РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ | Открытое и дистанционное образование. 2011. № 2 (42).

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ

Рассматриваются основные результаты деятельности школы по формированию информационно-образовательной среды на основе внедрения современных информационно-коммуникационных технологий. Основное внимание уделено анализу по организации учебно-методического и технологического сопровождения учебного процесса в школе, и возможностям школы работающей в режиме развития.

THE DEVELOPMENT OF THE SCHOOL INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT.pdf На современном этапе развития школы информационное обеспечение организации образовательного процесса в школе необходимо рассматривать с учетом влияния информатизации общества на образование. Информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования «методологией, практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания» [2]. Это одно из приоритетных направлений в развитии общества, т.к., «не проводя информатизацию образования сегодня, в том числе общего среднего, мы рискуем отстать навсегда, ведь через двадцать лет экономически активными гражданами нашей страны будут те, кто учится сейчас в школе» [2]. Уже сегодня установлено влияние ИТ на качество образовательного процесса в школе, хотя следует понимать, что использование на уроке ИТ не должно стать самоцелью, оно должно быть обосновано целями, методами уроками. В первую очередь заметно влияние ИТ на учебную мотивацию школьников, на повышение их самообразовательного уровня, самоорганизацию, да и в целом на изменение отношения учеников к учителю. Обратимся к понятию информационно-образовательной среды. По определению И.В. Роберт, это «совокупность условий, при которой осуществляется активное информационное взаимодействие между учителями, учащимися и информационными ресурсами предметных областей, функционирование организационно-методических структур и структур управления УВП» [2]. СОШ 8 с углубленным изучением английского языка (г. Мончегорск Мурманской области) одна из первых в городе стала серьезно заниматься информатизацией образовательной среды. С 2003 г. были достигнуты определенные результаты. Для выявления уровня развития информатизации школы была применена методика С.М. Попова [1], включающая несколько параметров:1.Уровни информатизации школ в зависимости от насыщения педагогической информационной среды электронными компьютерными средствами. 2.Уровни информатизации школ в зависимости от уровня развития информационной сети.3.Уровни информатизации школ в зависимости от включенности школ во внешние телекоммуникационные сети.4.Уровни информатизации школ в зависимости от уровня информатизации системы внутришкольного управления.5.Уровни информатизации школ в зависимости от уровня использования ИТ в обучении. Для определения готовности педагогов работать с информационными технологиями была проведена диагностика, выявляющая уровень умения учителей работать с ПК (таблица).Подготовка учителей по результатам диагностики на ноябрь 2006 г.КомпетенцииСтаж работы до 20 лет (18 чел.)Стаж более 20 лет (28 чел.)Умение работать в программе Windows88% (16)47% (19)Умение работать в Excel83,5% (15)39,1% (11)Подготовка презентации77% (14)35,6% ( 10)Поиск информации в Интернет77% (14)28,5% (8)Создание веб-сайта77% (14)24,9% (7)Разработки и использование в обучении учебного мультимедийного проекта77% (14)17,8% (5) По результатам диагностики С.М. Попова оказалось, что если в 2003 г. школа находилась на 1-м уровне информатизации, то уже в 2007 г. - на 2-м и 3-м уровнях информатизации. А это означает, что в школе создана развивающаяся информационно-образовательная среда, позволяющая решать вопросы организации УВП и управления на современном уровне. В школе 60 компьютеров на 520 учащихся, есть 2 компьютерных класса с локальной сетью, работают 10 кабинетов с мультимедийным оборудованием, есть выход в Интернет, заместители директора используют четыре компьютера для решения частных задач управления школой, с электронным обменом данных. В библиотеке установлены 4 компьютера для учеников, в учительской - 4 компьютера для учителей. В компьютерном классе проводятся уроки по информатике, для ведения уроков с применением ИКТ используется класс с мультимедийным оборудованием (систематически в нем работают 12 учителей-предметников). Из последних инноваций можно отметить следующие: в 9-11-х классах используется электронный дневник, написаны программы для работы с одаренными учащимися, по исследовательской деятельности, создан банк данных одаренных учащихся, электронное портфолио учителей. Вся информация находится на школьном сервере. Все эти нововведения объединены в общий банк данных и уже сейчас помогают решать задачи, необходимые в управлении. Однако на практике реализация информационных технологий в управлении школой как развивающейся системой выявляет ряд противоречий. Несмотря на созданные условия, появились проблемы, связанные с внедрением информационных технологий. Вот только некоторые из них:•·Неумение работать с информацией как ученика, так и учителя.•Неэтичное использование ресурсов Интернет.•Отсутствие методического сопровождения по использованию ИКТ в преподавании.•·Разрыв между потребностями в компьютеризации управления школой и возможностями образовательного учреждения в разработке управляющей информационной системы. •Необходимость поступательного развития школы с учетом обновления среды и отсутствие методологически обоснованного алгоритма, обеспечивающего процесс развития в условиях компьютеризации управленческой деятельности. Знакомство с системой американского образования в штате Флорида помогло представить тот уровень информатизации системы управления, на который можно выйти, т.к. именно такая организация работы помогает оптимизировать как систему управления школой, так и образовательный процесс. В образовательных учреждениях г. Джексонвилл, округ Дювал, разработана единая программа по сбору, анализу и передаче информации. Программа пишется для всех школ округа и включает в себя те параметры, которые необходимы для унифицированного отчета. Это база данных на ученика: дисциплинарные взыскания, успеваемость по уровням, расписание; база данных на учителя: расписание, нагрузка. В поисках оптимальных решений задач управления в нашей школе были опробованы программы «Параграф», «Хронограф» (2002-2005 гг.), которые, к сожалению, оказались не связанными между собой и не помогли решить проблемы отчетности по школе. На основании этих данных и в связи с полученным грантом в рамках программы развития школы на 2007-2009 гг. был разработан целевой проект «Развитие информационного пространства в школе». Цель проекта 1. Создание развитой образовательной среды образовательного процесса на базе локальной сети с использованием Интернет.2. Улучшение результативности учебно-воспитательного процесса за счёт перехода на качественно новый уровень в использовании информационно-коммуникационных технологий. Проект решал следующие задачи1. Расширить информационное образовательное пространство школы.2. Продолжить работу по повышению квалификации педагогических и руководящих работников в области ИКТ.3. Внедрять новые методики обучения с использованием ИКТ в учебно-воспитательный процесс.4. Повысить уровень ИКТ компетентности учащихся.5. Повысить информационную культуру учителя.6. Повысить эффективность использования ИКТ в управленческой деятельности.7. Совершенствовать системы мониторинга качества образования.8. Ввести электронную систему документооборота. Перспективы работы: создание школьной медиатеки, куда войдут разработки учителей по урокам, дидактический материал к урокам, создание уроков в рамках программного продукта «Кирилл и Мефодий», функционирование программы «1С» в полном режиме. Практическая значимость проекта заключается в разработке модели центра информационно-коммуникативных технологий управления развитием образовательного учреждения как структуры, обеспечивающей алгоритмизацию процесса управления УВП. Решение этих проблем было возможно через инновационную деятельность. Это одно из важнейших направлений в развитии современной школы.Взаимосвязь инновационной деятельности образовательного учреждения и формирования информационной культуры (понятие информационной культуры рассматривается как «элемент общей культуры человека, представляющий собой совокупность знаний, умений, норм, ценностей, связанных с потреблением и созиданием информационных ресурсов и выполнением информационной деятельности на репродуктивном и творческом уровне» [3] учителя) заключается в следующем. Именно подобная деятельность заставляет учителя постоянно осуществлять поиск новой информации, проводить анализ и давать критическую оценку с использованием как традиционных, так и новых информационно-коммуникационных технологий, самостоятельно готовить информационно-образовательную продукцию, сопровождающую разработку и внедрение образовательных инноваций. Такая деятельность стимулирует потребность учителей в развитии информационной культуры на основе самоанализа и самооценки результатов своего педагогического труда. В свою очередь, повышение уровня сформированности информационной культуры учителя стимулирует развитие инновационной деятельности за счет расширения объемов, видового разнообразия используемых учителем информационных ресурсов. В результате были проведены методические семинары по использованию программного продукта «Кирилл и Мефодий», подготовлены буклеты для учителей по информационной культуре, даны консультации по работе в локальной сети. Таким образом, инновационная деятельность связана и с развитием информационно-образовательной среды школы, и с повышением уровня развития информационной культуры педагога.

Ключевые слова

информатизация образования, информационные технологии, информационно-образовательная среда, informatization of education, (information technologies) IT, informational and educational environment

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Королева Вера ПетровнаШкола №8 с углубленным изучением английского языка, г. Мончегорскучитель русского языка и литературы, заместитель директора
Всего: 1

Ссылки

Попов С.М. Модель информатизации школы: теоретическая концепция и методика реализации: Дис. … канд. пед. наук - СПб., 1998. - 212 с.
Роберт И.В. Информационные технологии в образовании. - М.: 2004. - 135 с.
Харчевникова Е.Л. Педагогические условия использования книги как средства формирования информационной культуры ребенка (дошкольный и младший школьный возраст): Дис. … канд. пед. наук. - Владимир,1999.
 РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ | Открытое и дистанционное образование. 2011. № 2 (42).

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ | Открытое и дистанционное образование. 2011. № 2 (42).