Компетентностный подход к общему физкультурному образованию студентов | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 359.

Компетентностный подход к общему физкультурному образованию студентов

В рамках компетентностного подхода рассматриваются понятия «компетенция» и «компетентность» в системе высшего образования. Анализируются мнения исследователей данного подхода, обосновывающие необходимость его внедрения в российскую систему образования.

Competence-based approach to general sports education of students.pdf В настоящее время в российской системе образова-ния реализуется компетентностный подход, которыйрассматривается как своего рода инструмент усилениясоциального диалога высшей школы с миром труда,средство углубления их сотрудничества и восстановле-ния в новых условиях взаимного доверия. Исследова-тели компетентностного подхода отмечают, что самоего обсуждение погружено в особый культурно-образовательный контекст, заданный следующимитенденциями российского образования в последнеедесятилетие:- утрата единства и определенности образователь-ных систем, формирование рынка труда и связанного сним рынка образовательных услуг;- вариативность и альтернативность образователь-ных программ, возрастание конкуренции и коммерче-ского фактора в деятельности образовательной системы;- изменение функции государства в образовании: оттотального контроля и планирования - к общей право-вой регуляции возникающих в образовании отношений;- перспективы интеграции российского образованияи российской экономики в международную в целом иевропейскую в частности систему разделения труда [1].Физическая культура как учебная дисциплина в Го-сударственных образовательных стандартах первого ивторого поколений входила в общекультурный блокдисциплин гуманитарного цикла. В стандартах новогопоколения физическая культура также заняла свое дос-тойное место. В примерной программе по данной дис-циплине обозначена цель ее реализации в системевысшего профессионального образования - формиро-вание физической культуры личности студента. Поня-тие «физическая культура личности» имеет смысл од-ного из феноменов культуры жизнедеятельности какотдельной личности, так и различных человеческихсообществ и общества в целом. Данный феномен пред-полагает сознательное преобразование, «взращивание»человеческой телесности и ментальности, разумного играмотного отношения к этому процессу как личности,так и общества. Этот феномен как один из важнейшихстимулов формирования культуры оказывается ответ-ственным и за духовное развитие общества и личности,их отношения с природой и к природе, в том числе и кприроде человека.Для того чтобы выяснить, что положительного не-сет внедрение компетентностного подхода в практикуфизкультурного образования студентов в высшейшколе, как он соотносится с формированием общейкультуры личности, частью которой является физиче-ская культура, необходимо дать его краткую характе-ристику.Компетентностный подход как некая системнаяконцепция описания образованности человека сталинтенсивно развиваться в конце 90-х гг. ХХ в. и в пер-вые годы XXI в. под влиянием моделей образования вЗападной Европе и США, в том числе развернувшегосяв конце 90-х гг. ХХ в. Болонского процесса. Рассмот-рение данного подхода невозможно осуществлять безотождествления либо дифференциации ключевых по-нятий: «компетенция» и «компетентность».Если эти два понятия отождествляются, то компе-тенция (также и компетентность) определяется как:- способность делать что-либо хорошо или эффек-тивно;- соответствие требованиям, предъявляемым приустройстве на работу;- способность выполнять особые трудовые функции [2].Отождествляя эти понятия, исследователи подчерки-вают именно практическую направленность компетен-ций: «Компетенция является, таким образом, сферойотношений, существующих между знанием и действиемв человеческой практике» [3. С. 59], а «компетентност-ный подход предполагает значительное усиление прак-тической направленности образования» [4. С. 24]. Этаже позиция неразграничения понятий «компетенция» и«компетентность» характерна и для большинства зару-бежных исследователей данной проблемы [5].Однако большинство специалистов рассматриваютэти понятия как самостоятельные категории. В таблицепредставлены определения понятий «компетенция» и«компетентность» в трактовке некоторых авторов.Таким образом, можно сказать, что под компе-тенцией понимают способность человека применятьимеющиеся знания на практике в нестандартной си-туации, акцентируя внимание на деятельностном ееаспекте. Любая компетенция интегративна по своейсути, поскольку ее наличие определяется не объемомусвоенной информации, а системой освоенных и оп-робованных в действии методов поиска недостаю-щих знаний на основе интеграции имеющихся. Онаопределяет способность человека продуктивно дей-ствовать в ситуации отсутствия конкретного умения.Тогда компетенция проявляется как возможностьсоздания новых способов действия. Компетенцииявляются основным содержанием компетентности.Они базируются на отдельных сторонах личностичеловека, выработанной готовности к конкретномудействию, на сформированной ценностной ориента-ции. Компетентность - это интегративная личност-ная характеристика специалиста, которая складыва-ется из системы взаимосвязанных и взаимообуслов-ленных компетенций.Определение понятий «компетенция» и «компетентность»Автор Компетенция КомпетентностьИ.А. Зимняя (2004)Компетенции - некоторые внутренние, потенциаль-ные, сокрытые психологические новообразования(знания, представления, программы (алгоритмы)действий, системы ценностей и отношений), которыезатем выявляются в компетентностях человека какактуальных, деятельностных проявленияхКомпетентность - основывающаяся на знаниях, ин-теллектуально- и личностно-обусловленная социально-профессиональная жизнедеятельность человекаА.В. Хуторской (2003)Компетенция - отчужденное, заранее заданноесоциальное требование (норма) к образовательнойподготовке ученика, необходимой для егоэффективной продуктивной деятельности вопределенной сфереКомпетентность - владение, обладание ученикомсоответствующей компетенцией, включающее еголичностное отношение к ней и предмету деятельности.Компетентность - уже состоявшееся качество личности(совокупность качеств) ученика и минимальный опытдеятельности в заданной сфере.Компетентность - совокупность личностных качествученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний,умений, навыков, способностей), обусловленныхопытом его деятельности в определенной социально иличностно-значимой сфереА.Г. Бермус (2005)Компетенция - совокупность взаимосвязанныхкачеств личности, задаваемых по отношению копределенному кругу предметов и процессовКомпетентность представляет собой системное един-ство, интегрирующее личностные, предметные и инст-рументальные особенности и компонентыА.И. Субетто (2006)Компетенция - совокупность потенциальныхсвойств или подкачество в системе потенциальногокачества выпускника вуза. Компетенция выступаетновообразованием в структуре качества учащегосяв системе высшего профессионального образова-ния, формирующимся за образовательный цикл врамках образовательной системыКомпетентность - совокупность И¶-·-компетенцийнях - государственном, региональном и уровне образо-вательного учреждения. Разнообразие качеств людейотражает в себе разнообразие культур, этносов, локаль-ных цивилизаций и является результатом действия сис-темогенетического закона разнообразия в социальнойэволюции человечества. Моделирование качества чело-века, представление об идеале качества человека - однаиз основных функций культуры [8].Возвращаясь к определениям понятий «компетен-ция» и «компетентность», отметим, что понятие «компе-тентность» включает не только когнитивную и опера-ционально-технологическую составляющие, но и моти-вационную, этическую, социальную и поведенческую.Оно включает результаты обучения (знания и умения),систему ценностных ориентаций, привычки. Компе-тентность всегда есть актуальное проявление компетен-ции. По мнению И.А. Зимней (2006), основанный накомпетентности подход (а не на компетенции) характе-ризуется усилением как собственно прагматической, таки гуманистической направленности образовательногопроцесса и не противоречит формированию общей куль-туры личности в системе образования. В то же времяавтор отмечает, что компетентностный подход имеетстатус «рамочной конструкции», реализующей форма-лизацию движения от «цели» к «результату» в образова-нии, причем от «цели» к «результату» в достаточноформально-операциональном виде, т.е. в виде, которыйможно измерить на аттестационных испытаниях [5].Ориентация на результаты обучения означаетстремление достичь большей точности в определениитого, чем завершится образовательный процесс длякаждого студента. Очевидно, что подобная постановкавопроса переносит акцент с намерений и задач препо-давателя на реальные достижения обучающихся.С точки зрения философии образования жесткая ори-ентация на результаты сужает миссию высшего образо-вания, его этическую и духовную функции, нацелен-ность на развитие личности, сохранение, наследование иразвитие ценностного «ядра нации» [8].Однако, по мнению В.И. Байденко, компетентност-ный подход - это не просто сдвиг в проектированиистандартов от знаний к компетенциям, но использова-ние компетенций как своеобразного «строительногоматериала» сильных субъективно-личностных потен-циалов личности. С этим подходом связывается усиле-ние духовно-этических функций высшего образования.Образование становится способом научения человекасправляться с многочисленными непредсказуемымипроблемами. Компетентностный подход означает вы-бор новых стратегий. В этом смысле он направлен и наобразовательный процесс, предполагает осознание иреализацию тесной связи образовательного процесса,содержания и результата. Компетентностный подходтребует принятия решений по поводу общей формыметодов и технологий, отбора и организации информа-ционного материала, разработки поддающихся измере-нию показателей в свете избранных методов и содер-жания [7].В заключение можно отметить следующее. Внутрикомпетентностного подхода, реализуемого в системеобразования, выделяются два базовых понятия: компе-тенция и компетентность. При этом компетенция рас-сматривается как отчужденное, заранее заданное соци-альное требование (норма) к образовательной подготов-ке ученика, необходимой для его эффективной продук-тивной деятельности в определенной сфере, а компе-тентность соотносится с владением, обладанием челове-ком соответствующей компетенцией, включающей еголичностное отношение к ней и предмету деятельности.Компетентностный подход в системе высшего образова-ния при определении его результатов ориентирован на:- практику применения знаний, выработку опера-циональной, технологической составляющих, а нетолько на сами знания (не только «что», но и «как»);- сложную, интегративную (когнитивно-эмоцио-нальную, ценностно-мотивационную, регулятивную)природу результата образования;- формируемость личностного качества как слож-ного новообразования.Компетентностный подход по своей функции до-полняет системодеятельностный, знаниецентричный,культуроцентричный подходы к раскрытию качествавысшего образования и не противоречит формирова-нию общей культуры личности.Выявленные важные положения необходимо учи-тывать при осуществлении физкультурного образова-ния студентов на основе компетентностного подхода,при обосновании физкультурной компетентности каксовокупности компетенций, формируемых в процессефизкультурного образования.

Ключевые слова

компетенция, компетентность, физкультурное образование, физкультурная компетентность, competence, competency, physical education, physical competence

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Загревская Александра ИвановнаНациональный исследовательский Томский государственный университеткандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания факультетафизической культурыA.Zagrevskaya@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сентября. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997.
Леднев В.С., Никандров Н.Д., Рыжаков М.В. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика. М., 2002.
Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10.
Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико- методологический подход) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 21-26.
Елисеев И.Н. Методы, алгоритмы и программные комплексы для расчёта характеристик диагностических средств независимой оценки качества образования: монография. Новочеркасск : Лик, 2010. 316 с
Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов) / под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002.
Субетто А.И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. СПб. ; М. : Исследоват. центр проблем качествва подготовкики специалистов, 2006. 72 с.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.
 Компетентностный подход к общему физкультурному образованию студентов | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 359.

Компетентностный подход к общему физкультурному образованию студентов | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 359.

Полнотекстовая версия