Рассматриваются проблемы разработки и реализации сетевой образовательной программы на основе взаимодействия учреждения дополнительного образования, учреждений культуры и искусства, школ и вузов, положения теории образовательной среды применительно к решению задач реализации сетевых программ.
Influence of network educational program of students' creative abilities development on changes in educational environment of supplementary education.pdf Идея создания и реализации сетевой образователь-ной программы появилась у участников инициативнойгруппы педагогов МБОУДО Дома детского творчества(ДДТ) «У Белого озера» г. Томска. Замысел программыродился на основе критического переосмысления сло-жившейся и складывающейся практики взаимодейст-вия ДДТ «У Белого озера» с вузами (ТГУ, ТГАСУ),учреждениями культуры и искусства, школами Ок-тябрьского района г. Томска и из понимания необхо-димости проявления и объединения потенциалов раз-ных сфер и ступеней образования в интересах ребёнка,поисков места и специфики содержания дополнитель-ного образования в складывающейся новой социально-образовательной ситуации.Специфические признаки этой новой ситуации, нанаш взгляд, проявляются в том, что в современном ми-ре и, в частности, в сфере образования процессы изме-нения, реформирования, модернизации становятсяфактором повседневной жизни. В полной мере этоттезис можно отнести к сфере российского, в том числетомского, образования. Каждого из участников образо-вательного процесса - педагогов, детей, родителей -волнуют проблемы целесообразности и результативно-сти происходящих изменений. Изменяется заказ на со-держание и качество образования со стороны государ-ства (Национальная образовательная инициатива «На-ша новая школа») [8], Распоряжения Правительства РФ(О плане действий по модернизации общего образова-ния на 2011-2015 годы) от 27 февраля 2010 г. № 246-р[12], от 7 сентября 2010 г. № 1507-р [9, 13], ФГОС на-чального общего образования [14]; общественных ор-ганизаций, культурных и бизнес-сообществ и структур(Доклад Общественной палаты РФ «Образование иобщество: готова ли Россия инвестировать в свое бу-дущее» [9], Стратегия «Российское образование-2020:Модель образования для инновационной экономики»[1]; самих детей и их родителей.По данным согласованного исследования, прове-дённого в ДДТ в 2010-2011 гг., с уверенностью можноговорить о дифференциации заказа на образование.Это заказ на формирование коммуникативных навыков(11,6%), сохранение, укрепление психического и физи-ческого здоровья, эмоциональный комфорт (10,7%),индивидуальное сопровождение (10,%), личностноеразвитие, становление (8,6%), формирование лидер-ских компетенций (7,9%), создание значимого микро-социума (7,6%), социализацию (7,4%), присмотр и за-нятость (7,2%), ликвидацию пробелов в знаниях, под-готовку к следующей ступени образования (6,5%),приобретение специализированных навыков, подготов-ку к профессии (6,2%), формирование общей культуры,расширение кругозора, познание (6%), формированиеобщеучебных (метапредметных) навыков (5,5%), фор-мирование предпринимательских компетенций (4,7%).Меняется статус образования: «из ведомственной от-расли образование превращается в сферу общественнойпрактики, механизм развития культуры, общества и че-ловека» [2], что более чем характерно для Томска -крупного культурного центра, города с высоко развитымнаучно-образовательным комплексом, центра образова-ния, исследований и разработок мирового уровня, ин-теллектуально насыщенных производств и организаций.В этом контексте как никогда актуальной становит-ся проблема переформатирования задач и нового по-нимания роли дополнительного образования на рынкеобразовательных услуг. Сфера дополнительного обра-зования, исторически ориентированная на актуальныеинтересы и потребности детей, максимально прибли-женная к «живой» детской и подростковой жизни, мо-жет и должна взять на себя ведущую роль в интеграци-онных образовательных процессах, преобразуясь изсистемы «кружков» и «образцовых коллективов» всистему педагогической поддержки и социализациивоспитанников в сложной и многовекторной социаль-но-образовательной реальности.Подобные задачи непосильно выполнить отдельнымпедагогам и учреждениям. В связи с этим возникаетвнешняя необходимость и внутренняя потребность уч-реждений и педагогов в процессах интеграции, разра-ботке и реализации сетевых программ.Наша гипотеза заключается в том, что разработкаи реализация сетевой образовательной программыпоможет преобразовать потенциалы высшего, основ-ного и дополнительного образования в собственныйобразовательный ресурс школьника, расширит егообразовательные возможности. Совместная разра-ботка и апробация программы субъектами, представ-ляющими разные сферы и ступени образования, ста-нет возможностью для создания новых моделей взаи-модействия школы, вуза и учреждений дополнительно-го образования. Вместе с тем участники проектнойгруппы предположили, что разработка и реализацияданной сетевой программы окажет серьёзное влияниена изменение образовательной среды учреждения.Спецификой программы «Формула творчества: ини-циатива, исследование, проектирование, сотрудничест-во» является выделение особой области инновационнойобразовательной деятельности по проявлению, реализа-ции и презентации образовательных инициатив, разви-тию общих и специальных («предметных») творческихспособностей у учащихся начальной и средней школы.Программа направлена на порождение, реализацию ипрезентацию участниками образовательных инициатив вшироких областях культуры, искусства, социально-значимой деятельности (театр, музыка, литературноетворчество, журналистика, изобразительное и приклад-ное творчество, социальное проектирование, ИКТ) про-бы и выбора образовательной стратегии освоения со-держания творческой деятельности. При этом как самообразование, так и технологии проектирования индиви-дуальных образовательных программ участниками рас-сматриваются «как сферы социокультурной практики исферы жизни, в которых проявляется участие и влияниесамого человека» [11]. Программа построена по модуль-ному принципу, и в базовых модулях особое вниманиеуделяется способам организации образовательной дея-тельности, обеспечивающим возможность становления уучастников программы субъектной позиции по отноше-нию к собственному образованию.Программа строится в средовом подходе. Образова-тельная среда организуется в 2 взаимодополнительныхформатах: виртуальном (взаимодействие субъектов всайте) и реальном (моделирование, проектирование,организация образовательных событий, реализацияобразовательных программ и проектов). Виртуальнаясреда создается как средство «попадания» в среду ре-альных проб и образовательных событий и возмож-ность дальнейшего тьюторского и экспертного сопро-вождения образовательных инициатив, порождённыхпробами и событиями.Характеристики проектируемой среды: интенсив-ность, вариативность, избыточность, многообразие,событийность.Уже на этапе мозгового штурма группой разработ-чиков были согласованы целевые и понятийные уста-новки проектируемой программы:- событийность как образовательная единица и ос-нова построения образовательных модулей (образова-тельное событие как «вспышка еще не развернувшего-ся смыслового пространства», «место личного присут-ствия в образовании», где «будущее предстает как про-странство возможных состояний. Отношение настоя-щего и будущего рисуется следующим образом. На-стоящее - это вспышка еще не развернувшегося смы-слового пространства. Оно содержит в себе потенци-ально все возможности будущих путей развития» [11];- реализация принципов средовой педагогики: созда-ние избыточной среды как среды выбора и самоопределе-ния, опосредованное педагогическое действие, направ-ленное на появление и сопровождение образовательныхинициатив субъектов (людей и групп, складывающихсяна основе общности образовательных интересов и целей),среды как комплекса условий для проявления инноваци-онного потенциала личности. По мнению Т.А. Макареня[7], одна из главных трудностей при описании инноваци-онного потенциала личности (ИПЛ) заключается в том,чтобы внутреннюю логику развития ИПЛ раскрыть вединстве с системой внешних условий и отношений. По-нятие «потенциал» происходит от латинского слова«potentia», которое означает силу, мощь, возможность,существующую в скрытом виде и способную проявитьсяпри определенных условиях. Иными словами, потенциалможет проявиться в определенных условиях, если такиеусловия наступят, а если не наступят - не проявится, итогда потенциала как бы «не будет видно»;- реализация ФГОС через объединение ресурсов раз-личных учреждений, организаций и партнёров;- разновозрастность и разноуровневость составаучебных и творческих групп (по опыту, уровню сфор-мированности компетенций, сферам деятельности, об-ластям интересов и др.), взаимодополнительностьсубъектных позиций;- полисубъектность взаимодействия: учитель, педа-гог дополнительного образования (предметное содержа-ние); студенты, преподаватели вузов, представителибизнеса, производственной сферы, сферы культуры иискусства (тьюторы, консультанты, руководители мас-тер-классов и лабораторий, эксперты); студенты какпредставители референтной группы для школьников;- направленность на объединение инициативныхшкольников, студентов и педагогов в творческие груп-пы, команды, сообщества на основе общности образо-вательных интересов и целей, поиска и использованиявзаимных ресурсов.Для участников нашей инициативной группы особоценным стало то, что идея программы была поддержанаразными людьми, группами и организациями, процессеё разработки и реализации приобрёл подлинно сетевойхарактер. Субъектами разработки и реализации про-граммы стали организации: ДДТ «У Белого озера»г. Томска, ТГУ (НОЦ «Институт инноваций в образова-нии», Факультет психологии, Филологический факуль-тет), вузовский клуб ТГАСУ, Областной центр дополни-тельного образования детей, гимназия № 13 г. Томска,СОШ № 58 г. Томска; группы: студенты, ориентирован-ные на реализацию индивидуальных и групповых обра-зовательных инициатив; педагоги дополнительного об-разования, учителя, классные руководители, преподава-тели вузов, ориентированные на освоение позиции со-провождения образовательных инициатив и творческихспособностей обучающихся (тьюторской позиции);«персоны»: представители учреждений и организацийкультуры, искусства, предприниматели, члены общест-венных организаций и творческих сообществ.Каждый из субъектов (сетевых партнёров) реализуетна практике возможность выбора позиции участия впрограмме в качестве участника проектной группы(разработчика, организатора, участника совместной дея-тельности), эксперта, консультанта, тренера, препода-вателя (модуля, курса, цикла), автора-разработчика(проекта, образовательного модуля, программы, учебно-го курса), руководителя проекта, исследования, тьюто-ра, куратора направления, модуля, наблюдателя, зри-теля, посетителя сайта, исследователя образовательныхрезультатов и эффектов программы.Апробация сетевой программы осуществляется ссентября 2011 г. на площадке в ДДТ «У Белого озера».Текущий мониторинг результативности программы сви-детельствует о значительной положительной динамикекачества образования (формирование предметных иметапредметных компетенций обучающихся, развитиеих личностных качеств и творческих способностей).По итогам реализации 1-го модуля программы из110 участников 77 обучающихся определились с обла-стью и тематикой творческих работ (78 заявок), иссле-довательских и проектных работ (63 заявки).В ходе реализации программы осуществлялось тью-торское и психологическое сопровождение участников(психологическое тестирование и наблюдение за деть-ми). Цель диагностики - выявить профессиональныенаправленности, интересы, склонности, уровень ком-муникативных и организаторских способностей.В результате психологического тестирования выяв-лено: у 47% участников проекта ведущая профессио-нальная направленность - артистическая; у 24% - со-циальный тип; 17% - конвенциональный; 13% - интел-лектуальный; 9% - предприимчивый; 8% - реалистиче-ский. Большинство воспитанников предпочитают про-фессии, связанные с творчеством, работой с людьми. У42% участников высокий уровень коммуникативныхспособностей; 27% имеют высокий уровень организа-торских способностей. 59% детей в деятельности моти-вированы на успех, уверены в себе, смотрят на мир спозитивом. По итогам проведения тестирования и на-блюдения каждому участнику программы выданы лич-ные карты с результатами, контактными телефонами иадресами студентов-тьюторов для дальнейшего со-трудничества и обучения.В межсессионный период состоялось более 50 кон-сультаций с преподавателями и тьюторами по индиви-дуальному запросу обучающихся и 8 публичных лекцийпреподавателей программы. На участие во 2-м модулеподано более 250 заявок. В реализацию программывстраиваются новые участники - дети, студенты, препо-даватели, чьи цели и инициативы развивают замыселпрограммы и влияют на изменение её содержания.С уверенностью можно указать и на признаки изме-нений в среде учреждения дополнительного образова-ния, на которые оказала влияние реализация програм-мы. Изменения коснулись таких параметров образова-тельной среды ДДТ, как:- Широта среды: в среде учреждения появилисьновые субъекты (люди, группы, организации) с новымипозициями (консультант, эксперт, тьютор и др.), свои-ми ценностями и представлениями образовательныйпроцесс постепенно выходит за порог учебных кабине-тов в театры, музеи, клубы, аудитории вузов, вирту-альное пространство.- Осознаваемость и обобщённость: значительноувеличились степень сознательной включенности всреду педагогов и воспитанников, степень коорди-нации деятельности различных субъектов (консультан-тов, экспертов, педагогов), появилась потребность инеобходимость договариваться «всем со всеми», обсу-ждать личностные смыслы, понимание процесса и ре-зультатов образования, конкретных образовательныхдействий, событий.- Когерентность - усилилась степень согласован-ности действий и влияния на личность воспитанникасреды ДДТ внешних факторов (требований ФГОС, из-менений программ общего среднего, среднего специ-ального и высшего образования, норм жизни культур-ных сообществ).- Доминантность - возросла значимость средыДДТ для детей, педагогов, родителей.- Эмоциональность - эмоциональный компонентсреды во многом возрос под влиянием событийныхформ организации образовательного процесса.- Мобильность - в образовательной среде учрежде-ния проявляются признаки способности к изменениям(форм организации деятельности, содержания образова-тельных программ, позиции педагога).Поскольку единицей организации образовательногопроцесса в российском образовании было и остаётсяучреждение (школа, УДО, детский сад, вуз), влияниесетевых программ на изменение среды образовательно-го учреждения, на наш взгляд, является существеннымпризнаком изменения качества системы образования.
Волков А.Е., Кузьминов Я.И., Реморенко И.М. и др. Российское образование-2020: Модель образования для инновационной экономики. Вопросы образования. 2008. № 1. С. 32-64.
Галажинский Э.В., Прозументова Г.Н. Использование инновационного потенциала взаимодействия вузов и школ для создания Открытого образовательного пространства региона. URL: http://www.tsu.ru
Инновационные процессы в педагогической практике и образовании / под ред. Г.Н. Прозументовой. Барнаул ; Томск : ААЭП, 1997. 128 с.
Классический университет - инновационные школы: стратегические перспективы взаимодействия (опыт гуманитарного исследования) / под. ред. Г.Н.Прозументовой. Томск : ТГУ, 2008. 262 с.
Клочко В.Е. Понятие инновационного потенциала в психологии и теории образования. URL: http://www.tsu.ru
Лобок А.М. Проблема диагностики и экспертизы инновационной образовательной деятельности // Экспертиза в современном мире: от знания к деятельности / под. ред. Г.В. Иванченко, Д.А. Леонтьева. М. : Смысл, 2006 с.
Макареня Т.А. Организация и планирование производства. Таганрог : ТТИ ЮФУ, 2007. URL: http://www.aup.ru/books/m178/
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». URL: http://минобрнауки.рф
Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее. Доклад Общественной палаты РФ. URL: http://www.hse.ru
Переход к Открытому образовательному пространству. Ч. 2: Типологизация образовательных инноваций / под. ред. Г.Н. Прозументовой. Томск : ТГУ, 2009. 448 с.
Прозументова Г.Н. Потенциал образовательных инноваций. URL: http://www.tsu.ru
Распоряжение Правительства РФ (О плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы) от 27 февраля 2010 г. № 246-р. URL: http://dagminobr.ru
Распоряжение Правительства РФ от 7 сентября 2010 года № 1507-р. URL: http://dagminobr.ru
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 г. № 373). URL: http://fgos.isiorao.ru
Чуракова О.В. Ключевые компетенции как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе. Дидактические материалы для обучения педагогов. Сер. «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии. Вып. 1.
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М. : Смысл, 2001 365 с.