СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ ФУНКЦИИ ИНТЕРНЕТА В СИСТЕМЕ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ | Открытое и дистанционное образование. 2019. № 1(73). DOI: 10.17223/16095944/73/8

СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ ФУНКЦИИ ИНТЕРНЕТА В СИСТЕМЕ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматриваются понятия социализации, процесс социализации в сети, становление и развитие личности молодых людей под влиянием Интернета. Исследован вопрос влияния Интернета и социальных сетей на процессы, связанные с обучением, образованием, воспитанием, политикой, волонтерством и др. Проанализировано взаимодействие интернет-пользователей в системе открытого образования на примере портала для аспирантов и магистрантов. Конкретно рассмотрены следующие социализирующие функции: функция активизации новых форм интернет-социализации, функция самоорганизации, функция саморазвития, коммуникационная, интеграционная и информационная.

Socializing functions of the Internet in the open education system.pdf В современном социуме особая роль в процессе формирования нового информационного общества принадлежит сети Интернет, которая является не только средством массовой коммуникации, но и образует принципиально новую область социального взаимодействия, приводящую к изменениям в реальных областях жизни человека, в том числе в системе открытого образования. Выявление специфики протекания процессов социализации посредством сети определяет необходимость осмысления социализирующих функций Интернета в системе открытого образования. В рамках нашего исследования необходимо проанализировать процесс социализации в сети, становление и развитие личности молодых людей под влиянием Интернета. Социализация - непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни. Интенсивнее он протекает в юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы, формируется мотивация социального поведения. Важная роль на всех этапах социализации принадлежит людям, с которыми общается личность, а также социальным институтам, в которых осуществляется приобщение человека к ценностям и нормам социума [1]. Социализация личности всегда была тесно связана с семьей и системой образования, но в информационном обществе она подвергается трансформации и наиболее важными факторами социализации становятся сетевые коммуникации. Под влиянием Интернета меняется стиль жизни - меняются структура досуга, привычные каналы получения информации, характер межличностных взаимодействий. К настоящему времени сформировалась обширная библиография, посвященная проблемам влияния интернет-пространства на социализацию молодежи. В современных публикациях рассматривается понятие «киберсоциализация», в процессе которой у человека возникает целый ряд новых ожиданий, интересов и ценностей, мотивов и целей, потребностей и установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с киберпространством - фактически новым виртуальным жизненным пространством человека [2]. В настоящее время авторы отмечают, что на процесс социализации в сети, становления и развития личности молодых людей влияют социальные сети [3-5], интернет-сообщества [6], цифровые средства массовой информации [7], системы дистанционного обучения [8], виртуальные музеи [9], онлайн-волонтерство [10], онлайн-игры [11] и т.д. Анализ научной литературы свидетельствует о том, что в настоящее время Интернет и социальные сети влияют на процессы, связанные с обучением, образованием, воспитанием, политикой, волонтерством и др. Исследование вопроса социализации связано с социальными потребностями пользователей, среди которых немаловажную роль сегодня играет общение в социальных сетях, обучение, в том числе дистанционное, работа в сети, online игры, поиск информации, увлечения, хобби, музыка и др. Проведенный ранее опрос [12] показал, что большая часть респондентов использует Интернет с целью «поиска новой информации» (80,7 %). Значительная часть выходит в сеть «ради общения в социальных сетях» (74,9 %), «увлечений, хобби, музыки» (53,2 %), «обучения, в том числе дистанционного» (44,8 %), «работы в сети» (32,2 %), «online игр» (17,4 %), а также для «занятия свободного времени» (21,2 %). Общая сумма превышает 100 %, поскольку респондент мог указать несколько вариантов ответа (рис. 1). Женщины на 10 % больше склонны к обучению в Интернете, чем мужчины. Мужчины на 27 % больше используют онлайн-игры. Работой в сети занимаются на 20-40 % больше респондентов, проживающих в мегаполисах. Молодежь до 19 лет проводит время в социальных сетях (на 10-20 % больше, чем в других возрастных группах). Население старше 55 лет предпочитает обучение через Интернет (61 %, на 15-20 % больше, чем по другим возрастным группам). Использующих Интернет для поиска новой информации растет с 64 % среди самых молодых респондентов до 16 лет до 90 % среди возрастных респондентов старше 55 лет. Интернет ради увлечений, хобби и музыки использует в большей степени молодежь до 16 лет (66,7 %), доля респондентов старше 55 лет падает до 22,6 %. Социальные сети актуальны среди домохозяек, школьников, студентов и учащихся колледжей - 85 % опрошенных. Интернет как образовательную среду используют предприниматели (80 %), аспиранты, магистранты, докторанты (65 %), а также представители научной, гуманитарной интеллигенции, преподаватели - 64,7 %. Работой в сети занимаются предприниматели (60 %), представители научной, гуманитарной интеллигенции, преподаватели (53,3 %), а также инженерно-технические работники (52,6 %). Онлайн-игры интересны госслужащим (38,5 %). Интернет с целью познакомиться с новыми людьми используют чаще школьники (32,7 %). Интернет ради увлечений, хобби, музыки свойствен больше аспирантам, магистрантам, докторантам (75 % опрошенных в данной группе). Поиском новой информации заняты 100 % фрилансеров. Таким образом, молодое поколение активно использует сеть Интернет преимущественно для обучения, общения в социальных сетях, ради увлечений, хобби и музыки [12]. Помимо этих целей, необходимо выделить социализирующие функции, на основе которых можно проанализировать взаимодействие интернет-пользователей, процесс социализации в системе открытого образования. Функция активизации новых форм интернет-социализации. В настоящее время в процессе обучения используются новые формы интернет-социализации: социальные и экспертные сети; ресурсы облачных технологий; онлайн-форумы и чаты; электронные научные видеоконференции; электронные библиотеки. Каждая из этих форм выполняет разные функции в системе открытого образования. Социальные сети некоторые пользователи используют для организации взаимодействия рабочей группы, обсуждения рабочих вопросов, организации педагогических сообществ и сообществ обучающихся; совместного планирования и наполнения учебного контента; создания электронных образовательных ресурсов; управления образовательным процессом; организации образовательных видеоконференций; поиска, хранения, передачи информации; обмена опытом. Участие в онлайн-форумах, чатах позволяет обмениваться опытом, делать ссылки на мнения, высказанные на других интернет-ресурсах. Научные сети, электронные научные конференции, видеоконференции используются для организации проектной и научной деятельности, вебинаров. Экспертные сети используются для подключения и участия в работе экспертного сопровождения профильного образования, самообразования, коллективного планирования и наполнения учебного контента. Электронные библиотеки необходимы для поиска информации, онлайн-банкинг, электронные правительства - для сопровождения административных и экономических задач образовательного процесса. Следует отметить, что для рассмотренных форм предусмотрен разный функционал интернет-среды. Так, для подготовки магистрантов и аспирантов в рамках исследования нами разработан портал в виде подключаемого модуля к системе открытого образования, который позволил реализовать образовательный потенциал новых форм интернет-социализации магистров (рис. 2). Было определено, что интернет-среда должна обеспечивать выполнение следующих основных функций: - прикрепление документов; - рассылка уведомлений пользователям системы; - удаление, редактирование и добавление информации о публикациях, конференциях, конкурсах и грантах, в которых принял участие магистрант, об объектах интеллектуальной собственности, о выполнении диссертации; - управление выпускной квалификационной работой (деление проекта на этапы, установка сроков выполнения, указание статусов выполнения этапов); - формирование диаграммы активности магистранта; - управление коллективной работой над НИР (удаление, редактирование и создание чата (форума)); - размещение информации о предстоящих мероприятиях в области инноваций (конкурсах, конференциях, проектах и т.д.). Интегративная функция. Интегративная функция - объединение молодежи при совместном выполнении проектов. Молодые исследователи в процессе обсуждения научных и проектных тем социализируются при совместном выполнении проектов. Профессиональные сообщества в системе открытого образования, безусловно, выполняют социализирующую функцию. Студенты принимают участие в реальной профессионально-ориентированной проектной деятельности. Это позволяет решать задачи управления проектами, выбора актуальной темы проекта, руководителя, команды, оценки качества выполнения и результативности проектной деятельности. Например, в личном кабинете на портале для аспирантов и магистрантов есть возможность организации коллективной работы. Отправив приглашение прошедшему регистрацию на портале обучаемому, можно включить его в команду проекта и выстраивать отношения в соответствии с его ролью в проекте (рис. 3). Функция самоорганизации. Самоорганизация - способность системы самостоятельно, благодаря внутренним факторам, без воздействия извне, повышать свою упорядоченность. Самоорганизуемые - это процессы, совершающиеся «сами по себе» за счет взаимодействия с внешней средой, но относительно независимо от нее. В отличие от них, организационными процессами кто-то осуществляет или направляет. Процессы самоорганизации носят целенаправленный, спонтанный, естественный характер [13]. Функция самоорганизации может быть реализована в проектной деятельности студентов, в коллективной творческой работе и других видах самостоятельной деятельности. Положительным является то, что обучаемые могут взаимодействовать с профессиональным сообществом образовательных учреждений независимо от других вузов, страны, языка. При этом самоорганизующийся коллектив участвует в создании так называемого «мирового интеллекта» информационного общества. Так, на разработанном нами портале для аспирантов и магистрантов есть возможность самоорганизации для коллективной работы, оповещения, создания команды проекта (см. рис. 3). Коммуникативная функция. Во главе данной функции, прежде всего, стоит общение, а точнее - различные его формы: знакомство с новыми людьми, расширение круга общения, обмен информацией, получение и передача информации в одностороннем порядке. Формой реализации коммуникативной функции в Интернете являются социальные сети, форумы, облачные хостинги, видеохостинги и т.д. То есть все виды интернет-сервисов, которые позволяют участникам коммуникации обмениваться информацией. В системе открытого образования можно выделить основное направление данной функции - общение с профессиональным сообществом. В процессе обсуждения возникают актуальные проблемы, которые будут центром общения и дебатов в профессиональном сообществе: новости в сфере образования, технологические разработки и текущие события [14]. Коммуникационная функция на портале для аспирантов и магистрантов, учитывая большую направленность на научно-исследовательскую деятельность, обеспечивает коммуникации для обсуждения вопросов, связанных с сопровождением деятельности и отчетностью по ней. Пользователь может самостоятельно делать заметки и добавлять события. Раздел «Активные темы обсуждений» предназначен для отслеживания активности пользователя на форуме. В нем отображаются ссылки с наименованиями тем обсуждений, в которые вовлечен пользователь на данный момент (рис. 4). Функция саморазвития. Эта функция несколько отличается от функции самоорганизации и связана с тем, что интернет-ресурсы предоставляют большие возможности именно для саморазвития. Самообразование - это неотъемлемая составляющая саморазвития, которая является основным путем обучения в системах открытого образования. Саморазвитие в процессе обучения происходит непосредственно в процессе работы за счет познания необходимости в изучении нового материала, самоанализа, реализации поставленных целей и задач. В процессе обучения с этой целью используются социальные и экспертные сети; ресурсы облачных технологий; онлайн-форумы; чаты; электронные научные видеоконференции; электронные библиотеки [15]. Информационная функция. Эта функция позволяет пользователям получать затребованную информацию. Здесь могут быть научные знания, техническая документация, книги, справочники, статьи, сообщения, чертежи, схемы, рисунки, видеоматериалы, звукозаписи и многое другое. Так, на портале для аспирантов и магистрантов информационная функция представлена в виде презентаций, курсов, видео и ссылок на внешние ресурсы и состоит из следующих компонентов: - информация о конкурсах и грантах; - информация о научно-исследовательских журналах; - нормативно-правовая база в области инноваций; - база научных статей; - информация об инновационных проектах компаний различных областей; - полезные ссылки и материалы, позволяющие сформировать у пользователя общее понимание об инновационной деятельности (рис. 5). Подводя итог анализу функций Интернета в системе открытого образования, важно указать, что интернет-пространство можно рассматривать в качестве площадки для интернет-социализации, так как у обучаемых появляется стремление установления отношений с отдельным человеком или группой, а в дальнейшем - тесный контакт с возможностью перехода в реальное общение. Любая представленная функция так или иначе переплетается с другими функциями, которые могут видоизменять содержание друг друга. Социализирующие молодых исследователей функции Интернета требуют глубокого анализа, поскольку, с одной стороны, Всемирная сеть становится органичной средой общения молодежи, а с другой - «центры» предметно-ориентированного общения еще в стадии осмысления. Одним из таких «центров» обсуждения является интернет-среда для магистрантов и аспирантов, где реализуются социализирующие функции Интернета.

Ключевые слова

distance learning, education, socialization functions, socialization, Internet, open education system, образование, дистанционное обучение, функции социализации, социализация, система открытого образования, Интернет

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Чванова М.С.Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державинаms@tmbtsu.ru
Киселева И.А.Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державинаirinakiselyo@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Чванова М.С. Развитие системы открытого образования с позиций нелинейной динамики // Вестник Тамбовского университета. Естественные и технические науки. - 2017. - Т. 22, № 6-1. - С. 1392-1396.
Богданов Д.В. Социальные функции Интернета // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Социальные науки. - 2011. - № 1 (21). - С. 114-120.
Чванова М.С., Храмова М.В., Слетков И.А. и др. Исследование влияния Интернета на социальные потребности пользователей // Вестник Тамбовского университета. Гуманитарные науки. - Тамбов, 2016. - Т. 21, вып. 12 (164). - С. 7-25.
Теория организации: учебник / под ред. Т.Ю. Ивановой, В.И. Приходько. - М.: КНОРУС, 2006. - C. 205-206.
Чванова М.С., Храмова М.В. Модернизация технологий дистанционного обучения наукоемких специальностей. - Тамбов, 2012.
Мовсисян М.М. Волонтерская деятельность и ее продвижение в сети Интернет // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2016. - № 7. - С. 136-145.
Таппасханова М.А., Шульга И.Б. Роль онлайн-игр в социализации людей // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение): матер. II Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. А.Б. Айсмонтаса, В.Ю. Меновщикова. - 2012. - С. 28-31.
Гаевская Е.Г., Гаевский Э.В. Дистанционное обучение как средство социализации студентов // Современные концепции профессионального образования студенческой молодежи. - Ульяновск, 2015. - С. 104-117.
Максимова Т.Е. Виртуальные музеи как средство социализации людей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - № 4 (25). - С. 123-128.
Храмова М.В., Чванова М.С., Пицик Е.Н. Студенты и преподаватели об использовании социальных сетей в образовательной среде вуза // Модернизация образовательной среды вуза: матер. секции междунар. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы информатики и информационных технологий». - 2016. - С. 24-40.
Ярычев М.У. Социализация молодежи в интернет-сообществах // Евразийский научный журнал. - 2016. - № 2. - С. 62-64.
Малькевич А.А. Интернет и социальные сети в процессе политической социализации молодежи // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2011. - № 2. - С. 210-214.
Чалдышкина Н.Н. Педагогические потенциалы виртуальных социальных сетей в работе с детьми и молодежью // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2014. - № 3. - С. 119-124.
Ефимова Т.В. Интернет как среда социализации современной личности // В мире научных открытий. - 2013. - № 5.4 (41). - С. 195-209.
Богатырева А.А. Проблемы киберсоциализации современной молодежи // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2.
Роль социальных сетей в социализации молодежи / М.В. Марокова, З.Е. Бисинова // Система ценностей современного общества. - 2012. - № 22. - С. 258-263.
 СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ ФУНКЦИИ ИНТЕРНЕТА В СИСТЕМЕ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ | Открытое и дистанционное образование. 2019. № 1(73). DOI: 10.17223/16095944/73/8

СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ ФУНКЦИИ ИНТЕРНЕТА В СИСТЕМЕ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ | Открытое и дистанционное образование. 2019. № 1(73). DOI: 10.17223/16095944/73/8