Образовательные намерения выпускников школ в контексте качества образования средней школы
Рассматриваются факторы, влияющие на образовательные ориентации выпускников школ Томской области, а также их связь с минимизацией рисков вузов и их зависимости от качества образования в средней школе.
Educational intentions of school graduates in high school education quality context.pdf Вопрос о качестве образования средней школы неможет решаться сам собой, его необходимо рассматри-вать в тесной связи с образовательными ориентациямишкольников, а также исходя из взаимодействия междусредней и высшей школой. Говоря о связи «- вуз, нуж-но иметь в виду, что необходимо различать как мини-мум два вида зависимостей: объективируемую и соци-ально-гуманитарную.Социально-гуманитарная зависимость требует от-дельного рассмотрения и исследования, так как напря-мую связана с гражданской позицией каждого участ-ника системы образования, независимо от уровня, ста-туса и роли, которую он играет в образовательном про-странстве.Объективируемая зависимость возникает в реаль-ной повседневной жизни и обусловлена системой обра-зования как таковой. Это то, что исходит из реальнойзависимости вуза от школы, но не делает школу зави-симой от вуза (в вуз идут после школы). И тот челове-ческий материал, который прошел горнило школы,попадает (поступает) в вуз. Школа может не беспоко-иться, что останется без работы, она также в меньшейстепени зависит от качества подготовки поступающих.Казалось бы, вуз - принимающая и зависимая сторо-на. Однако на сегодняшний день у высшей школы есть«страховые обстоятельства», которые способствуют ос-лаблению прямой зависимости вуза от школы и снижа-ют риски вуза. Можно выделить три фактора. Во-первых, это основной тезис современности: «Для тогочтобы добиться успеха в жизни желательно (или обяза-тельно) иметь высшее образование». Во-вторых, требо-вания рынка труда. И, в-третьих, влияние родительскойсемьи на образовательные намерения подростков.Воздействие названных факторов прослеживаетсяна материалах социологического мониторинга, прово-димого Томским областным центром профориентациис 1996 по 2008 г. при поддержке Департамента общегообразования администрации Томской области иг. Томска (в выборке принимало участие около2 000 выпускников школ Томской области). В системумониторинга входили различные задачи, в том числе:- описание и выявление динамики образовательныхнамерений школьников;- определение приоритетов выбора томских вузов;- выявление факторов влияния на образовательныеориентации выпускников школ.Ценность мониторинга заключается в том, что егорезультаты позволяют отслеживать динамику тех илииных обстоятельств, влияющих на престиж высшегообразования, и относительную независимость его по-зиции в связке школа - вуз.Начнем с первого фактора: в структуре образователь-ных ориентаций выпускников школ области приоритет-ным направлением из года в год остается - получениевысшего образования. Интерес респондентов к тому илииному уровню образования по годам отражен в табл. 1.Т а б л и ц а 1Образовательные ориентации выпускников по годам, %Ориентация 1996 г 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.Вуз 43 46 50 53 57 57 57 45 60 64 66 63 70Техникум 19 18 18 20 17 16 18 21 17 18 18 22 16Училище 12 12 11 11 11 12 12 13 7 6 8 7 6Не знаю 23 23 21 15 15 15 10 16 11 9 6 6 6Из табл. 1 видно, что главной особенностью десяти-летия является увеличение доли выпускников, желаю-щих поступать в вуз. Это подчеркивает возрастаниезначимости образования в обществе и понимания цен-ности образования в молодежной среде.Так называемый студенческий бум, наблюдаемыйпо всей стране, и для Томской области не является ис-ключением. По сравнению с серединой 1990-х гг., ко-гда желающих поступать в вуз было меньше половиныопрошенных (43%), прирост доли выпускников, ориен-тированных на высшую школу, за прошедшее десяти-летие составил 63%. В группе сельских школьниковприрост составил почти 100% (табл. 2).Причем даже те школьники, которые выбирали дляпоступления средний уровень образования (техникумили колледж), в перспективе намерены пытаться черезсистему дополнительных образовательных услуг полу-чить высшее образование. Максимальную ценностьвысшего образования видит большинство (89%) учени-ков 11-х классов, но и в группе сельских школьников71% опрошенных отмечают значимость высшего обра-зования для достижения жизненных успехов.Таким образом, стремление школьников областиполучить высшее образование отражает общие миро-вые тенденции роста значимости образования как фак-тора успешности жизнедеятельности индивида и усло-вия социальной мобильности и является необходимымресурсом социальной адаптации и реализации их жиз-ненных планов, что страхует многие риски высшейшколы.Т а б л и ц а 2Динамика ориентаций на вуз в зависимости от групп опрошенных, %Контингент 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.Томичи 52 57 50 55 59 63 68 53 63 77 73 69 77Жителирайоновобласти32 37 48 49 52 46 50 32 56 55 57 49 63Юноши 41 43 49 50 55 52 53 43 50 60 61 53 61Девушки 45 48 51 55 59 60 60 48 66 68 70 69 77Рынок образовательных услуг г. Томска насыщенпрофессиональными учреждениями разного уровня.Рост объема образовательных услуг заставляет абиту-риентов более напряженно оценивать и выбирать учеб-ное заведение. Этот выбор является составной частьюобразовательных намерений томских школьников. Издесь вузы опять сталкиваются с зависимостью: выбе-рут / не выберут.В течение десятка лет динамика молодежных пред-почтений относительно томских вузов менялась, но впоследние годы в рейтинге лидирует ТГУ (в данноеучреждение в 2008 г. собиралось поступать 42,5% от-ветивших на вопрос о выборе вуза). Второе месте ста-бильно удерживает ТПУ. Отчетливо просматриваетсятенденция снижения интереса к ТГПУ, можно наблю-дать относительное постоянство ТГАСУ в тройке ли-деров, намечаются «верные сторонники» ТУСУРа иуменьшение доли поступающих в СибГМУ (рис. 1).Кроме томских вузов школьники чаще стали называтьвузы российских городов: Москвы (МГУ), Санкт-Петербурга, Новосибирска, Самары, Саратова, Омска,Уфы, Тюмени.19921993199419951996199719981999200020012002200320042005200620072008ТУСУРСибГМУТГПУТГАСУТПУТГУРис. 1. Рейтинг томских вузов по годамОднако, на наш взгляд, важнее не рейтинг вузов, асам факт выбора конкретного учебного заведения, т.е.определенность образовательных намерений выпуск-ников школ области. Результаты мониторинга позво-лили выявить отрицательную тенденцию: снижениедоли выпускников, сделавших выбор конкретногоучебного заведения. Так, если в 2000-2003 гг. 72% ука-зывали конкретное образовательное учреждение, то в2004 г. - уже 57% опрошенных, а в 2007 г. - 54%. Со-временные абитуриенты имеют возможность подаватьдокументы в несколько вузов, для них не важно в ка-ком вузе учиться, значимо само высшее образование(или получение диплома).Второй фактор, который оказывает влияние на ростзначимости высшей школы, - это требования рынкатруда. Современный рынок труда предполагает состя-зательность социальных акторов, под которой понима-ется конкурентоспособность продавцов своей интел-лектуальной (рабочей) силы. Покупатель (точнее рабо-тодатель) требует от продавца (наемного работника) непросто знаний и навыков, но профессионализма, высо-кой степени развития деловых качеств и опыта работы.В ходе мониторинга респондентам был задан во-прос: «Что может повлиять на ваш выбор учебного за-ведения?». Больше половины (64%) опрошенных руко-водствуются «возможностью обучиться выбраннойпрофессии», четверть - «престижем учреждения», ми-нимальное количество (2-4%) выбирают, исходя из«легкости поступления» и «отсутствия конкурса». От-веты респондентов свидетельствуют о принятии под-ростками, независимо от групп опрошенных, важностипрофессиональной подготовки, и понимании того, чторынок не просто регулирует отношения работодателя иработника, но определяет специфику обмена и взаим-ной выгоды. Таким образом, данный показатель такжевыступает в роли фактора снижения вузовских рисков.И наконец, последнее обстоятельство, снижающеезависимость вуза от качества образования выпускни-ков школ, - это влияние родительской семьи на обра-зовательные намерения подростков, проявляющееся, содной стороны, в уровне образования родителей, а сдругой - в роли родителей как агентов социализацииличности.В ходе мониторинга выявлено, что с ростом уровняобразования родителей заметно увеличивается доляшкольников, ориентированных на вуз. Если количествопоступающих в вуз старшеклассников, чьи родителиимеют высшее или незаконченное высшее образование,составляет 84%, то по мере снижения образовательногоуровня родителей уменьшаются и притязания подрост-ков относительно их уровня образования (табл. 4). Так, вгруппе опрошенных, чьи мать или отец окончили 9 клас-сов, заметно снижается доля желающих получить выс-шее образование (от абсолютного большинства до 51%).Т а б л и ц а 3Причины, повлиявшие на выбор учебного заведения, %Причина Томск Города об-ласти Село Юноши Девушки 9-й класс 11-й классВозможность обучиться профессии 66 65 68 68 65 67 66Престиж учреждения 25 27 20 21 27 22 28Низкий конкурс 2 1 2 2 1 1 2Поступить без экзаменов 4 4 5 6 3 6 1Т а б л и ц а 4Образовательные намерения выпускников в зависимости отобразования родителей, %Образование родителей Училище Техникум ВузМать - 9 классов 10 27 51Отец - 9 классов 10 25 51Мать - высшее 3 8 84Отец - высшее 3 9 83Родители как социальные агенты являются важнымисточником информации о профессии, необходимостивысшего образования и т.д. Образовательные намеренияподростка складываются на основе различных сведений,знаний, т.е. информации, именно она является условиемпринятия решения, в том числе выбора уровня образо-вания (профессии). В табл. 5 отражено влияние источ-ников информации на выбор уровня образования, в за-висимости от места проживания выпускников школ.Т а б л и ц а 5Влияние источников информации на образовательный выбор(в зависимости от места проживания), %Источник информации Томичи Города об-ласти СелоПредставители учебныхзаведений35 22 28СМИ 32 35 31Профцентр 7 3 9Интернет 40 42 30Родители 51 49 40Учителя 22 31 37Справочник 29 27 38Друзья 32 30 31Хотя родители остаются основным источником ин-формации, особенно для городских школьников, дру-гие источники также являются авторитетными инфор-мационными каналами для более трети участников оп-роса. Постоянно растет значение Интернета (с 9% в2001 г. до 37% в 2008 г.), а также учителей (с 12% в2001 г. до 32% в 2008 г.). Значение референтной груп-пы держится на высоком уровне, но за последнее времявлияние друзей снизилось с 44 до 32%.Был построен суммарный индекс эффективностиинформационных источников, который включал в себяне только факт обращения к источнику, но и определен-ность и постоянство образовательных намерений уча-щихся. Так, первое место разделили Интернет и пред-ставители вузов (индекс 63), далее - друзья и родители(59), в конце иерархии - средства массовой информациии учителя (53). Выявлена устойчивая закономерностьмежду источниками информации и определенностьюпрофессионально-образовательных планов опрошенныхвыпускников школ. У тех, кто обращается к профессио-налам или специализированным источникам, имеетсявозможность получить более качественные сведения исделать правильный выбор.Образ жизни семьи, семейные ценности являютсятем основанием, на котором формируются ресурсы длявыстраивания планов и проектов подростка, но на мо-тивационную структуру влияют и другие социальныеагенты: друзья, учителя, средства массовой информа-ции, Интернет, а также представители вузов. Этот фактнеобходимо особым образом рассматривать в контек-сте наших сюжетов о связи школа - вуз. В заключениеможно сделать ряд выводов:- поведение подростков на рынке образовательныхуслуг стабильно в последние годы, их образовательныенамерения в основном связаны с высшим образовани-ем: больше половины опрошенных мечтает о конкрет-ном вузе, хотя престиж заведения в среднем значим длякаждого четвертого выпускника, но основным мотивомвыбора учебного заведения является возможность обу-чения профессии;- в рейтинге популярности томских вузов лидируетТомский государственный университет, но и политех-нический университет старается не отставать от лидера;- на образовательные стратегии выпускников школобласти как модели реального и проективного поведе-ния оказывает влияние ряд факторов. Основными изних являются понимание выпускниками значимостиобразования вообще и высшего в частности, требова-ния рынка труда, а также уровень образования их ро-дителей. Следует полагать, что указанные факторы как«страховые обстоятельства» позволяют минимизиро-вать зависимость вуза от средней школы.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 277
Ключевые слова
образовательные ориентации выпускников школ, факторы значимости высшего образования, educational orientation of high school graduates, factors of importance of higher educationАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Иванова Вера Степановна | Национальный исследовательский Томский государственный университет | кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры социологии философского факультета | vcsoc@rambler.ru |
Ссылки
