Обосновывается необходимость проведения предварительной работы по формированию у студентов готовности к обучению в системе дистанционного образования. Основной целью данного мероприятия является профилактика различных ошибок и сбоев в работе системы на начальном этапе её функционирования. Авторы описывают собственный опыт решения данной проблемы в их филиале.
FORMATION OF STUDENTS’ READINESS FOR E-LEARNING.pdf Согласно одному из существующих определений дистанционное образование (ДО) - это система педагогических, учебно-методических и информационно-коммуникационных технологий, предназначенных для обучения студентов в сети Интернет [1]. Исходя из этого определения, можно очертить круг задач, которые так или иначе придётся решать любому вузу, который намерен внедрять у себя систему ДО (или её элементы): - создание нормативно-правовой базы, регламентирующей цели и задачи системы ДО, её место в общевузовской структуре; - создание необходимой материально-технической базы; - формирование организационной структуры, обеспечивающей работу системы; - подготовка учебно-методических материалов и их адаптация к использованию в дистанционном обучении; - внесение образовательного контента в базу (оболочку системы); - подготовка преподавателей и учебно-вспомогательного персонала (а при необходимости и студентов) к работе в системе и др. При этом необходимо понимать, что совокупность этих мероприятий, при всей их важности и трудоёмкости, носит лишь подготовительный характер и направлена на создание необходимой базы для дистанционного обучения. По мере решения этих задач на повестку дня встаёт другая, не менее сложная, - организация учебного процесса в системе. В связи с этим необходимо констатировать наличие парадоксальной ситуации: в большинстве российских вузов имеет место вполне адекватная оценка сложности создания системы ДО как таковой (особенно в части заполнения её образовательным контентом) и в то же время отсутствует ясное представление о том, какие проблемы могут возникнуть уже в процессе её эксплуатации, и насколько они серьёзны. Отчасти это можно объяснить тем, что значительная часть отечественных преподавателей воспринимает систему ДО в большей степени как хранилище учебно-методических материалов, своего рода электронную библиотеку, нежели как интерактивную технологию обучения. Предполагается, что проблемы и ошибки в системе будут выявляться эмпирически и устраняться по мере их обнаружения. Нам такой подход не представляется конструктивным, поскольку реализация учебного процесса в «сырой», непроверенной на практике системе уже на начальном этапе может привести к весьма отрицательным последствиям и скомпрометировать в глазах студентов саму концепцию дистанционного обучения. К услугам вузов, использующих дистанционные образовательные технологии (ДОТ), сегодня предлагаются десятки всевозможных программных продуктов. Прежде всего, это различные платформы LMS (Learning Management System - системы управления обучением), такие как Moodle, Blackboard, ILIAS, Sakai Projekt и др. Разработчики и дистрибьюторы этих программ, как правило, заявляют о том, что пользователям их продуктов не требуется специальная предварительная подготовка, поскольку эти программы обладают интуитивно понятным интерфейсом и достаточно просты в эксплуатации. Действительно, для новейших версий большинства перечисленных программ характерны высокий уровень сервиса, полноценная русификация и наличие качественных справочных ресурсов, внутренней и внешней помощи. Практически все они предоставляют пользователю возможность самостоятельно изучить их основные функции, затратив на это достаточно мало времени. Тем не менее всего вышеперечисленного может оказаться недостаточно для студента, начинающего обучение в системе ДО, тем более, что он может столкнуться с субъективными проблемами, связанными с особенностям конкретного вуза. На наш взгляд, не следует сразу после заполнения системы ДО образовательным контентом и авторизации в ней пользователей начинать её полномасштабное внедрение в учебный процесс. Прежде чем приступать к следующему этапу, целесообразно провести всестороннее тестирование создаваемой системы с целью оценить уровень готовности студентов к работе в режиме дистанционного обучения. Кроме того, в процессе тестирования можно попутно решить следующие важные задачи: - проверить общую работоспособность системы и её соответствие намеченной цели - созданию в вузе полноценной системы ДО; - выработать у преподавателей филиала навыки работы со студентами в системе Moodle (проверка выполненных заданий, обмен информацией, управление ресурсами своего курса и т.д.); - проанализировать эффективность педагогического дизайна системы и его соответствие поставленным задачам; - выявить ошибки, недостатки и недоработки в электронных учебных курсах, внесённых в систему, и устранить их; - преподавателям (создателям и администраторам электронных учебных курсов) на основании результатов тестирования выполнить оптимизацию и настройку их структуры и содержания. Необходимо уточнить, что в ходе предварительного тестирования системы ДО не следует ставить задачу оценки её возможностей с точки зрения обеспечения качества образования, которая объективно не может быть решена на этом этапе эксплуатации системы и требует специального, достаточно продолжительного изучения [2]. Изучение опыта отечественных вузов, наиболее активно и успешно реализующих дистанционные образовательные технологии (Международный институт менеджмента, Евразийский открытый институт, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Московский государственный институт электроники и математики, Московский государственный индустриальный университет, Российский университет дружбы народов, Современная гуманитарная академия и др.), показало следующее. Почти все они на начальном этапе внедрения системы ДО сталкивались со схожими проблемами, такими как: - отсутствие у студентов и преподавателей практического опыта дистанционного обучения; - неумение полностью реализовать весь дидактический инструментарий, предоставляемый системой; - низкое качество учебно-методических материалов, размещённых в системе; - неумение организовать эффективную обратную связь между преподавателями и студентами; - недостаточная квалификация персонала, занятого в системе ДО; - сбои в программном обеспечении, используемом в системе; - проблемы с функционированием Интернета и др. [3]. Эти проблемы усугубляются тем, что они накладываются на субъективные психологические факторы, такие как неготовность студентов и (в определённой степени) преподавателей к использованию новой образовательной технологии и недооценка её возможностей. Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод о необходимости серьёзной предварительной подготовки студентов и преподавателей вуза к работе в системе ДО. В нашей статье мы решили показать некоторые аспекты этой проблемы и предложить способы её решения, опираясь на опыт работы филиала Московского государственного университета технологий и управления (МГУТУ) в г. Вязьме. Следует отметить, что для нас данная проблема оказалась весьма актуальной в связи с тем, что в 2013 г. в наш филиал были переведены студенты сразу из трёх закрывающихся филиалов МГУТУ (в Архангельске, Калуге и Можайске). Контингент заочной формы обучения сразу увеличился более чем на 500 студентов (не считая нового набора этого года), которые в большинстве ранее не были знакомы с дистанционными образовательными технологиями (ДОТ). Известно, что, как и во всём мире, система ДО в России первоначально использовалась в ряде фирм и учреждений для обучения персонала и повышения его квалификации. Сегодня в этом направлении накоплен значительный опыт, и оно продолжает успешно развиваться. Однако между обучением сотрудников корпораций и студентов вузов существуют настолько глубокие принципиальные различия, что их сложно сравнивать. При корпоративном обучении проблема проведения подготовительного этапа в значительной степени облегчается тем, что штатный персонал любой фирмы или учреждения гораздо проще организовать и мотивировать для участия в мероприятиях подобного рода, чем студентов, особенно заочной формы обучения. Отсутствие пропедевтики при организации дистанционного обучения в вузе может привести к настолько негативным последствиям, что можно говорить о появлении у студентов своеобразного синдрома боязни этой образовательной технологии и нежелания использовать её. Характерным внешним проявлением этой проблемы является, как правило, большое количество вопросов, с которыми обращаются студенты по самым различным аспектам дистанционного обучения. Причём количество этих обращений таково, что способно если не блокировать работу системы, то, как минимум, серьёзно затруднить работу её администраторов. В свою очередь содержание этих вопросов свидетельствует об отсутствии у студентов чёткого представления как о самой концепции дистанционного обучения, так и о практических способах её реализации. Очевидно, что в крупных вузах, где количество обучающихся дистанционно студентов измеряется тысячами, вышеуказанные проблемы возрастают многократно. При этом различные превентивные меры, такие как создание подробных руководств пользователя (как для студента, так и для преподавателя), рассылка сообщений о наиболее важных событиях, размещение информации на сайте вуза или главной странице системы, мало влияют на ситуацию. Например, нами был проведён краткий анализ вопросов, которые были заданы студентами ВФ МГУТУ, обучающимися дистанционно, в течение предыдущего учебного года. Результаты этого анализа, безусловно, недостаточны для формирования каких-либо объективных выводов, но дают весьма интересную информацию к размышлению. Во-первых, следует отметить, что значительная часть (до 50%) задаваемых вопросов вообще не относится к компетенции преподавателей и администраторов системы; их приходится переадресовывать в бухгалтерию, приёмную комиссию, деканаты и проч. При этом, как правило, интересующая студентов информация находится в свободном доступе, например на сайте филиала, но студенты не могут или не хотят самостоятельно искать её. Во-вторых, вопросы многократно дублируются, несмотря на то, что администраторы системы пытаются организовать общедоступное руководство по наиболее часто встречающимся вопросам, а также выносят их на форум системы. В-третьих, возникают чисто коммуникативные проблемы, обусловленные неумением многих студентов корректно и однозначно сформулировать вопрос либо правильно понять ответ на него. В-четвёртых, приходится постоянно учитывать субъективные факторы, такие, например, как отсутствие у некоторых студентов доступа к нормальному Интернету. Наконец, имеет место недостаточно ответственное отношение ряда преподавателей к работе в системе, в частности, к организации обратной связи со студентами. Признавая в большей или меньшей степени неизбежность описанной ситуации, авторы убеждены в том, что необходимо искать способы минимизации её отрицательного влияния на эффективность функционирования системы ДО в образовательном учреждении на её начальном этапе. Для этого в первую очередь попытаемся сформулировать ряд условий, обеспечивающих процесс формирования готовности студентов вуза к дистанционному обучению: - системность (проектирование, организация и проведение дистанционного процесса обучения на основе информационно-технологической системы); - обратная связь (систематическое взаимодействие «преподаватель - информационная образовательная среда - студент» и пооперационное информирование студента о результатах образовательных действий); - непрерывность образовательного процесса; - вариативность организации обучения с учётом специфики предметной, профессиональной области и контингента обучаемых, индивидуального, группового и коллективного подхода. Существенную роль играет создание психолого-педагогических условий, необходимых для формирования готовности студентов вуза к дистанционному обучению: - обеспечение направленности образовательного процесса на реализацию дистанционных технологий в общеобразовательной подготовке студентов; - построение дистанционного процесса обучения на основе личностно ориентированного и технологического подходов; - активизация субъектной роли студента в образовательной деятельности; - воспитание потребности в самообразовании и интереса к учебно-профессиональной деятельности. Хронологически подготовка студентов к дистанционному обучению осуществляется на этапе общеобразовательной подготовки будущих специалистов. Поэтому наилучшим, хотя на практике и не всегда осуществимым практически, способом знакомства студентов с системой ДО является аудиторное обучение в виде подготовительных курсов (или иной организационной формы), которые могут быть проведены в период первой установочной сессии. Наш опыт показывает, что четырёх - шести аудиторных часов интенсивных занятий в компьютерном классе достаточно, чтобы ознакомить студентов с наиболее важными и востребованными (с их точки зрения) возможностями системы. Создание качественных инструкций пользователя системы также может оказать существенную помощь студентам на начальном этапе обучения. Такие инструкции могут быть разработаны в виде методических пособий (на бумажных и электронных носителях), в которых следует учесть и обобщить практический опыт использования ДОТ в данном вузе, подробно описать наиболее важные операции и функции системы, разобрать характерные ошибки и способы их устранения. Реальная польза от подобного пособия будет тем выше, чем более оно будет адаптировано к работе конкретного учебного заведения. В то же время приходится констатировать, что даже самая детальная и развёрнутая по объёму инструкция не способна предусмотреть все ситуации, которые возникают в процессе обучения. Из вышесказанного непосредственно вытекает обязательность оn-line сопровождения учебного процесса как одного из способов формирования готовности студентов к дистанционному обучению. Так, в рамках LMS «Moodle» большие возможности для оперативного общения между тьюторами, преподавателями и студентами предоставляют форумы (которых там имеется несколько видов). По мере накопления в них вопросов и ответов на них и систематизации их по категориям, их можно использовать в качестве справки по работе в системе или, по меньшей мере, дополнению к ней. Поэтому удобно изначально организовывать форумы в системе, прежде всего на главной её странице, в виде FAQ (Frequently Asked Questions). Активизация обратной связи между преподавателями (тьюторами) и студентами также способствует быстрейшему освоению последними возможностей системы и формированию навыков работы в ней. Штатные средства большинства LMS позволяют установить устойчивую связь между преподавателями и студентами, причём представлены различные формы осуществления этой связи. Администраторам системы особое внимание следует уделить оперативности обмена информации между пользователями, который (особенно на начальном этапе работы системы) должен контролироваться и регламентироваться. В первую очередь это относится к своевременности и полноте ответов преподавателей на вопросы студентов, возникающие в ходе обучения. Как вспомогательное средство активизации обратной связи можно задействовать такой ресурс, как виртуальные социальные сети. Чтобы немного снизить нагрузку на модераторов системы, мы в нашем филиале создали на сайте vkontakte.ru пользовательскую группу под названием «Дистанционное обучение в ВФ МГУТУ». Изначально нами преследовалась цель создания площадки, где студенты могли бы в неформальной обстановке обсуждать всевозможные вопросы, связанные с обучением в системе ДО, делиться личным опытом, обмениваться информацией учебного характера, решать совместно возникающие проблемы и т.д. Полученный результат оказался весьма интересным, хотя и неожиданным. Предложенная форма общения сразу стала востребованной - уже в конце третьего дня существования группа включала в себя более ста пользователей из числа студентов филиала, на пятый день - более двухсот, и их количество постоянно увеличивалось. Однако разгрузить модераторов системы от непроизводительной работы, как было запланировано, не вышло - значительная часть адресованных им вопросов, на которые ранее они отвечали на сайте системы, теперь размещалась в пользовательской группе «ВКонтакте». Тем не менее данный опыт мы считаем положительным уже потому, что благодаря созданной группе были установлены прямые контакты между студентами, которые позволили им решить ряд вопросов, связанных с обучением, без помощи модераторов. Эффективность формирования готовности студентов к дистанционному обучению достигается применением следующих конструкций: - модели процесса формирования готовности к ДО, интегрирующей: дидактические требования к дистанционным технологиям, психолого-педагогические условия и информационно-технологическое обеспечение данного процесса в контексте личностно ориентированного подхода, и алгоритма действий, направленного на формирование готовности студентов к ДО с учетом их адаптации, профориентации, самообразования, самокоррекции; - информационно-технологической системы, обеспечивающей эффективность процесса формирования готовности студентов к дистанционному обучению, содержащей элементы: учебно-методический комплекс с электронными учебными материалами, нормативную основу реализации ИКТ и дистанционного обучения в вузе, информационные технологии для автоматизации управления образовательными действиями, педагогические технологии аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов [4]. Итак, мы попробовали осветить одну из неизбежных и серьёзных проблем, которые приходится решать каждому вузу, который внедряет у себя систему ДО. При этом данная проблема весьма специфична уже в силу того, что сложно (если вообще возможно) предложить её полноценное и универсальное решение. Авторы не претендуют на то, что предлагаемые ими способы помогут полностью решить задачу формирования готовности студентов вуза к дистанционному обучению, однако рассчитывают на то, что их опыт (и их ошибки) окажется небесполезным для коллег, сталкивающихся с этой проблемой.
Шляхтина С.Н. Перспективы развития дистанционного образования в мире и в России // КомпьютерПресс. - 2010. - № 9. - С. 58.
Бабушкин А.Н., Павлов И.В. Предварительное тестирование системы дистанционного образования в вузе перед её внедрением в учебный процесс // Открытое и дистанционное образование. - Вып. 2(50). - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2013. - С. 63.
Андреев А.В., Андреева С.В., Доценко И.Б. Использование дистанционных технологий в очном обучении. - 08.05.2007. - URL: http://pedsovet.org/mtree/task, visit/link_id,2988/Itemid,118/
Деева С.А. Формирование готовности студентов к дистанционному обучению в образовательном процессе колледжа: автореф. дис.. канд. пед. наук. - М., 2009. - 14 с.
Shljahtina S.N. Perspektivy razvitija distancionnogo obrazovanija v mire i v Rossii // Komp’juterPress. - 2010. - № 9. - S. 58.
Babushkin A.N., Pavlov I.V. Predvaritel’noe testirovanie sistemy distancionnogo obrazovanija v vuze pered ejo vnedreniem v uchebnyj process // Otkrytoe i distancionnoe obrazovanie, vypusk 2(50) - Tomsk: Izd. TGU, 2013. - S. 63.
Andreev A.V., Andreeva S.V., Docenko I.B. Ispol’zovanie distancionnyh tehnologij v ochnom obuchenii, 08.05.2007. - URL: http://pedsovet.org/mtree/task, visit/link_id,2988/Itemid,118/
Deeva S.A. Formirovanie gotovnosti studentov k distancionnomu obucheniju v obrazovatel’nom processe kolledzha. Avtoref. diss. k-ta ped. nauk. - M., 2009. - 14 s.