Онтологическая специфика виртуальной реальности | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 359.

Онтологическая специфика виртуальной реальности

На основании сравнения существования человека в физической и виртуальной реальностях анализируется онтологическая специфика виртуальной реальности. Невозможность рождения и смерти в виртуальной реальности, но возможность создания виртуального Я до включения в виртуальные события является существенным отличием от бытия человека в физической реальности.

Ontological specificity of virtual reality.pdf Представления о виртуальности и реальностисформировались задолго до появления информаци-онных технологий. Однако само словосочетание«виртуальная реальность» возникло благодаря тех-ническим системам, указавшим путь к созданию но-вой реальности.Сконструированная виртуальная реальность естьискусственная реальность, создаваемая техническимисредствами, продуцирующими новое пространство длясамоопределения человека внутри системы. Но вирту-альная реальность не является внутренним состояниемчеловека, не отождествляется с физической реально-стью и в то же время не сливается в своем понимании ссугубо технической системой.Виртуальная реальность тем и отличается от дру-гих реальностей, что существует как процессуальноевзаимодействие между материально-техническими,информационными процессами и психикой человека.Ее развертывание осуществляется за счет присутствиячеловека. Техника (моделирующая новое пространст-во) и сознание (самоопределяющееся в нем) выступа-ют необходимыми элементами виртуальной реально-сти, лишь при взаимодействии которых она обретаетсвое бытие.Коренное отличие виртуальной реальности от дру-гих пространств заключается в высокой степени услов-ности и наглядности происходящего. «Органы чувствявляются тем механизмом, с помощью которого чело-век создает свои представления и приобретает знанияоб окружающей среде. Иными словами, органы чувствявляются инструментом построения образа повседнев-ной реальности» [1].Технические средства, обеспечивающие включен-ность сознания в происходящее, воздействуют на орга-ны чувств человека, формируя образ некоторой реаль-ности. Теперь она претендует на существование парал-лельно действительному миру, так как качество вклю-ченности в нее не уступает действительности. Вирту-альная реальность имеет статус порожденной реально-сти, самодостаточности в полном объеме ей не дос-тичь, следовательно, необходимы внешние действия поактивизации технических средств.Виртуальная реальность в своем основании имеетположения, отличные от положений физической реаль-ности. «Неправильно было бы думать, что смысл вир-туальной реальности в имитации - повторении мира,напротив, она направлена на его преодоление, пере-иначивание или хотя бы дополнение» [2].Исходя из этой мысли Т.Г. Лешкевича, можно по-дойти к описанию и формулировке онтологическойспецифики виртуальной реальности.Жизнь человека в физической реальности - главноеусловие существования виртуальной реальности. Чело-век является в физический мир совершенно не подго-товленным к существованию в нем - он рождается не-разумным. Свое развитие сознание получает благодарявнешнему миру. Природный мир как первый и естест-венный «дом» человека, а также источник информаци-онных потоков впоследствии стал объектом трансфор-мации и переделки. Человек, не отказываясь от «при-родного жилища», начал творить в нем собственноепространство взаимодействия - культуру.По мнению К. Хорни, можно утверждать более кон-кретно - ее творцом выступает мужчина. Видя, какженщина рождает в мир нового человека, мужчинаразвивает и оформляет пространство культуры [3].Конструирование нового надприродного искусственно-го мира отнимает у целых поколений много сил и вре-мени, в то время как все другие существа безропотноповинуются правилам и законам мира природы. Созна-ние как движущий элемент в преодолении природныхнесовершенств стремится все упорядочить, системати-зировать и оптимизировать.Каждое конкретное сознание стремится все преду-смотреть, однако оно видит свои телесные границы.Под телесностью подразумевается не только физиоло-гическая данность, но и сознательная определенность,видение себя как тела и как Я. Основная задача тела -это развитие и сохранение телесности. Телесностьесть феномен жизни.Данное утверждение характеризует понятие телеснос-ти не как противопоставление живой телесной субстан-ции мертвому. Мертвое, бездушное - не более телесно,чем живое. Под телесностью как феноменом жизни под-разумевается бытие и житие человека. «Человек создаетновую онтологическую ситуацию в мире. Он являетсяновым типом бытия, его претензия "быть" уже не заклю-чается в жизни организма. Несомненно, то, что претензия"жить" реализуется через органическое тело. Но совер-шенно немыслимо, если бы его претензия "быть" попро-бовала реализовать себя помимо тела!» [4. С. 23].Телесный человек - это не только природный объ-ект, родившаяся частица особой материи, но и соци-ально обусловленный актор. Он предстает миру какживое, деятельностное лицо. Бытие человека - это самоего наличие, житие - это существование человека каксоциально активной системы. Тело - это опосредст-вующее звено между жизнью и бытием. В форме телажизнь становится новым и единственным бытием че-ловека, конечным бытием, и человек это понимает.Тело является основой жизни, фиксацией того, чточеловек есть. Прежде чем быть кем-то, т.е. жить, чело-век должен быть и быть он может лишь телесно. Жизньтела - это не только пространственное место, но и вре-менной процесс, по окончании которого тело прекра-щает жить, а затем и быть. Осознание и страх смертиорганизуют и направляют деятельность человека наформирование условий комфортного и безопасногосуществования. В этом отношении культура позволяетреализовывать данные стремления личности, но побо-роть конечность существования человека она не в си-лах. Даже с помощью разного рода инноваций культу-ры человек не может преодолеть этот не им установ-ленный барьер.Таким образом, формируется стремление к бес-смертному существованию в других более частныхсферах жизни и на протяжении долгого времени онообъективируется в конкретных методах и практикахреализации. Это игровая реальность, пространство ху-дожественного смысла, где человек прорабатываетразные возможные ситуации, и смерть в этом отноше-нии лишь условность. Это и естественная сновидческаяреальность, где состояние небытия - это пробуждение.Человек закономерно и очевидно ощущает себя вфизической реальности, где происходят все физиоло-гические процессы и взаимодействия. Существуя в нейна протяжении долгого времени, сознание человекаподразумевает некий пространственно-временной кон-тинуум, в котором происходит его развитие и станов-ление. Виртуальное пространство, так же как и физиче-ское, дарит человеку единение с реальностью, но каче-ство этой включенности в реальность различно. «Роди-телей не выбирают» - не раз человек слышал это ус-тойчивое выражение в адрес неизменных жизненныхобстоятельств.В отношении повседневной реальности можно за-метить ту же ситуацию - физическую реальность невыбирают. Рождаясь, существуя и умирая, каждый че-ловек «включен» или «заброшен», как сказал быМ. Хайдеггер, в данную реальность и является ее «жи-телем». В Конституции РФ четко прописано: «Каждыйимеет право на жизнь» [5], а вот о «праве на смерть» несказано ни слова. Подразумевается разумный выбор -существование, но также не отрицается возможностьухода из данной реальности. Теперь рассмотрим при-сутствие пользователя в виртуальной реальности.В виртуальную реальность человек приходит созна-тельно, в соответствии с техническими установками исвоим волеизъявлением (желанием). Тем самым онпроявляет включенность одной из составляющих те-лесности - сознания. Человек самостоятельно решает,когда, как и насколько долго пребывать в виртуальнойреальности. Данное положение является онтологиче-ской предпосылкой конструирования виртуальной ре-альности.Таким образом, в виртуальном пространстве нельзяродиться и умереть, это невозможные действия и про-цессы в виртуальной реальности. Все рождается нера-зумным. Виртуальная реальность же не подразумеваетпроявление человеческого бессознательного, а значит,сам факт рождения существа не предусмотрен. Погру-жение и взаимодействие в виртуальной реальности со-вершается осознанно, т.е. человек не рождается, а«приходит» и соответственно «уходит», с возможнойперспективой возвращения. Следовательно, виртуаль-ная реальность представляется человеку скорее воз-можной, чем необходимой реальностью (необходимойявляется физическая реальность).Таким образом, человека в виртуальной реальностиможно воспринимать как «туриста», «путешественни-ка», но с условием, что без этого «странника» событиявиртуальной реальности не актуализируются.Само присутствие человека в виртуальной реально-сти развивается по двум направлениям: «от существо-вания к сущности» и «от сущности к существованию».В данном контексте под сущностью будем подразуме-вать выбор человеком виртуального образа Я и страте-гии поведения в реальности. Под существованием бу-дем понимать его взаимодействие исходя из выбранно-го образа.Первое направление знакомо человеку с рождения всоциально-культурной реальности, когда его физиче-ское присутствие оказывается первичнее духовногосамоопределения.Таким образом, самоопределение человека и нахо-ждение смысла происходит в течение жизни. Вирту-альной реальности присуще подобное направлениеразвертывания событий, когда человек определяетсвою роль в процессе взаимодействия. Человек в дан-ном случае занимает гносеологическую позицию по-знающего мир и себя разума.Второе направление исходит из того, что человекзаранее определяет роль и стратегию поведения в вир-туальной реальности - самоопределяется еще до непо-средственного присутствия там и участия в виртуаль-ных событиях. Следствием самоопределения являетсявыбор образа мира, исходя из которого будут выстраи-ваться взаимоотношения человека со средой и другимиучастниками. Здесь пользователь стоит на позиции он-толога - конструктора собственного жизненного сце-нария.Оба направления присутствия человека в виртуаль-ной реальности в полной мере способствуют обменуинформации между человеком и техническими средст-вами. Второе направление присутствия человека («отсущности к существованию») присуще лишь порож-денным реальностям (игровой, сновидческой, вирту-альной), а потому наиболее желанно и значимо длячеловека.Онтологический принцип виртуальной реальностисостоит в преодолении ограниченной природы челове-ка в рамках виртуальной реальности. В ней невозмож-но родиться, но и умереть не представляется возмож-ным. Виртуальная реальность требует от человека са-моопределения и активного участия в виртуальныхсобытиях.Если в физической реальности человек находит пу-ти приобщения к смыслу именно во взаимодействии сокружающим миром, то виртуальная реальность рас-полагает возможностью заранее определять цели, мо-делировать различные виды персонажей и пространстви только потом предлагать участие человека в вирту-альных событиях.Человек организовал целый мир культуры, но неможет преодолеть собственную природу конечногосуществования. Его телесная организация дает о себезнать не только сознательными желаниями вечнойжизни, но и вполне материальными физиологическимипроцессами, которые имеют границу или предел своихвозможностей. Виртуальная реальность конструируетдля человека новое «тело», не имеющее характеристикрождения, старения и умерщвления, а значит, оно вы-глядит более привлекательным с точки зрения реализа-ции потенциала, заложенного в сознании. Этим и объ-ясняется (иногда патологическое) влечение человека кданному пространству взаимодействия. Сознаниестремится проживать некоторый промежуток временив искусственном пространстве с новой, более совер-шенной организацией тела, и какими бы событиями неизобиловала виртуальная реальность, она не в состоя-нии привести и физическое, и виртуальное тела к смер-ти, и человек это осознает. Новая организация про-странства дает возможность человеку погрузиться вреальность, проживая множество жизней, для того реа-лизовать актуальные образы мира.Таким образом, мы можем утверждать, что онтоло-гическая специфика виртуальной реальности заключа-ется в бесконечной прерывности и возобновляемостисуществования, когда самостоятельный выбор вирту-ального Я может предшествовать участию в виртуаль-ных событиях. Такая организация реальности позволя-ет человеку безопасно реализовывать самые фантасти-ческие идеи и замыслы.

Ключевые слова

виртуальная реальность, телесность, присутствие, человек, virtual reality, corporality, presence, person

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Трофимова Алёна АлександровнаОмский государственный педагогический университетаспирант кафедры философииalyonushka10@bk.ru
Всего: 1

Ссылки

Баксанский О.Е. Виртуальная реальность и виртуализация реальности // Концепция научных миров и научное познание. СПб. : РХГИ, 2000. С. 292.
Лешкевич Т.Г. Философия: курс лекций : учеб. пособие. М. : ИНФРА-М, 2000. С. 169.
Хорни К. Женская психология. СПб. : Восточно-европейский институт психоанализа, 1993. С. 51.
Круткин В.Л. Онтология человеческой телесности. Ижевск : Изд-во Удмурт. ун-та, 1993.
Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного суда РФ. 4-е изд. М. : ИНФРА-М, 2008. С. 9.
 Онтологическая специфика виртуальной реальности | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 359.

Онтологическая специфика виртуальной реальности | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 359.

Полнотекстовая версия