УЧЕБНАЯ МИГРАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КАК ДОСТУПНЫЙ СПОСОБ УЧАСТИЯ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ | Открытое и дистанционное образование. 2015. № 1(57).

УЧЕБНАЯ МИГРАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КАК ДОСТУПНЫЙ СПОСОБ УЧАСТИЯ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

Исследуется проблема соотношения европейской образовательной системы и российской, обозначаются особенности обоих типов. Рассмотрены перспектива перехода на европейский стандарт и противоречия, возникающие при осуществлении данного перехода; роль сопоставимости образовательных систем, их единообразие в рамках начавшегося в России процесса. Подчеркивается роль учебной миграции как единственной на данный момент возможности для включения в европейскую систему образования для испытания данного опыта на себе.

ACADEMIC MIGRATION OF UNIVERSITY SDUDENTS AS AN AVAILABLE METHOD OF RUSSIAN STUDENTS’ PARTICIPATION IN EUROPIAN EDUCATIO.pdf Интеграция систем высшего образования с целью создания европейского единого образовательного пространства началась сравнительно недавно. Это длительный процесс, начало которому было положено в 1999 г. в рамках общеевропейской интеграции образовательного пространства в итальянском городе Болонья. Немногим позже, в 2003 г., к данному процессу официально присоединилась и Россия, подписав Болонское соглашение. Это свидетельствует о том, что рано или поздно начавшийся процесс интеграции коснется всех российских вузов. В данном контексте можно также говорить об участии российских студентов в программах академической мобильности, которые дают возможность студентам стать участниками начавшихся интеграционных процессов в образовании. Почему речь идет не об общей системе интеграции, а только лишь о неком участии студентов в ней? Не все вузы России стали внедрять общеевропейскую образовательную систему. Рассмотрим, какие сложности возникают в данном процессе [1]: 1. Новая европейская образовательная система подразумевает перевод всех вузов России на оценку знаний согласно системе кредитов. Отсюда возникают трудности с перезачетом кредитов, полученных в других вузах, сложности с их определением и соответствием определенной оценке согласно пятибалльной шкале, принятой в вузах России. 2. В российской образовательной системе изначально было принято пятилетнее образование. Теперь, в связи с переходом на двухступенчатую модель обучения, студенты обучаются в течение 4 лет на бакалавра (5 лет в случаях, если студент обучается по двум профилям) и 2 года в магистратуре (по желанию). Выпускник с дипломом бакалавра согласно европейским меркам является полноценным специалистом, к чему российскому работодателю придется привыкать еще долгое время. Таким образом, следует вопрос, как перестроить учебные планы с уже сложившегося пятилетнего образования согласно европейской двухступенчатой модели обучения. С этим вопросом российские вузы справляются более успешно, нежели с остальными. Известно, что томские вузы уже несколько лет выпускают студентов с дипломами бакалавра и магистра. 3. При переходе на общеевропейскую систему теряется специфика сложившегося классического образования. Среди главных вопросов здесь - возможность сохранения накопленного образовательного опыта, научных разработок в этой сфере при переходе на академический и прикладной бакалавриат. Как было отмечено, европейская система оценки знаний осуществляется посредством набора определенного количества баллов. Термин «рейтинг» определяется исследователями как процедура определения места обучающихся в процессе выполнения и контроля заранее определенной системы заданий, оценки их баллами на основе различных контрольных мероприятий [2, 3]. Исследователи данного вопроса считают, что введение кредитно-зачетной системы поможет повысить качество обучения студентов в вузе, так как является отличным способом стимулирования конкуренции между студентами. Если говорить о Европе, то отметим, что там наиболее распространенной является система ECTS - European Credit Transfer System, которая переводится дословно на русский язык как европейская система перезачета кредитов. В пределах Болонского соглашения данная система является приоритетной и считается общей структурой при разработке учебных планов в европейской зоне высшего образования [2]. Как же устроена данная кредитно-зачетная система? Инициаторами Болонского соглашения было решено взять за основу следующую единицу: «трудоемкость учебной работы». Здесь возникают противоречия - что можно считать трудоемкостью, а что нет, поскольку каждый вуз подходит к обучению индивидуально: для одних обучение подразумевает большой объем самостоятельной внеаудиторной работы, а для других обучение - это лекционные занятия, семинары. Поэтому в целях унификации европейского образования под термином «трудоемкость учебной работы» было принято считать как аудиторную, так и самостоятельную внеаудиторную работу. Под внеаудиторной работой принято считать не только текущую подготовку к занятиям, прочтение дополнительной литературы, но и подготовку к экзаменам [Там же]. Таким образом, кредитно-зачетные единицы отражают трудоемкость учебной работы, а единица зачета была названа «академический кредит». Кроме того, что кредитно-зачетная система - это показатель успеваемости студента, но также она нацелена на поддержание академической мобильности студентов, которые могут обучаться в вузах других стран и иметь равно такие же оценки в кредитных единицах. Согласно Болонскому соглашению основополагающим параметром стало получение максимальных 30 кредитов за учебный семестр. Таким образом, за один учебный год студент может получить максимум 60 кредитов [2]. Таким образом, можно говорить о том, что пока отечественное образование не вступило целиком в этот процесс, учебная миграция - возможно, удачный способ «влиться» в систему европейского образования. Студенты, обучающиеся по программам академической мобильности, имеют реальную возможность попробовать свои силы в новой образовательной системе, привести опыт обучения в ней. Мы провели интервью со студентами, прибывшими из Государственного университета им. Шакарима (г. Семипалатинск) по программе академической мобильности на педагогический факультет ТГПУ (направление «Педагогика», профиль «Начальное образование» и «Дополнительное образование») с целью выяснения положительных и отрицательных сторон введения кредитной системы оценки знаний, а также форм организации образовательного процесса в рамках европейской системы. В данном университете уже более двух лет функционирует кредитно-зачетная система оценки знаний и более трех лет - рейтинговая. Постепенно рейтинговая система трансформировалась в кредитно-зачетную. Классическая линейная система, принятая на данный момент в ТГПУ, подразумевает сдачу экзаменов в конце учебного семестра, а также пятибалльную систему оценки знаний. Что касается кредитной системы, которая уже внедрена в образовательный процесс семипалатинского вуза, то контроль знаний студента осуществляется еженедельно. Студент имеет возможность контролировать свою успеваемость каждый раз, когда проставляется промежуточная оценка. Это говорит о том, что можно ожидать на экзамене. Кроме этого, студент, видя результаты своей работы, может обратить на конкретный предмет больше внимания, отметить для себя пробелы в работе, подтянуть работу по определенному предмету и т.д. Приведем сравнительную таблицу, показывающую особенности двух образовательных систем на основе проведенного интервью со студентами, прибывшими из г. Семипалатинска, у которых данная система введена порядка трех лет (табл. 1): Таким образом, отметим, что в сложившейся российской образовательной системе достаточно преимуществ, которые необходимо «перенести» в новую, адаптированную для России систему образования, при этом сохраняя сопоставимость национальных образовательных систем. Понятно, что каждая из образовательных систем имеет свои недостатки (табл. 2). Итак отметим: несмотря на то, что многие вузы уже перешли на рейтинговую систему оценки знаний и в зачетные книжки проставляются оценки согласно результатам электронной ведомости, преподаватели еще долгое время будут проставлять оценки по старой схеме, а затем переводить в баллы и далее в кредиты. Резкий переход на новую систему невозможен, поэтому пока он будет проходить в режиме адаптации как студентов (которым даже проще принять новые образовательные стандарты), так и преподавателей. Но отметим, что образовательная сфера - ведущая сфера экономики, которая готовит качественные ресурсы для дальнейшего развития страны. Она рано или поздно должна претерпевать изменения, двигаться в лучшем направлении. Вопрос в том, стоит ли развиваться в европейском направлении, стоит ли опираться на европейский опыт? Дело в том, что в то время, когда наша страна была под влиянием «железного занавеса», европейское образование развивалось, процветали учебные поездки (а учебная миграция в общем вовсе становилась массовым явлением), обмен опытом между странами [4, 5]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в скором будущем Россия должна вступить уже на проторенную дорожку. Однако необходимо учитывать, что при разработке новых учебных планов, системы оценки знаний нельзя терять тот положительный опыт, который был собран ранее. В этой связи необходимо гармонично увязать эти ценности в новой системе образования, при этом не теряя сопоставимости национальных систем, постоянно повышая качество образования, сохраняя при этом лучшие образцы его обеспечения [6].

Ключевые слова

образовательная среда, интеграция образования, система оценки знаний, учебная миграция, линейная система обучения, кредитно-зачетная система, educational environment, integration of education, knowledge evaluation system, academic migration, linear system of education, credit-assessment system

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шпет Е.Н.Томский государственный педагогический университет, Томск, Россияаспирант кафедры педагогики и методики начального образования педагогического факультета Томского государственного педагогического университета.shper@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Болонский процесс: проблемы и перспективы : [сб. статей] / под ред. М.М. Лебедевой. - М.: «Оргсервис-2000», 2006. - 208 с.
Насырова Е.Ф. Модульное обучение студентов университета в системе кредитно-зачетных единиц // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. - 2011. - №6. - С. 18-20.
Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. - Минск: Соврем. слово, 2005. - 720 с.
Шпет Е.Н. Учебная миграция студентов вузов и подходы к её организации // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. - 2014. - №1. - С. 93-99.
Шпет Е.Н. Формы организации учебной миграции студентов г. Томска (на примере образовательных программ НИ ТПУ) // Трансформации научных парадигм и коммуникативные практики в информационном социуме : сб. науч. трудов конф., Томск, 5-6 декабря 2013. - Томск: ТПУ, 2013. - С. 538-540.
Журавская Н.Т. Инновационное обеспечение качества образовательной деятельности вуза // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. - 2009. - №8. - С. 67-69.
Bolonskij process: problemy i perspektivy : [sb. statej] / pod red. M.M. Lebedevoj. - M.: «Orgservis-2000», 2006. - 208 s.
Nasyrova E.F. Modul’noe obuchenie studentov universiteta v sisteme kreditno-zachetnyh edinic // Vestn. Tom. gos. ped. un-ta. - 2011. - №6. - S. 18-20.
Pedagogika: Bol’shaja sovremennaja jenciklopedija / sost. E.S. Rapacevich. - Minsk: Sovrem. slovo, 2005. - 720 s.
Shpet E.N. Uchebnaja migracija studentov vuzov i podhody k ejo organizacii // Vestn. Tom. gos. ped. un-ta. - 2014. - №1. - S. 93-99.
Shpet E.N. Formy organizacii uchebnoj migracii studentov g. Tomska (na primere obrazovatel’nyh programm NI TPU) // Transformacii nauchnyh paradigm i kommunikativnye praktiki v informacionnom sociume : sb. nauch. trudov konf., Tomsk, 5-6 dekabrja 2013. - Tomsk: TPU, 2013. - S. 538-540.
Zhuravskaja N.T. Innovacionnoe obespechenie kachestva obrazovatel’noj dejatel’nosti vuza // Vestn. Tom. gos. ped. un-ta. - 2009. - №8. - S. 67-69.
 УЧЕБНАЯ МИГРАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КАК ДОСТУПНЫЙ СПОСОБ УЧАСТИЯ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ | Открытое и дистанционное образование. 2015. № 1(57).

УЧЕБНАЯ МИГРАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КАК ДОСТУПНЫЙ СПОСОБ УЧАСТИЯ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ | Открытое и дистанционное образование. 2015. № 1(57).