Правовое регулирование деятельности городской и рабочей потребительской кооперации России в 1917-1925 гг | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Правовое регулирование деятельности городской и рабочей потребительской кооперации России в 1917-1925 гг

Рассматривается развитие советского кооперативного законодательства в области регулирования деятельности городской и рабочей потребительской кооперации в Советской России. Анализируются правовые основы функционирования городских и рабочих потребительских кооперативов в начальный период советской власти, годы «военного коммунизма» и новой экономической политики.

Legal regulation of the activity of Russian urban and labour consumer cooperation in 1917-1925.pdf Деятельность современной потребительской коопе-рации сосредоточена на выполнении ее социальной миссии: помощь в решении проблем бедности и заня-тости населения. Реализация задач такого масштаба предполагает выработку стратегии и программы разви-тия, которые обеспечат переход к созданию полномас-штабного кооперативного сектора экономики. Сделать это невозможно без изучения опыта правового регули-рования деятельности городской и рабочей потреби-тельской кооперации - составной части общеграждан-ской потребкооперации.Ко времени прихода к власти у большевиков не бы-ло сколько-нибудь четкой системы взглядов на коопе-рацию. Для дореволюционного периода характерно критичное отношение к ней: так, в 1902 г. В.И. Ленин утверждал, что кооперация не является средством мир-ного изменения капитализма и способом перехода к социализму [1. Т. 6. С. 396]. В период Первой россий-ской революции он уже признавал, «что потребитель-ные общества есть в известном смысле кусочек социа-лизма…», но пока власть остается в руках буржуазии, до тех пор потребительные общества - жалкий кусочек, никаких серьезных перемен не гарантирующий… [1. Т. 11.С. 369-370]. Более определенную позицию в от-ношении кооперации изложил В.И. Ленин на Копенга-генском (1910 г.) конгрессе II Интернационала. Он от-метил, что кооперативы способствуют как улучшению материального положения рабочих, так и воспитанию их организаторских навыков. Вместе с тем В.И. Ленин считал, что, являясь чисто коммерческим учреждением, кооперативы «имеют тенденцию вырождаться в бур-жуазные акционерные общества» [1. Т. 19. С. 310]).В послереволюционный период (1917-1920 гг.) по-зиция В.И. Ленина в отношении кооперации сущест-венно изменилась, что отразилось прежде всего в ее оценке как лучшего аппарата для организации распре-деления [1. Т. 38. С. 164]. Особое внимание он уделял рабочей кооперации, призванной «сыграть громадную роль в отношении правильной постановки всего дела снабжения» [1. Т. 37. С. 201]. В качестве главной зада-чи рабочей кооперации В.И. Ленин выделил следую-щую: «чтобы к работе по снабжению были бы привле-чены самые низы» [1. Т. 37. С. 205]. Вышеприведенные суждения позволяют сделать вывод о низведении вож-дем большевистской партии кооперативного движения к выполнению лишь снабженческо-распределительных функций. Эти взгляды нашли отражение в разработан-ном В.И. Лениным «Проекте декрета о потребитель-ских коммунах» (декабрь 1917 г.), согласно которому «существующие потребительные общества национали-зируются, обязуясь включить в свой состав все населе-ние данной местности поголовно». Только членство в них делало возможным получение того минимального объема продуктов питания и промышленных товаров, которое могло предоставить государство в условиях острого экономического кризиса [1. Т. 36. С. 206-210]. В развитие данных положений народный комиссариат по продовольствию (Наркомпрод) разработал проект декрета о потребительских коммунах (он получил из-вестность как «проект Шлихтера» - народного комис-сара по продовольствию), реализация которого вела к полному огосударствлению кооперации. «Проект Шлихтера» предполагал, что кооперация должна взять на себя распределение в общегосударственном мас-штабе, включив все население в обязательном порядке в члены потребительских обществ. В данной местности может действовать только один кооператив, обслужи-вающий только проживающее здесь население. Суще-ствующие потребительские общества национализиру-ются, а вся их деятельность контролируется и направ-ляется советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Потребительские общества в определенной степени автономны в организации закупок и распреде-лении продуктов потребления - в пределах установ-ленных государством законов. Средства для закупки продуктов и операционных расходов отпускаются го-сударством в виде беспроцентных ссуд. Содержание документа, опубликованного в «Известиях ВЦИК» 19 января 1918 г., не устраивало кооперативную обще-ственность, которая на протяжении первых лет совет-ской власти еще могла демонстрировать свое несогла-сие с послеоктябрьскими декретами. Изначально не-равная борьба между кооператорами и советской вла-стью продолжалась полтора года. В этом противостоя-нии кооперация была вынуждена постоянно уступать, пока не произошло ее полной реорганизации.Так, «Первый очередной Всероссийский коопера-тивный съезд», состоявшийся в Москве 14-28 февраля 1918 г., в резолюции «По вопросу о проекте закона о потребительских коммунах» постановил: «Съезд при-знает проект о потребительских коммунах во всех от-ношениях несостоятельным с деловой точки зрения и гибельным для кооперации… над кооперацией, при-ближающейся в постепенном своем развитии к осуще-ствлению социализма, никаких опытов социализации или национализации производимо быть не должно» [2. С. 5-6]. Чрезвычайный съезд рабочей кооперации 30 марта - 4 апреля 1918 г., признавая ее главной зада-чей вытеснение частного капитала, высказался за со-глашение с властью, но вместе с тем за независимость и самостоятельность рабочей кооперации [3. С. 267]. В результате переговоров с лидерами кооперации был84достигнут компромисс, который нашел отражение в декрете СНК РСФСР от 10 апреля 1918 г. «О потреби-тельских кооперативных организациях». В соответст-вии с ним кооперация сохраняла добровольность член-ства, вступительные и паевые взносы, выплату диви-денда. Допускалось создание в каждой местности двух потребительских обществ: общегражданского и рабо-чего. Вместе с тем кооперация должна была осуществ-лять распределение предметов потребления среди все-го населения по заданиям и под контролем государства [4. С. 48-49]. Однако уже на 3-м съезде рабочей коопе-рации 6-11 декабря 1918 г. была принята резолюция, предложенная большевистской частью депутатов. Она предусматривала подчинение кооперации ВСНХ и На-родному комиссариату продовольствия и обязательное членство [3. С. 271-272]. Советское государство в ус-ловиях «военного коммунизма» перешло к политике ограничения самодеятельности кооперации, что было вызвано как сопротивлением старых кооператоров, так и стремлением к огосударствлению кооперативного движения. Наиболее ярким отражением тенденции к созданию «единого всенародного кооператива» стал декрет СНК «О потребительских коммунах» от 20 мар-та 1919 г. С этого времени ликвидировались те атрибу-ты старой кооперации, которые были связаны с имуще-ственным неравенством: вступительные паи, взносы. В определенной местности разрешалась деятельность толь-ко одного единого рабоче-крестьянского потребительско-го общества - ЕПО. Все кооперативные организации должны были полностью подчиняться партийным и госу-дарственным органам, осуществлять свою деятельность на государственные средства, охватывать в обязательном порядке все население при обеспечении коммунистиче-ского влияния и решающей роли рабочего класса и дере-венской бедноты в их повседневной деятельности. Лица, лишенные избирательных прав по конституции, не имели права принимать участие в руководстве кооперативами и их союзами. Рабочим кооперативам отводилась особая роль - они должны были стать основой единых потреби-тельских коммун [4. С. 129-132].В соответствии с новым декретом Всероссийская конференция рабочих кооперативов 29 апреля 1919 г. утвердила «Устав Всероссийского центра городских и фабрично-заводских коммун» (Центросекции). Всерос-сийский центр рабочей кооперации конструировался на правах автономной секции при Центросоюзе. Она объ-единяла губернские автономные секции (губсекции) при губсоюзах и отдельные фабрично-заводские ком-муны (общества), не входящие в губсекции. Центро-секция была обязана представлять Народному комис-сариату продовольствия (Наркомпроду) отчеты о про-деланной работе, а также делегировать членов правле-ния на заседания его коллегии.Кульминацией перестройки кооперации на военно-коммунистических началах стал декрет СНК РСФСР «Об объединении всех видов кооперативных организа-ций», принятый 27 января 1920 г. С этого времени все виды кооперации были включены в систему Центро-союза, одновременно произошло включение в руково-дящие органы кооперации большой группы коммуни-стов вместо опытных кооператоров с дореволюцион-ным стажем. Государственный контроль еще болееужесточался, тем более что затраты на его осуществле-ние значительно уменьшались благодаря проводимому объединению [5. С. 149-150]. Важное значение в деле дальнейшего огосударствления кооперации имело при-нятие декрета СНК в декабре 1920 г. «О финансирова-нии кооперации», согласно которому с 1 января 1921 г. ликвидировалась ее финансовая самостоятельность. С этого времени организационные расходы Центросоюза, губсоюзов и потребительских обществ возмещались государством, а хозяйственные - теми ведомствами, задания которых они выполняли [6. № 99. Ст. 530]. В результате реализации советских декретов в 1917-1920 гг. произошел слом дореволюционного кооперативного законодательства и утверждение новых правовых норм, регулирующих деятельность кооперации. В их основе -концепция «единого всенародного кооператива», охва-тывающего все население страны и работающего под контролем пролетарского государства. Принятие дек-рета ВЦИК от 24 июня 1920 г. «Об организации Кон-трольных советов и Комиссий при потребительских обществах» создавало действенный механизм его осу-ществления [6. № 67. Ст. 268]. Потребительская коопе-рация стала частью государственного аппарата по рас-пределению промышленной и продовольственной про-дукции. Итоги кардинальной реорганизации коопера-ции были неутешительными. Она привела к отказу от внутренне присущих кооперативному движению прин-ципов (добровольность членства, материальная заинте-ресованность, аполитичность, демократизм управления и др.), порождала иждивенчество и пассивность как кооперативного аппарата, так и кооперированного на-селения.Переход к новой экономической политике потребо-вал пересмотра всей системы кооперативного строи-тельства, т.к. частный капитал превращался в серьезно-го конкурента обобществленных секторов экономики. В связи с новыми задачами X съезд РКП(б) поручил выработать и провести в жизнь постановления, кото-рые бы улучшали и развивали строение и деятельность кооперативов применительно к замене продовольст-венной разверстки натуральным налогом. В соответст-вии с этими указаниями СНК РСФСР издал декрет от 7 апреля 1921 г. «О потребительской кооперации», по которому она освобождалась от подчинения Нарком-прода, ей было предоставлено право выхода на свобод-ный рынок, допускалось образование в пределах еди-ных потребительских обществ добровольных потреби-тельских обществ (ДПО), вступление и выход из кото-рых были добровольными, в них восстанавливались вступительные членские и паевые взносы, им было предоставлено право приобретать через ЕПО различ-ные товары на денежные и натуральные взносы своих участников. ДПО входили в потребительские общества как коллективные члены, но паи вносил в ЕПО каждый член ДПО отдельно за себя. Состоять членом можно было только в одном добровольном объединении, как и в ЕПО. Декрет восстанавливал пай, вступительные взносы и авансы с тем, чтобы они были доступны и беднейшему населению.Восстанавливалась выборность органов управления потребительских обществ, пассивным и активным из-бирательным правом пользовались граждане, не ли-85шенные избирательных прав по конституции. Вместе с тем оставались такие деформации периода «военного коммунизма», как сохранение контроля Наркомпрода за деятельностью потребительской кооперации, обязатель-ное членство, возможность существования в одном насе-ленном пункте только одного кооператива, нормирован-ное снабжение. Декрет не предусматривал неторговой деятельности потребительской кооперации, почти полно-стью прекращенной за годы «военного коммунизма», но она фактически все же развивалась, главным образом, как инструкторская, издательская и по технической подготов-ке работников кооперации [5. С. 230-231].Таким образом, данный декрет положил начало формированию рыночной законодательной базы коо-перативного движения. Процесс перехода от распреде-лительной экономики к рыночной не был простым и безболезненным. Сказывались последствия военно-коммунистического периода, в частности национализа-ция кооперативных предприятий, натурализация зара-ботной платы и др. Кооперативы часто не могли даже начать хозяйственную деятельность из-за отсутствия необходимых средств. С целью оказания материальной помощи потребительской кооперации были приняты последующие декреты.Важную роль в становлении городской и рабочей по-требительской кооперации сыграл декрет СНК от 7 апре-ля 1921 г. «О натуральном премировании», согласно ко-торому ведущие промышленные предприятия получили право путем отчисления определенной доли от своего производства (либо путем организации специального производства) создавать фонды натурального премирова-ния рабочих. Они передавались местным кооперативным объединениям (ДПО) и использовались исключительно для удовлетворения нужд рабочих и служащих данных предприятий. Размер отчислений в фонды зависел от уровня производства, стоимости выпускаемой продукции и не должен был превышать 5% валовой выработки, при условии выполнения не менее 60% установленной произ-водственной программы [5. С. 233-234].Однако средств самих предприятий для создания товарообменного фонда было недостаточно. Поэтому в соответствии с декретом СНК от 13 мая 1921 г. госу-дарство образовало авансовый обменный фонд для ор-ганов рабочей кооперации, который состоял из товаров на сумму 4 млрд руб. золотом и денежной суммы в 40 млрд руб. в денежных знаках выпусков предыдущих лет [7. № 47. Ст. 228]. Для реализации этого фонда а также руководства рабочими кооперативами создава-лись центральный, региональные и губернские рабочие кооперативные комитеты. Согласно декрету 30 мая 1921 г. был образован Центральный рабочий коопера-тивный комитет (Церабкооп) в Москве, призванный осуществлять руководство системой рабочей коопера-ции и организовать в масштабах всей страны распреде-ление авансового фонда для проведения заготовитель-ных операций. При этом Церабкооп не создавал своего собственного технического аппарата, а пользовался аппаратом Центросоюза. Декрет СНК от 8 ноября 1921 г. постановил ввести представителей губрабко-опов в состав губернских комиссий по снабжению ра-бочих с правом решающего голоса. Тем самым повы-шалась роль Губрабкоопов в распределении и заготов-ке продуктов питания и промышленных товаров [7. № 64. Ст. 473].Таким образом, вновь образовалась особая рабочая кооперация, но не выходящая из общегражданской и ведения Центросоюза. По декрету Церабкооп делился на постоянный президиум (из трех представителей: ВЦСПС, Наркомпрода и Центросоюза), а также пле-нум, куда входили представители Московского и Пет-роградского ЕПО, Центрального комитета транспорт-ных рабочих, губернских союзов потребобществ и профсоюзов тех губерний, в которых были учреждены губернские рабочие кооперативные комитеты. Послед-ние, в свою очередь, выбирались на губернских конфе-ренциях рабочих кооперативов. Центросоюз получал отчеты от Церабкоопа по его операциям, ВЦСПС - по использованию товарного фонда. Все положения и ин-струкции в отношении рабочей кооперации вырабаты-вались и принимались Центросоюзом вместе с ВЦСПС. Рабочие кооперативы сначала стали создаваться при отдельных предприятиях как закрытые, но IV съезд профсоюзов в 1921 г. признал единственно целесооб-разным территориальный признак. К числу основных задач рабкоопов относились: всестороннее освещение целей и задач рабочей кооперации; кооперирование рабочих и служащих; правильное и своевременное рас-пределение материальных благ, получаемых членами кооператива от своих учреждений в счет заработной платы или от кооперативных организаций; всемерное обслуживание потребительских нужд пайщиков. При наличии в городе нескольких рабочих кооперативов создавались союзные объединения (СРК). Существен-ное значение в деле восстановления классических (рочдельских) принципов кооперативного движения имел декрет СНК от 26 июля 1921 г. «О средствах коо-перации», согласно которому с 1 сентября 1921 г. от-менялось ее сметное финансирование. С этого времени деятельность кооперация переводилась на собственные средства, которые могли образовываться из вступи-тельных и паевых взносов; авансов ее членов, других кооперативных организаций и учреждений; вкладов и займов от лиц и организаций; начислений на себестои-мость производимых операций; сумм, получаемых пу-тем кредитных операций; комиссионного вознагражде-ния за выполнение обязательных государственных за-даний; пособий от государства на выполнение меро-приятий, имеющих народно-хозяйственное значение, авансов, получаемых согласно договоров от правитель-ственных учреждений. Вместе с тем государственное финансовое содействие кооперации не только сохра-нялось (в виде выдачи краткосрочных и долгосрочных ссуд из кооперативного отдела Народного комиссариа-та финансов), но и в целом играло определяющую роль в деле поддержания финансовой устойчивости кооперативов [7. № 58. Ст. 382].В октябре 1921 г. правление Центросоюза утверди-ло положение о паевых взносах: каждый член ЕПО вносит вступительный взнос и не менее одного пая, размер которого устанавливался общим собранием (со-бранием уполномоченных), но не менее минимального, установленного губсоюзом для данной губернии. Было предусмотрено освобождение беднейших членов об-щества от внесения пая, который образовывался для86них путем отчисления от чистой прибыли общества; ЕПО вносят паевые взносы в губсоюз в размере 1/3 своих паевых капиталов, собранных обществом среди своих членов, а губсоюзы вносят паевой взнос в Цен-тросоюз в размере 1/4 паевых капиталов; на паевые взносы проценты не начисляются [8. С. 20].Продолжением линии на усиление финансовой ус-тойчивости потребительской кооперации стало учреж-дение банка потребительской кооперации (Покобанка) в соответствии с декретом СНК от 24 января 1922 г., разрешившего учреждение кооперативных кредитных и ссудосберегательных товариществ и их союзов и предоставившего последним право наряду с кредитны-ми вести также и посреднические операции. Устав По-кобанка был утвержден 8 февраля 1922 г. на основе постановления ВЦИК и СНК от 6 февраля 1922 г. о разрешении учреждения банка потребкооперации и в этом же месяце началась его практическая деятель-ность [9. № 16. Ст. 163]. 1 января 1923 г. Покобанк был переименован во Всероссийский кооперативный банк (Всекобанк) с расширением компетенции, вклю-чившей в себя обслуживание кредитных потребностей всех систем кооперации (в связи с разрешением вла-стей обслуживать другие виды кооперации) [10. С. 102, 793-794]. Устав Всекобанка наметил в качестве основ-ных целей его организации содействие развитию дея-тельности кооперативных организаций путем кредито-вания их и производства всех банковских операций, вытекающих из потребностей финансового хозяйства кооперации. В состав пайщиков Всекобанка могли входить кооперативные организации всех видов и сте-пеней. Его хозяйственная деятельность в основном сводилась к мобилизации кооперативных капиталов и аккумуляции свободных резервов кооперации и сбере-жений населения, рациональному распределению и перераспределению этих средств между отдельными видами и звеньями кооперации, увязке финансового хозяйства кооперации с общим финансовым хозяйст-вом страны. Но этим деятельность Всекобанка не ог-раничивалась: он вел и обширную организационную работу, которая заключалась в консультировании коо-перативных обществ по вопросам организации и веде-ния их финансового хозяйства, их обследовании по всем направлениям, содействии кооперативам в уком-плектовании штатов финансовых отделов квалифици-рованными работниками, участии в законодательных и регулирующих органах по вопросам финансового хо-зяйства кооперации.В целях улучшения условий для развития потреби-тельской кооперации согласно декрету СНК от 26 ок-тября 1921 г. ей возвращались национализированные предприятия и промыслы [7. № 72. Ст. 576]. Инструк-ция «О порядке возврата потребительской кооперации принадлежавших ей предприятий и промыслов» уста-навливала правила и сроки денационализации коопера-тивной собственности. Однако «в исключительных случаях» допускалось «оставление в руках государства предприятий или промыслов, принадлежавших ранее потребительской кооперации», правда, при достижении согласия с кооперативной организацией. В случае, если согласие не будет достигнуто, разрешение этого вопро-са должно было передаваться в местную смешаннуюкомиссию, где вопрос должен был быть разрешен в срок не более двух недель со дня поступления в нее дела. Предусматривалось также возмещение государ-ству затрат на новое оборудование, капитальный ре-монт и т.д. со стороны той кооперативной организации, которой передавались предприятия и промыслы [11. С. 555]. Следует отметить, что особенно реального зна-чения этот возврат предприятий не имел, т.к. большей частью предприятия были мелкими, не устраняли ост-рого недостатка продукции и для самой кооперации не разрешали товарных и денежных затруднений.Законодательные инициативы начала 1920-х гг. способствовали восстановлению товарно-денежных отношений, расширению рыночной деятельности как всей потребительской кооперации, так и ее важной со-ставной части - городской и рабочей кооперации. По мнению известного исследователя кооперативного движения Л.Е. Файна, рыночная деятельность потреби-тельской кооперации «…примерно до 1924-1925 гг. …временно взяла верх над сохранившимся, но по не-которым направлениям ослабленным государственным диктатом. В этот период происходит быстрый рост кооперативной сети, объема хозяйственных операций и, что самое главное, в значительной мере восстанав-ливаются кооперативные начала, рыночные показатели ее деятельности. Распределительные и обменные опе-рации почти полностью вытесняются нормальным ры-ночным оборотом, при этом его объем быстро возрас-тает из года в год» [12. С. 415].Однако практика функционирования потребитель-ской кооперации на переходном этапе, несовершенство правового регулирования, амбиции части кооператив-ных руководителей привели в 1922 г. к серьезному ис-пытанию для ее единства. В это время получил разви-тие «кооперативный сепаратизм» - в целом ряде ре-гионов, в том числе Москве и Петрограде, появилось мнение о необходимости выделения рабочей коопера-ции из общей системы. Главной причиной этого явле-ния стали трудности заготовительной деятельности рабочих кооперативов, которую (в соответствии с дей-ствовавшим законодательством) они должны были осуществлять исключительно через ЕПО, районные и губернские союзы потребительских обществ. Послед-ние, в свою очередь, не всегда оперативно решали во-просы снабжения рабочих кооперативов, что вызывало нарекания со стороны руководства и рядовых членов рабочей кооперации. Данный вопрос был поставлен на II пленуме Церабкоопа в октябре 1921 г., но тогда вы-деление рабочей кооперации было признано политиче-ски вредным и практически несвоевременным [13. Л. 20-21]. Это не остановило местных кооперативных работников и течение за обособление рабочей коопера-ции в начале 1922 г. приобрело внушительные масшта-бы [3. С. 320; 14. С. 41]. Но до практических действий по выделению рабочей кооперации из общей системы дело не дошло, т.к. партийные и государственные ор-ганы в конце весны - начале лета 1922 г. определили линию поведения по этому вопросу. В соответствии с ней в июне 1922 г. на места был разослан циркуляр кооперативного совещания при ЦК РКП(б) «Организа-ционные и хозяйственные взаимоотношения между рабочей и общегражданской кооперацией». В ней го-87ворилось о необходимости сохранения единой системы потребкооперации, в то же время подчеркивалось, что рабочая кооперация должна иметь реальные возможно-сти для своего развития [15. Л. 41].Обобщив опыт кооперативного строительства в стране, III Всероссийский съезд уполномоченных Цен-тросоюза в июле 1922 г. принял ряд важных решений в области развития организационной структуры и пер-спектив хозяйственной деятельности рабочей коопера-ции. Резолюция съезда «В области организационных и хозяйственных взаимоотношений между рабочей и общегражданской кооперацией», признав выделение рабочей кооперации нецелесообразным, утвердила не-обходимость реорганизации Церабкоопа (с представи-тельскими функциями) в автономную секцию при Цен-тросоюзе по обслуживанию хозяйственных нужд рабо-чей кооперации (Церабсекцию). Отделам Центросоюза вменялось в обязанность первоочередное обслужива-ние рабочей кооперации. Съезд поддержал организа-цию в крупных городах и промышленных центрах со-юзных объединений рабочей кооперации (СРК) с непо-средственным их вхождением в Центросоюз (при усло-вии невыделения рабочей кооперации). Рабочим коо-перативам было предоставлено право проведения тор-говых и заготовительных операций через любую коо-перативную инстанцию с использованием кооператив-ного аппарата всех ступеней [16. Л. 24-25].В соответствии с решениями III CУ Центросоюза 24 июля 1922 г. была образована Центральная секция рабочей кооперации при Центросоюзе. В ее функции входили разработка и представление на утверждение правления Центросоюза части его торгового плана, ко-торая относилась к обслуживанию нужд рабочих, а так-же наблюдение за выполнением этой части плана. Це-рабсекция концентрировала в своих руках товарные, денежные и иные ценности рабочих кооперативов, обес-печивая их кредитом, облегчала налоговое бремя, устра-няла транспортные затруднения. Торговая деятельность Церабсекции была сосредоточена в основном на товарах широкого потребления и первой необходимости, причем в оборотах Церабсекции превалировали промышленные товары (мануфактура, галантерея, обувь, хозтовары), занимая около двух третей оборота Церабсекции и лишь около трети оборота занимали хлебопродукты, бакалея, рыбные товары. Основными поставщиками Церабсек-ции были государственные органы и Центросоюз, поку-пателями - рабочие кооперативы.Особой частью потребительской кооперации явля-лась транспортная кооперация, обслуживавшая работ-ников железнодорожных и водных путей сообщения. Главной ее особенностью была экстерриториальность, что создавало специфические проблемы. С целью улучшения ее деятельности по положению от 29 авгу-ста 1922 г. была учреждена Транпосекция - автономная секция потребительской кооперации, объединявшая работников железнодорожного и водного транспорта [9. Отдел 2. № 7. Ст. 40]. Для осуществления своего предназначения Транпосекция имела право: обсуждать и разрешать вопросы, возникающие в жизни транс-портной потребительской кооперации, созывая в слу-чае надобности съезды, собрания, конференции и со-вещания; устраивать лекции, курсы, школы, выставки,музеи, библиотеки, больницы, санатории, курорты и другие учреждения, преследующие цели кооператив-ного просвещения, лечения и отдыха своих членов; собирать и опубликовывать в печати сведения, касаю-щиеся деятельности транспортной кооперации, произ-водить всякого рода обследования, а также выпускать периодические и другие печатные издания; защищать интересы транспортной кооперации, оказывать юриди-ческую помощь своим членам и представлять транс-портную кооперацию во всех учреждениях и организа-циях РСФСР; оказывать своим членам содействие в изыскании необходимых оборотных средств в закупке товаров, в снабжении их инвентарем, оборудованием, орудиями производства; организовывать, арендовать, приобретать и вести фабрично-заводские, горно-промышленные, сельскохозяйственные и прочие пред-приятия по добыче и обработке товаропродуктов и из-готовлению орудий производства; приобретать, закла-дывать и отчуждать всякого рода имущество, а также принимать его в дар; заключать займы, выдавать, при-нимать и учитывать векселя и прочие обязательства и производить иные кредитные операции, а также всяко-го рода другие действия, направленные к развитию транспортной кооперации.Расширение нэповских начал, восстановление то-варно-денежных отношений требовали ликвидации остатков декрета 1919 г. и провозглашения полной добровольности членства. Постановление ВЦИК от 28 декабря 1923 г. отменило обязательную приписку граждан к потребительским обществам: вступление в члены потребительского общества, равно как и выход из них, стали добровольными [4. С. 385]. Это был один из первых кооперативных декретов, изданных для все-го Союза ССР в целом. Раньше кооперативные издава-лись для каждой советской республики отдельно, хотя между ними не было существенных различий.Постановление 28 декабря 1923 г. провозгласило принцип добровольного членства, однако еще пред-стояло провести это новое начало в жизнь. Данная за-дача была решена принятием декрета ВЦИК и Совнар-кома от 20 мая 1924 г., который ввел добровольное на-чало еще шире, чем это было сделано в постановлении 1923 г.: отмена обязательного членства в кооперации; явочный порядок учреждения потребительских об-ществ и минимум членов-учредителей - 30 человек; функции потребительских обществ - «обслуживание своих потребительских и хозяйственных нужд»; воз-можность обслуживания нечленов потребительских обществ; высший размер вступительного взноса 50 коп., паевого - 5 руб.; выборность органов управле-ния; право потребительских обществ объединяться в районные, губернские союзы, но учреждение област-ных (региональных) союзов производится с разреше-ния Центросоюза; право регистрации потребительских обществ и их союзов местным и центральным органом Наркомата торговли [4. С. 412-416].Таким образом, была ликвидирована двойствен-ность в определении членства в сети городской и рабо-чей потребительской кооперации, существовавшая в первые годы нэпа: обязательность приписки к ЕПО и добровольность при создании рабкоопов. Декрет юри-дически оформил индивидуальное членство, практико-88вавшееся в городских и рабочих кооперативах, но две-ри потребительского общества были закрыты для лиц, лишенных избирательных прав по конституции в силу своей принадлежности к нетрудовым и социально опасным элементам. Все они были лишены избира-тельных прав в советы. Аналогичное ограничение су-ществовало и в отношении несовершеннолетних (до 18 лет), но на практике в члены кооператива допуска-лись лица, достигшие 16 лет. (Однако члены общества в возрасте до 18 лет не пользовались избирательным правом в кооперации, составляя тем самым единствен-ное исключение из того правила, что все члены потре-бительского общества являлись равно- и полноправ-ными.) Тем самым существенно возрастали возможно-сти развития кооперативной демократии, формирова-ния хозяйского, заинтересованного отношения рядовых пайщиков к своим потребительским обществам, росту кооперативной общественности.Постановлением СНК РСФСР «О порядке регист-рации потребительских обществ и их союзов» от 21 ноября 1924 г. был изменен порядок регистрации потребительских обществ и их союзов. В ст. 13 декрета от 20 мая 1924 г. было указано, что уставы потреби-тельских обществ регистрируются в порядке, устанав-ливаемом законодательством союзных республик. На практике это означало, что регистрацию вели высшие кооперативные органы по отношению к низшим. Новое постановление правительства РСФСР лишило коопера-тивные потребительские союзы права регистрации, предоставив его государственным органам в лице нар-комата внутренней торговли. Порядок возникновения обществ - явочный. Местная высшая кооперативная организация могла обжаловать постановление о реги-страции, что тоже стало новым положением в коопера-тивном праве 1920-х гг. В соответствии с данным по-становлением СНК РСФСР все существующие на время его публикации потребительские организации должны были перерегистрироваться до 1 мая 1925 г. [11. С. 123-125]. В крупных городах и промышленных центрах ос-новной формой организационного строительства город-ской и рабочей кооперации стали Центральные рабочие кооперативы (ЦРК), в остальных населенных пунктах -городские потребительские общества (ГорПО).Советское государство в нэповский период предос-тавляло кооперативам существенные льготы по налогам, арендной плате, транспортным тарифам и объемам заку-пок промышленных изделий, которые содержались в по-становлениях ВЦИК и СНК СССР и Наркомата финан-сов. Эти меры поддержали развитие всех видов коопера-ции в стране, в том числе городской и рабочей. В резуль-тате - весомые внешние показатели роста товарооборота, числа пайщиков, степени реализации заработной платы рабочих и служащих через городские и рабочие коопера-тивы. Вместе с тем государственная поддержка повлекла за собой применение командно-административных мето-дов в кооперативном строительстве.Таким образом, в развитии советского кооператив-ного законодательства 1917-1925 гг. можно выделить две основных тенденции. Первая связана с политикой «военного коммунизма» и тотальным контролем всей деятельности кооперации; вторая - с проведением но-вой экономической политики, которая способствовала частичному восстановлению общепринятых в мировой практике принципов правового регулирования коопе-ративного движения. Но и в период нэпа советское го-сударство лишь ослабило, но не прекратило вмеша-тельство во внутренние дела кооперации, что делало возможным ее новое огосударствление.

Ключевые слова

Soviet Russia, legislation, cooperation, Советская Россия, законодательство, кооперация

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Воробьев Николай ВасильевичТомский государственный университеткандидат исторических наук, доцент, докторант кафедры археологии и исторического краеведения исторического факультетаvpz@tsu.ru
Всего: 1

Ссылки

Российский государственный архив экономики. Ф. 484. Оп. 1. Д. 322.
Государственный архив Новосибирской области. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 343.
Файн Л.Е. Российская кооперация: историко-теоретический очерк. 1861-1930. Иваново, 2002.
Государственный архив Российской Федерации. Ф. 5451. Оп. 5. Д. 498.
Потребительская кооперация за 10 лет советской власти: Юбилейный сборник. М., 1927.
Сборник действующих законоположений, постановлений, инструкций и циркуляров по потребительской кооперации. М., 1928.
Собрание Узаконений рабоче-крестьянского правительства РСФСР (СУ). 1922.
Вся кооперация СССР. М., 1928.
Союз потребителей. 1921. № 21.
Собрание Узаконений рабоче-крестьянского правительства РСФСР (СУ). 1921.
Собрание Узаконений рабоче-крестьянского правительства РСФСР (СУ). 1920.
Директивы КПСС и советского правительства по хозяйственным вопросам. М., 1957. Т. 1.
Хейсин Л.М. История кооперации в России. Л., 1926.
Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М., 1967. Т. 1.
Известия Совета Всероссийских кооперативных съездов. 1918. № 3.
Ленин В.И. Полное собрание сочинений. М., 1967-1969.
 Правовое регулирование деятельности городской и рабочей потребительской кооперации России в 1917-1925 гг | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Правовое регулирование деятельности городской и рабочей потребительской кооперации России в 1917-1925 гг | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Полнотекстовая версия