The principle of personality vs journalistic duty? The issue of ethical research in the field of journalism
The object of the study is the approaches, positions and concepts of scientific theories, which, according to the author, form dominant positions in Russian communication studies appealing to ethical normativity. Three segments of scientific discourse are characterized, which are thematically related to ethics. The first is represented by the theory of social responsibility of the press; the second by the deontology of journalism; and the third by ethical theories. The internal logic of the development of these segments, as well as the peculiarities of their assimilation in Russian conditions, in the author’s opinion, led to the fact that in the dominant concepts and terminology the emphasis is not in favor of the individual. Namely, the theory of social responsibility with its idea of self-regulation of the professional community has not received real support in the conditions of the Russian economy; the deontology of the profession and the theory of morality associated with domestic culture are focused on the modality of duty. The author believes that the observed trend towards total systemic determinism, which excludes spontaneous practices, does not contribute to the development of heuristic possibilities of the “ethics of good” and views based on faith in the creative potential of a sovereign person. Ignoring the principle of personality leads to the fact that the concept “journalist’s duty”, professional ethical and other norms of public communication are represented by a set of requirements and responsibilities that are perceived by practitioners as “external”. This situation has a negative impact on the media. They create conditions for the formation of a mediacracy that hides manipulative activities alienated from the “human situation” behind compliance with the professional “protocol”. The conclusions are illustrated by case studies of information disputes considered by the author as an engaged expert of the Public Collegium on Complaints against the Press (Moscow). According to the author, it is necessary to return ethical objectivity to media research. In methodological terms, this can be facilitated by a situational approach and “qualitative” research. The author declares no conflicts of interests.
Keywords
social responsibility,
journalist’s duty,
ethical norms,
paradigmatic isolation,
autonomous personalityAuthors
| Shaуhitdinova Svetlana K. | Kazan Federal University | svet1206@yandex.ru |
Всего: 1
References
Рэндалл Д. Универсальный журналист. М.: Международный центр журналистики, 1996.
Свитич Л. Г. Феномен журнализма. М.: Факультет журналистики МГУ, 2000.
Лазутина Г. В. Журналистика в информационном поле современной России: должное и реальное. М.: Аспект-Пресс, 2018.
Ажгихина Н. Честное слово. Мастера журналистики о границах правда: и свободы. М.: ООО Медиагруппа "Журналист", 2020.
Никитинский Л. Апология журналистики (В завтрашний номер: о правде и лжи). М.: Мысль, 2017.
Якупова В. Добро и зло российской журналистики. Казань: Издательский дом Маковского, 2015.
Очерки Петербургской школы журналистики. К 70-летию Сергея Григорьевича Корконосенко: сб. ст. / ред.-сост. И. Н. Блохин, З. Ф. Хубецова, А. Н. Марченко. СПб.: Алетейя, 2020.
Профессиональная культура журналиста: проблема: межкультурной коммуникации / ред. В. Ф. Олешко. Екатеринбург: Уральский ун-т, 2016.
Социальные трансформации профессионализма: взгляду: снаружи, взгляду: изнутри / под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М.: Вариант, ЦСПГИ, 2007.
Дзялошинский И. М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. М., 2006.
Власть, зеркало или служанка: Энциклопедия жизни современной российской журналистики / под ред. Ю. Антоновской, О. Бычковой, И. Есаковой, Ю. Калакуцкой, И. Рябовой, Т. Старостиной, Т. Теплюковой: в 2 т. Союз журналистов России, Журн. фонд России. М., 1998.
Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М.: Национальный ин-т прессы, изд-во "Варигус", 1998.
Становление духа корпорации: правила честной игры в сообществе журналистов / под ред. В. И. Бакштановского, Ю. В. Казакова, А. К. Симонова, Ю. В. Согомонова. М.: НАЧАЛА-ПРЕСС, 1995.
Засурский И. И. Масс-медиа второй республики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.
СМИ в меняющейся России: коллективная монография / под ред. Е. Л. Вартановой, науч. ред. И. Д. Фомичева. М.: Аспект Пресс, 2010.
Гражданские коммуникации и гражданское общество / сост. и ред. И. М. Дзялошинский. М.: ГУ ВШЭ, 2009.
Шайхитдинова С. К. Гносеология медиаэтики: организационная культура или "голос совести"? // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2002. № 4. С. 25-31.
Ламбет Э. Б. Приверженность журналистскому долгу: Об этическом подходе в журналистской профессии. М.: Национальный ин-т прессы; Изд-во Виоланта, 1998.
Тесакова Н. Миссия и корпоративный кодекс. М.: РИП-холдинг, 2004.
Мак Куэйл Д. Журналистика и общество: пер. с англ. М.: МедиаМир; Факультет журналистики МГУ, 2014.
Сидорина Т. Ю. История и теория социальной политики. М.: РГГУ, 2012.
Конституционное развитие России: задачи институционального проектирования / ред.-сост. Н. Ю. Беляева. М.: ГУ ВШЭ, 2007.
Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. М.: Аспект-пресс, 2004.
Избранные решения Большого жюри СЖР и Общественной коллегии по жалобам на прессу (1998-2013) / под ред. Ю. В. Казакова, М. А. Федотова. М.: Творческий центр ЮНЕСКО, 2013.
Бакштановский В., Согомонов Ю. Моральный выбор журналиста. Тюмень: Центр прикладной этики, 2002.
Тетради гуманитарной экспертизы: Профессионализм современного журналиста: сервисное ремесло на информационном рынке и/или гражданственность профессии / под. ред. В. И. Бакштановского. Тюмень: Центр прикладной этики: XXI век, 2005.
Бакштановский В., Согомонов Ю. Этика профессии: миссия, кодекс, поступок. Тюмень: НИИ прикладной этики, 2005.
Современная журналистика в аспекте деонтологии / под ред. Г. В. Лазутиной, И. Н. Денисовой. Вып. 3. М.: Фак. журн. МГУ, 2020. URL: https://iknigi.net/avtor-sbomik/215336-sovremennaya-zhumalistika-v-aspekte-deon-tologii-sbomik.html (дата обращения: 07.06.2023).
Современная журналистика в аспекте деонтологии / под ред. Г. В. Лазутиной, И. А. Панкеева, И. Н. Денисовой. Вып. 2. М.: Фак. журн. МГУ, 2018. URL: https://istina.msu.ru/coUections/158477627/(дата обращения: 07.06.2023).
Лозовский Б. Н. Кто и как манипулирует журналистами: Манипулятивные технологии влияния на средства массовой информации. Екатеринбург: Урал. ун-т, 2011.
Кирия И. В., Новикова А. А. История и теория медиа: учеб. для вузов М.: Издат. дом Высшей школы экономики, 2017.
Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе / пер. с англ. Екатеринбург: У-Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного ун-та), 2004.
Кастельс М. Власть коммуникации: пер. с англ. М.: Высшая школа экономики, 2017.
Какие медиа - такое и общество / ред. В. Юкечев. Новосибирск: Ин-т развития прессы - Сибирь, 2013.
"Другой" в пространстве коммуникации: сб. науч. ст. / сост. и ред. С. К. Шайхитдинова. Казань: Казанский гос. ун-т, 2007.
Тульчинский Г. Л. Прикладная этика и новые модели социума // Прикладная этика в современной России: вчера, сегодня, завтра. Ведомости прикладной этики. Вып. 50 / под ред. В. И. Бакшатновского. Тюмень: НИИ ПЭ, 2017. С.30-40.
Дробницкий О. Г. Моральная философия: Избранные трудяг / сост. Р. Г. Апресян. М.: Гардарики, 2002.
Корконосенко С. Г. Основы журналистики: учеб. пособие. М.: КноРус, 2020.
Информационная эпоха: Мир-Россия-Урал: VII Междунар. науч.-практ. конф.: материалы / ред. Л. А. Закс и др.: в 2 т. Екатеринбург: Гум. ун-т, 2004. Т. 1.
Листвина Е. В. Социокультурная ситуация: опыт исследования. Саратов: Наука, 2008.
Ситуационные исследования: Вып. 3. Ситуационность бытия / ред. Н. М. Солодухо (по материалам междунар. (СНГ) науч.-филос. конф.). Казань: Казан. гос. техн. ун-т, 2011.
Ситуационные исследования: Вып. 4. Ситуационная картина мира / ред. Н. М. Солодухо (по материалам междунар. науч.-филос. конф.). Казань: Казан. гос. техн. ун-т, 2011.
Готлиб А. С. Введение в социологическое исследование: Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: учеб. пособие. Самара: Самарский ун-т, 2002.
Готлиб А. С. Качественное социологическое исследование: познавательные и экзистенциальные горизонты. Самара: Универс-групп, 2004.
Ядов В. А. Стратегии и метода: качественного анализа данных // Социология: методология, методу:, математическое моделирование. 1991. № 1. С. 14-31.
Батыгин Г. С., Девятко И. Ф. Миф о "качественной социологии" // Социологический журнал. 1994. № 2. С. 28-42.
Профессиональная этика журналиста: документы и справочные материалы / сост. Ю. В. Казаков. М.: Медея, 2004.