляйте пользователей.6. Помогайте другим там, где Вы это можете делать.Обмен опытом - увлекательное занятие. Это «древняя»и славная традиция Сети. Если вы увидели вопрос иможете на него ответить - ответьте.7. Не ввязывайтесь в конфликты и не допускайте их.8. Уважайте право на частную переписку. Никогда -ни при каких условиях! - не публикуйте логи вашихразговоров тет-а-тет без согласия собеседника или не-скольких собеседников, если разговор предполагалконфиденциальность.9. Не злоупотребляйте своими возможностями. Об-ладая преимуществами над другими пользователями,не следует пользоваться ими.10. Учитесь прощать другим их ошибки... или хотябы время от времени вспоминайте, сколько ошибоксделали вы. Каждый когда-то был новичком [2].Чат-коммуникация, в свою очередь, является дис-курсивной областью, функционирующей в рамках вир-туального дискурса Интернета. О.В. Лутовинова опре-деляет последний как текст в ситуации виртуальногообщения [5]. Дискурсом чат-коммуникации, соответст-венно, становится текст, погруженный в ситуацию вир-туального общения именно в чате. Ему присущи такиеонтологические свойства, как анонимность, неофици-альная обстановка, отсутствие практически любых ог-раничений для общения в виртуальном пространстве, атакже повышенно эмоциональный фон, на основаниичего он может быть отнесен к эмотивным дискурсам [6.С. 206]. При коммуникации в чатах перечисленныерекомендации и правила, касающиеся Интернета во-обще, в силу специфики данного вида общения транс-формируются. Материалом для анализа послужилитексты и правила следующих чатов: «Чаттербокс» [7],«Чат 30» [8], «Кроватка» [9], «Многокомнатный чатМэйл.ру» (на текущий момент этот чат не функциони-рует, сбор материала осуществлялся до закрытия чата)[10], «Ого-чат» кемеровской и новосибирской пирин-говых сетей [11].Условно правила общения в чатах можно разделить надве группы. Первая группа правил носит скорее рекомен-дательный характер и конкретизирует общие правиласетевого этикета с учетом специфики места общения. Онипредставляют собой общие советы, указывающие пользо-вателю на ключевые моменты общения в чате и помо-гающие выбрать правильную речевую стратегию. Обыч-но такие правила имеют вид статьи на сайте, которыйможет быть посвящен общению в Интернете в целом (на-пример, уже упоминавшийся сайт «Этика.ру»), либо яв-ляются отдельной страницей на том же сайте, где распо-ложен сам чат (например, такие рекомендации даны вчатах «Чаттербокс», «Чат 30», «Кроватка»). Главной ре-комендацией становится уважение к личности собеседни-ка, т.е. принцип паритетности ставится на первое место.Также указывается на непродуктивность ведения множе-ства диалогов, поскольку есть опасность запутаться ипослать очередную реплику не тому адресату. Кроме это-го, лучше всего вступать в новый диалог, только завер-шив предыдущий. Частый совет: не пренебрегать прави-лами орфографии и пунктуации, поскольку абсолютноенесоблюдение правил правописания значительно затруд-няет взаимопонимание между участниками чатов. Такжелучше всего не обращать внимания на злобные реплики-выпады, поскольку они могут быть напечатаны с цельюразжигания ссоры. И, наконец, в чатах принято здоро-ваться при вхождении в общую комнату для беседы ипрощаться, покидая ее.Ко второй группе относятся четко сформулирован-ные запреты, ссылка на которые в обязательном поряд-ке дается при регистрации пользователя или, если чатбез регистрации, при входе в чат. На основании анали-за правил чатов [7-11] можно обозначить основные,самые распространенные требования к участникам,которые характерны для большинства подобных ресур-сов. В целом их можно разбить на две категории: со-держательные, касающиеся непосредственно содержа-ния общения, его тем, выбора языковых средств, и тех-нические, оформительские, регламентирующие внеш-ний вид и форму текстов чата.Одним из самых главных содержательных запретовстановится запрет на употребление ненормативнойлексики. Более того, запрещается также замена частислова символами и / или другими буквами, употребле-ние общеизвестных аббревиатур ненормативных слов ивыражений, использование омонимов с условием, чтоконтекст выражения остается ненормативным вне за-висимости от раскладки клавиатуры и языка употреб-ленного выражения. Далее правилами большинствачатов запрещаются любые высказывания оскорбитель-ного характера в адрес других участников чата, моде-раторов и администрации ресурса, направленные наущемление чести и достоинства присутствующих, атакже угрозы физической расправы с посетителямичата. Запрещены провокация и подстрекательство ковсем перечисленным в правилах чата нарушениям.Необходимо отметить, что подобное поведение всети оформилось как целостное явление и получилоназвание «троллинг» (от англ. trolling - ловля на блес-ну). Суть его заключается в том, что пользователь-«тролль» размещает в чате, на форуме, в дискуссион-ной группе, в Живом журнале провокационные сооб-щения с целью вызвать конфликты между субъекта-ми, взаимные оскорбления и т.п. В рамках троллингаиногда возникает флэйм, также запрещаемый прави-лами чатов. Флэйм (от англ. flame - огонь, пламя) -«спор ради спора», обмен сообщениями, представ-ляющий собой словесную войну, нередко уже неимеющую отношения к первоначальной причине спо-ра. Сообщения флэйма могут содержать личные ос-корбления и зачастую направлены на дальнейшееразжигание ссоры. Иногда он вспыхивает просто из-заобиды на виртуального собеседника. Категорическизапрещена прямая или косвенная пропаганда в любой(текстовой, графической, аудиовизуальной) форменаркотических веществ, алкогольной продукции, пиваи напитков, изготавливаемых на его основе, табака итабачных изделий. Запрещена пропаганда ресурсовэротического содержания, в том числе реклама любыхресурсов (хабов, сайтов, групп в социальных сетях ит.д.), содержащих материалы эротического и порно-графического характера. И, наконец, в чате категори-чески запрещена реклама в любом виде: навязчиваяреклама сходных ресурсов, любая коммерческая рек-лама, реклама социальных сетей, часто повторяющие-ся призывы к участию в сетевых играх (Counter-Strike,DotA, FIFA и т.д.), а также реклама услуг частныхпредпринимателей.К технической, или оформительской, категории отно-сятся правила чатов, регламентирующие внешний вид иформу сообщений. В целом можно сказать, что пользова-телям запрещается «засорять экран». К такому «сору»,прежде всего, относится флуд. Флудом (от неверно произ-носимого англ. flood - наводнение, затопление) считаетсянеоднократно повторяющаяся передача идентичных сооб-щений на канале: фраз, отдельных слов, символов, не не-сущих смысловой нагрузки, равно как и передача большо-го объема текстовой или псевдографической информации.Также флудом считается более трех смайлов подряд в од-ном сообщении, более пяти знаков препинания подряд,более двух скриптов подряд, графические или текстовые«стены», а также расположение на месте обращения болееодного-двух никнеймов. Кроме этого, флудом считаетсяразбиение одного не очень длинного предложения набольшое количество строк с малым количеством слов. Вкачестве примеров можно привести следующие фрагментыразговоров в «Ого-чате» и «Многокомнатном чатеМэйл.ру»:[16:37] кто в кс:М16::АК:[16:41] кто в кс:М16:[16:43] кто в кскто в кс:револьвер:[16:43] ciklamen: не флудите[16:45] кто в кс:бубльгум:[16:48] кто в кс15:55:54 +RUSALEKS27+:*дурак**дурак**дурак**дурак**дурак*18:59:58 sdekk: Как в кс максимум создавать кар-ту????????????????????????????????$$$$$$$__$$$$$$$__$$____$$__$$$$$$$__$$$$$$__$$$$$$$$$$___$$__$$___$$__$$__$$$$__$$___$$__$$_________$$$$___$$__$$$$$$$__$$$$$_$$__$$$$$$$__$$$$$$_____$$$$___$$__$$_______$$$___$$__$$___$$__$$_________$$$$___$$__$$_______$$____$$__$$$$$$$__$$$$$$_____$$[22:25:01] advs, caratel3000, Benbennet, tta41,Смысл_в_безумии, musicman, Пирожок, Нимуэй,Guest9501179, шишка, Demon42, ВСЕМ ПРИВЕТ!!!!!!!Крайне негативное отношение в виртуальной средеобщения, в том числе и в чатах, сложилось касательнозаглавных букв, так называемого «капслока» или «кап-са». Подобное написание текста традиционно воспри-нимается как «виртуальный крик». Правила чатов за-прещают злоупотребление заглавными буквами впредложении в случае, если это не подкреплено объек-тивно существующей на то необходимостью. В неко-торых чатах, например в «Ого-чате» кемеровской иновосибирской пиринговых сетей, запрещено такжесочетание заглавных и строчных букв: ПрИвЕт ВсЕм,КаК ДеЛа? Однако это правило вариативно и встреча-ется не везде. В тех чатах, где никнеймы и текст сооб-щений можно окрашивать различными цветами, за-прещается использование трудночитаемых цветов (ки-слотно-ярких, чересчур бледных оттенков любого цве-та или собственно белого цвета) из-за негативноговлияния на зрение других пользователей.Таким образом, нормы общения в чатах включают всебя, с одной стороны, общепринятые нормы и правилаповедения, актуальные и для общения в реальном ми-ре. К ним, прежде всего, относится запрет на употреб-ление ненормативной лексики и оскорбления окру-жающих, соблюдение элементарных правил вежливо-сти (использование приветствий, других этикетныхформул). С другой стороны, учитывается спецификавиртуального общения, заключающаяся прежде всего вабсолютной вербальной форме выражения, поэтомуправила общения в чатах содержат пункты, регламен-тирующие эту внешнюю сторону коммуникации и на-целенные на то, чтобы пользователи не создавали визу-альных помех в общении.Одним из главных факторов, влияющих на соблю-дение перечисленных правил и рекомендаций, стано-вится наличие в чате модерации. Модерация осуществ-ляется пользователями, наделенными более широкимиправами и обязанностями по сравнению с другими уча-стниками чатов, - модераторами. В задачи модераторавходит наблюдение за ходом общения в открытом ка-нале чата, предупреждение тех пользователей, которыенарушают установленные в данном чате правила, иприменение соответствующих санкций, например ли-шение слова на определенное время или удаление изчата без возможности вернуться.Объем правил, установленных непосредственно длясоблюдения в процессе общения, и наличие модерациии ее последовательное или же непоследовательноеосуществление позволяют обозначить различные сте-пени нормативности, реализуемые в разных чатах, атакже выявить соблюдение или несоблюдение заявлен-ных норм в речевом поведении участников чатов.Так, например, в правилах чата «Кроватка» сказаноследующее: «В случае несогласия с данными правила-ми просьба переместиться на канал Свобода чата Кро-ватка, в котором не действуют никакие правила и раз-решено ВСЕ!» Поэтому тексты этой комнаты перена-сыщены ненормативной лексикой, причем очень частов оформлении текста реплики участники этого чатаиспользуют заглавные буквы. Кроме того, часто возни-кают ситуации флэйма, когда взаимные оскорбления сиспользованием мата и грубых слов очень долго немогут исчерпать себя. Степень нормативности в дан-ном канале очень низкая, при этом нарушаются самыеглавные запреты, обозначенные в правилах чата.Более нормативным по сравнению с тем же каналом«Свобода» является большинство комнат для общения в«Многокомнатном чате Мэйл.ру». При входе в каждуюиз них была расположена просьба придерживаться пра-вила «четырех НЕТ»: «НЕТ матерщине, НЕТ рекламе,НЕТ выпендрежу, НЕТ оскорблениям». Модерация вданном чате присутствовала, однако не всегда осущест-влялась последовательно и постоянно в полном объеме.В комнатах с более постоянным составом были и моде-раторы, которые достаточно активно следили за соблю-дением правил. В менее постоянных по составу участ-ников комнатах модерация присутствовала в гораздоменьшей степени, поэтому соблюдение норм осуществ-лялось не всегда. Часто нарушались рекомендации пографическому оформлению текста, запрет на нецензур-ную лексику, рекламу. Вполне допускались графические«излишества». Использовались заглавные буквы «капс»и их сочетание с прописными, множественное повторе-ние смайлов и знаков препинания, а также выделениетекста различными способами, в том числе неудобнымидля чтения цветами, например бледно-желтым, ярко-голубым. Иллюстрацией могут служить следующиефрагменты текстов данного чата (комнаты «13-18 самыйтеплый чат», «Все на свете»):18:03:51 _ПСих_S_ГаWаЕЦъ_о_О_ :__________________АЛОХА, БРАТЬЯ ИСЁСТРЫ_______________________18:09:55 Drug_Lee : "*~.,,_,,.~*"*~.,,_,,.~*"*~.,,_Белые караб-лики_,,.~*"*~.,,_,,.~*"*~.,,_,,.~*"*~.,,_Белые карабли-ки_,,.~*"*~.,,_,,.~*"*~.,,_,,.~*"*~.,,_20:03:50 Матурка : AKULA: хи пасиба))))))))))))))))))))20:03:52 Devil : Две_Nasti_: не трудно было !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!20:06:30 AKULA : Эййййййййййййййййййййййййй ЛЮДИОНИ ЗДЕСЬ ЕСТЬ!20:14:47 Матурка : ЭХ ВЫ!!!ВАШ БЛИЗКИЙ ДРУГ ИТОВАРИЩ ПОМОГИБАЕТ А ВЫ ДАЖЕ ПАЛЬЦЕМ НЕШЕВЕЛИТЕ ЧТОБ ПОМОЧ((((((((Также имели место конфликты между участникамичата с использованием ненормативной лексики. В при-веденном далее примере первая реплика является пер-вой же и в реальном диалоге: пользователь недоволентем, что в чате появился участник с никнеймом, дубли-рующим его собственный (фрагмент общения в комна-те «Все на свете»):18:17:51 хакер : ХАКЕР_2: пошел на х..й клон18:18:39 ХАКЕР_2 : хакер: ты на кого наезжаешь гандониспользованный18:19:35 хакер : ХАКЕР_2: ты шкурка рваная я тебе еб…нупорву шалава бешеная18:20:09 ХАКЕР_2 : хакер: базар фильтруй18:20:40 strange : хакер: респект и уважуха, я даже в брау-зер скопировал))))))))))))))))))))))))))))18:20:43 хакер : ХАКЕР_2: я тебе еб…о отфильтрую уе…ще18:21:22 ХАКЕР_2 : хакер: руки из трусов вынь ато запачка-ешься18:21:48 хакер : strange: стараемся18:22:59 хакер : ХАКЕР_2: ты скотопи…р х…р из своей жо-пы вынь ху…ло18:23:07 strange : хакер: высший пилотаж а я то наивныйполагал что умею ругаться искреннее спасибо за урок)))))18:29:25 ХАTAБЫЧ : ХАКЕРЫ ЛАМЕРЫ18:31:17 ХАКЕР_2 : ХАTAБЫЧ: а ты не хошьКроме этого, встречались случаи распространения рекламы:18:03:13 ГорБачЕв : КОМНАТА "14-21 Познакомимся)))))))"ОФИГЕННАЯ КОМНАТА, ЗАХОДИ К НАМ, У НАСВЕСЕЛЕЕ!)))))Ыыыы)_))20:12:39 Дашенька : Заходим в чат Влечение!!! Красочныесмайлы, приятная музыка на заказ, виртуальный загс и ещемногого интересного. Приходите, не пожалее-те!!http://www.vlechenie.august4u.ru/?ref=1321421:31:50 Прога : УСЛУГИ ПО НАПИСАНИЮГУМАНИТАРНЫХ РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ, СО 100%ГАРАНТИЕЙ НЕПОВТОРИМОСТИ И ГРАМОТНОГОНАПИСАНИЯ, СОСТАВЛЕНИЯ !!! http://ziser.newmail.ru/В качестве примера достаточно высокой степенинормативности в чат-коммуникации можно привести«Ого-чат» кемеровской и новосибирской пиринговыхсетей. В нем установлены все описанные ранее прави-ла, за соблюдением которых строго следят модераторыэтого чата.За любым нарушением, при условии, что модераторнаходится в режиме он-лайн (это бывает практическивсегда), сразу же следует предупреждение о недопус-тимости подобного речевого поведения, и в случае,если пользователь не исправляется, модератор приме-няет установленные санкции.Чаще всего это блокировка доступа к чату на срокот 12 часов до 14 дней («молчанка»).Безусловно, случаются нарушения практически всехпунктов правил этого чата. В процессе общения случа-ется флуд, распространение рекламы, употреблениененормативной лексики. Однако модераторы оченьбыстро пресекают подобные нарушения, например:[11:34:23] эжэ[11:34:24] э[11:34:26] эж[11:34:28] жэ(эта группа фраз повторяется 3 раза. - прим. автора)[11:36:07] стража![11:36:13] заберите больного[11:36:34] IP 176.196.147.82: наложена молчан-ка оператором kost_devil до 2012-01-10 23:39:53. Причина:флудИли:[13:40:08] Я люблю О-ГО(повторяется 4 раза - прим. автора)[13:40:38] slavabazukin: Стоп[13:40:57] любвиобильноесущество[13:42:38] Я люблю О-ГО(повторяется еще 8 раз - прим. автора)[13:42:53] IP 178.171.104.242: наложена мол-чанка оператором -fire- до 2012-01-11 01:46:13. Причина:Флуд.[13:43:46] долюбился.Таким образом, чаты различаются степенью норма-тивности. Ее обусловливает наличие модерации и су-ществующие правила общения в чатах, которые вклю-чают в себя как четко обозначенные запреты, так и об-щие рекомендации.В зависимости от степени нормативности в чатахвозможны конфликтные ситуации, употребление не-нормативной лексики, оскорбления участников чата,флуд и «засорение экрана», которые происходят чащевсего в плохо модерируемых чатах без регистрации,участниками которых может стать любой пользователь,или же в специальных каналах, где принципиальноотменены всякие правила. В чатах с относительно ус-тоявшимся составом участников, где всегда присутст-вует модератор и сразу же после нарушения применя-ются штрафные санкции, такое случается реже.

Ключевые слова

degree of normative, standards of communication, chat-communication, virtual discourse, степень нормативности, нормы общения, чат-коммуникация, виртуальный дискурс

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Антипов Александр ГеннадьевичКемеровский государственный университетдоктор филологических наук, профессор кафедры стилистики и риторики факультета филологии и журналистикиsante3@yandex.ru
Краснова Ирина ВладимировнаКемеровский государственный университетаспирант кафедры стилистики и риторики факультета филологии и журналистикиrumianek@rambler.ru
Всего: 2

Ссылки

Ого-чат. URL: chat-ogo.ru
Чаттербокс. URL: chat.chatterbox.ru
Чат 30. URL: chat30.ru
Кроватка. URL: krovatka.ru
Многокомнатный чат Мэйл.ру. URL: chat.mail.ru
Мишанкина Н.А. Дискурсивные картины Интернет-коммуникации в восприятии адресатов // Картины русского мира: современный медиадискурс. Томск : ИД СК-С, 2011. 288 с.
Лутовинова О.В. Лингвокульторологические характеристики виртуального дискурса : автореф. дис. … канд. филол. наук. URL: http://vak.ed.gov.ru/common /img/uploaded/files/vak/announcements/filolog/2009/27-04/LutovinovaOV.doc
Shea V. Netiquette. URL: http://lib.metromir.ru/book2569
Этика.ру. URL: www.etika.ru
Грайс Г.Л. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1985. Вып. XVI.
Трофимова Г.Н. Языковой вкус Интернет-эпохи в России. Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты. М., 2009.
 Нормы виртуального общения в дискурсе русскоязычных чатов | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 357.

Нормы виртуального общения в дискурсе русскоязычных чатов | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 357.

Полнотекстовая версия