Представлены результаты исследования субъективной оценки потенциала городской среды с использованием методики «Реализуемость базисных ценностей». Установлено, что магистранты и аспиранты, обучающиеся по специальностям гуманитарного профиля, более высоко оценивают реализуемость базисных ценностей в условиях г. Томска по сравнению с магистрантами и аспирантами, обучающимися по специальностям негуманитарного профиля. Обсуждаются взаимосвязи оценки реализуемости базисных ценностей с целеустремленностью, настойчивостью, склонностью к планированию и ценностными ориентация-ми вузовской молодежи.
Evaluation of basic values realizability in local settings (Tomsk) by artsand science-oriented university students.pdf В общественно-исторической практике развитию городов всегда придается особое значение [1]. При этом во всех странах в развивающихся городах отмечается усиливающаяся тенденция роста населения, в силу чего ХХ в. по праву стали называть веком урбанизации, а XXI в., по мнению британского исследователя Ч. Лэндри [2], будет считаться веком городов. Уже сейчас в Европе число городских жителей превышает 75%. Незначительно отстает от этой тенденции и Россия, в которой еще на начало 1994 г. городское население составляло 73% всего населения. На этом фоне все чаще в современной литературе встречаются высказывания, что главным ресурсом этого развития является городской житель. Например, на встрече мэров европейских городов в 2004 г. в Лондоне было выявлено три элемента, комбинация которых может определять «успешность» развития города: 1) человек должен знать, куда движется город, понимать его предназначение и потенциал развития; 2) необходимо стимулировать распространение лидерства (более 1% населения города должны чувствовать себя лидерами); 3) надо поощрять принятие рискованных решений в рамках городской системы управления, основанной на принципах отчетности и прозрачности, ибо это дает людям возможность творчески участвовать в формировании города [2]. В доступной литературе невозможно обнаружить какого-либо анализа российских городов через призму подобной комбинации элементов «успешности» развития города. Однако, судя по показателям внешней и внутренней миграции молодежи [3, 4], российские города, из которых молодежь стремится уехать, скорее всего, попадают в категорию «неуспешных». В связи с этим оценка психологическими средствами особенностей восприятия российской вузовской молодежью городской среды как потенциала, обеспечивающего возможность их профессионально-личностного развития, нам представляется актуальной и важной. Целью данной работы является анализ результатов пилотажного исследования, направленного на оценку потенциала городской среды Томска. Следует отметить, что город Томск является старейшим в Сибири крупным образовательным, научным и инновационным центром, в составе которого 9 вузов (2 из которых имеют официальный статус научно-исследовательских), 15 НИИ, особая экономическая зона технико-внедренческого типа и 6 бизнес-инкубаторов. Томск по праву называют студенческим городом, куда ежегодно массово приезжают учиться студенты из соседних областей и ближайших государств. У администрации города имеется амбициозный проект позиционирования Томска в Сибири как современного перспективного развивающегося города, комфортного для жизни, учебы и профессионально-личностного роста молодежи. Однако в настоящее время отсутствует анализ того, насколько г. Томск привлекателен с точки зрения вузовских студентов, магистров и аспирантов, в какой степени они воспринимают городские условия как потенциал для своего развития. С учетом этого нами было спланировано и проведено психодиагностическое исследование с участием 181 представителя вузовской молодежи г. Томска. В исследовании для оценки потенциала городской среды Томска использовалась методика «Реализуемость базисных ценностей» (далее РБЦ). Эта методика построена на основе семантического дифференциала и позволяет судить о субъективном мнении испытуемых относительно возможности реализации 20 базисных ценностей как условия личностного развития в конкретных средовых условиях [5]. Опросники «Самоорганизация деятельности» (далее ОСД) [6] и «Якоря карьеры» [7] были применены для анализа показателей личностного потенциала участников исследования. При обработке психодиагностических данных использовались описательная статистика, дисперсионный анализ ANOVA/MANOVA и корреляционный анализ из пакета компьютерных программ Statistica. В ходе исследования изучались две выборки вузовской молодежи: выборка магистрантов и аспирантов, обучающихся по специальностям гуманитарного профиля (философы, психологи, социальные работники, историки и пр., средний возраст 23,4±3,38 года, n = 96), и выборка магистрантов и аспирантов, обучающихся по специальностям негуманитарного профиля (физики, математики, информатики, биологи и пр., средний возраст 23,1±2,20 года, n = 85). При обработке результатов тестирования было установлено, что представители вузовской молодежи в целом позитивно оценивают реализуемость базисных ценностей в г. Томске. Об этом можно судить на основании того, что все средние значения показателей методики РБЦ оказались больше 4 баллов, представляющих собой границу нейтральной оценки реализуемости базисных ценностей (рис. 1). Следовательно, можно сделать заключение о том, что г. Томск, по мнению вузовской молодежи, обладает существенным потенциалом для их профессионально-личностного развития. Однако обращает на себя внимание тот факт, что максимальная реализуемость наблюдается для ценностей «любить и быть любимыми» и «иметь благополучную семью», а минимальная реализуемость характерна для ценностей «быть материально обеспеченным» и «все знать». Подобная оценка реализуемости ценностей, очевидно, подсказывает, что, несмотря на то, что Томск позиционирует себя как образовательный и инновационный центр, магистранты и аспиранты склонны воспринимать его лишь как город, который в первую очередь комфортен для поиска любви и создания семьи. В ходе дисперсионного анализа были выявлены значимые достоверные различия между двумя изучаемыми выборками по следующим шкалам методики «Реализуемость базисных ценностей»: город позволяет достичь успехов в профессии (гуманитарии - среднее значение 6,19±1,20 балла, негуманитарии -5,69±1,68 балла, p = 0,023) и в карьере (соответственно 6,07±1,30 и 5,49±1,72 балла, p = 0,011), достичь желаемой цели (соответственно, 5,80±1,42 и 5,09±1,97 балла, p = 0,006) и найти смысл своей жизни (соответственно 6,01±1,41 и 5,52±1,69 балла, p = 0,038), самоутвердиться в жизни (соответственно 6,10±1,16 и 5,68±1,42 балла, p = 0,029), быть уникальным и оригинальным (соответственно 5,53±1,57 и 4,84±1,94 балла, p = 0,009) и иметь власть (соответственно 5,08±1,53 и 4,62±1,52 балла, p = 0,044). 7 3 < 6 5 4 -гуманитарии негуманитарии 2 0 & W У W/A'SS 4
Каракулова Ольга Викторовна | Томский государственный университет | канд. психол. наук, нс лаборатории когнитивных исследований и психогенетики | olgam_2003@mail.ru |
Богомаз Сергей Александрович | Томский государственный университет | д-р психол. наук, профессор, зав. кафедрой организационной психологии | bogomazsa@mail.ru |
Глазычев В.Л. Урбанистика. М. : Европа, 2008. 220 с.
Лэндри Ч. Креативный город. М. : Классика-ХХ1, 2011. 99 с.
Миграция в зеркале стран СНГ (молодежный ракурс) / под ред. И. Молодиковой. М., 2006. 275 с.
Зайнетдинова М.Р. Миграция молодежи как одна из основных социально-экономических проблем малых городов. URL: http://lfostu.ucoz.ru
Богомаз С.А., Мацута В.В. Субъективная оценка реализуемости базисных ценностей в городской среде // Сибирский психологический жур нал. 2012. № 46.
Мандрикова Е.Ю. Опросник самоорганизации деятельности. М. : Смысл, 2007.
Богомаз С.А. Модификация опросника «Якоря карьеры»: ценностная ориентация на инновационную и предпринимательскую деятельность // Сибирский психологический журнал. 2012. № 44. С. 101-109.