Развитие учебно-познавательных мотивов студентов дистанционного обучения | Открытое и дистанционное образование. 2013. № 2 (50).

Развитие учебно-познавательных мотивов студентов дистанционного обучения

Обсуждаются изменение роли педагога в электронном и дистанционном обучении студентов и его возможности в активизации познавательного интереса студентов, обучающихся с использованием сетевых технологий. Рассматриваются основные педагогические приемы активизации и мотивации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе электронного или дистанционного обучения.

DEVELOPMENT OF LEARNING-COGNITIVE MOTIVES OF DISTANCE LEARNING STUDENTS.pdf При использовании дистанционной технологии обучения у студента, как правило, отсутствуют непосредственные контакты с преподавателем. Ему доступны только электронные учебные материалы и в большинстве случаев одно средство информационного взаимодействия – электронная почта. Роль педагога существенно изменяется по сравнению с традиционным преподаванием. Его задачей является не трансляция, как прежде, знаний студентам, а создание такой электронной образовательной среды, которая дала бы возможность управлять учебно-познавательной деятельностью студента [1–3]. Отсутствие при использовании дистанционной технологии обучения традиционной образовательной среды и традиционных организационно-педагогических условий выдвигает более жесткие требования к соблюдению классических и новейших дидактических принципов организации обучения [10]. В данной работе выдвигается следующая педагогическая гипотеза: планомерная и целенаправленная опора при разработке электронных учебных материалов для дистанционного обучения на классическую дидактику и особенно на новейшие дидактические принципы, родившиеся с появлением современных образовательных технологий, существенно повышает учебно-познавательные мотивы у студентов дистанционного обучения. Для проверки данной гипотезы в Сибирском государственном университете телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ) в течение ряда лет проводились соответствующие организационно-педагогические мероприятия: обучение преподавателей созданию электронной образовательной среды; подготовка для них методических указаний и инструкций по работе и общению в этой среде; проведение экспертизы каждого разработанного преподавателями электронного учебного материала. В конце экспериментального периода были проведены педагогические исследования, позволившие получить ряд количественных оценок, подтверждающих выдвинутую педагогическую гипотезу. В данной статье описываются основные дидактические принципы, используемые в СибГУТИ при создании электронной образовательной среды и результаты проведенного педагогического эксперимента. Одним из важнейших элементов побуждения учащегося к учебной деятельности является стремление педагога сделать процесс обучения интересным и увлекательным. При разработке электронных учебных материалов преподаватели дистанционного обучения стремились, чтобы все виды учебной деятельности обучающихся формировали у них и расширяли учебно-познавательные мотивы, стремились не только не погасить познавательный интерес студента, а развить его до уровня, за которым формируются высокие интеллектуальные способности. Примеры такого подхода описаны в работах [8, 9]. Отсутствие рядом со студентом преподавателя, человека, который может разъяснить все непонятное, выдвинуло на первый план принцип доступности учебного материала [5, 7] и сделало этот принцип для преподавателей университета одним из важнейших для повышения мотивации студентов дистанционного обучения. Разрабатываемые ими электронные учебные материалы являются доступными учащимся по своей глубине, объему, степени физического напряжения, стилю и языку изложения. Использование преподавателями университета еще одного дидактического принципа – связь с практикой – также послужило развитию дополнительных мотивов к обучению у студентов дистанционного обучения [4, 11]. Реализация этого принципа привела к тому, что учебный материал не стал содержать большого количества абстрактных рассуждений, непонятных формул и математических расчетов, когда студенты без дополнительных разъяснений не могли понять сущности изучаемого материала. Наоборот, каждую порцию теоретического материала преподаватели подкрепляют примерами практической направленности, которые содержат понятную постановку проблемы. Индивидуализация и мотивация учебной деятельности каждого студента эффективно реализованы в системе дистанционного обучения СибГУТИ через систему различных заданий. Поэтому теоретический материал содержит не только поясняющие примеры и задачи, рисунки, таблицы, графики, но и подкреплен упражнениями и задачами для самостоятельной работы (с комментариями, подсказками, диалоговыми режимами), развивающими умения и профессиональные навыки студента. Дидактический принцип соответствия объема учебного материала объему времени, отведенному на его изучение учебным графиком, строго соблюдается всеми преподавателями, имеющими отношение к дистанционной технологии обучения. Задача преподавателей состоит в том, чтобы усилия, затрачиваемые на изучение материала, не вызывали умственного и физического перенапряжения студентов и не требовали для занятий всего его свободного времени. На обучающих семинарах для преподавателей дистанционного обучения, проводимых в университете, их учат, что не каждый стиль подходит для написания материала электронной учебной единицы: ни стиль технического отчета, ни стиль научной статьи, ни даже стиль академического учебника. Преподаватели учитывают, что новый дидактический принцип соответствия стиля написания электронных учебных материалов стилю коммуникации людей в сети Интернет требует, чтобы для общения со студентом через компьютер использовался разговорный стиль, потому что именно разговорная речь является основным каналом коммуникации людей; что обращаться к студенту дистанционного обучения желательно в первом лице; что теоретический материал меньше всего должен напоминать лекцию, поскольку лекция предполагает в основном одностороннюю коммуникацию и не ориентирована на диалог с обучаемым; что электронный учебный материал должен напоминать скорее разговор преподавателя на семинаре или групповых упражнениях; что разговорный стиль автоматически предполагает использование разговорного языка. На семинарах в университете преподавателей дистанционного обучения учат, что лучше написать: «Обратитесь к таблице № 5, и вы найдете ответ на этот вопрос», чем такую безликую фразу: «Таблица 5 содержит данные, дающие ответ на поставленный вопрос», а также учат использовать активные глаголы и избегать длинных предложений и многосложных слов. Любому человеку свойственно интересоваться, насколько он продвинулся в деле, которое он выполняет. То же относится к учебе. Учащемуся важно иметь какие-то индикаторы его успеха. Таким индикатором могут стать его ответы на вопросы, задания и тесты для самопроверки знаний. Поэтому каждая учебная единица в электронной образовательной среде на сервере дистанционного обучения университета сопровождатется тестирующими материалами. Результатом самопроверки знаний (т.е. индикатором успеха, прогресса в обучении) являются итоги тестирования или самотестирования. Реализация этого принципа также способствовала развитию самоуправления учебно-познавательной деятельностью учащихся [5, 8]. Еще одним педагогическим условием активизации учебной деятельности студентов является реализация нового дидактического принципа активного взаимодействия учащихся с электронным учебным материалом [6]. Разрабатываемые в СибГУТИ электронные учебные материалы «настроены» на «диалог» с учащимся, который ведется по ходу изучения всего материала. Речь идет не обязательно о сложных диалоговых системах, скорее наоборот – о множестве простейших ее элементов (подсказка при ответе учащегося на сформулированный вопрос; возможность изменения им параметра процесса, протекающего на экране, с последующим изменением самого процесса и его характеристик и т.п.). Чем активнее учащийся участвует в диалоге, тем выше интерактивность. Новый дидактический принцип интерактивности обучения является неотъемлемой основой самоуправляемого обучения [5, 8]. Наибольшая интерактивность достигается при выполнении студентами лабораторных работ: виртуальных, которые полностью имитируют реальное оборудование и измерительные приборы, и лабораторных работ на реальных установках с удаленным доступом при помощи средств телекоммуникаций [9]. Лабораторные работы развивают у студентов навыки самостоятельного проведения экспериментов и обработки их результатов. Отличительной особенностью лабораторных работ при дистанционном обучении является то, что на образовательном портале дистанционного обучения предусмотрены быстрые и простые переходы (гиперссылки) между теоретическими учебными материалами и методическими указаниями по выполнению лабораторных работ. Особое внимание преподаватели СибГУТИ уделяют методике выполнения лабораторных работ по дистанционной технологии. Каждый студент выполняет лабораторную работу индивидуально, не всегда имея возможность оперативно получить консультацию у преподавателя или своих товарищей, как это бывает в лаборатории при традиционном обучении. Поэтому в методических материалах по выполнению лабораторных работ преподаватели университета четко формулируют учебные цели, основные задачи и последовательность действий, которым необходимо следовать студенту для достижения требуемого результата. Они акцентируют внимание студентов на анализе полученных результатов и на выполнении требований по оформлению отчета [7]. Для повышения мотивации к обучению необходимо, чтобы студент имел возможность общения с преподавателями и другими студентами для обсуждения возникающих у него проблем и вопросов. В системе дистанционного обучения такое общение организовано с помощью электронного «форума». Эта форма интерактивного взаимодействия оказалась полезной не только для студентов, но и для преподавателей – разработчиков лабораторных работ. Анализируя наиболее часто встречающиеся вопросы и проблемы, обсуждаемые на форуме, преподаватели корректируют содержание и методику выполнения лабораторной работы. Так как изучение дистанционной учебной единицы немыслимо без преподавательской поддержки, преподаватели и тьюторы организуют совместную работу с группой учащихся над каким-либо проектом, устраивают коллективное обсуждение учебной проблемы, для чего проводят видеоконференции или форумы с учащимися в виде обзора материала, вечера вопросов и ответов и т.п. Студенты дистанционного обучения четко знают, по каким электронным адресам они могут связаться с преподавателями, тьюторами, администраторами учебного процесса, как они могут попасть на форум для коллективного обсуждения проблемы, по какому адресу они могут получить доступ к совместной с другими коллегами работе над проектом, задачей, проблемой. Хорошо продуманная тьюторская поддержка дистанционного образования обеспечивает условия для творческого подхода учащихся к изучению материала, создает им психологический комфорт в работе, устраняет у них ощущение изолированности от учебного заведения, оторванности от преподавателя и коллег по учебе, мотивирует у них активное отношение к учебе. С целью исследования эффективности проводимых в университете организационно-педагогических мероприятий по развитию учебно-познавательных мотивов у студентов дистанционного обучения в течение 2010 г. проводились педагогические измерения путем анкетирования выпускников. Целями исследования были: анализ мотиваций студентов к обучению, причин выбора ими СибГУТИ и дистанционной формы обучения; изучение удовлетворенности студентов технологией дистанционного обучения, оценка степени лояльности к ней выпускников; оценка качества организации дистанционного обучения и оценка качества электронных учебных материалов. В анкетировании приняли участие 147 человек, что составляет 87 % от общего количества выпускников 2010 г. (168 человек). Среди участников анкетирования 80 человек (54 %) – выпускники специальности «экономика и управление на предприятии» (ЭиУ), 41 человек (28 %) – специальности «сети связи и системы коммутации» (ССиСК), 17 человек (12 %) – специальности «многоканальные телекоммуникационные системы» (МТС), 5 человек – «программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем» (ПОВТ), 4 человека – «радиосвязь, радиовещание и телевидение» (РСиРВ). Из них 46 % впервые получали высшее образование, а 54 % получали второе высшее образование. Опрос показал, что 88 % респондентов работают в отрасли связи. Исследования выявили, что возможность карьерного роста является основным мотивом получения образования у 74 % опрошенных лиц. При этом мотивы у выпускников разных специальностей различаются незначительно. Опрос показал также, что 69 % респондентов знали о СибГУТИ до того, как у них возникла потребность получить образование. У 76 % респондентов в нем обучались коллеги, родственники или знакомые. Из причин выбора СибГУТИ 56 % респондентов указали дистанционную форму обучения, 42 % - хорошие отзывы об университете. Среди причин выбора дистанционной формы обучения 73 % респондентов указали возможность выбора удобного времени для занятий. Также значимыми причинами для многих респондентов являются доступность образования по месту жительства. Для 63 % респондентов дистанционная форма обучения была единственно возможной. Испытывали опасения по поводу данной формы обучения лишь 18 % респондентов. На вопрос «Трудно ли было учиться?», 66 % респондентов ответили утвердительно. Дистанционное обучение в университете оправдало ожидания 92 % выпускников. На вопрос «Хватало ли времени на учебу?» ответили положительно 54 % анкетируемых. Полностью и в основном удовлетворены знаниями, полученными в СибГУТИ, 85 % респондентов. На вопрос «Выбрали бы Вы снова дистанционное обучение в СибГУТИ?» ответили положительно 75 % опрашиваемых выпускников, 6 % ответили отрицательно и 19 % затруднились ответить. На вопрос «Посоветовали бы своим знакомым поступать на дистанционное обучение в СибГУТИ?» положительно ответили 89 % выпускников. Используют знания, полученные в процессе дистанционного обучения, 81 % выпускников, не используют – 7 % и затрудняются ответить 12 %. Ответ на этот вопрос подтверждает гипотезу о том, что студенты дистанционного обучения, особенно работники отрасли связи, которых в данном исследовании 88 %, мотивированы к обучению в силу своих профессиональных обязанностей. Оценка системы организации дистанционного обучения в СибГУТИ показала (табл. 1), что выпускники всех специальностей высоко оценили общение с администраторами учебного процесса (9,8 балла). Общение с преподавателями оценено выпускниками на 7,7 балла, а с руководителями выпускной работы – на 9,2 балла. Общение студентов между собой оценивается средним баллом 6,2. Доступность и удобство сайта дистанционного обучения получили среднюю оценку 8,5 балла. Таблица 1 Оценка системы организации дистанционного обучения Оцениваемый параметр Специальность ЭиУ ССиСК ПОВТ МТС РСиРВ Средний балл по всем специальностям Доступность и удобство сайта ДО 8,9 9,1 8,8 9,1 6,5 8,5 Заинтересованность администрации 8,0 8,5 9,7 8,8 9,0 8,8 Общение с преподавателями 6,2 8,9 8,8 7,6 7,0 7,7 Общение между студентами 5,8 8,9 5,9 6,2 4,0 6,2 Общение с руководителем дипломного проекта 8,9 8,9 9,7 8,9 9,8 9,2 Общение с администратором учебного процесса 9,9 9,7 10,0 9,5 9,8 9,8 Респондентам было предложено оценить следующие виды электронных учебных материалов: теоретический материал; методические указания по выполнению контрольных и курсовых работ; лабораторные работы; тесты для контроля знаний. Анализ полученных оценок показал (табл. 2), что: – качество теоретических материалов получило средний балл 6,8; – качество методических указаний по выполнению контрольных и курсовых работ – средний балл 7,1; – качество виртуальных лабораторных работ оценено средним баллом 7,7; – организация тестирования – средним баллом 8,9. Таблица 2 Оценка качества электронных учебных материалов Оцениваемый параметр Специальность Среднее по всем специальностям ЭиУ ССиСК МТС РСиРВ ПОВТ Теоретический материал 6,1 7,6 7,1 6,3 8,1 6,8 Методические указания по выполнению контрольных и курсовых работ 6,5 8,1 7,5 6,5 8,4 7,1 Виртуальные лабораторные работы 7,2 8,5 7,1 8,0 8,4 7,7 Организация тестирования 7,6 9,3 9,1 9,8 9,5 8,9 В заключение отметим, что реализация описанных выше дидактических принципов организации дистанционного обучения в Сибирском государственном университете телекоммуникаций и информатики позволила существенно повысить мотивацию студентов к обучению с использованием дистанционных образовательных технологий.

Ключевые слова

electronic teaching materials, learning-cognitive activity motivation, e-learning, distance learning, подготовка электронных учебных материалов, мотивация учебно-познавательной деятельности, дистанционное обучение, e-learning

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Крук Б.И.Межрегиональный центр переподготовки специалистов Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатикикандидат технических наук, профессор, директорkrouk@sibsutis.ru
Журавлева О.Б.Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатикикандидат технических наук, доцент, профессор кафедры теории электрических цепейzhuravl@sibmail.ru
Струкова Е.Г.Межрегиональный учебный центр переподготовки специалистов, Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатикизаместитель директора, начальник отдела маркетинга, анализа и развития рынкаstel@sibsutis.ru
Всего: 3

Ссылки

Krouk B., Zhuravleva O. Corporate E-learning Strategy // International Journal of Advanced Corporate Learning (IJAC). – 2010. – Vol. 3, № 4. – Р. 41–44.
Kruk B., Sitnikov S., Zhuravleva O., Chupakhina N. Change of educational paradigm to respond the chellenge of information society // Proceedings of International Conference «PHOENIX-PHE». September 23–25, 2010. – Brazov, Romania. – Р. 175–182.
Kruk B., Sitnikov S., Borisov A., Popov N. Remote Access Laboratory for Analog and Digital Electronic Course // Proceedings of International Conference on Computer as a Tool EUROCON-2011. – Lisbon, Portugal, April 27–29. 2011.
Krouk B., Zhuravleva O. Dynamic Training Elements in a Circuit Theory Course to Implement a Self-Directed Learning Process // IEEE Transactions on Education. – August 2009. – Vol. 52, № 3. – Р. 394–399.
Журавлева О.Б., Крук Б.И. Руководство по интернет-обучению: учеб. пособие. – Новосибирск: Веди, 2008. – 190 с.
Журавлева О.Б., Колмогорова Е.В., Крук Б.И., Шабанов А.Г. Фазовый анализ субъектно-объектного информационного взаимодействия в системе дистанционного обучения // Философия образования. – 2008. – № 1 (22). – С. 159–167.
Журавлева О.Б., Крук Б.И., Соломина Е.Г. Управление интернет-обучением в высшей школе / Под ред. Б.И. Крука. – 2-е изд. – М.: Изд-во «Горячая линия – Телеком», 2007. – 224 с.
Журавлева О.Б., Крук Б.И., Силкина Н.В., Соломина Е.Г. Применение интернет-технологий в процессе корпоративного профессионального обучения // Философия образования. – 2006. – №3 (17). – С. 273–279.
Бакалов В.П., Крук Б.И., Журавлева О.Б. Дистанционное обучение: концепция, содержание, управление: учеб. пособие. – М.: Горячая линия-Телеком, 2008. – 107 с.
Крук Б.И., Журавлева О.Б. Организация педагогического образования через сеть Интернет // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 5. – С. 126–133.
Крук Б.И., Журавлева О.Б. Анализ трансформаций в инновационном педагогическом образовании // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 5. – С. 119–126.
 Развитие учебно-познавательных мотивов студентов дистанционного обучения | Открытое и дистанционное образование. 2013. № 2 (50).

Развитие учебно-познавательных мотивов студентов дистанционного обучения | Открытое и дистанционное образование. 2013. № 2 (50).