Имагология в масштабах цивилизаций, или Трансформация концептов ‘мы' и ‘они' в глобализирующемся мире (Рецензия на книгу: Sassin W., Donskikh O., Gnes A., Komissarov S., Liu Depei. Evolutionary Environments. Homo Sapiens - an Endangered Species? Innsbruck: Studia Universitatsverlag, 2018. 36 | Имагология и компаративистика. 2019. № 12. DOI: 10.17223/24099554/12/12

Имагология в масштабах цивилизаций, или Трансформация концептов ‘мы' и ‘они' в глобализирующемся мире (Рецензия на книгу: Sassin W., Donskikh O., Gnes A., Komissarov S., Liu Depei. Evolutionary Environments. Homo Sapiens - an Endangered Species? Innsbruck: Studia Universitatsverlag, 2018. 36

В статье производится обзор недавно вышедшей коллективной монографии «Evolutionary Environments. Homo Sapiensan Endangered Species?» («Эволюционные среды. Homo sapiens - вид под угрозой?»), посвященной сопоставительной имагологии в масштабах цивилизационных блоков. В книге успешно исследуются культурные стереотипы Себя и Другого, а также концепт ‘инаковость', присутствующие в художественной литературе, академическом дискурсе, политическом и медийном пространстве в рамках российской, китайской, индийской, мусульманской цивилизаций, а также европейско-американской и евразийской сверхцивилизаций.

Imagology on the Scale of Civilisations, or the Transformation of the Concepts ‘We' and ‘They' in the Globalis.pdf В ситуации глобализирующегося мира особую значимость приобретают работы, посвященные культурной идентификации и отде- 238 К.С. Шаров лению понятия ‘мы' от понятия ‘они' в наднациональном масштабе, на уровне исторически сложившихся культурных (цивилизационных) блоков, или агрегаций. При этом сопоставительный анализ имагологических схем и устоявшихся антологий (словарей образов), проведенный в подобном цивилизационном масштабе, представляет собой не только важную веху в академических имагологических исследованиях, но и способен обладать практической ценностью. Такой анализ может выступать инструментом конфликтологии, психологии, медиации - инструментом, применяемым в политике, социальных программах, журналистике и в целом масс-медиа. Книга «Evolutionary Environments. Homo Sapiens - an Endangered Species?» («Эволюционные среды. Homo sapiens - вид под угрозой?») [1] является знаковой работой подобного рода. Монография написана коллективом российских и зарубежных авторов и является плодом их совместной академической деятельности - международного семинара по сопоставительной имагологии «WE: The Dark Side of Evolution» («МЫ: Темная сторона эволюции»), регулярно проводимого в Германии в период 2012-2018 гг. под руководством Вольфганга Зассина, одного из соавторов монографии. Данная книга - безусловно, не единственная работа по имаголо-гии в наднациональном, цивилизационном масштабе, вышедшая в последнее время. В российском академическом сообществе в контексте укрепления евразийского сотрудничества эта тема вызывает все больший интерес, а количество публикаций в периодических изданиях, посвященных ей, неуклонно растет. Из появившихся за последние три года работ упомянем несколько наиболее близких к теме рецензируемой книги. Так, в контексте подхода авторов монографии как теоретический, так и практический интерес представляют исследования Ю. Г. Атмановой, посвященные истории создания литературных и художественных образов Другого в Империи великих моголов, которые в наши дни легли в основу культурного разграничения индуистского и мусульманского миров в евразийском культурном пространстве [2-4]. Отдельным аспектам трансформации имагологических образов государств, этносов, идентичностей в евразийской сверхцивилизации в XXI в. - процесса, анализ которого составляет важную часть первой части книги - посвящены статьи В.В. Мароши [5], Л.И. Горбуновой [6], С.А. Смир- Имагология в масштабах цивилизаций 239 нова [7], Т.Е. Третьяковой [8]. Тигран Симян уделил пристальное внимание изменению образа культурной и религиозной идентичности в европейской цивилизации и цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока на примере армян при вхождении постсоветской Армении в евразийскую сверхцивилизацию [9-10]. Истории создания и поддержания образов России и Европы, а также русских и европейцев в русской и европейской литературе XVIII-XXI вв., а также кинематографе посвящено достаточное количество работ, в том числе Э. Монделло [11], Н.Х. Орловой, Д. Бержайте, Е.В. Кобзевой [1213], А.С. Янушкевича [14]. Далее, как и авторы книги «Эволюционные среды» в главе 13.5, испанские исследователи А. М. Диас Ферреро и Э. Ф. Керо Хервилья показывают важную роль гендерной составляющей в создании авто- и гетеро-образов народа и стереотипов его поведения [15]. Наконец, В. Адамидис [16], В.В. Петров [17] и Д.А. Щеглов [18] на основе анализа античных источников находят истоки формирования современной европейской и евразийской има-гологических картин еще в древности. Несмотря на наличие большого количества исследовательских работ по проблеме трансформации имагологических антологий в рамках концептов ‘мы' и ‘они' в глобализирующемся мире, рецензируемая книга обладает несомненной новизной. Большим достижением авторов можно считать установление политических, социальных и культурных механизмов стирания национальных образов и потери национальной идентичности при вхождении того или иного этноса и/или культуры в европейско-американскую сверхцивилизацию и сохранения лица народа при интеграции в евразийское пространство [1. Part 2]. Авторами книги продемонстрирована роль художественной, академической, публицистической литературы, а также европейских масс-медиа, равно как политических идеологий неолиберализма и программ повышения социального равенства в ослаблении и даже устранении представлений о характерном национальном и религиозном облике в коллективном сознании [1.Ch. 13.7, 13.8, 14.1, 14.2]. Один из соавторов монографии, профессор О.А. Донских из Новосибирского государственного университета и Новосибирского государственного университета экономики и управления выдвигает концепцию когерентности имагологических антологий различных 240 К.С. Шаров цивилизаций в контексте своей теории связи культуры и цивилизации [1. Ch. 13.7; 19. P. 417-418; 20. С. 10 и сл.]. Другой соавтор рецензируемой монографии, профессор В. Зассин из Технического университета Вены посвящает несколько глав исследованию дрейфа имагологических концептов ‘мы' и ‘они' в Евросоюзе в ситуации глобальной неопределенности проекта объединенной Европы в 2010-е гг. [1. Ch. 6-8; 21]. Третий автор - Александр Гнесь из института археологии и этнографии СО РАН в Новосибирске - в своем анализе показывает причины, по которым венгры сохранили до настоящего времени свою культурную идентичность и свое «лицо», даже находясь в центре ЕС, философия и практика построения которого вовлекает все европейские народы и культуры в воронку единой безликой идентичности «беспредельно толерантного повседневного гражданина». Исследователь предлагает на основе этого анализа некоторые схемы, используя которые, та или иная нация или культурная группа может не превратиться в безликую массу «повсе-1 дневных людей» в литературе, искусстве, медийном пространстве, политическом дискурсе глобального мира, а добиться успеха в воспроизводстве своей неповторимости в образах, закрепленных в литературе, искусстве и культуре глобальных цивилизаций и даже сверхцивилизаций [1. Ch. 13.4, 13.6]. Четвертый и пятый авторы монографии, профессор Сергей Комиссаров из Новосибирского государственного университета и генерал-майор, профессор Лю Депей, директор-контролер докторантуры Народно-освободительной Армии Китая исследуют феномен «китайскости», позволивший китайской цивилизации сохранять свое уникальное лицо в мировой культуре на протяжении по меньшей мере четырех тысячелетий в виде огромной совокупности хорошо узнаваемых образов [1. Ch. 13.2, 13.5]. Какими должны быть будущие образы страны, нации, культурной или религиозной идентичности, чтобы они не утонули в культурно- и лингвистически-однородном море глобализирующегося мира, а остались прочно зафиксированными в языке, литературе, символике, общественном сознании, идеологиях? Как изменятся об- 1 Термин «повседневный человек», впервые предложенный Х. Клинтон, всесторонне осмысляется на страницах книги в контексте создания имагологических антологий. Авторы также вводят термин homo billionis - человек миллиардов. Имагология в масштабах цивилизаций 241 разы, связанные с взаимным восприятием стран и народов? Что будут означать понятия «национальная черта» и «национальная литература» через десять, пятьдесят и сто лет? На эти и иные, не менее важные вопросы пытаются найти ответы авторы монографии «Эволюционные среды», которая, безусловно, займет важное место в развитии отечественной и мировой имагологической науки.

Ключевые слова

культура, цивилизация, инаковость, культурная идентификация, культурный стереотип, политический дискурс, медиапространство, culture, civilisation, difference, cultural identification, cultural stereotype, political discourse, media space

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шаров Константин СергеевичМосковский государственный университет имени М.В. Ломоносовакандид. филос. наук, старший преподавательconst.sharov@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Sassin W., Donskikh O., Gnes A., Komissarov S., Liu D. Evolutionary Environments. Homo Sapiens - an Endangered Species? Innsbruck: Studia Universitatsverlag, 2018. 362 p.
Атманова Ю.Г. Династическая гордость великих моголов и формні её проявления // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2017. № 1 (11). С. 48-65.
Атманова Ю.Г. Лучезарный лик великого могола: концепция Фарр-и изади и её визуальное воплощение // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2017. Вып. 2 (12). С. 9-29.
Атманова Ю.Г. Образ Йусуфа в могольской живописи: к вопросу прочтения изобразительного текста // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 2 (16). С. 195-204.
Мароши В.В. Монгольская империя в современных российских имперских проектах: фантастика, публицистика, фолк-хистори // Имагология и компаративистика. 2017. № 7. C. 181-196.
Горбунова Л.И. Перцептивная основа наивной категоризации предметного мира // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2017. № 48. C. 5-18.
Смирнов С.А. Визуальное путешествие как метод. Генезис // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2017. № 1 (11). С. 9-26.
Третьякова Т.Е. Визуальное событие как образовательная инновация // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемні визуальной семиотики. 2018. Вып. 1 (15). С. 134-156.
Simyan T.S. Armenian epos in social and collective consciousness of the Soviet and post-Soviet era (by example of kitsch goods of Yerevan vernissage) // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемні визуальной семиотики. 2017. № 2 (12). P. 92-108.
Simyan T.S. New year and its attributes in Soviet and post-Soviet textbooks (on the example of Armenia and Russia) // ΠΡΑΞΗMΑ. Journal of Visual Semiotics. 2018. № 1 (15). P. 10-33.
Монделло Э. Россия в путевых записках Итало Кальвино и Альберто Моравиа // Имагология и компаративистика. 2018. № 10. C. 172-182.
Орлова Н.Х., Бержайте Д. Литовские семиотические штудии: из истории сценических «переводов» Достоевского в Литве // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемні визуальной семиотики. 2018. № 2 (16). С. 110-131.
Орлова Н.Х., Кобзева Е.В. Тематические акцентні и семиотические контекстні в современном итальянском кино // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемні визуальной семиотики. 2017. № 2 (12). С. 109-124.
Янушкевич А.С. Особенности имперского текста В.А. Жуковского: идеология и культуртрегерство // Имагология и компаративистика. 2017. № 7. C. 77-92.
Диас Ферреро А.М., Керо Хервилья Э.Ф. Анализ паремий, выражающих негативную оценку женщины в русском и португальском языках // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2018. № 54. C. 42-58.
Adamidis V. The theory and practice of torture in Ancient Athenian courts // ΣΧΟΛΗ. Ancient Philosophy and the Classical Tradition. 2018. V. 12. No. 2. P. 336-348.
Petrov V. V. Appropriation of foreign learning in Ancient and Medieval Latin tradition // ΣΧΟΛΗ. Ancient Philosophy and the Classical Tradition. 2018. V. 12. No. 2. P. 569-581.
Shcheglov D.A. The Mediterranean coast of Africa in Ptolemy's geography and in the Stadiasmus of the Great Sea // ΣΧΟΛΗ. Ancient Philosophy and the Classical Tradition. 2018. V. 12. No. 2. P. 453-479.
Donskikh O.A. Splitting concepts: steps of reflection // ΣΧΟΛΗ. Ancient Philosophy and the Classical Tradition. 2018. V. 12. No. 2. P. 402-425.
Донских О.А. HORROR ZIVILIZATIONIS, или ужас субъективности // Культура и искусство. 2015. № 1. С.7-15.
Зассин В. Ищите и обрящете // Идеи и идеалах. 2013. № 3(17). Т. 1. С. 31-40.
 Имагология в масштабах цивилизаций, или Трансформация концептов ‘мы' и ‘они' в глобализирующемся мире (Рецензия на книгу: Sassin W., Donskikh O., Gnes A., Komissarov S., Liu Depei. Evolutionary Environments. Homo Sapiens - an Endangered Species? Innsbruck: Studia Universitatsverlag, 2018. 36 | Имагология и компаративистика. 2019. № 12. DOI: 10.17223/24099554/12/12

Имагология в масштабах цивилизаций, или Трансформация концептов ‘мы' и ‘они' в глобализирующемся мире (Рецензия на книгу: Sassin W., Donskikh O., Gnes A., Komissarov S., Liu Depei. Evolutionary Environments. Homo Sapiens - an Endangered Species? Innsbruck: Studia Universitatsverlag, 2018. 36 | Имагология и компаративистика. 2019. № 12. DOI: 10.17223/24099554/12/12