Представлена логика разработки структурной модели процесса профессионального развития педагога в виртуальной педагогической со-бытийной общности.
MODELING OF TEACHER PROFESSIONAL DEVELOPMENT IN A VIRTUAL PEDAGOGICAL EVENT-DRIVEN COMMONALITY.pdf Одна из основных тенденций развития образования в эпоху цифровых технологий состоит в пересмотре концепций организации учебной деятельности. Обучение все чаще происходит в общностях, участники которых занимаются, общаются и сотрудничают виртуально.Принципы такого обучения описывает теория коннективизма - теория сети, сложноорганизованных и самоорганизующихся систем. Основные положения коннективизма помогают понять изменения, происходящие в образовании:- современные технологии изменили коммуникацию, сотрудничество и обучение, поэтому нужно менять теории;- знаний, скорее, изобилие, и непонятно, как выбрать лучшее;- знания находятся в человеческих сообществах и компьютерных сетях;- учиться нужно через создание и поддержание связей с экспертами, используя «базы данных».В коннективизме нет «передачи знаний», «создания знаний», «построения знаний», свойственных сегодняшнему процессу обучения, в нем обучение похоже на рост или развитие личности [1].Под влиянием нарастающей скорости сетевых коммуникаций и избыточности информационных массивов зарождаются новые формы общностей, которые именуются виртуальными.В отличие от виртуальной общности, возникающей стихийно и самопроизвольно, создание виртуальной педагогической со-бытийной общности (ВПСО), как правило, инициируется и поддерживается методическими службами в рамках системы повышения квалификации работников образования. Обобщение исследований В.И. Слободчикова, Е.Ю. Стриганковой, И.В. Лысака, В.И. Тищенко, И.Ю. Шустовой, Л. Ринкявичус, Э. Буткявичене, Г. Рейнгольда и др. позволяет нам определить понятие «виртуальная педагогическая со-бытийная общность» как объединение педагогов на основе общих ценностей и смыслов, возникающее в виртуальном пространстве в результате совместной профессиональной деятельности, общего эмоционального переживания и общения [2].Изучение теоретических моделей, технологий и сетевых концепций в учебной практике позволило нам выявить основные признаки виртуальной педагогической со-бытийной общности:−событийность, совместность бытия равных индивидов, встреча заинтересованных друг в друге и в общем бытии субъектов; −добровольность участия, свободный вход и выход; −свобода и равные возможности участников, определяющих свою позицию; −открытое межпозиционное взаимодействие; −общие целевые ориентации, устремления общности; −ценностно-смысловое пространство, формируемое самой общностью в межпозиционном взаимодействии участников и значимое для всех; −рефлексивные процессы (в общности осуществляется индивидуальная и групповая рефлексия, позволяющая участникам осознавать происходящие в общности процессы и явления, выводить их на индивидуальное самоопределение). Выявленные особенности определяют структуру модели процесса профессионального развития педагога в ВПСО. Методологическим инструментарием выступает идея антропоориентированного педагогического процесса «среда - деятельность - отношение - активность» (М.Н. Невзоров, Л.А. Степашко) [3].Среда. Понятие «среда» отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека. С точки зрения антропоориентированного педагогического процесса среда должна быть эстетически комфортной, стимулирующей «к себе лучшему» и интеллектно-информационной. Мы рассматриваем среду как систему, состоящую из трех составных частей: ценностно-смысловой, эмоционально-психологической и информационно-коммуникативной.Ценностно-смысловое пространство - это среда, возникающая через пересечение норм, ценностей и смыслов участников общности. Ценностно-смысловая среда ВПСО образуется из тех задач, дискуссий, проблем, которые существуют в педагогической профессии и поддерживаются в ходе образовательного процесса. В этой среде развиваются ценностно-смысловые основания профессиональной деятельности участников общности. Присвоение профессионального опыта не происходит автоматически и не является спонтанным, оно требует от участников общности произвольных, осознанных усилий, специально организованной деятельности. Эмоционально-психологическое пространство образуется из совокупности виртуальных встреч, совместных эмоциональных переживаний, эмпатийного взаимопонимания, активного общения между участниками общности, в ходе которого происходит обмен знаниями, опытом, проблемами, переживаниями. В этом пространстве снимается проблема, связанная с трудностью быстрого формулирования своих мыслей в ходе прямого диалога между участниками общности, всегда имеется возможность прямого обращения, пробных коммуникативных действий и их коррекции. Коммуникацию можно охарактеризовать как глубоко личностный, психологически насыщенный процесс. Доверительный стиль общения, принятый участниками общности, обладает «эмоциональной насыщенностью». В состоянии комфортного общения происходит сближение коммуникативных интересов участников общности, разворачивается творческий процесс приобщения к новым знаниям, познания себя самого, своих возможностей и способностей.Информационно-коммуникационная среда рассматривается нами как педагогическая система, объединяющая в себе компьютерные и сетевые средства (социальные сервисы) обучения; сетевые средства коммуникаций; информационные образовательные ресурсы; педагогические приемы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально развитой социально значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний, умений и навыков [4]. Для успешного функционирования этой среды требуются элементарные навыки работы на персональном компьютере и в сети Интернет участников общности; внедрение инновационных и информационных педагогических технологий, основанных на субъект-субъектных взаимоотношениях; организация рефлексивной деятельности субъектов образовательного процесса, способных к адекватной самооценке своей личности. Деятельность. В психологии деятельность определяется как «способ существования и развития человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природной и социальной реальности (в том числе и его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами» [5]. Деятельность реализуется через конструирование содержания образования (содержание целостного педагогического процесса) и процесс взаимодействия участников общности. Деятельность в нашей модели ориентирована на «формирование»:- образа действий, нацеленных на самоизменение;- уровня смыслового пространства самоопределения, поведения и общения;- образа мыслей, образа «Я» - как проявления рефлексивных и трансцендентных способностей. Познавательная деятельность участников общности приобретает статус «развивающей личность деятельности» и проявляется в «деятельностных результатах образования»:- самоорганизации (умение ставить цели, достигать их, умение планировать свою работу при минимальном содействии лидеров общности);- самореализации (умение ставить индивидуальные ориентиры и достигать их, умение понять свои возможности, уметь их использовать, развиваться и учиться);- саморазвитии (интенсивность осознанных положительных изменений в ходе образования);- познавательной продуктивности (количество и качество образовательных продуктов);- рефлексии (способности осознавать свою деятельность). Совместная деятельность участников ВПСО характеризуется общностью цели, принятия решения, плана, оценки результата, предполагает совокупный фонд информации, который формирует и которым пользуется каждый из членов общности. В ходе совместной деятельности каждый из участников оказывается и субъектом, и предметом обыденного познания, а сам этот процесс протекает в противоположных направлениях. Благодаря взаимному восприятию члены общности как бы проникают во внутренний мир друг друга, «вычерпывая» индивидуально-психологические, эмоциональные и другие характеристики партнеров, и выстраивают на их основе свои поступки. Любое выражение человеком себя и его восприятие становятся проявлением взаимодействия «Я» и «другого», не смотря на то, что партнер присутствует в ситуации виртуально, лишь подразумевается. Восприятие другого «глаза в глаза» совершается как обмен сообщениями, которые непрерывно уточняются и подвергаются коррекции. Это требует владения языком коммуникации, единства смыслового пространства, общности фонда актуализируемой информации. Каждый участник процесса предполагает активность партнера и в той или иной мере идентифицирует себя с ним, пытается представить ситуацию его глазами. [6]Отношения. Отношения возникают там, где есть субъект и объект отношений. В нашей модели отношения характеризуются значительной степенью открытости, взаимного доверия и повышенной эмоциональной насыщенностью. Условия для возникновения эмоциональной близости участников виртуальной общности создают сходство установок, убеждений и ценностей. Целью отношений членов общности является производство, генерирование новых идей. Более того, в результате субъект-субъектных отношений каждый участник приобретает огромный духовный опыт порождения идей, который можно приобрести только лишь путем конструирования сущностных отношений с другим человеком.Открытое межпозиционное взаимодействие достигается гибкостью и динамичностью, осуществляемой за счет рефлексии и различных форм коммуникации участников общности. Высокая интенсивность виртуальных контактов, сближение коммуникативных интересов, взаимная информационная продуктивность коммуникации способствуют высокой информированности в обсуждаемых вопросах, взаимному пересечению коммуникативных интенций. В процессе открытого межпозиционного взаимодействия осуществляется не только обмен деятельностями, но и представлениями, идеями, чувствами; проявляется и развивается система отношений ―субъект-субъект(ы).Распоряжаясь личностными ресурсами, каждый член ВПСО получает возможность строить отношения с миром и в этом процессе формировать самого себя.Активность. Активность выступает, как критерий эффективности всей системы. Активность личности является смыслообразующим компонентом организации жизнедеятельности, проявляющаяся в самореализации и самоопределении. Необходимым условием для проявления активности является рефлексия как элемент самосознания. В нашей модели активность проявляет себя через трансцендирующую рефлексию. Результатом реализации модели будет развитие профессиональных компетенций участников общности.С учетом вышеизложенного структура модели имеет следующий вид (рис. 1).Рис. 1. Структурная модель ВПСОТаким образом, на основе антропоориентированной образовательной системы "среда - деятельность - отношение - активность" предложена модель процесса профессионального развития педагога с особенностями организации обучения в виртуальной педагогической со-бытийной общности («открытость», со-бытийность, общность). Критерием подлинного развивающего педагогического процесса мы считаем тот, который характеризуется саморазвитием, как сознательным жизнетворчеством (замысел-реализация-рефлексия). Эта модель может служить основанием для построения методической системы профессионального развития педагога в ВПСО, организованного средствами информационных и коммуникационных технологий
Ээльмаа Ю.В. Образовательные возможности Веб 2.0. Веб 2.0-сервисы Интернета - новые формы коллективного педагогического взаимодействия // Использование Интернет-технологий в современном образовательном Процессе. Часть II: Новые возможности в обучении. -
Юдина И.А. Структурно-функциональная модель профессионального развития педагога в виртуальной педагогической со-бытийной общности // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - Июль 2011, ART 1610 . - CПб., 2011.
Невзоров М.Н. Научно-методические основы проектирования школы-жизни. Практико-ориентированная монография. - Хабаровск: Издательство ХГПУ. - 2002.
Назаров С.А. Педагогическое моделирование личностно-развивающей информационно-образовательной среды вуза // Научная мысль Кавказа. - Спецвыпуск. - 2006. № 2. - С. 69-71
Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М., 1978. - С. 62
Барабанщиков В.А. Коммуникативный подход к исследованию когнитивных процессов // Психологические и психоаналитические исследования / Под ред. А.Н. Лебедева. 2009. - М.: Издатель Воробьев А.В., 2009. - С. 8-21.