Влияние сетевой образовательной программы развития творческих способностей школьников на изменение образовательной среды учреждения дополнительного образования | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.

Влияние сетевой образовательной программы развития творческих способностей школьников на изменение образовательной среды учреждения дополнительного образования

Рассматриваются проблемы разработки и реализации сетевой образовательной программы на основе взаимодействия учреждения дополнительного образования, учреждений культуры и искусства, школ и вузов, положения теории образовательной среды применительно к решению задач реализации сетевых программ.

Influence of network educational program of students' creative abilities development on changes in educational environment of supplementary education.pdf Идея создания и реализации сетевой образователь-ной программы появилась у участников инициативнойгруппы педагогов МБОУДО Дома детского творчества(ДДТ) «У Белого озера» г. Томска. Замысел программыродился на основе критического переосмысления сло-жившейся и складывающейся практики взаимодейст-вия ДДТ «У Белого озера» с вузами (ТГУ, ТГАСУ),учреждениями культуры и искусства, школами Ок-тябрьского района г. Томска и из понимания необхо-димости проявления и объединения потенциалов раз-ных сфер и ступеней образования в интересах ребёнка,поисков места и специфики содержания дополнитель-ного образования в складывающейся новой социально-образовательной ситуации.Специфические признаки этой новой ситуации, нанаш взгляд, проявляются в том, что в современном ми-ре и, в частности, в сфере образования процессы изме-нения, реформирования, модернизации становятсяфактором повседневной жизни. В полной мере этоттезис можно отнести к сфере российского, в том числетомского, образования. Каждого из участников образо-вательного процесса - педагогов, детей, родителей -волнуют проблемы целесообразности и результативно-сти происходящих изменений. Изменяется заказ на со-держание и качество образования со стороны государ-ства (Национальная образовательная инициатива «На-ша новая школа») [8], Распоряжения Правительства РФ(О плане действий по модернизации общего образова-ния на 2011-2015 годы) от 27 февраля 2010 г. № 246-р[12], от 7 сентября 2010 г. № 1507-р [9, 13], ФГОС на-чального общего образования [14]; общественных ор-ганизаций, культурных и бизнес-сообществ и структур(Доклад Общественной палаты РФ «Образование иобщество: готова ли Россия инвестировать в свое бу-дущее» [9], Стратегия «Российское образование-2020:Модель образования для инновационной экономики»[1]; самих детей и их родителей.По данным согласованного исследования, прове-дённого в ДДТ в 2010-2011 гг., с уверенностью можноговорить о дифференциации заказа на образование.Это заказ на формирование коммуникативных навыков(11,6%), сохранение, укрепление психического и физи-ческого здоровья, эмоциональный комфорт (10,7%),индивидуальное сопровождение (10,%), личностноеразвитие, становление (8,6%), формирование лидер-ских компетенций (7,9%), создание значимого микро-социума (7,6%), социализацию (7,4%), присмотр и за-нятость (7,2%), ликвидацию пробелов в знаниях, под-готовку к следующей ступени образования (6,5%),приобретение специализированных навыков, подготов-ку к профессии (6,2%), формирование общей культуры,расширение кругозора, познание (6%), формированиеобщеучебных (метапредметных) навыков (5,5%), фор-мирование предпринимательских компетенций (4,7%).Меняется статус образования: «из ведомственной от-расли образование превращается в сферу общественнойпрактики, механизм развития культуры, общества и че-ловека» [2], что более чем характерно для Томска -крупного культурного центра, города с высоко развитымнаучно-образовательным комплексом, центра образова-ния, исследований и разработок мирового уровня, ин-теллектуально насыщенных производств и организаций.В этом контексте как никогда актуальной становит-ся проблема переформатирования задач и нового по-нимания роли дополнительного образования на рынкеобразовательных услуг. Сфера дополнительного обра-зования, исторически ориентированная на актуальныеинтересы и потребности детей, максимально прибли-женная к «живой» детской и подростковой жизни, мо-жет и должна взять на себя ведущую роль в интеграци-онных образовательных процессах, преобразуясь изсистемы «кружков» и «образцовых коллективов» всистему педагогической поддержки и социализациивоспитанников в сложной и многовекторной социаль-но-образовательной реальности.Подобные задачи непосильно выполнить отдельнымпедагогам и учреждениям. В связи с этим возникаетвнешняя необходимость и внутренняя потребность уч-реждений и педагогов в процессах интеграции, разра-ботке и реализации сетевых программ.Наша гипотеза заключается в том, что разработкаи реализация сетевой образовательной программыпоможет преобразовать потенциалы высшего, основ-ного и дополнительного образования в собственныйобразовательный ресурс школьника, расширит егообразовательные возможности. Совместная разра-ботка и апробация программы субъектами, представ-ляющими разные сферы и ступени образования, ста-нет возможностью для создания новых моделей взаи-модействия школы, вуза и учреждений дополнительно-го образования. Вместе с тем участники проектнойгруппы предположили, что разработка и реализацияданной сетевой программы окажет серьёзное влияниена изменение образовательной среды учреждения.Спецификой программы «Формула творчества: ини-циатива, исследование, проектирование, сотрудничест-во» является выделение особой области инновационнойобразовательной деятельности по проявлению, реализа-ции и презентации образовательных инициатив, разви-тию общих и специальных («предметных») творческихспособностей у учащихся начальной и средней школы.Программа направлена на порождение, реализацию ипрезентацию участниками образовательных инициатив вшироких областях культуры, искусства, социально-значимой деятельности (театр, музыка, литературноетворчество, журналистика, изобразительное и приклад-ное творчество, социальное проектирование, ИКТ) про-бы и выбора образовательной стратегии освоения со-держания творческой деятельности. При этом как самообразование, так и технологии проектирования индиви-дуальных образовательных программ участниками рас-сматриваются «как сферы социокультурной практики исферы жизни, в которых проявляется участие и влияниесамого человека» [11]. Программа построена по модуль-ному принципу, и в базовых модулях особое вниманиеуделяется способам организации образовательной дея-тельности, обеспечивающим возможность становления уучастников программы субъектной позиции по отноше-нию к собственному образованию.Программа строится в средовом подходе. Образова-тельная среда организуется в 2 взаимодополнительныхформатах: виртуальном (взаимодействие субъектов всайте) и реальном (моделирование, проектирование,организация образовательных событий, реализацияобразовательных программ и проектов). Виртуальнаясреда создается как средство «попадания» в среду ре-альных проб и образовательных событий и возмож-ность дальнейшего тьюторского и экспертного сопро-вождения образовательных инициатив, порождённыхпробами и событиями.Характеристики проектируемой среды: интенсив-ность, вариативность, избыточность, многообразие,событийность.Уже на этапе мозгового штурма группой разработ-чиков были согласованы целевые и понятийные уста-новки проектируемой программы:- событийность как образовательная единица и ос-нова построения образовательных модулей (образова-тельное событие как «вспышка еще не развернувшего-ся смыслового пространства», «место личного присут-ствия в образовании», где «будущее предстает как про-странство возможных состояний. Отношение настоя-щего и будущего рисуется следующим образом. На-стоящее - это вспышка еще не развернувшегося смы-слового пространства. Оно содержит в себе потенци-ально все возможности будущих путей развития» [11];- реализация принципов средовой педагогики: созда-ние избыточной среды как среды выбора и самоопределе-ния, опосредованное педагогическое действие, направ-ленное на появление и сопровождение образовательныхинициатив субъектов (людей и групп, складывающихсяна основе общности образовательных интересов и целей),среды как комплекса условий для проявления инноваци-онного потенциала личности. По мнению Т.А. Макареня[7], одна из главных трудностей при описании инноваци-онного потенциала личности (ИПЛ) заключается в том,чтобы внутреннюю логику развития ИПЛ раскрыть вединстве с системой внешних условий и отношений. По-нятие «потенциал» происходит от латинского слова«potentia», которое означает силу, мощь, возможность,существующую в скрытом виде и способную проявитьсяпри определенных условиях. Иными словами, потенциалможет проявиться в определенных условиях, если такиеусловия наступят, а если не наступят - не проявится, итогда потенциала как бы «не будет видно»;- реализация ФГОС через объединение ресурсов раз-личных учреждений, организаций и партнёров;- разновозрастность и разноуровневость составаучебных и творческих групп (по опыту, уровню сфор-мированности компетенций, сферам деятельности, об-ластям интересов и др.), взаимодополнительностьсубъектных позиций;- полисубъектность взаимодействия: учитель, педа-гог дополнительного образования (предметное содержа-ние); студенты, преподаватели вузов, представителибизнеса, производственной сферы, сферы культуры иискусства (тьюторы, консультанты, руководители мас-тер-классов и лабораторий, эксперты); студенты какпредставители референтной группы для школьников;- направленность на объединение инициативныхшкольников, студентов и педагогов в творческие груп-пы, команды, сообщества на основе общности образо-вательных интересов и целей, поиска и использованиявзаимных ресурсов.Для участников нашей инициативной группы особоценным стало то, что идея программы была поддержанаразными людьми, группами и организациями, процессеё разработки и реализации приобрёл подлинно сетевойхарактер. Субъектами разработки и реализации про-граммы стали организации: ДДТ «У Белого озера»г. Томска, ТГУ (НОЦ «Институт инноваций в образова-нии», Факультет психологии, Филологический факуль-тет), вузовский клуб ТГАСУ, Областной центр дополни-тельного образования детей, гимназия № 13 г. Томска,СОШ № 58 г. Томска; группы: студенты, ориентирован-ные на реализацию индивидуальных и групповых обра-зовательных инициатив; педагоги дополнительного об-разования, учителя, классные руководители, преподава-тели вузов, ориентированные на освоение позиции со-провождения образовательных инициатив и творческихспособностей обучающихся (тьюторской позиции);«персоны»: представители учреждений и организацийкультуры, искусства, предприниматели, члены общест-венных организаций и творческих сообществ.Каждый из субъектов (сетевых партнёров) реализуетна практике возможность выбора позиции участия впрограмме в качестве участника проектной группы(разработчика, организатора, участника совместной дея-тельности), эксперта, консультанта, тренера, препода-вателя (модуля, курса, цикла), автора-разработчика(проекта, образовательного модуля, программы, учебно-го курса), руководителя проекта, исследования, тьюто-ра, куратора направления, модуля, наблюдателя, зри-теля, посетителя сайта, исследователя образовательныхрезультатов и эффектов программы.Апробация сетевой программы осуществляется ссентября 2011 г. на площадке в ДДТ «У Белого озера».Текущий мониторинг результативности программы сви-детельствует о значительной положительной динамикекачества образования (формирование предметных иметапредметных компетенций обучающихся, развитиеих личностных качеств и творческих способностей).По итогам реализации 1-го модуля программы из110 участников 77 обучающихся определились с обла-стью и тематикой творческих работ (78 заявок), иссле-довательских и проектных работ (63 заявки).В ходе реализации программы осуществлялось тью-торское и психологическое сопровождение участников(психологическое тестирование и наблюдение за деть-ми). Цель диагностики - выявить профессиональныенаправленности, интересы, склонности, уровень ком-муникативных и организаторских способностей.В результате психологического тестирования выяв-лено: у 47% участников проекта ведущая профессио-нальная направленность - артистическая; у 24% - со-циальный тип; 17% - конвенциональный; 13% - интел-лектуальный; 9% - предприимчивый; 8% - реалистиче-ский. Большинство воспитанников предпочитают про-фессии, связанные с творчеством, работой с людьми. У42% участников высокий уровень коммуникативныхспособностей; 27% имеют высокий уровень организа-торских способностей. 59% детей в деятельности моти-вированы на успех, уверены в себе, смотрят на мир спозитивом. По итогам проведения тестирования и на-блюдения каждому участнику программы выданы лич-ные карты с результатами, контактными телефонами иадресами студентов-тьюторов для дальнейшего со-трудничества и обучения.В межсессионный период состоялось более 50 кон-сультаций с преподавателями и тьюторами по индиви-дуальному запросу обучающихся и 8 публичных лекцийпреподавателей программы. На участие во 2-м модулеподано более 250 заявок. В реализацию программывстраиваются новые участники - дети, студенты, препо-даватели, чьи цели и инициативы развивают замыселпрограммы и влияют на изменение её содержания.С уверенностью можно указать и на признаки изме-нений в среде учреждения дополнительного образова-ния, на которые оказала влияние реализация програм-мы. Изменения коснулись таких параметров образова-тельной среды ДДТ, как:- Широта среды: в среде учреждения появилисьновые субъекты (люди, группы, организации) с новымипозициями (консультант, эксперт, тьютор и др.), свои-ми ценностями и представлениями образовательныйпроцесс постепенно выходит за порог учебных кабине-тов в театры, музеи, клубы, аудитории вузов, вирту-альное пространство.- Осознаваемость и обобщённость: значительноувеличились степень сознательной включенности всреду педагогов и воспитанников, степень коорди-нации деятельности различных субъектов (консультан-тов, экспертов, педагогов), появилась потребность инеобходимость договариваться «всем со всеми», обсу-ждать личностные смыслы, понимание процесса и ре-зультатов образования, конкретных образовательныхдействий, событий.- Когерентность - усилилась степень согласован-ности действий и влияния на личность воспитанникасреды ДДТ внешних факторов (требований ФГОС, из-менений программ общего среднего, среднего специ-ального и высшего образования, норм жизни культур-ных сообществ).- Доминантность - возросла значимость средыДДТ для детей, педагогов, родителей.- Эмоциональность - эмоциональный компонентсреды во многом возрос под влиянием событийныхформ организации образовательного процесса.- Мобильность - в образовательной среде учрежде-ния проявляются признаки способности к изменениям(форм организации деятельности, содержания образова-тельных программ, позиции педагога).Поскольку единицей организации образовательногопроцесса в российском образовании было и остаётсяучреждение (школа, УДО, детский сад, вуз), влияниесетевых программ на изменение среды образовательно-го учреждения, на наш взгляд, является существеннымпризнаком изменения качества системы образования.

Ключевые слова

образовательная инициатива, сетевая программа, творческие способности, образовательная среда, взаимодействие, educational initiative, network educational program, creative abilities, educational environment, interaction

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Борисанова Наталья ВладимировнаМуниципальное бюджетное образовательное учреждене дополнительного образования детей Дом детского творчества «У Белого озера» г. Томсказам. директора по научно-методической работеddtbo@list.ru
Всего: 1

Ссылки

Волков А.Е., Кузьминов Я.И., Реморенко И.М. и др. Российское образование-2020: Модель образования для инновационной экономики. Вопросы образования. 2008. № 1. С. 32-64.
Галажинский Э.В., Прозументова Г.Н. Использование инновационного потенциала взаимодействия вузов и школ для создания Открытого образовательного пространства региона. URL: http://www.tsu.ru
Инновационные процессы в педагогической практике и образовании / под ред. Г.Н. Прозументовой. Барнаул ; Томск : ААЭП, 1997. 128 с.
Классический университет - инновационные школы: стратегические перспективы взаимодействия (опыт гуманитарного исследования) / под. ред. Г.Н.Прозументовой. Томск : ТГУ, 2008. 262 с.
Клочко В.Е. Понятие инновационного потенциала в психологии и теории образования. URL: http://www.tsu.ru
Лобок А.М. Проблема диагностики и экспертизы инновационной образовательной деятельности // Экспертиза в современном мире: от знания к деятельности / под. ред. Г.В. Иванченко, Д.А. Леонтьева. М. : Смысл, 2006 с.
Макареня Т.А. Организация и планирование производства. Таганрог : ТТИ ЮФУ, 2007. URL: http://www.aup.ru/books/m178/
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». URL: http://минобрнауки.рф
Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее. Доклад Общественной палаты РФ. URL: http://www.hse.ru
Переход к Открытому образовательному пространству. Ч. 2: Типологизация образовательных инноваций / под. ред. Г.Н. Прозументовой. Томск : ТГУ, 2009. 448 с.
Прозументова Г.Н. Потенциал образовательных инноваций. URL: http://www.tsu.ru
Распоряжение Правительства РФ (О плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы) от 27 февраля 2010 г. № 246-р. URL: http://dagminobr.ru
Распоряжение Правительства РФ от 7 сентября 2010 года № 1507-р. URL: http://dagminobr.ru
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 г. № 373). URL: http://fgos.isiorao.ru
Чуракова О.В. Ключевые компетенции как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе. Дидактические материалы для обучения педагогов. Сер. «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии. Вып. 1.
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М. : Смысл, 2001 365 с.
 Влияние сетевой образовательной программы развития творческих способностей школьников на изменение образовательной среды учреждения дополнительного образования | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.

Влияние сетевой образовательной программы развития творческих способностей школьников на изменение образовательной среды учреждения дополнительного образования | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.