СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ КАК ОСНОВА СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ | Открытое и дистанционное образование. 2011. № 3 (43).

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ КАК ОСНОВА СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Описывается современная организация систем дистанционного обучения (СДО), рассматривается влияние на внутренние процессы СДО выбора системы управления учебными материалами, проводиться анализ 21 системы по 17 функциональным блокам. Произведена классификация систем управления учеными материалами по способу публикации и отображению учебных данных. Определяются основные критерии выбора таких систем для сервисного обеспечения процессов обучения.

LEARNING CONTENT MANAGEMENT SYSTEM AS THE BASIS OF E-LEARNING.pdf Дистанционное обучение является перспективным направлением в системе образования. Исторически данный вид обучения присутствовал всегда, но активно проявляться и набирать силу стал только с появлением более совершенных телекоммуникационных технологий. И большое влияние на то, как строятся современные системы дистанционного обучения (СДО), стало оказывать программное обеспечение, разрабатываемое с целью упрощения предоставления услуг системой потребителям.Цель данной статьи - показать, как системы управления учебными материалами (Learninig Managment System) влияют на построение и организацию СДО, а также выявить основные критерии выбора таких систем для сервисного обеспечения процессов обучения.Рассмотрим детально некую СДО, чтобы выделить ее главные составляющие и их влияние друг на друга.Любая СДО является комплексом взаимосвязанных ресурсов и процессов, которые в совокупности обеспечивают реализацию учебного процесса дистанционного обучения [1]. Если провести анализ, то в каждой СДО присутствуют такие основные процессы и компоненты, как: - педагогические процессы и процессы управления обучением, объединяющие непосредственных участников ДО (обучающихся, преподавателей и администраторов); - организационные процессы и персонал учебных и обеспечивающих служб;- технические и информационные ресурсы; - процессы разработки и сопровождения ресурсов;- персонал разработки и сопровождения ресурсов.Наиболее сложным из перечисленных выше компонентов является организационный процесс. В нем определяются организационные модели, задающие общие принципы взаимодействий внутри СДО. Организационные модели характеризуются следующими основными параметрами: - особенностями набора обучающихся; - сроками запуска процесса обучения; - принципами формирования учебных групп; - сроками и последовательностью изучения дисциплин; - общими сроками обучения;- методиками контроля знаний.Сбалансированный подбор параметров создает требуемую организационную модель для создаваемой системы. Сложность организации системы тем выше, чем более гибка модель.Педагогический и управленческий процессы определяют такие виды учебной деятельности обучающихся и преподавателей, как лекции, семинары, самостоятельная работа, консультации, тестирование, выполнение письменных контрольных работ и т.п. Данные процессы выражаются в формах коммуникаций преподавателей и обучающихся. Именно здесь возникают основные требования к техническому обеспечению системы.В основе формирования любой СДО лежит определенная цель [2]. В зависимости от направленности обучения будут изменяться требования к техническому обеспечению систем. С аппаратной частью можно определиться, оценив количество потенциальных пользователей, качество линий связи. К тому же ее всегда можно улучшить с ростом нагрузки без влияния на другие процессы в системе. Программное обеспечение выбирается, исходя из требуемого функционала, на который влияет цель СДО.К примеру, для проведения курсов повышения квалификации сотрудников компании вполне достаточно функции файлового обмена, возможности проведения телеконференции и функционала по тестированию. С другой стороны, для вуза нужен более широкий спектр функций, включающий возможность ведения курсов в потоковом режиме, а также целые подсистемы управления учебным процессом.Следующей важной составляющей СДО является обобщающая все сервисы системы коммуникационная среда (рис. 1). В идеальном случае удаленного обучения коммуникационная среда опирается на программные сервисы, предоставляющие возможность взаимодействия участников СДО и централизующие информационные потоки, в то же время она является основным инструментальным средством.Коммуникационная среда формируется как следствие реализации требуемого функционала, обеспечивающего достижение цели СДО. Если группировать запрашиваемые функции, то получатся сервисы, которые в большинстве СДО одинаковы. Это такие сервисы, как:- тестирование;- подготовка, хранение и представление учебных материалов;- управление пользователями и группами;- минимальная отчетность.Все эти сервисы чаще всего интегрируются в одно web-приложение, к которому добавляют функционал по управлению учебным процессом, если приложение ориентировано на вуз. В итоге на выходе получается LMS.На современном рынке представлено много разнообразных LMS, построенных на основе сервисной архитектуры. Но в большинстве случаев в центре таких систем находится система управления учебными материалами (Leaning Content Management System) [3]. Весь остальной функционал добавляется как модули и не всегда качественно интегрируется с сервисами СДО, выходящими за пределы конечного продукта. Исключение составляют LMS, выпускаемые крупными компаниями, такими как Microsoft, Adobe, Oracle, IBM. Данные компании изначально разрабатывают комплексные, масштабируемые решения, призванные покрыть все возможные нужды вуза, учебного центра или центра повышения квалификации сотрудников.Выбирая конкретную LMS, организация получает некоторый начальный шаблон учебного процесса. Это связано с тем, что в LMS заложена определенная модель обучающегося и преподавателя. Данная модель формирует доступный функционал и логику поведения интерфейса для конечного пользователя. Модель обучающегося вытекает из общей стратегии обучения, принятой в организации на этапе построения организационной модели [4]. Стратегия определяет способы взаимодействия преподавателя с обучаемым, структуру учебных курсов и технику контроля знаний. Если в организации уже принята некая стратегия, то при взаимодействии с LMS и ее внутренними моделями происходит либо изменение и корректировка функций LMS, либо для СДО вырабатываются модели, подходящие под предоставляемые модели в LMS. Именно по этой причине часты случаи, когда LMS разрабатывается организацией самостоятельно «под себя» [5].Чтобы минимизировать затрату ресурсов на получение рабочего инструмента, организация формирует перечень критериев выбора и требований к функционалу LMS.В общем случае они сводятся к представленным ниже семи пунктам.1. Простота установки и сопровождения. Большинство проектов с открытым исходным кодом требуют определенных навыков в программировании и администрировании для запуска и настройки под конкретные цели. Коммерческие продукты на этом фоне выглядят лучше, но все равно требуют навыков системного администрирования.2. Модульность. Для обеспечения совместимости с учебным процессом LMS должна обладать возможностью компоновки различных своих частей, а также обеспечивать подключения новых, без лишних затрат на программирование и интеграцию.3. Поддержка международных стандартов описания и хранения учебных материалов, либо обеспечение семантического описания хранилища знаний. Данное требование диктуется тем условием, что в современной образовательной среде выгодно обмениваться знаниями в форме учебных материалов между СДО.4. Поддержка функций защиты учебных материалов от несанкционированного копирования. Защита интеллектуальной собственности является актуальной проблемой в настоящее время, что порождает данное требование.5. Формирование отчетности. Система должна предоставлять возможность получать отчеты по различным параметрам учебных материалов и тестов в процессе работы с ними обучающихся. Данное требование позволяет корректировать состояние учебного курса, для достижения большей эффективности обучения.6. Гибкость управления учебным процессом. Возможность настроить систему под стратегию обучения в организации минимизирует расходы по доведению LMS под эксплуатационный вариант.7. Простота публикации учебных материалов. Создание мультимедийного учебного курса требует специфических знаний в области информационных технологий, не все пользователи СДО могут ими обладать. Следовательно, упрощение процесса позволяет уменьшить как временные затраты на публикацию, так и затраты на содержание подготовленных сотрудников для изготовления учебного курса.Все разработчики LMS стремятся реализовать указанные критерии, это диктуется конкуренцией на рынке. Анализ функционала различных LMS (табл. 1) наглядно подтверждает это явление.В таблице 1 выделены 17 функциональных блоков, охватывающих практически все основные функции LMS. Взято 21 LMS от разных производителей. Источником данных послужили документация и демонстрационные версии систем, а также материалы обзора от компании Smart education [6]. При оценке полноты функционального покрытия требований, функции LMS проранжированы от 1 до 7 - где 7 это самая значимая составляющая, а 1 - самая малозначительная.Таблица 1. Анализ присутствия необходимого функционала в LMSИз проведенного анализа видно, что комплексные решения крупных компаний (т.к. Adobe Connect, Microsoft Learning Geteway, IBS eLearning) предоставляют необходимый объем функционала. Но в то же время они дорого стоят и вносят свои коррективы в стратегию обучения, жестко формализуя различные этапы обучения. Альтернативные продукты (Moodle, ILIAS, iLogos) с открытым исходным кодом не всегда полноценно покрывают указанный функционал и требуют наличия специалистов для поддержки. При этом бесплатны и можно рассчитывать на развитие продукта сообществом пользователей и разработчиков.Таким образом, при организации коммуникационной среды СДО желательно использовать как можно более комплексные решения среди LMS. Это позволит обогатить среду сервисами так, чтобы минимально изменить стратегию и модели обучения, переориентировав их в web-пространство.Возвращаясь к рассматриваемой абстрактной СДО, выделим еще одну важную деталь, а именно преобразование существующих и создание новых учебных материалов в системе. Любая LMS интегрирует в себе LCMS [7] и определяет некоторую методологию хранения и представления учебного материала. Международные стандарты описывают, как структурировать материал и как его хранить, ничего не меняя в представлении, создание плееров для пакетов учебных материалов в формате SCORM остается на совести разработчика. В то же время способы отображения материала обучения влияют на психомоторные, мотивационные и когнитивные характеристики пользователя, что в итоге определяет степень усвоения материала и качество обратной связи.LMS по способу представления материала обучения можно разделить на четыре типа:1.Классические - используют текст и статическую графику;2.Мультимедийные - используют в основном видеоинформацию, интерактивные игровые ролики, звук;3.Смешанные - используют текст как основной источник знаний, но при этом часть материалов содержится в мультимедийном формате;4.Малоклассические - текст применяется только как связующая среда между мультимедийными материалами и не имеет фактической информационной нагрузки.Из таблицы 2 видно, что большинство систем поддерживает смешанный тип представления учебных материалов. Это вполне логично, так как разрабатывать качественные мультимедийные курсы в состоянии команды подготовленных людей, что либо не требуется (так выражается влияние цели СДО, например, корпоративные курсы повышения квалификации), либо требует дополнительных затрат ресурсов.Таблица 2. Классификация систем по способу публикации и отображения учебных материаловС другой стороны, развитие цифровых технологий, увеличение пропускной способности линий связи позволяет использовать более широкий спектр методов визуализации, что дает возможность конструировать интерактивные учебные материалы, обеспечивая таким способом повышение качества образовательного процесса. Следуя данной тенденции, разработчики LMS стремятся расширять функционал своих продуктов именно в этом направлении. Тем не менее классический вариант хранения и представления информации в LCMS остается по умолчанию.У повышения уровня мультимедийности учебного курса есть еще один положительный аспект, такой учебный курс значительно труднее скопировать, в отличие от текста, что дает дополнительную защиту авторского права на публикации в СДО.Таким образом, в итоге рассмотрения абстрактной СДО можно сформировать следующий вывод: для СДО, помимо организации, большое значение имеет коммуникационная среда, для которой наполненность сервисами напрямую влияет на гибкость модели обучения. При этом в любой СДО должна присутствовать LMS, соответствующая общей стратегии обучения в организации, от чего зависит эффективность обучения.

Ключевые слова

informatization of education, e-learning, information technology, информатизация образования, дистанционное обучение, информационные технологии

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Михеев Максим АлександровичИнститут системного анализа и управления ГОУ ВПО МО «Международный Университет природы, общества и человека «Дубна», г.Дубнааспирант, ассистент кафедры Системного анализа и управленияmiheevma@msk.ugsk.ru
Всего: 1

Ссылки

1. Каплан Л. Строим систему дистанционного обучения. [Электронный ресурс]. URL: http://www.osp.ru/cio/2008/12/5679944/ (дата обращения 20.09.09).
2. Попова М. Рынок систем дистанционного образования. [Электронный ресурс] URL: http://www.websoft.ru/db/wb/9718E35D3B7363BCC3256E1F005D26F8/doc.html (дата обращения 21.09.09).
3. Greenberg L. LMS and LCMS: What's the Difference? [Электронный ресурс] URL: <http://test.scripts.psu.edu/users/g/m/gms/fa07/IST-> 440W/LMS%20and%20LCMS_%20What's%20the%20Difference_.pdf (дата обращения 21.12.10).
4. Петров О.М., Жуков Д.О., Зотов Д.Д. Архитектура web-систем обучения // Информационные ресурсы России. - 2006. - № 4. - С. 7.
5. Голенков В.В., Тарасов В.Б., Елисеева О.Е. и др. Интеллектуальные обучающие системы и виртуальные учебные организации. - Минск.: БГУИР, 2001.
6. Smart education. Исследование рынка технологий дистанционного обучения в СНГ. Т. 2: Каталог LMS/LCMS решений. [Электронный ресурс] URL: http://www.smart-edu.com/index.php/issledovaniya-v-sfere-distantsionnogo-obucheniya/itogi-pervogo-etapa-nezavisimoy-
7. Полат Е.С. Модели дистанционного обучения. [Электронный ресурс] URL: http://distant.ioso.ru/for%20teacher/25-11-04/model.htm (дата обращения 21.12.10).
 СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ КАК ОСНОВА СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ | Открытое и дистанционное образование. 2011. № 3 (43).

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ КАК ОСНОВА СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ | Открытое и дистанционное образование. 2011. № 3 (43).