Post-war childhood issues in post-soviet historical literature
The paper deals with the key areas of research of the history of post-war childhood as represented in contemporary Russian historical literature. It is remarked that the number of publications on the subject has increased, researchers have applied new methods and approaches, the range of used sources and covered issues has expanded. The studies mostly focused on elimination of child homelessness and neglect, arrangements for social protection of children, analysis of the work of orphan homes, socialization difficulties of their alumni. Researchers continue investigating aspects such as development of the system of pre-school facilities at the regional level, schooling experiences of Soviet children, state family policy, health care for women and children in post-war years. They raised issues of childhood history that have been addressed little in Russian and foreign historiography, such as survival strategies of homeless and neglected children in the USSR, experience of their fosterage, maturation through work, ‘homescapes’, school realities, street and yard company influences on the child, deviant behaviors. Post-Soviet literature has paid special attention to studying the daily life of Soviet children, including daily routines of children from different social strata. Light has been shed on such a previously unaddressed aspect of childhood history as its material culture, the world of things of Soviet children and teenagers. Contemporary authors often adopt new viewpoints on many aspects of this subject, including assessment of the system of social protection of children, role of orphan homes and boarding schools in supplying manpower for the economy, influence of social arrangements, the state and family on the life of children, the class approach in dealing with guardianship affairs. Researchers substantiate the conclusion that despite some major shortcomings, the system of social protection of orphans in the post-war decade has fulfilled its functions. The analysis of Russian historical literature on post-war childhood issues published in the past three decades shows researchers have been increasingly trying to consider the various aspects of this topic in a comprehensive and in-depth manner. On the other hand, it seems that the questions of upbringing of children in the family, at school and pre-school institutions, organization of their leisure time, involvement in social life, relationships inside formalized groups of children have been insufficiently covered.
Keywords
post-war Soviet childhood,
post-Soviet historiographyAuthors
Vavulinskaya Lyudmila I. | Karelian Research Centre of the Russian Academy of Sciences | ludvav@mail.ru |
Всего: 1
References
Такташева Ф.А. Развитие системы охраны здоровья женщин и детей в Сталинградской области в 1945-м - начале 1950-х гг. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 4 (99). С. 184-189.
Лапердин В.Б. Детская смертность в Западной Сибири в 1946-1950 гг. // Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых ученых : сб. материалов Четвертой всерос. молодежной науч. конф. Новосибирск, 20-22 августа 2015 г. Новосибирск : Ин-т истории СО РАН, 2015. С. 238-245.
Степанова О.В. Охрана здоровья женщин и детей в Алтайском крае (1945 - середина 1960-х гг.) Барнаул : Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2008. 133 с.
Долженкова Е.В., Ларина О.Г., Байбаков В.Ю. Социальная политика советского государства в отношении многодетных семей в 20-х - 50-х гг. ХХ века: обзор мер государственно-правового регулирования // История: факты и символы. 2016. № 4. С. 94-97.
Гаврыш О.В. Приоритетные направления советской государственной семейной политики в 1945 - начале 1950-х гг. (на материалах УССР) // Альманах современной науки и образования. 2015. № 10 (100). С. 33-35.
Седова Д.В. Меры поддержки семей в СССР в период первого послевоенного десятилетия // Симбирский научный вестник. 2014. № 1. С. 69-71.
Хасбулатова О.А., Смирнова А.В. Эволюция государственной политики в отношении семьи в России в XX - начал XXI века (историко социологический анализ) // Женщина в российском обществе. 2008. № 3 (48). С. 3-14.
Жалобина А.С., Матюшева Т.Н. Дети войны: особенности реализации права на образование в годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы // Евразийский научный журнал. 2016. № 10. С. 220-222.
Острова утопии. Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940-1980-е). М. : Новое литературное обозрение, 2015. 720 с.
Кузнецова И.П. Охрана материнства и детства: развитие системы дошкольных учреждений в Башкирской АССР (1945-1965 годы) // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 2 (357). История. Вып. 62. С. 69-76.
Нарский И.В. Фотокарточка на память: семейные истории, фотографические послания и советское детство (автобио-историографический роман). Челябинс : Энциклопедия, 2008. 516 с.
Сальникова А. История советской елочной игрушки. М. : Новое литературное обозрение, 2011. 240 с.
Димке Д. Советские детские игры: между утопией и реальностью // Антропологический форум. 2012. № 16. С. 309-332.
Ромашова М.В. Вещи и слова советского детства 1940-1950-х гг.: провинциальное измерение // Какорея. Из истории детства в России и других странах : сб. ст. и материалов / сост. Г.В. Макаревич. М. ; Тверь : Науч. кн., 2008. С. 207-217.
Водолага О.В. Детская периодика в контексте идеологического воспитания советских детей в послевоенной Украине (1945 - начало 1950-х гг.) // Интеллигенция и власть. 2011. № 23. С. 157-164.
Клоц А. Р. «Нянькаться будем?» Мемориальные образы советского детства 1930-1950-х гг. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2013/03/19/ 1251439127/ 13.pdf (дата обращения: 17.11.2017).
Архипова Е.В. Трудности и радости военного и послевоенного детства в Сталинграде // Военная история России: проблемы, поиски, решения : материалы Междунар. науч. конф., посвящ. 70-летию Победы в Великой Отечественной войне : в 2 ч. Волгоград : Волгоград. гос. ун-т, 2015. С. 270-278.
Емельянова Т.П. Память детства: особенности воспоминаний поколения «детей войны» // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии : результаты и перспективы развития / отв. ред. А.Л. Журавлёв, В.А. Кольцова. М. : Ин-т психологии РАН, 2017. С. 1943-1949.
Славко А.А. Массовые источники по истории детей-сирот в России в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2009. № 3. С. 166-169.
Коренюк В.М. Повседневная жизнь детей военного и послевоенного времени (по материалам Молотовской области) : автореф. дис.. канд. ист. наук. Пермь, 2017. 33 с.
Коренюк В.М. Детская игровая повседневность 1940-1950-х гг. (на материалах Молотовской области) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 7 (69), ч. 2. C. 80-82.
Смирнова Т.М. Дети страны Советов: от государственной политики к реалиям повседневной жизни. 1917-1949 гг. М. : Ин-т рос. истории РАН ; Центр гуманит. инициатив, 2015. 400 с.
Майофис М. Пансионы трудовых резервов: формирование системы школ-интернатов в 1954-1964 годах // Новое литературное обозрение. 2016. № 6 (142). С. 292-324. URL: http://nlobooks.ru/node/8197 (дата обращения: 14.04.2018).
Ромашова М.В. Трудовое взросление в СССР в 1940-х гг. // Власть. 2012. № 10. С. 187-190.
Коренюк В.М. Послевоенная повседневность воспитанников детских домов // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9. № 3-2. С. 58-64.
Яхлакова Т.А. Репрессированные дети в детских домах Севера в 1930-1950-е годы. URL: http://severnoe-trehrechie.ru/ (дата обращения: 15.04.2018).
Мамяченков В.Н. Без вины виноватые (условия жизни детей-детдомовцев Свердловской области в 1948-1949 гг.) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 1 (63). С. 104-108.
Славко А.А. Детские дома и школы для детей-сирот в России в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период // Вестник Чувашского университета. 2010. № 1. С. 79-88.
Гордина Е. Д. Детские дома в Горьковской области в послевоенный период (1946-1948 гг.) // Вопросы истории. 2017. № 12. С. 123-128.
Трунова А.Ф. Государственная молодежная политика СССР в области предупреждения молодежной преступности в послевоенное время // Актуальные вопросы юридических наук : материалы Междунар. науч. конф. (Челябинск, ноябрь 2012 г.). Челябинск : Два комсомольца, 2012. С. 11-15.
Чащухин А.В. «Не чувствуя контроля ни со стороны родителей, ни со стороны школы. занимаются озорством и хулиганством». Юношеская преступность в первой половине 1950-х гг. // Конструируя детское : филология, история, антропология. М. ; СПб. : Азимут ; Нестор-история, 2011. С. 398-412.
Славко А.А. Роль специальных детских колоний в борьбе с беспризорностью и безнадзорностью в России в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2009. № 3 (4). С. 169-172.
Седова Д.В. Правовые основы социальной защиты детей в СССР в послевоенный период (1945-1955 гг.) URL: http: // naukarus.com/pravovye-osnovy-sotsialnoy-zaschity-detey-v-sssr-v-poslevoennyy-period-1945-1955-gg (дата обращения: 12.05.2018).
Лиходей Е.М. Переход от «охраны материнства и детства» к «защите прав детей» в новейшей научной литературе // Genesis: исторические исследования. 2017. № 6. С. 101-109.
Бондаренко О.А. Права и свободы ребенка в конституционном законодательстве советского государства // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 5. Юриспруденция. 2016. № 2 (31). С. 88-92.
Ростова О.С. Правовая охрана материнства и детства в России (советский период). М. : Спутник+, 2009. 174 с.
Ермаков Е.Г. Организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (1941-1950 гг.): историко-правовой аспект : автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2002. 21 с.
Зубкова Е.Ю. Дети войны: положение и стратегии выживания беспризорных и безнадзорных детей в СССР. 1942-1948 гг. // Российская история. 2016. № 5. С. 52-65.
Смирнова Т.М. Опыт патронатного воспитания детей в Советской России и современность // Какорея. Из истории детства в России и других странах : сб. ст. и материалов / сост. Г.В. Макаревич. М. ; Тверь : Науч. кн., 2008. С. 174-196.
Седова Д.В. Система ликвидации детской безнадзорности и правонарушений в послевоенное десятилетие (на примере Ульяновской области и Татарской АССР) // Вестник Чувашского университета. 2016. № 4. С. 132-139.
Кузнецова И.П. Об опыте борьбы с детской беспризорностью в Башкирской АССР (1945-1964 гг.) // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 7 (158). С. 135-141.
Ромашова М.В. Исключение из правил: советские детские дома в послевоенное десятилетие // Астафьевские чтения (ноябрь, 2008). Время «Веселого солдата»: ценности послевоенного общества и их осмысление в современной России. Пермь : Мемориальный центр истории полит. репрессий «Пермь-36», 2009. С. 275-286.
Ромашова М.В. Советское детство в 1945 - середине 1950-х гг.: государственные проекты и провинциальные практики (по материалам Молотовской области) : автореф. дис.. канд. ист. наук. Пермь, 2006. 34 с.
Зезина М.Р. Система социальной защиты детей-сирот в СССР // Педагогика. 2000. № 3. С. 58-67.
Зезина М.Р. Без семьи: сироты послевоенной поры // Родина. 2001. № 9. С. 82-87.
Зезина М.Р. Социальная защита детей-сирот в послевоенные годы (1945-1955) // Вопросы истории. 1999. № 1. С. 127-136.
Смольникова Н.А. Социальная работа с детьми-сиротами в Сталинградской области в послевоенные годы // Материалы научной сессии. Волгоград, 27-28 апреля 2017 г. Волгоград : Изд-во Волгоград. гос. ун-та. 2017. С. 230-234.
Гордина Е. Д. Проблемы борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью в 1946 г. // Вопросы истории. 2016. № 9. С. 138-143.
Гордина Е.Д. Организация работы с детьми в контексте проблемы борьбы с детской беспризорностью после Великой Отечественной войны: на архивных материалах Г орьковской области // Вестник архивиста. 2017. № 1. С. 37-53.
Рокутова О. А. Военное и послевоенное детство. Опыт социальной защиты в 1941-1950 гг. Самара : Ас Гард, 2013. 235 с.
Славко А.А. История беспризорного и безнадзорного детства в России (конец 1920-х - начало 1950-х годов). Чебоксары : Перфектум, 2012. 399 с.
Славко А.А. Государственное регулирование процесса ликвидации детской беспризорности в России в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 120. С. 33-43.
Меркурьева В. С. Социальная защита детей-сирот в Сталинградской области в середине 1940 - 1950-х годах // Вестник Саратовского госу дарственного социально-экономического университета. 2008. № 5. С. 137-139.
Келли К. Об изучении истории детства в России XIX-XX вв. // Какорея. Из истории детства в России и других странах : сб. ст. и материалов / сост. Г.В. Макаревич. М. ; Тверь : Науч. кн., 2008. С. 8-46.
Ромашова М.В. Дети и феномен детства в отечественной истории: новейшие исследования, дискуссионные площадки, события // Вестник Пермского университета. История. 2013. Вып. 2 (22). С. 108-116.
Ромашова М.В. Занимательное источниковедение: история детства // Вестник Пермского университета. История. 2012. Вып. 3 (20). С. 172-179.
Смирнова Т.М. Российское детство в XX веке: новые обобщающие работы и новые вопросы // Ребенок в истории и культуре : тр. семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». М. : Издательство РГГУ, 2010. Вып. 4. С. 499-515.
Янковская Г.А., Ромашова М.В. Выездная сессия международного научного семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики» (Пермский государственный университет, Пермь, 15-18 ноября 2008 г.) // Вестник Пермского университета. История. 2009. Вып. 1 (8). С. 114-121.
Зеленина Г. От скудости эмоций к скудости источников: полувековой путь детских исследований. URL: http://www.polit.ru/article/2008/ 10/03/zelenina/ (дата обращения: 14.04.2018).
Сальникова А.А. Российское детство в XX веке: история, теория и практика исследования. Казань : Казанский гос. ун-т им. В.И. Ульянова- Ленина, 2007. 256 с.
Сальникова А.А. «А где же дети?»: Российский «детский мир» как предмет исторического исследования // Материнство и детство в России XVIII-XXI вв. : всерос. науч. конф. : сб. науч. ст. / отв. ред. Ю.А. Поляков : в 2 ч. М. : Моск. гос. ун-т сервиса, 2006. Ч. 2. С. 127-148.