РОЛЬ СТУДИЙНЫХ ВИДЕОЛЕКЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ | Открытое и дистанционное образование. 2013. № 1 (49).

РОЛЬ СТУДИЙНЫХ ВИДЕОЛЕКЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Обсуждаются познавательная и побудительная роли лекций на электронном носителе. Приводится классификация электронных видеолекций. Даются методические рекомендации преподавателям по созданию студийных электронных видеолекций. Описываются методы создания видео- и аудиорядов в студийных электронных лекциях. Рассматриваются приемы чтения видеолекции преподавателем в студии, позволяющие повысить внимание к лекции и вызвать интерес к ней студентов.

ROLE OF STUDIO VIDEOLECTURES IN FORMATION OF STUDENTS LEARNING MOTIVATION.pdf Лекция появилась более 1000 лет назад и на многие века стала ведущей формой и методом традиционного педагогического процесса. Утратив поначалу свое значение в новых педагогических технологиях, таких как электронное и компьютерное обучение, лекция вновь заняла важную позицию, превратившись в видеолекцию на индивидуальном электронном носителе или на веб-сервере [1]. На них возложена задача оказать на студентов наибольшее эмоциональное влияние, вовлечь их в столь плодотворное для учебного процесса сопереживание. Видеолекция стала обладать важнейшим преимуществом учебника: учащийся может в любое время прервать ее и отыскать требуемые разъяснения в предыдущих разделах видеолекции или в других книжных источниках, а также в любое время перейти к видеолекции для изучения нового материала. Стало возможным повысить как познавательную, так и побудительную роли лекции на электронном носителе. Видеолекция на электронном носителе позволяет создать эффект соучастия, приобщить студентов к поискам и сомнениям той науки, которая является основой материала лекции. В настоящее время существует несколько типов электронных видеолекций. Ряд американских университетов [1, 2] расположил на своих серверах серии видеолекций, представляющих собой видеозаписи обычных очных лекций в аудитории, но умело осуществленных специально подготовленными операторами. Другие университеты [3–5] предлагают видеолекции, записанные в специальной студии и представляющие собой чередование на экране лектора и кадров со схемами, формулами, подготовленными заранее или воспроизводимыми лектором по ходу лекции. По мере совершенствования методики записи лекции на одном экране стали совмещать лектора и учебные материалы (рис. 1). Иногда вместо лектора на экране помещают его электронного двойника – аватара, который озвучивает письменную речь лектора. При чтении лекций по программным средствам предпочтение отдают видеолекциям с динамичным компьютерным экраном, на котором происходят реальные показы с закадровым лекторским текстом. В данной работе мы коснемся вопросов создания электронных студийных видеолекций (см. рис. 1) и формирования в них мотивов к обучению. Рис. 1. Кадр из электронной студийной видеолекции на экране компьютера При создании студийной электронной видеолекции преподавателю важно знать, какими приемами можно повысить внимание к лекции, побудить интерес студентов к ней. Л.Н. Толстой говорил, что нельзя заставить познать мир через скуку. Прежде всего нужно добиваться, чтобы в лекции каждое положение было обосновано. Убедительность речи лектора должна в первую очередь основываться на ее доказательности. Следует избегать безапелляционности, категоричности утверждений, помнить, что лишь логичность изложения является средством для убеждения студентов в правоте мыслей лектора. Содержание видеолекции должно быть понятным, а ее объем посильным для студента. Изложение материала на видеолекции должно осуществляться по принципу от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Важную роль в видеолекции играет систематизация материала, правильная его рубрикация, установление точных взаимосвязей изучаемого материала с ранее изученным. В каждой отдельной видеолекции должен излагаться единый и законченный фрагмент. Психология обучения показывает, что видеолекция, четко оформленная в виде системы, воспринимается и запоминается лучше. Мощным приемом побуждения интереса к материалу видеолекции является использование в ней известного дидактического принципа связи теории с практикой. Видеолекция, связанная так или иначе с практикой, жизнью, не только побуждает интерес и дает профессиональные знания, но и, в некоторой степени, является жизненной школой. Говоря о видеолекции, нельзя обойти стороной такое ее важное свойство, как наглядность. Использование различных средств наглядности (рисунков, графики, фотографий, анимации, видеофрагментов и других средств мультимедиа) повышает доступность понимания материала, интерес к нему, активизирует познавательную деятельность учащегося, способствует повышению сознательности и прочности усвоения знаний. Демонстрации в видеолекции нужно создавать таким образом, чтобы они выделяли наиболее существенное, важное, а все второстепенное либо не показывали, либо относили на второй план. Демонстрацию желательно сочетать с речью лектора. Существенную мотивацию к учению дает введение в лекцию элементов проблемности. Суть состоит в том, что лектором создается проблемная ситуация или излагается проблемная задача, которая решается им при мысленном соучастии студентов. Главное здесь заключается не в том, что лектор последовательно раскрывает решение проблемы, а в том, что он раскрывает перед студентами логику движения к этим решениям, показывает возникающие трудности и противоречия и пути их преодоления. Студенты становятся как бы соучастниками небольших исследований на пути к решению проблемы. Это создает некоторое умственное напряжение, развивающие творческие способности студентов. Во время видеолекции основной объем информации студент получает как через органы зрения, так и через органы слуха. Поэтому речь лектора является одним из главных «инструментов» преподавания в видеолекции. Устная речь имеет значительно большую силу проникновения в сознание учащегося, чем речь письменная. Объясняется это прежде всего тем, что человек больше привык говорить и слушать, чем писать и читать. Но, кроме того, голос ввиду многообразия его возможностей (громкости, высоты, мелодичности и др.) позволяет выразить различные чувства. Значит, сила устной речи состоит в возможности передачи слушателю эмоциональной настройки. Экспериментально доказано, что устная речь воспринимается почти в два раза лучше, чем озвученная письменная. В видеолекции следует избегать «наукообразия» речи, нужно говорить просто. В речи лектора не должно быть напыщенности, неестественности. Рекомендуется использовать как можно больше элементов разговорного стиля. Существуют несколько признаков, характеризующих речевую культуру лектора. Это, прежде всего, правильность, краткость, ясность, точность и эмоциональность. Если речь отвечает правилам грамматики, произношения, словоупотребления и стилистики языка, то она отходит в сознании слушателя на второй план, не отвлекает его внимания. Слушатель будет целиком поглощен содержанием речи. Серьезное внимание лектору нужно обратить на правильное произношение, так как вследствие большой подвижности ударений в русском языке можно допустить ошибку. Язык лектора не должен содержать неточных оборотов и слов из так называемого профессионального жаргона. Следует избегать тавтологических оборотов речи. Недопустимо употреблять вульгарные выражения. В хорошо отработанной речи не должны употребляться часто одинаковые слова. Их следует заменять синонимами или произносить с интервалом в 20–25 слов. Однако если речь идет о терминологии, то синонимов надо избегать и пользоваться только стандартными и утвержденными терминами. Важным качеством хорошей речи являются большой запас слов, богатая языковая палитра, выразительность и образность. С одной стороны, речь должна быть краткой и состоять преимущественно из коротких фраз, так как на слух очень трудно воспринимать большие фразы с многими придаточными предложениями. Длинные фразы и предложения лучше всего разбить на несколько простых. Однако, с другой стороны, обилие коротких фраз делает речь отрывистой, излишне резкой. Поэтому короткие фразы надо иногда перемежать с длинными периодами, но избегая при этом пространных рассуждений. В видеолекции особенно важно уметь использовать возможности своего голоса, так как речь усилена микрофоном. Дикция должна быть четкой, чтобы каждое слово было понятно. Особая четкость дикции нужна при определениях, формулировках, произношении имен, терминов. Дикция должна быть достаточно громкой, чтобы каждое слово было услышано тем, кто ею пользуется. Нельзя, чтобы слова в конце фразы «затухали». Но речь не должна быть крикливой, это будет быстро утомлять слушателя и отвлекать его внимание. Не следует даже в малой мере отождествлять понятия эмоциональности и громкости речи. Но и тихо говорить во время видеолекции тоже недопустимо. Тихое монотонное чтение не менее утомляет учащегося, чем оглушительное, снижает его внимание и, в конце концов, «отключает» его от лекции. К одному из средств выразительности речи следует отнести тембр голоса. Речь лектора должна быть выразительной, содержать акцентное членение и интонацию во фразах. Это достигается посредством пауз и расстановки смысловых (логических) ударений. Надо избегать трафаретности речи, пользования «штампованными» фразами, канцелярским языком, лишенным образности и красоты. Большое значение в педагогике придается внешней форме поведения лектора, его стилю и манере. Выразительность речи можно усилить с помощью жестикуляции, мимики, позы тела. Жестикуляция лектора должна быть умеренной, жесты скупыми. Нелепая жестикуляция, бессмысленные движения руками могут отвлекать внимание учащегося. Для усиления эффекта речи большое значение имеет и мимика. Однако недопустимо пользоваться развлекательной мимикой: гримасничать, подмаргивать и т.д. На мимику в определенной мере влияет настроение лектора. Если оно перед лекцией испорчено, то лектор должен учитывать, что выражение его лица может не соответствовать содержанию лекции и тем самым в какой-то мере снизить ее эффективность. Независимо от личной ситуации лицо лектора должно быть добрым, всегда выражать доброжелательное отношение к учащемуся. Одним из важнейших воспитательных аспектов в видеолекции являются аккуратность лектора и его подтянутость во всех отношениях, в том числе и во внешнем облике. Небрежность и неряшливость костюма, растрепанные волосы производят отрицательное впечатление. В заключение отметим, что поскольку качества видеолекций во многом определяют эффективность изучения учебной дисциплины в целом, преподаватели должны отнестись к их созданию со всей ответственностью. То, что проходит незамеченным в традиционной лекции в аудитории, остается навсегда запечатленным в видеолекции на электронном носителе.

Ключевые слова

electronic lectures, lectures on the electronic medium, studio videolectures, e-learning, электронные лекции, лекции на электронном носителе, студийные видеолекции, e-learning

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Крук Борис ИвановичМежрегиональный центр переподготовки специалистов Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатикикандидат технических наук, профессор, директорkrouk@sibsutis.ru
Журавлева Ольга БорисовнаСибирский государственный университет телекоммуникаций и информатикикандидат технических наук, доцент, профессор кафедры теории электрических цепейzhuravl@sibmail.ru
Всего: 2

Ссылки

Лекции Массачусетсского технологического института // ocw.mit.edu/OcwWeb/web/home/home/index.htm
Лекции университета Карнеги-Меллон // cmu.edu/oli
Лекции Йельского университета // open.yale.edu/courses/index.html
Лекции Калифорнийского университета // webcast.berkeley.edu/courses.php
Лукин В. От Массачусетса до Беркли // Акция. Карьера. – 2008. – 16 мая.
 РОЛЬ СТУДИЙНЫХ ВИДЕОЛЕКЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ | Открытое и дистанционное образование. 2013. № 1 (49).

РОЛЬ СТУДИЙНЫХ ВИДЕОЛЕКЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ | Открытое и дистанционное образование. 2013. № 1 (49).