Античный театр в свете понятия «катарсис» | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 427. DOI: 10.17223/15617793/427/11

Античный театр в свете понятия «катарсис»

Исследуется воспитательный потенциал античного театра через призму аристотелевского понятия «катарсис». Сначала выделяются базовые интерпретации трагического катарсиса: религиозно-медицинская, этическая, структурная и интеллектуа-листская. Затем производится оценка педагогических возможностей античного театра в свете каждой из вышеназванных интерпретаций. Как выяснилось, наибольшим образом педагогическим задачам отвечает последняя интерпретация катарсиса как интеллектуального прояснения.

Ancient theater in the light of the notion of catharsis.pdf Несмотря на то что проблеме интерпретации катарсиса в «Поэтике» Аристотеля посвящено бесчисленное количество литературы, сокрушаться относительно невозможности установления истины в этом вопросе стало уже общим местом среди исследователей, приступающих к обзору этого аристотелевского понятия. Как сообщает А.Ф. Лосев, «к 1931 году было высказано по этому поводу 1 425 различных толкований. А после 1931 года эти толкования неизменно расширялись и количественно увеличивались» [1. С. 202]. Дж. Илс и вовсе утверждает, что в современном понимании катарсиса имеется «неисправимая неопределенность» [2. P. 439]. В связи с этим в настоящей статье нас интересует, может ли в свете понятия катарсис античный театр рассматриваться как образовательно-воспитательное пространство. Чтобы ответить на этот вопрос, нам потребуется выделить из общей массы интерпретаций трагического катарсиса несколько базовых, на основе которых выстраиваются все прочие, затем обратиться к педагогическим и морально-этическим взглядам Аристотеля и, наконец, выяснить, отвечает ли хотя бы одна из базовых интерпретаций целевым установкам в рамках этики и педагогики Аристотеля. Прежде чем приступить к намеченному плану, обратимся к полемичному пассажу из VI главы «Поэтики», где Аристотель дает определение трагедии: ecxiv onv храу

Ключевые слова

античный театр, античная педагогика, воспитание, драма, трагедия, катарсис, ancient theater, ancient pedagogy, education, drama, tragedy, catharsis

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Санженаков Александр АфанасьевичИнститут философии и права Сибирского отделения Российской академии наукканд. филос. наук, науч. сотр. отдела философииsanzhenakov@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. Харьков : Фолио ; Москва : АСТ, 2000.
Else G.F. Aristotle’s Poetics: The Argument. Cambridge, 1957.
Аристотель. Поэтика / пер. М.Л. Гаспарова // Сочинения : в 4 т. М. : Мысль, 1983. Т. 4. С. 645-680.
Аристотель. Политика / пер. С. А. Жебелева // Сочинения : в 4 т. М. : Мысль, 1983. Т. 4. С. 375-643.
Петровский А.Ф. Сочинение Аристотеля о поэтическом искусстве // Аристотель. Об искусстве поэзии. М. : Гослитиздат, 1957. С. 7-38.
Lucas F.L. Tragedy in Relation to Aristotle's Poetics. New York : Harcourt, Brace and Company, 1928.
Golden L. Catharsis // Transactions and Proceedings of the American Philological Association. 1962. Vol. 93. P. 51-60.
Лессинг Г.-Э. Гамбургская драматургия / под ред. М. Лифшица. М. ; Л. : Academia, 1936.
Аристотель. Никомахова этика / пер. Н.В. Брагинской // Сочинения : в 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. С. 53-293.
 Античный театр в свете понятия «катарсис» | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 427. DOI: 10.17223/15617793/427/11

Античный театр в свете понятия «катарсис» | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 427. DOI: 10.17223/15617793/427/11