ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ | Открытое и дистанционное образование. 2009. № 2 (34).

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Рассмотрены возможности использования компьютерных технологий на занятиях по русскому языку и литературе в вузе и в школе, в том числе при обращении к такой инновационной технологии, как метод проектов

THE POSSIBILITIES OF COMPUTER TECHNOLOGIES AT THE LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE AND RUSSIAN LITERATURE.pdf Основная цель правительственной стратегии модернизации российского образования состоит в достижении нового качества образования, которое должно отвечать новым социально-экономическим условиям и основным направлениям ее развития. В образовательной системе за последние десять лет произошли некоторые существенные изменения. Смена образовательной парадигмы - от знаниецентрической к культуросообразной, поиск и освоение возможности реального воплощения идей личностно-ориентированного обучения на практике должны быть обращены к человеку как доминантной ценности [1; 3]. При этом важным становится смещение акцентов педагогической теории и практики с преобладания внешних влияний на пробуждение внутренних потенциалов личности, коллектива в целом. Процесс подготовки высококвалифицированных специалистов длителен и сложен. Обучение в школе, а затем в вузе занимает значительную часть жизни человека. Чтобы быть способным к профессиональной деятельности, специалисту необходимо непрерывно расширять рамки своего образования. В информационном обществе знать «как» гораздо важнее, чем знать «что». Поэтому задача высшего образования не только в том, чтобы сообщить как можно больше знаний, но и научить добывать знания самостоятельно и творчески применять их для получения новых знаний. Это возможно лишь с введением в образовательный процесс средств новых информационных технологий, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания. Социологические исследования показывают, что студенты активно используют в самообразовании новейшие носители информации - телевидение, компьютерные программы, Интернет, отдают им предпочтение по сравнению с традиционными, при подготовке к занятиям используют не фундаментальную литературу, а справочную, конспекты и сжатые хрестоматии, т.е. стремятся получать информацию в более простой и доступной форме. В последнее время в повседневную жизнь все глубже проникают компьютерные технологии. Сегодня невозможно представить себе грамотного специалиста, не владеющего персональным компьютером. Многие учебные заведения проводят в настоящее время эксперименты по выявлению роли компьютерных программ в повышении качества знаний у студентов и отмечают многие положительные моменты. Компьютер сегодня - это мощнейший инструмент получения и обработки информации, возможности компьютерных и сетевых технологий, их быстродействие потрясают воображение. Использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет обеспечить переход от механического усвоения знаний к овладению навыкам самостоятельно приобретать новые знания и умения, приобщает обучаемых к современным методам работы с информацией. Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определенных условиях могут способствовать раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучаемых, их личностных качеств, формированию познавательных способностей. С этими же целями с большим успехом компьютерные технологии можно применять на занятиях по русскому языку и литературе в высшей школе. Они позволяют: - развивать личность обучаемого в условиях информационного общества; - развивать мышление (теоретическое, наглядно-действенное, наглядно-образное, творческое и т.д.); - эстетически воспитывать (во взаимосвязи с литературой); - развивать коммуникативные возможности; - развивать «орфографическую зоркость» (тем более в свете современной тенденции у студентов и школьников - трудности заставить себя читать книги); - формировать информационную культуру, умения осуществлять обработку информации, навыки исследовательской деятельности; - обеспечить побудительными мотивами (стимулами), обусловливающими активизацию познавательной деятельности (за счет компьютерной визуализации учебной информации, вкрапления игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима учебной деятельности); - углублять межпредметные связи (с литературой, историей, педагогикой, языкознанием); - индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения (за счет возможности поэтапного продвижения к цели по линиям различной степени сложности); - осуществлять контроль с обратной связью, с мониторингом ошибок (с соответствующими комментариями в случае неправильного ответа) по результатам обучения и оценкой результатов учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самокоррекцию; - тренироваться в процессе усвоения учебного материала и во время самоподготовки (самостоятельная работа и индивидуальные занятия во внеурочное время); - расширять набор применяемых учебных задач, повышать темп уроков, увеличивать объем самостоятельной работы; - визуализировать учебную информацию; - усиливать мотивацию обучения; - формулировать культуру учебной деятельности, информационную культуру обучаемого и обучающего (за счет использования системы подготовки текстов, электронных таблиц, тестов). Все это становится возможным благодаря различным формам и приемам внедрения и использования компьютера на уроках русского языка, литературы. Будучи уникальным современным средством наглядности, обеспечивающим учащемуся активное взаимодействие с динамическими таблицами, опорными схемами и сигналами, алгоритмами, компьютер обладает уникальной способностью методически ярко проявить языковую наглядность, «материализовать» ее с помощью цвета, графики, системы подчеркивания, динамики изображения, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления», иллюстраций и т.д. (программа PowerPoint). При помощи такой программы с успехом проводятся уроки- презентации. Основа такого урока - изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видеофильмами. Выполнение различных заданий, упражнений, лабораторных работ на основе специальных разработанных программ значительно облегчает работу преподавателя, т.к. проверка обучаемых происходит на месте. Электронные учебники и мультимедиа позволяют легче усваивать объемный материал дисциплины, обеспечивают самостоятельную работу студента, избегая его перегрузки и нерациональной траты времени. В деятельности словесника использование компьютерных технологий возможно и при выполнении проекта. Метод проектов - технология, по которой ученик или малая учебная группа выполняет весь запроектированный цикл активности: придумывает, разрабатывает, корректирует, производит работы, связанные с внедрением и сопровождением готового программного материала. Проект весьма эффективен в учебной деятельности, т.к. обучение с точки зрения ученика уходит на второй план, являясь для него теперь поводом для получения конкретных, необходимых для выполнения проекта знаний и умений. Основной мотив - создание законченного компьютерного приложения (лингвистическая задачка, тест, игра, справочник и т.д.). Проектная технология подразумевает учение через открытия, через разрешение проблемных ситуаций. Введение в обучение проектной технологии позволяет преподавателю активизировать познавательную деятельность и одновременно личностные качества учащихся. Необходимым инструментом проектной технологии является собственно учебный проект: обучение происходит в процессе его осуществления, т.е. студенты учатся самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за их реализацию, им предоставляется право выбора способов деятельности, выдвижения предложений, гипотез, участия в коллективном обсуждении различных точек зрения. Таким образом, обучение происходит в процессе деятельности учащихся - «обучение через деятельность». Метод предусматривает личностный подход к обеспечиванию мотивации проектной деятельности, поэтому его можно охарактеризовать как личностно-ориентированный. В современной педагогике для метода проекта характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу, поскольку в основе проекта лежит некая проблема, из которой вытекают цель и задачи деятельности учащихся. В ходе проектной деятельности учащиеся сталкиваются с тем, что им приходится «добывать знания, а затем соединять разрозненные сведения, нанизывая их на некую свою цель [2. С. 21]. В зависимости от преобладания деятельности обучаемых выделяют следующие виды проектов: информационные, ролевые, игровые, исследовательские [4; 5]. Метод проектов как составная часть технологии включает этапы деятельности. На занятиях в вузе это - начинание (целеполагание), отбор источников, изучение материалов и планирование, выполнение, защита и рефлексия. В нашей практике метод был применен на занятиях по методике литературы по теме «Великая Отечественная война в творчестве поэтов родного края». Первый этап - начинание. Это самый короткий и ответственный этап. Преподаватель пробуждает у учащихся интерес к теме проекта, формулирует проблему. В результате проблематизации определяются цель и задачи, критерии отбора темы: интересна учащимся, актуальна, имеет образовательные, воспитательные и развивающие возможности. Кроме того, выбранная тема позволяет расширить кругозор учащихся, развивать навыки работы с дополнительными источниками, вовлечь учащихся в интеллектуальную деятельность, стимулировать совершенствование речевой компетенции. Учащимся предлагалось «представить» творчество одного из поэтов для публикации в альманахе, посвященном военной поэзии. С этой целью им надо было отобрать стихотворение поэта с военной тематикой, которое могло бы стать «визитной карточкой» его творчества. На следующем этапе проекта - отбор источников - учащимся был предложен обширный список литературы, непосредственно относящейся к данной теме. Третьим этапом являлось изучение материала, в это время преподаватель контролировал подбор материала. Четвертым этапом проектной деятельности является выполнение. На этом этапе максимально активизируется деятельность учащихся, это одна из важнейших частей самостоятельного исследования. Пятый этап проекта - защита. Для защиты проекта выделяется занятие, в ходе которого студенты защищают свой проект - подготовленную в компьютерном варианте рубрику, посвященную лирике одного из поэтов (Г. Суворов, М. Кильчичаков, Н. Доможаков), они мотивируют свой выбор произведения, определяют идейную и эстетическую значимость стихотворения, выявляют различные аспекты «видения» военной темы отдельными авторами. Последним этапом в проектной технологии является рефлексия, или самооценка деятельности: после проделанной работы учащиеся писали мини-сочинение: «Чем важна для нас тема Великой Отечественной войны в современной поэзии?». Эта работа помогает учащимся творчески осознать роль поэзии в воспитании патриотических чувств, интернациолизма, дружбы народов. Не менее действенно и использование в педагогической практике технологии портфолио для фиксирования результатов собственной грамотности - это хорошая возможность представить необходимую информацию о достижениях ученика в определенной области. В досье собирают примеры своих личных достижений в области русского языка, литературы (дипломы, грамоты, лучшие работы). Для осуществления уровневой дифференциации обучения при личностно-ориентированном подходе очень удобны в использовании алгоритмы и тесты, выполненные при помощи программы VisuAL. Итак, использование компьютера на уроках русского языка и литературы делает занятие более привлекательным, эмоциональным и эффективным. Такие уроки запоминаются учащимся, они интересны и современны.

Ключевые слова

компьютерные технологии, проектный метод, информатизация, computer technologies, project method, informatization

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кольчикова Н.Л.Хакасский государственный университет, г. Абаканoes41@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века / Б.С. Гершунский. - М., 1997.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательных учреждениях / Н.Ю. Пахомова. - М., 2004.
Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. - М., 2007.
Симоненко В.Д. Технологизация и инновационность образования как стратегический фактор промышленного подъема в рыночных условиях / В.Д. Симоненко. - М., 2001.
Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула / И. Чечель // Директор школы. - 1998. - №3.
 ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ | Открытое и дистанционное образование. 2009. № 2 (34).

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ | Открытое и дистанционное образование. 2009. № 2 (34).