Представлен опыт использования дистанционных образовательных технологий в учебном процессе студентов Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (Сибстрин) (на базе платформы Moodle). Приведено описание одного из первых курсов интернет-портала НГАСУ (Сибстрин) «Основы метрологии, стандартизации, сертификации и контроль качества». Основное внимание уделено прикладной значимости информационных ресурсов портала, особенно для самоподготовки и самоконтроля, а также промежуточной аттестации студентов
THE EXPERIMENT OF DEVELOPMENT AND APPLICATION OF ‘FUNDAMENTALS OF METROLOGY, STANDARDIZATION, CERTIFICATION AND QUALITY CONTROL’ COURSE FOR E-LEARNING SYSTEM.pdf В качестве платформы создания и развития системы дистанционного обучения (СДО) с 2009 г. в университете используется модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда МООДУС (moodle) - свободная система управления обучением, ориентированная на организацию взаимодействия между преподавателем и студентом. Использование в процессе обучения дистанционных образовательных технологий сегодня позволяет учиться без отрыва от места жительства, работы, семьи и является достаточно удобным инструментом удаленного доступа к источнику знаний. При такой форме обучения все учебно-методические материалы, необходимые студентам для освоения образовательной программы, размещаются в учебной среде интернет-портала дистанционного обучения. Предварительно осуществив регистрацию, пользователь получает круглосуточный доступ к информационным ресурсам портала. Структура электронного учебно-методического комплекса дисциплины (электронного курса) включает в себя обязательные и рекомендуемые элементы. К обязательным неизменно относятся: - рабочая учебная программа; - вопросы к экзамену (зачету); - список рекомендуемой литературы; - индивидуальные задания для студентов заочной формы обучения (при их наличии в учебном плане); - конспект лекций, в достаточном объеме содержащий ответы на вопросы, выносимые на экзамен (зачет); - тестовые задания. Рекомендуемые элементы для включения в электронные курсы: - методические указания и учебные пособия (при наличии разрешения на использование от авторов); - примеры (образцы) выполнения заданий; - глоссарий; - видео-, фото-, аудиоматериалы, презентации. Сегодня на сайте дистанционного обучения НГАСУ (Сибстрин) представлено более пятидесяти готовых электронных курсов для направлений подготовки «Строительство», «Менеджмент», «Экономика» для студентов заочной, вечерней и дневной форм обучения. Информационные ресурсы курсов по своему назначению, в первую очередь, ориентированы на использование в учебном процессе студентами заочной формы обучения. Интернет-портал университета позволяет не только сконцентрировать необходимые учебные материалы в различных форматах в одном месте, но и значительно усилить методическую поддержку самоподготовки студента и, в конечном счете, его самоконтроль. С этой целью каждый электронный курс содержит контрольно-измерительные материалы, доступ к которым открывается непосредственно перед сессией. Эта процедура называется самоаттестацией и является обязательной для студента заочной формы обучения. Назначение ее заключается не только в оценке студентами уровня своих знаний, но и в информировании преподавателя об использовании студентами материалов электронного курса и степени их освоения. Одной из первых электронных версий дисциплины интернет-портала был курс «Основы метрологии, стандартизации, сертификации и контроль качества» (ОМССКК), с которого фактически начинались тестирование платформы Moodle и поиск наиболее удобной структуры электронного учебно-методического комплекса. Имеющийся опыт использования дистанционных технологий при работе со студентами по этой дисциплине позволил сделать выводы о достаточной эффективности внедряемых элементов дистанционного обучения в традиционный учебный процесс. Рассмотрим их. Курс ОМССКК представлен следующими ресурсами: - описание курса и его цели; - новостной форум; - рабочая программа и технологическая карта; - список литературы по дисциплине; - конспект лекций; - методические указания для лабораторных работ по метрологии; - методические указания для практических работ по стандартизации, сертификации и контролю качества; - условия получения зачета по дисциплине; - результаты проверки рефератов; - задачи для пропустивших занятия студентов и для ликвидации разницы в программе; - итоговый тест по дисциплине. Описание курса необходимо для его краткой характеристики, уточнения количества аудиторных занятий, целей дисциплины. К сожалению, не все студенты знакомятся с рабочей программой и технологической картой в силу особой специфики этих документов, поэтому было сделано краткое описание курса. Особо интересующая студента информация - условия получения зачета, т.е. объем работы, необходимый для получения зачета по курсу. Этот ресурс крайне необходим для студентов, допускающих пропуски установочных лекций. В период между сессиями студенту необходимо написать реферат по разделам «Стандартизация» и «Сертификация (подтверждение соответствия)». Проверка рефератов осуществляется в период между сессиями, и результаты проверки публикуются на сайте для возможности корректировки рефератов по замечаниям. Для студентов заочного отделения, имеющих пропуски практических занятий по метрологии, и для студентов, переведенных в НГАСУ (Сибстрин) в середине семестра из других университетов (для ликвидации разницы в программе), имеется возможность самостоятельно выполнить практику по метрологии, решив представленные в виде ресурса задачи по метрологии. При необходимости можно дистанционно обратиться к преподавателю за разъяснениями. По методическим указаниям, представленным в электронном курсе, можно подготовиться к защите лабораторных работ по метрологии, а для вечернего отделения - выполнить самостоятельную работу по стандартизации и сертификации (подтверждению соответствия). Одним из необходимых ресурсов курса является итоговое тестирование. Тест проводится дистанционно, преподаватель имеет возможность управлять настройками теста: от изменения его структуры (рубежный или итоговый), назначения начала и окончания тестирования до количества попыток прохождения теста. Данный ресурс является обязательным для прохождения самоаттестации студентами заочного отделения, а также используется в целях контроля знаний студентов, пропустивших значительную часть аудиторных занятий. Работа с протоколом тестирования позволяет преподавателю проводить анализ ответов отдельного студента и подводить итоги освоения тем (дисциплины в целом) группой студентов. Одним из ключевых ресурсов курса является конспект лекций, в котором кратко изложены основные темы, рассматриваемые в рамках данной дисциплины. В конце каждой лекции обозначены вопросы, требующие ответа. В противном случае материал лекции будет считаться не освоенным. Сегодня система дистанционного обучения НГАСУ (Сибстрин) является эффективным информационным ресурсом, обеспечивающим поддержку учебного процесса студента. Безусловно, она не может полноценно заменить работу в аудитории и должна использоваться исключительно в качестве платформы для организации самостоятельной работы студента и удаленного взаимодействия с преподавателем. Тем не менее система дистанционного обучения НГАСУ (Сибстрин) обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционными аудиторными занятиями: - реализация самообучения студентов; - дистанционное консультирование студентов вне стен университета; - доступность и наглядность материалов электронных курсов; - возможность повторения пройденного материала и осуществления самоконтроля; - возможность дистанционного тестирования; - публикация результатов проверки рефератов, контрольных работ и индивидуальных заданий; - публикация объявлений для студентов, работа на форумах. Имеющийся в НГАСУ (Сибстрин) опыт использования дистанционных образовательных технологий позволяет сделать выводы об их эффективности и целесообразности и планировать новые мероприятия в рамках развития системы дистанционного обучения (создание электронного деканата, комплексное обучение профессорско-преподавательского состава, техническое сопровождение электронного обучения), направленные на дальнейшее совершенствование современного учебного процесса.
Соловьева О.Н. | Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин) | | fedinaon@mail.ru |
Дереповская Н.С. | Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин) | | rcddo@sibstrin.ru |
http://do.sibstrin.ru - сайт дистанционного обучения НГАСУ (Сибстрин).
https://moodle.org - сайт сообщества Moodle.